Дезадаптация младших школьников: предпосылки и профилактика

Школьная дезадаптация — что это, понятие

Школьная дезадаптация: что это такое

Школьная дезадаптация — это нарушение в работе механизмов адаптации ребенка к учебному процессу, которое влияет на его продуктивность и взаимоотношения с окружающими. Это может быть вызвано различными факторами, которые очень часто сочетаются:

  • наследование;
  • индивидуальные особенности и новообразования;
  • отношения с семьей или человеком;
  • проблемы с установлением социальных контактов и т д.

Школьники, подверженные риску школьной дезадаптации, имеют трудности с адаптацией, имеют проблемы с усвоением учебного материала и успеваемостью. Их отношения со сверстниками и взрослыми сложны. Причем развитие личности идет медленно: часто это инфантильные дети, они любят врать, легко подпадают под чужое влияние, мало осознают свое «я».

Психогенная школьная дезадаптация — это явление, которое может начать развиваться на любом этапе обучения. Особенно часто это происходит при переходе из детского сада в школу, а значит — при переходе из начальной в среднюю школу. Часто любой личный конфликт ребенка становится причиной нарушения. Поэтому проблема социальной и учебной дезадаптации долгое время оставалась актуальной в педагогике и психологии.

Подходы к решению проблемы

Подходы к решению школьной дезадаптации

В настоящее время учителя совместно с психологами разработали три подхода к концепции школьной и социальной дезадаптации и решению этой проблемы:

  1. Школьная дезадаптация определяется как психическое расстройство личности, с которым можно справиться только с помощью психиатрического лечения.
  2. Учебная дезадаптация рассматривается как педагогическое явление, в котором главным фактором чрезвычайной ситуации являются отношения с учителями (их стиль обучения и воспитания, методы общения). В этом случае именно они должны исправить нарушение.
  3. Более широкий подход, который рассматривается как социально-психологический процесс формирования и развития конфликта между ребенком и потребностями школы. В этом случае выходом считается комплексный подход к решению проблемы.

Третий вариант кажется наиболее оптимальным и законченным по своей логике и обоснованности. Но, несмотря на это, у экспертов до сих пор возникают разногласия, ведь масштабность проблемы не позволяет найти универсальные пути ее решения.

Школьная дезадаптация у младших школьников

Специалисты выявляют различные формы школьной дезадаптации у младших школьников. Во-первых, ребенок может быть неспособен к учебной деятельности из-за того, что у него недостаточное интеллектуальное и психомоторное развитие. Ребенок не получает должного внимания и поддержки со стороны взрослых. Во-вторых, ребенок может не иметь возможности регулировать свое поведение, это может быть связано с неправильным семейным воспитанием. В-третьих, некоторые дети не успевают за школьными темпами обучения. Это может произойти у детей с задержкой в ​​развитии и у детей со слабым типом нервной системы. Четвертой формой школьной дезадаптации может быть боязнь самой школы.

Готовые работы на аналогичную тему

400 руб

Уровни развития школьной дезадаптации

В процессе развития школьной дезадаптации у ребенка можно выделить и проследить 3 различных уровня.

Педагогический

Педагогический уровень развития школьной дезадаптации

Если ученик оказывается в неудобной или конфликтной ситуации, у него возникает ряд физиологических проблем, таких как:

  • невозможность сосредоточиться на умственной или физической операции в течение длительного времени;
  • раздражительность от громких звуков, вспышек света, резких запахов;
  • беспокойство;
  • резкие перепады настроения;
  • быстрая утомляемость;
  • сильное пробуждение и засыпание и т д.

Все эти проблемы не постоянны, они вызваны только конфликтной ситуацией. Когда они это исправляют, они исчезают и легко исправляются.

Психологический

ребенок не хочет ходить в школу

Если на предыдущем уровне ребенок систематически не получает поддержки и не справляется с возникающими трудностями, то психика начинает защищаться с помощью асоциальных действий. Учащийся отказывается подходить к доске, плохо разговаривает с другими, не хочет ходить в школу, отказывается выполнять задания и требования. Педагоги и родители часто усугубляют ситуацию, когда реагируют на такое поведение криками, ультиматумами и низкими оценками.

Это приводит к тому, что все вышеперечисленные проблемы становятся постоянными и становятся еще более выраженными. Плохой сон может превратиться в бессонницу, отказ от обеда или ужина — в тяжелые расстройства пищевого поведения и т.д. Ребенок пытается защитить себя и изолироваться от всех, кроме школы.

Исправить это состояние нужно с помощью психолога. Если этого не происходит вовремя, ученик превращается в «трудного ребенка с антиобщественным поведением».

Физиологический

агрессивный школьник

Следующий уровень школьной дезадаптации, который возникает, если ребенок все еще остается один с проблемами. Все вокруг сейчас испытывают его негатив: конфликт с одним из учителей превращается в конфликты со всеми учителями. Ученика понимают не только его родители, но и все взрослые. Утрачивается способность к самоконтролю, ребенок больше не пытается себя сдерживать.

Асоциальное поведение накладывает отпечаток на здоровье школьника. Он страдает хроническими неврозами и это негативно сказывается на всех системах организма, вылечить их еще сложнее.

Четких интервалов на каждом из уровней нет, формы школьной дезадаптации индивидуальны для каждого ребенка. Поэтому чем раньше ему будет оказана помощь, тем легче будет справиться с нарушением и не будет осложнений для здоровья.

Виды школьной дезадаптации

Типы школьной дезадаптации

Процесс развития школьной дезадаптации индивидуален для каждого ребенка, поэтому определить его форму в чистом виде практически невозможно. Практически всегда разновидности можно сочетать и создавать целый комплекс отклонений.
Наиболее распространены следующие типы:

  1. Социальное. Сюда входит отрицание общепринятых взглядов в обществе, асоциального поведения, проблемы саморегуляции студентов.
  2. Психосоциальный. Для него характерны психологические особенности личности (в том числе пол и возраст). Чем меньше внимания и индивидуального подхода к ребенку, тем ярче проявляется этот вид дезадаптации.
  3. Возбудитель. Он проявляется в нарушениях работы мозга, психических расстройствах, а иногда и в фобиях, которые есть у ученика.
  4. Интеллектуальный. Чаще всего проявляется не в начальной школе, а у детей старшего возраста. Вызвано отсутствующими и невосстановленными пробелами в знаниях, которые влияют на обучение.
  5. Эмоциональный. Выявляется по нарастанию уровня тревожности, чувства страха за успеваемость. В то же время этот тип встречается у детей с высокой мотивацией, но низкой самооценкой.

Причины школьной дезадаптации

Причины школьной дезадаптации

Взгляды психологов на возможные причины школьной дезадаптации расходятся. Некоторые считают, что единственной проблемой школьной дезадаптации являются дидактогенные нарушения: противоречие между потребностями образовательной среды и индивидуальными психофизическими особенностями ребенка. Другие склонны к тому, что существует ряд предпосылок для школьной дезадаптации, которые приводят к возникновению этого явления.

К причинам школьной дезадаптации младших школьников можно отнести:

  • недостаточная доступность для школы: отсутствие элементарных представлений об окружающем мире, уровень развития психомоторных навыков ниже среднего, из-за чего ученику сложно успевать за одноклассниками;
  • низкий уровень развития когнитивных процессов и некоторых психических функций (слишком низкая или, наоборот, чрезмерно завышенная самооценка, рассеянное внимание, слабая память);
  • поведенческие проблемы: ученик не может сидеть на протяжении всего урока, не отвлекаясь и не вставая;
  • влияние родителей: чрезмерная опека, боязнь ошибок и неудач, недостаточное внимание к ребенку, неблагоприятные условия и атмосфера в семье;
  • влияние со стороны учителя: авторитаризм, излишняя строгость, отсутствие индивидуального подхода к каждому ребенку или разделение на фаворитов и другие;
  • социальный аспект: отношения со сверстниками не развиваются, не признаются на уроках;
  • любые психологические расстройства и расстройства (в том числе наследственные);
  • неспособность адаптироваться к учебной программе (высокий темп, сложность, специфика).

Профилактика

Предупреждение несоответствия

Начальная школа

Перед поступлением ребенка в школу показывается прохождение психолого-медико-педагогической комиссии, которая определяет подготовку к школе, состояние здоровья и дает рекомендации по индивидуальному пути развития ребенка.

Многие родители опасаются совершения преступления, считая его оскорбительным событием и видя риски постановки диагноза ребенку. В результате они отказываются проходить. У них есть право, но вы должны понимать, что члены комиссии работают в интересах ребенка и семьи.

Чтобы не допустить дезадаптации, психологически неподготовленного ребенка нельзя отдавать в школу, даже если ему 6-7 лет. По законам нашей страны максимальный ребенок может быть отдан в школу с 8 лет. Второй вариант — заранее выявить пробелы в структуре готовности и работать с ребенком, готовя его к школе.

Младшие и старшие подростки

Сам подростковый возраст характеризуется несоответствием личности в широком смысле слова. Подросток активно познает себя и ищет свое место. Лучшее, что могут сделать родители для предотвращения школьной дезадаптации, — это общаться с подростком, относиться к нему с уважением и пониманием, изучать особенности возраста и особенности реакций.

Что еще можно сделать:

  • Не ждите, что у вашего ребенка будут хорошие оценки и успехи по всем предметам.
  • Помогите детям понять их интересы и способности, разработайте индивидуальный план обучения.
  • Будьте осторожны с когнитивными нарушениями, которые естественны для этого возраста, и помогайте с едой, занятиями и отдыхом.

Переход из одного учреждения в другое

Изменение привычного образа жизни — это стресс для любого человека. Переход из одной школы в другую — это двойной стресс для ребенка, особенно если он сочетается со сменой места жительства или происходит в переходных классах. Вступить в команду — непростая задача:

  1. Встретьтесь и поговорите со своим классным руководителем. Расскажите нам о личности вашего ребенка и об успехах старой школы.
  2. Узнайте характеристики и статус школы, познакомьте ребенка со школой заранее.
  3. ученику начальной школы полезно помочь найти друзей: соседа по парте, члена клуба. Сами подростки объединяются в группы, вмешиваться не нужно. Но вы всегда должны быть готовы помочь, поговорить со своим ребенком.

Переход из одного учебного заведения в другое — событие индивидуальное. Прогнозировать развитие событий невозможно, так как все зависит от особенностей ребенка, школы и класса. Рекомендации должны быть даны для конкретного случая. Лучшее, что могут сделать родители для улучшения адаптации своего ребенка, — это проконсультироваться с местным психологом.

Типы проявления школьной дезадаптации

Выделяют 5 видов проявлений школьной дезадаптации, которые различаются по причинам нарушения.

Когнитивный

Этот тип дезадаптации выражается в неспособности ученика продвигаться по школьной программе, что соответствует характеристикам возраста. Он может быть как хроническим у всех испытуемых, так и фрагментарным (время от времени). Ребенку сложно успевать за всем классом: он опаздывает на уроки, быстро устает, долго выполняет домашнее задание.

Эмоционально-оценочный

Этот тип дезадаптации связан с эмоциональным и личным отношением ко всему процессу обучения или к отдельным предметам. Ученик бурно выражает свои эмоции, которые вызваны чувством страха и беспокойства по отношению к урокам, учителям, местам в школе.

Поведенческий

Поведенческий тип проявления школьной дезадаптации

Тип поведенческой дезадаптации характеризуется неспособностью ребенка контролировать собственное поведение и слабой саморегуляцией. Нарушает социальные нормы поведения в школе: агрессивен, конфликтует с окружающими, не желает устанавливать никаких контактов. Нет мотивации учиться и заниматься другой деятельностью.

Соматический

Еще один вид школьной дезадаптации, который связан с различными отклонениями и проблемами с физическим развитием и здоровьем ученика. Утомляемость, болезни внутренних органов и слабый иммунитет негативно сказываются на успеваемости и общении ребенка.

Коммуникативный

Этот тип дезадаптации возникает из-за трудностей в общении и установлении контактов со сверстниками и преподавателями. Учащийся может быть застенчивым, неспособным поддерживать разговор и не знать, как обратиться за помощью. Все это заканчивается неудачами, которые заставляют его еще больше замкнуться в себе.

Диагностика школьной дезадаптации

студенческая усталость

Неадекватную адаптацию начальной школы может диагностировать только учитель. Для этого необходимо оценивать уроки в целом, отмечать, у кого из детей периодически возникают трудности в усвоении материала, в темпе работы и выполнении домашних заданий.

Воспитатель может заметить у ребенка следующие признаки дезадаптации:

  • быстрое утомление на уроках и снижение трудоспособности (ребенок много вертится, не может долго сидеть за партой, зевает, играет со школьными принадлежностями, не может повторить только что сказанное на уроке);
  • повышенная утомляемость (внешний вид: ярко-красные щеки, посинение на верхней губе, отказ от игры и общения с одноклассниками, безынициативность в классе, агрессия по отношению к сверстникам, ходьба на цыпочках);
  • ошибки в письменной работе (выполнено не по порядку, много пятен и исправлений, не соблюдаются правила ведения тетрадей, вовремя не сдано домашнее задание, пропущены буквы в словах);
  • повышенная тревожность при хорошей успеваемости (боязнь ответов на доске, сомнения в своих способностях, реагирует на комментарии слезами или агрессией, при ответе тянет одежду, делает много движений руками, часто моргает или облизывает губы).

Если хотя бы некоторые из признаков начинают часто появляться, учитель обязан поговорить с родителями и связаться со школьным психологом.

Дальнейшее обследование выглядит следующим образом:

  1. Психолог проводит необходимые диагностические методики.
  2. Собирает и анализирует полученные данные, определяет критерии школьной дезадаптации, при необходимости снова беседует с ребенком.
  3. Студента осматривает врач.
  4. Психолог беседует с учителем, соотнося все результаты с наблюдениями.
  5. Педагог и психолог передают всю информацию родителям.

Коррекция дезадаптации у детей школьного возраста

школьный психолог

Не существует единой методики коррекции школьной дезадаптации у детей школьного возраста. К каждому ребенку нужен индивидуальный подход, ведь факторы школьной дезадаптации и способы ее коррекции очень разные. Ребенку требуется квалифицированная помощь, учитывающая одновременно медицинские, психологические, педагогические и социальные аспекты.

Основной упор делается на психологическую помощь, поэтому большой пласт работы выполняет школьный психолог (при необходимости это может быть частный психолог или психотерапевт). Подробно исследуйте основные моменты, касающиеся студенческой жизни:

  • изучает социальную среду ребенка и условия его развития;
  • оценивает психофизическое развитие ученика, учитывает индивидуальные особенности;
  • определяет характер внутреннего конфликта, приведшего к нарушению;
  • выявляет факторы, определяющие кризисную ситуацию и появление признаков дезадаптации;
  • разрабатывает индивидуальный план психолого-педагогической коррекции, доводит до сведения педагогов и родителей.

Психолог практикует множество методов коррекции, чаще всего это могут быть:

  • разговоры;
  • арт-терапия;
  • групповое обучение;
  • ассоциативные техники;
  • игровые мероприятия, направленные на сбор классного коллектива;
  • при необходимости упражнения для развития мыслительных процессов.

Учителя также активно участвуют в корректирующих мероприятиях для конкретного ребенка. Они создают позитивные условия для адаптации ученика: комфортная и доброжелательная атмосфера на уроке, доброжелательная атмосфера на уроках, особое внимание к ребенку.

Родители должны быть вовлечены в жизнь ребенка, чтобы увеличить возможность положительной динамики в развитии расстройства. Без их поддержки результат был бы минимальным. В семье следует строить доверительные отношения с ребенком, подбадривать и помогать ему во всех начинаниях, обязательно хвалить. Все комментарии должны быть сведены к минимуму или высказаны спокойно и осторожно. Члены семьи должны иметь общее времяпрепровождение, заниматься какой-либо общей деятельностью.

Социальная дезадаптация: понятие, факторы

Под понятием социальной дезадаптации понимается процесс, при котором человек нарушает нормы и правила поведения в обществе. При социальной дезадаптации человек не может адаптироваться к обществу, в котором он живет. Этот процесс может проявляться следующими способами:

  • блуждающий
  • очень прошу
  • кража
  • курение, алкоголь и наркотики
  • нарушение закона

Люди, выпившие проблемы с социальной адаптацией, в будущем не могут найти работу, потому что у них нет трудовых навыков и желания работать, они также не могут создавать полноценные семьи.

Ученые выделяют ряд факторов, способствующих социальной дезадаптации:

  • физическое лицо
  • психолого-педагогические факторы
  • социально-психологические факторы
  • личностные факторы

Школьная дезадаптация в подростковом возрасте

В подростковом возрасте ситуация чаще обостряется. Оценки учеников начинают снижаться, появляется больше проблем с дисциплиной. В этот период на процесс нормальной адаптации начинает действовать ряд факторов, что приводит к его нарушению

Первый фактор — это индивидуальный фактор. Следует отметить, что в этот период у подростков наблюдается сильный гормональный всплеск, который влияет на их настрой, поведение, физическое и эмоциональное состояние. Некоторые пытаются занять руководящую позицию, реализовать это желание с помощью антиобщественного поведения, пытаются продемонстрировать свою взрослую жизнь с помощью ненадлежащего поведения, начинают курить или употреблять алкоголь и нецензурно бранятся.

Следующий фактор — это умственный фактор. В этот период эмоции преобладают над рациональностью. Ребенок сам решает делать то, что доставляет ему наибольшее удовольствие, меньше задумывается о пользе.

Следующий фактор — фактор воли. У подростка начинаются проблемы с питанием агрегата. Часто ему не удается сделать то, что ему нужно, чаще он делает то, что хочет. Если цель ему не нравится, то чаще всего работа остается незавершенной.

Последний фактор — это семейный фактор. В подростковом возрасте дети стараются казаться независимыми. Если в семье хорошие отношения, ребенок не отдаляется от родственников, обращаясь за помощью и поддержкой в ​​случае необходимости. Если отношения в семье сложные, подростку не с кем поделиться своей проблемой.

 

Оцените статью
Блог про заболевания нервной системы