Дезадаптация в психологии: что это такое

Что это такое

Дезадаптация — это неспособность человека адаптироваться к определенным условиям существования, очень часто новым. Он находит выражение в поведении, не свойственном ему в привычной среде. Например, дома он может вести себя совершенно нормально: общаться с семьей и соседями, заботиться о родителях, содержать квартиру в чистоте, проявлять уважение к семейным ценностям. На работе кардинально меняется: не может наладить контакт с коллегами и начальством, он груб или замкнут, не говорит ни слова, не соблюдает устав компании (опаздывает, курит не в том месте).

Неадаптивное поведение — это нарушение фундаментальных правил общества, действующих в определенных условиях (на работе, в школе, в семье, в правительственном учреждении, в любом объединении).

Однако при дезадаптации меняется не только поведение, но и психофизическое состояние человека. Если он дома тихо и прекрасно себя чувствует, у него значительно повышается уровень тревожности на работе, учащается дыхание и пульс, наблюдается обильное потоотделение, возникают панические атаки. Это состояние затрагивает практически все сферы личности: эмоциональную, физиологическую, поведенческую.

Как это может закончиться:

  • при правильной коррекции и помощи извне, посадка будет хорошей, и человек сможет изучить правила и положения;
  • в их отсутствие он не выдержит эмоционального напряжения, усугубляемого физиологией, и выпадет (сознательно или нет) из заданных условий существования: сменит работу, разведется, перестанет ходить в школу;
  • он будет и дальше терпеть их, и эта дезадаптация заставит его жить в постоянном стрессе.

Последний случай самый сложный. Психологи говорят, что более 30% людей можно охарактеризовать как неприспособленных, поскольку они не могут эмоционально, физически и психологически принять условия труда, в которые они должны идти каждый день. Они не обращаются за помощью к специалистам и не пытаются искать новое место по разным причинам (здесь ближе к дому, хорошо платят и вдруг оказывается, что там хуже).

В примечании. В медицине существует подобный диагноз — синдром дезадаптации. Его назначают новорожденным с сердечно-сосудистыми заболеваниями из-за перинатальной гипоксии.

3 подхода к решению проблемы

Проблемы дезадаптации в настоящее время рассматриваются с разных сторон. В подходе к их решению можно выделить три основных направления.

Медицинский подход

Сторонники этого подхода утверждают, что дезадаптация основана на психических расстройствах, которые являются областью изучения психиатрии и должны лечиться с помощью лекарств. Он трактуется как промежуточное состояние между нормой и патологией, но находится ближе к последней. В доказательство приводятся его признаки, во многом повторяющие клиническую картину пограничных психоневрологических расстройств.

Социально-психологический подход

Его сторонники считают любую дезадаптацию социально-психологической. Они интерпретируют это двояко: и как социальный элемент — неадекватность индивида потребностям общества, в котором он находится, и как психологический элемент — неспособность индивида адаптироваться к своим собственным потребностям. При отсутствии одного компонента второй невозможен. Например, если в течение своей жизни человек не смог сформировать внутреннюю «самооценку», то ни при каких условиях существования он не добьется успеха. Результат — несовпадение личности и решить эту проблему могут только психологи.

Онтогенетический подход

По мнению сторонников этого подхода, механизм дезадаптации срабатывает только в моменты кризиса в жизни человека. Он попадает в новые условия существования, которые требуют от него изменения того типа поведения, который уже сложился за многие годы. Доказательством тому служат вспышки дезадаптивных проявлений в определенные моменты жизни людей: переход из детского сада в первый класс, из школы в университет, смена работы, замужество, переезд в другую страну. Согласно этому подходу, человек может самостоятельно корректировать свое поведение, если есть мотивация и основа для личного акцента. В противном случае вам понадобится помощь специалиста.

Коррекция

Чтобы преодолеть социальную дезадаптацию и начать жить нормальной жизнью, наполненной позитивным общением с другими, вам необходимо преодолеть свои внутренние страхи. Здесь поможет работа с психологом. Специалист поможет человеку понять, что его волнует. Итак, основные методы борьбы с нарушением:

  • работа с психологом и психотерапевтом;
  • социальные контакты.

Выйти в общество и делать то, чего вы боитесь, — эффективный способ преодолеть страхи людей. Это легче сделать, если вы ищете позитив. Можно, например, записаться на интересный обучающий курс, найти хобби, совместная работа поможет найти друзей и поддержку.

Конечно, развитие оптимистичного мышления требует усилий. Но искреннее желание человека жить полноценной общественной жизнью поможет сформировать новые коммуникативные навыки.

Причины

Несоответствию способствуют различные факторы, которые могут работать как по отдельности, так и в сочетании. Они делятся на экзогенные и эндогенные.

Личные (внутренние) причины заставляют человека недостаточно удовлетворять свои потребности в обществе. Может быть:

  • длительное заболевание;
  • психические заболевания и отклонения;
  • ограниченные возможности;
  • длительная изоляция;
  • переход на другую сферу деятельности (длительная командировка, академический отпуск, декретный отпуск);
  • педагогическая запущенность, необразованность.

Факторы окружающей среды (внешние) создают для человека необычные и дискомфортные условия существования, которые могут сдерживать его личные проявления. К ним относятся:

  • неблагоприятное семейное окружение;
  • отсутствие любви и внимания к ребенку со стороны родителей;
  • отсутствие взаимопонимания со сверстниками, неприятие со стороны коллектива;
  • новая среда, смена привычного образа жизни, неожиданные события, моменты кризиса (переломный момент;
  • «Рыночное образование»: отсутствие материального достатка делает человека белой вороной;
  • негативное влияние Интернета и СМИ, формирующих концепцию идеализированного виртуального мира, не имеющего ничего общего с реальным;
  • дезадаптивное влияние человека (учителя, родителя, начальника, мужа);
  • физические и эмоциональные перегрузки (особенно это ощущается ребенком при переходе в первый класс).

При коррекции поведения дезадаптированного человека необходимо учитывать факторы, спровоцировавшие это состояние. Если невозможно устранить ряд причин (отсутствие родительской любви в детстве или педагогическое пренебрежение), можно устранить некоторые из них (влияние авторитарной личности или Интернета).

Как распознать детскую депрессию?

Симптомы депрессии по-разному проявляются в разном возрасте. У дошкольников плохой аппетит, истерики, замедленность движений, небольшая прибавка в весе по сравнению с нормой.

Дошкольная депрессия напрямую связана с физическим здоровьем. У ребенка этого возраста можно также заметить характерные признаки взрослой депрессии, такие как: грусть, тихий голос, плохая мимика, «волочащаяся» походка старика.

У детей школьного возраста наблюдаются: снижение или потеря интереса к играм и хобби, чувство меланхолии и печали, отсутствие друзей, безразличие к окружающему миру. Типичные детские жалобы будут звучать так: «скучно», «плохо», «мне все равно», «как-то я не прав». Одна из самых частых жалоб у детей и самый частый симптом депрессии — это скука. Слово «скучно» — своеобразный индикатор, указывающий на потерю интереса к жизни.

Сережа, 5 лет. Родители обратились к психологу с жалобами на повышенное беспокойство и плохой сон у ребенка. В саду ребенок находится с 3-х лет, всегда отличался эмоциональностью, тревожностью, плохим аппетитом и нарушениями сна. Проблемы усугубились с началом подготовки к школе.

Психолог предложил мальчику нарисовать рисунок, показал ему комплекс дыхательных упражнений, направленных на саморегуляцию, а также дал специальный блок упражнений — «гимнастика для мозга».

В подавленном состоянии отмечается усиление плача. Чем младше ребенок, тем чаще он может плакать по поводу и без причины. Также есть повышенная чувствительность, сострадание не только к себе, но и к другим (случайно раздавленное насекомое, сломанная ветка, сорванный цветок, бездомное животное). Дети в депрессивном состоянии могут просить руки, просить, чтобы их взяли на руки. В речи присутствует детская интонация.

Внешний вид ребенка в депрессивном состоянии виден невооруженным глазом. У него мрачное, мрачное и мрачное выражение лица. Эти дети не верят в признание родителей и своим поведением просят подтверждения любви. Они могут задавать один и тот же вопрос много раз: «Любишь ли ты меня?» Малейшее недовольство взрослых воспринимается как вызов и вызывает истерику, плач, крик, повышенную физическую активность. Ребенок разными способами, даже самыми наивными, пытается найти к нему подтверждение любви.

Школьная дезадаптация, как признак детской депрессии

Несоответствие в школьном коллективе проявляется трудностью запоминания материала прошлого и, как правило, дает о себе знать постепенно. Дети тратят много времени и энергии на подготовку к урокам, испытывают проблемы с усвоением новых знаний и часто не понимают только что прочитанный материал.

Родители жалуются, что у ребенка плохая память, внимание, рассеянность, возбужденное состояние. Она делает домашнее задание со взрослыми дома, но не может сказать им об этом на доске. Я не могу решать простейшие математические задачи. Невозможно повторить текст. Забудьте дома об учебниках и тетрадях.

Дети начинают думать, что учителя считают их «глупыми», «глупыми», сверстники не хотят с ними общаться, а родители все свое внимание и любовь отдают своим братьям и сестрам. У ребенка появляется неуверенность в себе и своих силах, исчезает мотивация и интерес к урокам, появляется социальное отчуждение. Ребенок отказывается ходить в школу, не выполняет своих обещаний, «убегает» в болезнь. Состояние «школьной фобии» может длиться годами.

Признаки депрессии у подростков

Депрессия у подростков отличается своей яркостью. Гормональные изменения во всем организме, изменение внешнего вида только усугубляют и без того тяжелое состояние. Психические переживания добавляют к физическим изменениям. Возникает ощущение их ничтожности, неполноценности, никчемности. Чувство вины перед собой («Ничего не могу», «Мне нехорошо», «Я не такой, как все») и родителями («У меня все проблемы и несчастья», «Я» m плохо и бесполезно. Такие переживания могут проявляться в поведении, когда подросток становится вялым и безразличным или, наоборот, ведет себя демонстративно грубо и вызывающе, а также тревожными мыслями о своей внешности и здоровье.

Подросток теряет интерес к увлечениям, которые раньше были радостными и веселыми. Он «убивает» время перед телевизором, «замирает» в социальных сетях, входит в компьютерный мир, пропускает занятия или вообще не ходит в школу. В то же время он может чувствовать себя виноватым из-за отсутствия силы воли. Родители твердо убеждены, что все это лень и «плохой» характер, они его пытаются перевоспитать, наказывают. И получают за свои действия сполна: грубость, резкость, неприязнь, а иногда и физическую агрессию. В семье возникают конфликты, портятся общение и отношения.

Причины детской депрессии

Как и любая болезнь, детская депрессия имеет определенные внешние и внутренние предпосылки и причины.

Наиболее частым психотравмирующим фактором у детей до 4 лет считается раннее разлучение, когда ребенок по той или иной причине разлучен с матерью. Например, ребенок помещен в больницу, детский сад, детский сад или детский дом.

Для детей от 5 лет это неблагоприятная ситуация в семье (смерть родителей, насилие или жестокое обращение, развод и т.д.).

Когда ребенок идет в школу, на первом месте стоят проблемы, связанные с обучением, отношениями со сверстниками и учителями.

Стоит отметить, что депрессивное состояние может длиться от 1 месяца до 1 года и более.

Ранняя диагностика и своевременная медицинская и психологическая помощь — главный фактор успешного преодоления проблемы. Родители должны внимательно следить за эмоциональным состоянием своего ребенка и признаками, перечисленными в статье. Игнорирование, уход от проблем — не выход из ситуации. Детская депрессия — это психическое заболевание, требующее не только медицинской и психологической помощи, но и поддержки всех членов семьи. В некоторых случаях при невысказанных признаках он со временем может пройти самостоятельно и не требует вмешательства специалиста. В более сложных ситуациях стоит обратиться к врачу, психологу, психотерапевту, ведь не всегда ребенок может описать свои переживания и эмоциональные проблемы.

Фактор времени. Если ребенку «грустно, скучно, плохо» день или два, это нормально, потому что каждый имеет право на такое состояние. Если у вашего ребенка (подростка) состояние меланхолии, грусть длится две недели и более — это уже повод обратиться к специалисту. Чем раньше будет оказана помощь, тем быстрее изменится состояние и меньше будет негативных последствий.

Некоторые родители опасаются, что психиатры превратят их ребенка в «овощ», выписав антидепрессанты. Но сегодня наука прошла долгий путь. В центре. Г.Е. Сухарева ДЗМ при лечении депрессии использует самые современные препараты с минимальными побочными эффектами. Все препараты подбираются строго индивидуально, с учетом текущего состояния и анамнеза.

Опыт показывает, что залогом достижения стабильного результата является не только медикаментозная терапия, психотерапия, но и активное вовлечение родителей, членов семьи и самого ребенка в процесс выздоровления.

Диагностические мероприятия

Определить дезадаптацию сможет только квалифицированный специалист. Определяет развитие соматических симптомов у детей и подростков и тревожных признаков у пожилых людей, свидетельствующих о течении патологии. Диагноз ставится согласно диагностическим критериям DSM-III-R:

  • Проявляются психосоциальные стрессовые реакции, проявляющиеся в течение трех месяцев.
  • Природа несоответствия. На этом этапе диагностики определяется наличие нарушений в обучении или работе и симптомы, которых не должно быть при стрессе.
  • Продолжительность реакции дезадаптации более 6 месяцев.

В случае дезадаптации рекомендуется дифференциальная диагностика. Патологию следует отличать от таких состояний, как расстройства, вызванные употреблением психотропных препаратов, посттравматические расстройства, вызванные стрессом, ароматизацией.

Осложнения расстройства адаптации (приспособительных реакций)

Осложнения расстройства адаптации могут развиваться разнонаправленно 1 3 .

Обострение имеющихся симптомов и усиление процессов разочарования. Аффективные реакции, смешанные депрессивные и тревожно-депрессивные симптомы выходят за рамки самой реакции (то есть кратковременного расстройства в течение нескольких дней), переходя в клинически сформированное депрессивное или тревожно-депрессивное расстройство. В этом случае происходит полное или частичное отделение от первопричины — стрессор больше не является основным фактором развития детального клинического синдрома.

Развитие невротических и соматоформных расстройств — это расширение симптомокомплекса нервно-психических расстройств, к которому могут добавляться навязчивые состояния, панические атаки, вегетативные расстройства (болевые ощущения различной локализации, сердцебиение, повышение температуры тела, головокружение, тошнота). Существует риск развития или обострения психосоматических заболеваний, таких как гипертония, астматический бронхит и других 13 .

Становлением невротического (патохарактерологического) развития личности является хронизация невротических расстройств, когда внешние причины, их вызвавшие, не устраняются. У пациента закрепляются и развиваются личные невротические изменения: повышенная тревожность, эмоциональная нестабильность, психическая и поведенческая нестабильность, астенизация. В этом случае утрачивается прямая связь невротических расстройств со специфическими психогенными факторами, часто наступает декомпенсация невротических расстройств. Как правило, при тяжелых невротических расстройствах это происходит через 3-5 лет.

Признаки

У детей дезадаптивное поведение очевидно невооруженным глазом даже неспециалисту. Это видят родители, учителя, школьные психологи, сверстники. У взрослых он может быть тоньше. Например, если человек не хочет терять работу и не имеет психических отклонений, он может скрыть свое недовольство, хотя по некоторым внешним проявлениям это все же можно увидеть (неуважение к коллегам и начальнику, систематические задержки, частые отпуска по болезни, депрессия). Психологи называют самые очевидные признаки дезадаптации:

  • раздражительность, которая распространяется не только на других, но и на собственное поведение;
  • агрессия;
  • негативное мышление (плохие мысли преобладают над хорошими);
  • уход на себя: отсутствие новых знакомств, разрыв старых отношений, потеря связей с друзьями и семьей, подмена реального мира иллюзорным;
  • концентрация на себе, полное погружение в свои переживания, пустота;
  • частичное или полное нарушение норм морали и закона, правил, действующих в условиях, в которые он попал;
  • попытка приспособить среду под себя, а не под себя в новых условиях;
  • дезадаптированные дети (особенно подростки) отличаются ярко выраженным асоциальным и девиантным поведением;
  • ухудшение психического состояния: депрессия, нервозность, неадекватная самооценка и происходящее, панические атаки, беспокойство;
  • ухудшение физического здоровья: скачки давления, учащение пульса, повышенное потоотделение и другие вегето-сосудистые симптомокомплексы.

Наиболее критическим проявлением дезадаптации, по мнению психологов, является социальная фобия, которая при отсутствии коррекции может привести к самоубийству, а в детстве — к аутизму.

Расстройство психической адаптации и вегетативные отклонения

Проявления расстройства адаптации могут проявляться аффективными расстройствами, депрессией и тревогой, волевой и эмоциональной летаргией, бессонницей или сонливостью. Часто наблюдаются отклонения в поведении в виде гиперактивности, агрессии и антиобщественных действий.

Все синдромы психопатологической дезадаптации связаны с симптомами дисфункции вегетативной нервной системы. Именно им больной уделяет наибольшее внимание, именно с ними он в первую очередь обращается за помощью. После стресса могут наблюдаться следующие недуги:

  • ощущение холода или жара;
  • обильное потоотделение;
  • боль в желудке;
  • понос или запор;
  • учащение пульса и скачки давления.

Не понимая истинной причины страданий, человек с расстройством адаптации обычно жалуется на работу сердца, гипертонию, реже на другие возможные заболевания. И только опытный врач может определить психологическую природу появления отклонений.

Уровни

В психологии есть разные уровни дезадаптации.

  • Нулевой

Это предпосылки к тому, что дезадаптация укоренилась в психике человека с детства и может проявиться в любой момент конфликта или периода кризиса. На данном этапе отсутствуют личные отклонения и деформации моральных ценностей. Однако тенденцию можно распознать по особой линии поведения (частые беспорядки, отрицание, грубость, невоспитанность). Легко поддается коррекции посредством выработки социальных норм.

  • Формирование отношения

Если на нулевой стадии тенденция к дезадаптации не была замечена, а значит, она не исправлена, начинают формироваться негативные социальные установки. Личностных деформаций пока не наблюдается, но человек начинает зависеть от поведения окружающих, хотя внешне пытается показать, что ему все равно. На этом этапе дезадаптивный протест может выражаться в курении, употреблении алкоголя, вступлении в неформальные группы. Методы коррекции: обучение и индивидуальная работа с психологом.

  • Систематизация

У человека вырабатывается стойкое неприятие тех условий, в которых он находится. Может четко сформулировать, что ему не нравится (делать домашнее задание, рано вставать, работать сверхурочно, приходить домой вовремя). Несмотря на это, он не пытается ничего изменить в сложившейся ситуации, и ему ничего не остается, кроме как продемонстрировать свой протест окружающим. У подростков это может выражаться в драках и хулиганстве, у взрослых — в грубости и открытом конфликте. Начинают наблюдаться устойчивые деформации личности и нарушения сферы мотивационных потребностей. Коррекция: смена деятельности и окружения, работа с психотерапевтом.

  • Зависимости

Если предыдущий этап отложен и человек не получит помощи, это может стать опасным для окружающих и для него самого. Может возникнуть раздвоение личности. То есть там, где он находится в зоне комфорта, он милый, добрый и общительный. Но на ненавистной работе, под гнетом эмоциональной нагрузки могут проявляться маниакально-депрессивные наклонности: незаметно уничтожает важные документы, ворует деньги, пишет анонимную клевету, плетет интриги. В длительных случаях даже психотерапевт может не справиться, придется обратиться к психиатру.

Особенности проявления шизофрении у женщин и мужчин

было показано, что и женщины, и мужчины одинаково подвержены шизофрении. Однако есть некоторые гендерные различия в течении болезни.
признаки шизофрении у женщин легко распознать по поведению. На ранних стадиях болезнь проявляется следующими симптомами:

  • Навязчивая идея;
  • Изменение настроения
  • Раздражительность, необоснованная агрессия;
  • Глупые поступки: например, женщина несколько раз вытирает стул перед тем, как сесть;
  • Стремление к патологической чистоте, стремление навести порядок в доме из-за убеждения, что повсюду паразиты, нечистоты и т.д.

Если родственники заметили, что женщина давно пребывает в подавленном настроении, пренебрегает общением, старается побыть наедине с собой, необходимо обратиться к врачу.
Беременные женщины подвержены шизофрении, болезнь может проявиться после родов. Итак, молодая мама отказывается принять ребенка, отказывается от своих обязанностей.
Отличительной особенностью шизофрении у мужчин является непрерывное течение болезни, у женщин — эпизодическое.
Шизофрения у мужчин проявляется следующими симптомами:

  • Двойственность. Он проявляется в поведении, эмоциях, действиях. Мужчина отдаляется от семьи, его не интересует жизнь близких.
  • Смена настроения. Пациент может поплакать, посмотреть мелодраму и тут же «взорваться» в доме, заявив, что это ему не понравилось.
  • Тепло страсти. Излишняя эмоциональность, чувство физической силы и умение «сворачивать горы» резко сменяются апатией, беспомощностью, депрессией.

Как правило, все вышеперечисленные симптомы родственники связывают с переутомлением, переутомлением, нервной перегрузкой, но не с началом шизофрении.
Бить тревогу начинают только тогда, когда уже появляются явные признаки заболевания, о котором говорилось выше. Также у мужчин бредовые идеи проявляются в виде бреда преследования, бреда взаимоотношений (мужчина уверен, что окружающие и его семья осуждают его внешность, «шепчут» за его спиной, фиксируют его действия и движения), бред ревности. (на основе навязчивой идеи мужчина упрекает свою супругу в неверности, находя только те признаки, которые кажутся ему верными. Это так называемый «синдром Отелло».
Мужчины с шизофренией обычно испытывают слуховые галлюцинации, в то время как женщины также испытывают зрительные, тактильные и обонятельные галлюцинации.

Виды дезадаптации и их характеристика

Невозможно описать абсолютно все типы и все виды дезадаптации, это слишком много явлений. Поэтому в психологии существует несколько классификаций.

Общепринятая классификация

В его основе лежат те факторы, которые провоцируют развитие дезадаптации, и те области личности, которые она деформирует.

Социальное

Суть: потеря связей и контактов с обществом.

Главный признак: антиобщественное поведение.

Яркий пример: вхождение в новый коллектив по причине смены работы, школы, места жительства и отказа от его правил.

Корректирующие методы: групповое обучение, социальная адаптация, работа над межличностными отношениями.

Патогенная / психическая дезадаптация

Суть: нервозность, психические заболевания и отклонения.

Главный признак: неадекватная реакция на происходящее, неумение контролировать свое поведение и эмоции.

Известные примеры: фобии, алкогольная или наркотическая зависимость, обсессивно-компульсивное расстройство, неврастения, биполярное расстройство личности.

Методы коррекции: психотерапия, психиатрия, лечение основного заболевания, вызвавшего его.

Психосоциальная / психологическая дезадаптация

Итог: невосприятие социальных норм связано с личными деформациями.

Главный признак: неспособность наладить контакт с окружающими из-за внутренних комплексов и неправильно сформированной самооценки.

Яркий пример: избалованный родителями ребенок, не ходивший в детский сад, пошел в первый класс, и ему сложно осознать и принять тот факт, что рядом есть еще как минимум 20 детей, которые также требуют внимания детей. Взрослые.

Методы коррекции: групповые и самообучения, работа с психологом.

чрезвычайно сложно провести тонкую грань между социальным и психосоциальным типами неадаптивного поведения.

Другие классификации

В зависимости от вовлеченности в процесс:

  • частичная — временная потеря от общественной жизни (по болезни, командировке);
  • полная: асоциальное поведение сопровождается глубокими личностными изменениями.

В зависимости от условий:

  • Школа

Наблюдается, когда ребенок не может адаптироваться к нормам и правилам школьной жизни. Чаще всего диагностируется при переходе из детского сада в 1 класс, из начального в средний, а в пожилом возрасте ассоциируется с подростковым и половым возрастом. Это почти всегда частичная психосоциальная дезадаптация, с которой можно справиться с помощью родителей, педагогов и психологов. Реже он приобретает характеристики патогенной формы и становится стойким новообразованием в психике.

  • Профессиональный

Причиной может быть не только смена бизнеса или рабочего места, но и конфликты с начальством или коллегами. Он может проявляться совершенно по-разному: кто-то открыто выступает на всех собраниях с обвинительными речами, пытается регламентировать правила и условия собственного комфортного существования, кто-то страдает и накапливает в себе неудовлетворенность.

Есть еще климатические и лечебные формы, но они не рассматриваются в психологии.

В зависимости от силы проявлений:

  • выраженные, патологические, открытые;
  • умеренный, когда человек проявляет дискомфорт, но не выходит за рамки дозволенного;
  • скрытый, завуалированный — не показан, и это чревато серьезными личными изменениями, которые могут привести к суициду.

В связи с характером мероприятия:

  • поведенческие, когда протест проявляется открыто;
  • эмоциональный — чаще переживается внутри.

Психологи также часто различают два схожих понятия: дезадаптация — это процесс отказа от новых условий существования. Он все еще течет, поэтому его можно исправить и обратить. Дезадаптация — это уже устойчивая зависимость, когда протест затрагивает и видоизменяет внутриличностные формации.

Диагностика

Психологи и психотерапевты могут распознать признаки дезадаптации по характерному поведению человека и сопутствующим показателям его психического и физического здоровья. Если у детей все это диагностируется достаточно быстро, то со взрослыми, особенно если они маскируют свое недовольство, порой приходится долго работать. Сначала проводится беседа со специализированным специалистом, при необходимости назначается медицинское обследование. Но психологические тесты становятся основным диагностическим инструментом.

  • Люшер

по Люшеру можно определить состояние дезадаптации. Его смешанные и ахроматические цветовые диаграммы определяют степень и стиль отказа. Например, желтый цвет в определенной позиции указывает на отказ от своей профессии, а фиолетовый — на бунт женщины против собственной беременности.

  • Осторожный

Другой известный опросник, Leary, помогает определить степень дезадаптации. Его цель — выявить разницу между «я реален» и «я совершенен». Чем он глубже, тем более запущенная форма патологии. Состояние характеризуется ключевыми формами личности, такими как обман, принятие / непринятие себя / других, эмоциональный комфорт / дистресс, внутренний / внешний контроль, доминирование, утверждение и уклонение.

  • Факторы личности

Другой опросник характеризует разные типы личности, в том числе тех, кто склонен отвергать социальные нормы и отношения. Например, тип личности «k +» характеризуется социальной формой отторжения, «d +» — дезадаптация по депрессивному типу и «d-» — по циклотимическому типу. Их описания приведены в ответах на тесты.

Терапия заболевания

Лечение расстройств адаптации требует использования психотерапии. Групповая терапия рекомендуется пациентам, испытывающим одинаковый стресс, например, пенсионерам или людям с таким же хроническим заболеванием. Индивидуальная психотерапия направлена ​​на то, чтобы дать человеку понять, что начало болезни наблюдается во время стресса. Это основная причина патологии. Если методы лечения подобраны правильно, пациент набирается силы и выносливости, с помощью которых ведется борьба со стрессом.

Чтобы избежать вторичных преимуществ, рекомендуется правильное психиатрическое заключение. Успешная терапия заболевания произойдет при внимательном и трепетном отношении врача к пациенту. При появлении симптомов вторичной пользы процесс лечения усложняется.

Если диагностировано тревожно-депрессивное расстройство, требуется медикаментозная терапия. Пациентам рекомендуется принимать анксиолитические препараты, трициклические средства, с помощью которых устраняется депрессивное состояние.

В случае дезадаптации пациент может стать чрезмерно агрессивным, что приводит к конфликтам на работе или в школе, совершению преступлений и т.д. Врачи не должны оправдывать эти действия пациентов и пытаться оправдать их перед правоохранительными органами. При таком поведении врача эмоциональное состояние человека не улучшается. Более того, он не критикует себя и такое недопустимое поведение в обществе становится для него нормой.

Несоответствие — опасный патологический процесс, имеющий блеклую клиническую картину. Именно поэтому патологию часто диагностируют несвоевременно. Выбор метода лечения должен делать врач, который обеспечит его эффективность.

Когда обращаться за помощью?

Вы замечали, что ваш родственник (бабушка, дедушка, мама или папа) не запоминает элементарных вещей, забывает даты, названия предметов или даже не узнает людей? Это явно указывает на какое-то психическое расстройство или психическое заболевание. Самолечение в этом случае неэффективно и даже опасно. Таблетки и лекарства, принимаемые самостоятельно, без рецепта, в лучшем случае временно облегчают состояние пациента и снимают симптомы. В худшем случае они нанесут непоправимый вред здоровью человека и приведут к необратимым последствиям. Народное лечение в домашних условиях тоже не способно принести желаемых результатов, ни одно народное средство не поможет при психическом заболевании. Прибегая к ним, вы только потеряете драгоценное время, что так важно при психическом расстройстве.

Если у вашего родственника плохая память, полная потеря памяти или другие признаки, явно указывающие на психическое расстройство или серьезное заболевание, не сомневайтесь, обращайтесь в частную психиатрическую клинику «Спасение».

Почему выбирают именно нас?

Клиника Спасения успешно лечит страхи, фобии, стрессы, нарушения памяти и психопатии. Оказываем онкологическую помощь, помощь пациентам с инсультом, стационарное лечение пожилых людей, пожилых пациентов, лечение рака. Мы не отказываем пациенту, даже если у него последняя стадия заболевания.

Многие государственные учреждения неохотно принимают на работу пациентов в возрасте от 50 до 60 лет. Мы помогаем всем, кто с удовольствием подаст заявку и проведет лечение после 50-60-70 лет. Для этого у нас есть все необходимое:

  • пенсия;
  • дом престарелых;
  • хоспис у постели больного;
  • профессиональные медсестры;
  • санаторий.

Старость — не повод позволить болезни идти своим чередом! Комплексная терапия и реабилитация предлагают все возможности для восстановления основных физических и психических функций у подавляющего большинства пациентов и значительно увеличивают продолжительность жизни.

Наши специалисты используют в своей работе современные методы диагностики и лечения, самые эффективные и безопасные препараты, гипноз. При необходимости проводится визит на дом, где врачи:

  • проводится первичный осмотр;
  • исследуются причины психического расстройства;
  • ставится предварительный диагноз;
  • снимается острый приступ или синдром похмелья;
  • в тяжелых случаях возможна принудительная госпитализация пациента в стационар, реабилитационный центр закрытого типа.
Оцените статью
Блог про заболевания нервной системы