- Абстракция – что это в психологии?
- Логика – наука о понятийном мышлении
- Два вида мышления: дедукция и индукция
- Законы логики
- Основные признаки
- Формы
- Характерные черты абстрактного мышления
- Инструменты
- Какие инструменты использует абстрактное мышление: виды и примеры
- Отличия от «конкретного» мышления
- Понятие абстрактного мышления
- Формы
- Примеры
- Как развить?
- Задачи
- Примеры того, как абстрактно мыслить
- Как научиться абстрагироваться
- От общества
- От человека
- От неприятных людей
- От ситуации
- Практикуйте SWOT-анализ
- Какие преимущества даёт абстрактное мышление?
- Абстрагирование
- Как научиться абстрагироваться?
- От общества
- От человека
- От неприятных людей
- Упражнения для развития абстрактного мышления
- Упражнение «Докажи обратное»
- Упражнение «Аббревиатуры»
- Специфические характеристики абстрактного логического мышления
- Три этапа формирования
- Почему абстрактное мышление так важно
- Зачем нужно развитие этих навыков
Абстракция – что это в психологии?
Абстракция — это процесс познания, при котором происходит отвлечение от несущественных свойств, параметров, связей явлений или объектов с целью выявления их важнейших обобщающих законов.
Другими словами, это обобщение, которое можно сделать об объектах или явлениях, процессах, абстрагируясь от некоторых их свойств.
С абстракцией связаны следующие концепции:
- Абстрактная логика. Он отражает способность человека рассуждать, думать, строить утверждения, оперируя не конкретными данными, а концепциями.
- Абстрактные изображения — это изображения, не соответствующие какому-либо реальному объекту.
- Абстрактное рассуждение — это мысль, которая формируется на основе различных суждений о чем-либо.
Прочтите основные положения и идеи гештальт-психологии здесь.
Логика – наука о понятийном мышлении
Логика как наука о мышлении зародилась более 2 тысяч лет назад в Древней Греции. При этом были описаны основные типы логического мышления и сформулированы законы логики, которые остаются незыблемыми по сей день.
Два вида мышления: дедукция и индукция
Элементарная единица абстрактного логического мышления — понятие. Несколько концепций объединены в связное мышление — это суждение. Они бывают и положительными, и отрицательными. Например:
- «Осенью с деревьев летят листья» — утвердительно.
- «Зимой на деревьях не бывает листьев» — отрицательный.
Суждения тоже могут быть верными или ложными. Следовательно, суждение «Молодые листья на деревьях зимой растут» ложно.
Из двух или более суждений можно сделать вывод или умозаключение, и вся эта конструкция называется силлогизмом. Например:
- 1-я посылка (предложение): «Осенью с деревьев летят листья».
- 2-я посылка (суждение): «Теперь листья с деревьев летят».
- Вывод (силлогизм): «Осень пришла».
В зависимости от метода, с помощью которого делается вывод, существует два типа мышления: дедуктивное и индуктивное.
Индукционный метод. Общий вывод сделан из нескольких частных суждений. Например: «школьник Вася летом не учится», «школьник Петя летом не учится», «даже ученицы Маша и Оля летом не учатся». Следовательно, «школьники летом не учатся». Индукция — не очень надежный метод, поскольку абсолютно правильный вывод можно сделать только при учете всех частных случаев, а это сложно, а иногда и невозможно.
Метод удержания. В этом случае аргументация основана на общих предпосылках и информации, содержащейся в судебных решениях. То есть идеальный вариант: общее суждение, частное суждение, и заключение тоже частное суждение. Пример:
- «У всех школьников летние каникулы».
- «Вася — школьник».
- «У Васи летний отпуск».
Так выглядят самые основные выводы логического мышления. Правда, чтобы делать правильные выводы, нужно соблюдать определенные условия или законы.
Законы логики
Существует четыре основных закона, три из которых были сформулированы Аристотелем:
- Закон о личности. По его словам, любая мысль, выраженная в контексте логического рассуждения, должна быть идентична самой себе, то есть оставаться неизменной на протяжении всего рассуждения или спора.
- Закон противоречия. Если два утверждения (суждения) противоречат друг другу, то одно из них обязательно ложное.
- Закон об исключенных третьих лицах. Любое утверждение может быть ложным или истинным, все остальное невозможно.
В 17 веке философ Лейбниц объединил эти три принципа с четвертым законом «достаточного основания». Доказательство истинности любой идеи или суждения возможно только на основе использования надежных аргументов.
Считается, что достаточно следовать этим законам, чтобы уметь правильно формулировать суждения и делать выводы, уметь решать все самые сложные проблемы. Но теперь доказано, что логическое мышление ограничено и часто дает сбой, особенно когда возникает серьезная проблема, не имеющая единственного правильного решения. Абстрактное логическое мышление слишком прямолинейно и негибко.
Пределы логики были продемонстрированы еще в древности с помощью так называемых парадоксов — логических проблем, не имеющих решения. И самый простой из них — «парадокс лжеца», опровергающий незыблемость третьего закона логики. В четвертом веке до нашей эры древнегреческий философ Евбулид шокировал сторонников логики одним предложением: «Я лгу». Это верное или ложное суждение? Это не может быть правдой, так как сам автор утверждает, что лжет. Но если фраза «Я лгу» ложна, тогда приговор становится верным. И логика не может выйти из этого порочного круга.
Но абстрактно-логическое мышление, несмотря на его ограниченность и негибкость, лучше поддается контролю и «очень хорошо организует мозг», заставляет нас придерживаться жестких правил в мыслительном процессе. Более того, абстрактная форма мышления продолжает оставаться высшей формой познавательной деятельности. Поэтому развитие абстрактного мышления актуально не только в детстве, но и у взрослых.
Основные признаки
Рассмотрим, что характерно для абстрактного понимания мира. Итак, абстрактное мышление означает способность:
- воображать, прогнозировать и устанавливать связи между событиями, явлениями и объектами;
- выявлять закономерности, которые сложно распознать логически;
- смотреть на вещи с разных сторон;
- найти метафоры и аналогии;
- не зависят от времени, пространства или ситуаций в своей деятельности;
- придумывать представление об объектах, событиях или явлениях без необходимости видеть их собственными глазами;
- выражать свои мысли и идеи;
- переносить ранее полученные знания из одного контекста в другой.
Формы
принято различать три формы абстрактного мышления.
- Концепция
это определение класса определенных явлений или объектов, которые являются однородными. Например, если мы слышим слово «кот», мы сразу представляем себе пушистое мурлыкающее животное с мокрыми усами, хвостом и носом. Кошки бывают самых разных пород и окрасов, но все они имеют одни и те же черты, связанные с общей концепцией.
- Суждение
Эта форма мышления используется, когда нам нужно сделать выводы и подтвердить или опровергнуть любую информацию.
Суждения могут быть простыми или сложными. Простой пример: «Я слышал, как ребенок заплакал». Сложное суждение: «Ребенок заплакал, потому что был голоден”.
Кроме того, суждения делятся на верные и ложные. Первая категория основана на объективной оценке, а вторая предусматривает учет личных интересов.
- Вывод
Это вывод, сделанный из нескольких суждений. Каждый вывод состоит из трех компонентов:
- Предпосылки или первоначальное суждение.
- Вывод: логическое мышление.
- Выводы — собственно, результат.
Пример вывода: «Летом жарко. Приближается июнь. Это летний месяц. Так будет жарко. Пора обзавестись легкой одеждой”.
Выводы, как и суждения, могут быть субъективными.
Характерные черты абстрактного мышления
Для этого вида умственной деятельности характерна группа специфических характеристик.
Абстракция, отсутствие связи с одним конкретным объектом
Продолжая предыдущие примеры. Если они говорят о яблоке. Это относится к классу плода, разновидности, а не к конкретному яблоку. Однако предметом может быть и конкретное яблоко, если о нем делается вывод. Например: «Яблоко на столе. Я не ставил это на стол. Со мной в комнате только мой сосед. Поэтому он положил яблоко на стол ». Путем простого вывода человек логически приходит к выводу о действиях другого человека. Яблоко в этом контексте — это просто объект, который используется как конкретное понятие для получения конкретных знаний, но с абстрактными методами.
Обобщение
То есть максимальная абстракция от незначительных моментов при получении новых знаний. Необязательно заострять внимание на фактах, не относящихся к делу. Неважно, положит ли сосед яблоко левой рукой или правой, если выразиться преувеличенно. При решении сложных задач такое обобщение позволяет отказаться от многих моментов, не имеющих никакого смысла в контексте решаемой проблемы.
Работа с формальными единицами, концепциями, суждениями, выводами
Применяя вышеупомянутые методы, человек использует логические структуры. У них четкая картина. Это очень удобно, так как позволяет сосредоточиться на методах, исключает возможные ошибки и позволяет четко структурировать полученную информацию.
Наличие явного вербального компонента
Хотя не во всех случаях, он присутствует на ранней стадии. Речь идет о конечном продукте. У абстрактного мышления всегда есть заключительный этап, продукт, который используется в контексте теоретизирования или гипотезы. Поэтому необходимо оформлять выводы в устной форме. Также обычно в письменной форме для дальнейшего анализа и использования конечного результата в качестве отправной точки для дальнейших действий. Однако в процессе промежуточные результаты могут быть в форме мысли, не имеющей словесного выражения.
Описанные характеристики типичны для абстрактного логического мышления. И только для него.
Инструменты
Основным инструментом абстрактного мышления является слово. Это слова, которые помогают выстраивать мысли в логические и последовательные цепочки. Четкая и лаконичная речь напрямую влияет на умственную деятельность. И наоборот, грамотное понимание и внутреннее изучение проблемы приводит к хорошо сформулированной постановке.
Вот почему абстрактное мышление иногда называют внутренней речью. Вы можете заметить, что наш внутренний диалог с самим собой, хотя и содержит слова, все же отличается от нормальной звуковой речи:
- помимо слов он содержит образы и эмоции;
- это более хаотично, особенно если человек не пытается целенаправленно строить свое мышление;
- внутренняя речь мнется и фрагментирована, то есть в ней преобладают ключевые слова, а второстепенные можно опускать без потери общего смысла.
Оперирование в сознании не конкретными образами, а абстрактными знаками — словами, числами, категориями — очень сложный мыслительный процесс. Поэтому осваивать этот навык человек начинает только с подросткового возраста. И это не совсем так.
Какие инструменты использует абстрактное мышление: виды и примеры
Формальные методы используют три основных режима умственной деятельности. Однако это еще не все. Для более глубокого понимания темы исследования используется множество вспомогательных инструментов.
Анализирует
Процесс умозрительного разделения всего объекта, явления или процесса на составные части. В зависимости от используемых подвидов также можно изучить каждый отдельный компонент или выделить наиболее важные характеристики. Как пример первого — понятие преступления в законе. Он включает объективную и субъективную стороны, объект и субъект. При анализе возможно разделение вполне реального объекта, физическое разделение на части. При изучении механизмов, органов, тканей человека в разрезе анатомии, патологической анатомии и т.д.
Если говорить о втором подвиде, то наиболее типичным примером является разработка определения понятия, получение определения. Например, человек. Какие свойства можно выделить? Он ходит прямо, имеет две пары конечностей, глаза, органы слуха, умен, обладает способностью думать и говорить и т.д. Анализируя второй тип, необходимо выделить только основные характеристики. Что в этом случае существенно? Способность говорить, умственная деятельность, прямая осанка. В этом смысле используется этот прием.
Синтез
Феномен, противоположный анализу. Процесс объединения частей в единое целое. Особенно активно он применяется в научной практике, при применении правовых норм специалистами в области юриспруденции, врачами при диагностике и обработке единой клинической картины (выдвигаются дальнейшие гипотезы о заболевании). Психические операции тесно связаны с повседневной жизнью.
Систематизация (или классификация)
Распределение группы реальных понятий или предметов по классам. У него есть формальная основа, то есть линия, по которой проводится различие. Примером могут служить геометрические формы. Критерий — количество углов. Отсутствуют: овалы, эллипсы, круги. Три — это треугольник. Четверка: квадрат, параллелограмм, прямоугольник. И т.д. Наиболее продуктивно использование классификации в научной, статистической практике.
Сравнение или сравнительный анализ
Он заключается в сравнении двух структур, объектов. В выявлении сходств, различий. Это имеет смысл только тогда, когда объекты действительно похожи. Нет смысла сравнивать людей и фрукты, это абсурд и не принесет никаких новых знаний, так как суть уже хорошо понятна. Но сравнение между людьми и приматами, людьми и животными и так далее имеет смысл в контексте эволюционных концепций, биологических, анатомических знаний.
Реализация
Или дедуктивный метод. На основе перехода от общих знаний к частному случаю существования одного и того же явления. Возьмем пример: в странах Европы летом жарко. Украина — страна Европы. В результате в Украине летом жарко. По сути, это своего рода умозаключение.
Индукция
Есть и обратное явление. Когда мы переходим от частных знаний к общим знаниям. Здесь было бы правильно дать такую возможность. Летом в Украине жарко. Украина — часть Европы. В результате летом в странах Европы жарко. Это создает большую проблему. Если дедуктивные выводы в основном верны, индуктивные выводы, скорее всего, будут ложными. Потому что нарушается закон достаточной причины. Обобщения проводятся с большой осторожностью и требуют эмпирического подтверждения.
Аналогия
Перенос свойств одного объекта на другой. Этот перенос также требует осторожного подхода, поскольку правда не всегда так. Однако это смелый прием, он позволяет по-новому взглянуть на знакомые вещи. Он используется не только в научной деятельности, но и в прикладных областях. На основе этого принципа определялись определенные законы аэродинамики, конструировались самолеты и т.д. В основе лежало изучение жизнедеятельности птиц, биологических существ.
Эти инструменты при правильном использовании предоставляют большой объем информации. Они позволяют получать качественные результаты в исследованиях и на практике. Сферы могут быть самыми разными. Формы абстрактного мышления в этом контексте также служат инструментами, только более общими.
При анализе становится очевидной разница между абстрактным мышлением и конкретным мышлением. Если первый имеет дело с логическими построениями и следует четким законам, то второй спонтанно и на основе опыта работает с конкретными объектами здесь и сейчас (хотя логическое разнообразие может иметь дело с конкретными объектами, если они значимы в контексте ситуации).
Отличия от «конкретного» мышления
Абстрактное и конкретное мышление можно рассматривать как противоположности друг друга. Первый направлен на концептуализацию и обобщение, а второй конкретизирует объект или явление, придает ему или его свойствам фундаментальное значение.
Конкретное или конкретно-объективное мышление проявляется в возрасте 18 месяцев и развивается примерно до 7 лет. С его помощью ребенок может решать задачи, используя определенные предметы и их изображения. При этом он не может отвлекаться на реальные предметы, абстрактные понятия и категории ему недоступны.
Абстрактное или абстрактно-логическое мышление возникает у ребенка примерно 7 лет, после чего оно развивается по мере формирования его личности. Вместе с ним он приобретает способность оперировать категориями, которые не существуют в реальной природе в виде конкретных предметов или явлений.
Понятие абстрактного мышления
Что такое абстрактное мышление простыми словами? Что значит мыслить абстрактно?
Прежде чем подробно рассматривать абстрактное мышление, следует иметь в виду, что существуют следующие типы мышления:
- Практические (наглядно-действенные) — основанные на чувственных впечатлениях, от первичных образов определенных явлений. В этом случае ситуация трансформируется действиями с непосредственными объектами.
Визуально-образный — основан не на реальных явлениях и предметах, а на их вторичных образах — например, изображениях, схематических плоскостях.
- Абстрактно-логическая — мысль, в которой окончательная мысль формируется в процессе работы с абстрактными понятиями.
- Абстрактно-символическая — при которой происходит восприятие информации, передаваемой через различные символы.
Кроме того, вся умственная деятельность человека может быть представлена в виде следующих мыслительных операций:
- Анализирует. Разложение целого на части. При этом познание целого достигается за счет более глубокого изучения его отдельных частей.
- Синтез. Соединение разрозненных частей в единое целое.
- Обобщение. Выделение общих характеристик, присущих явлениям или предметам, с их последующим объединением на этой основе.
- Классификация. Разделение и группировка явлений или объектов в классы (группы) на основе как общих характеристик, так и их различий.
- Абстракция. Определение свойств явлений или предметов на основе их общих характеристик с одновременным абстрагированием от других их определенных качеств, которые не имеют значения в данной ситуации.
Говоря простыми словами, абстрактное мышление используется, когда человек не владеет точной информацией, наглядными примерами, не контактирует с реальными объектами, а вынужден строить догадки и делать определенные выводы.
Такое мышление присуще ученым-теоретикам, математикам, экономистам, программистам.
Они усваивают информацию в виде числовых значений, кодируют и преобразуют ее с помощью математических формул и операций — то есть работают с тем, что невозможно увидеть, потрогать, услышать, воспринять с помощью органов чувств.
Формы
Существуют такие формы абстрактного мышления:
- Концепция. При такой форме мышления определяется общее свойство, присущее предметам, также имеющим некоторые отличия. Например, телефон. Телефоны могут быть сенсорными, кнопочными или даже дисковыми, изготавливаться из различных материалов, иметь совершенно разные дополнительные функции — фонарик, камеру или инфракрасный порт, но, абстрагируясь от этих различий, мы можем выделить их общие функции — совершать звонки.
- Суждение. Цель судебного решения — получить подтверждение или опровержение чего-либо. В этом случае суждение может быть как простым, так и сложным. В чаше нет воды: это простое суждение. Он однозначный и краткий, не содержит дополнительных действий или явлений. Пример непростого суждения: чаша перевернулась, из нее потекла вода.
- Заключение. Эта форма — мысль, основанная на двух или более суждениях.Вывод включает три стадии: предпосылка (первоначальные суждения), вывод (процесс логического мышления на основе начальных суждений) и заключение (окончательное сформированное суждение).
Примеры
Хороший пример абстрактного мышления — математика.
Когда мы решаем примеры, мы работаем только с числами, не имея представления о том, о каких темах говорим, просто имея в виду какую-то цифровую ценность.
Однако проделайте определенные действия с этим значением и сделайте вывод.
Кроме того, абстрактное мышление проявляется в планировании. Человек ставит цели, просчитывает свои возможные шаги и ситуации, к которым они приведут.
В этом случае предполагаемой ситуации на самом деле не существует, однако, исходя из предположений, жизнь человека становится более предсказуемой, целенаправленной и организованной.
Однако абстрактное мышление не всегда приводит к правильной оценке ситуации.
Например, женщина, получившая негативный опыт общения с несколькими партнерами-мужчинами, может судить, что все мужчины обладают определенными отрицательными качествами: лень, грубость, равнодушие.
Как развить?
Использование абстрактного мышления ребенком начинается в дошкольном учреждении.
Как правило, это совпадает с моментом, когда он начинает говорить.
Сравните его игрушки, найдите различия между видами животных, научитесь писать и считать.
Уже в школьный период надо уверенно думать об абстрактном, так как появляются такие предметы, как математика и физика.
Также, чем больше внимания уделялось развитию абстракции в детстве, тем легче человек использует этот тип мышления во взрослом возрасте.
Развитое абстрактное мышление дает человеку следующие преимущества:
- Отражение мира без необходимости контакта с реальными предметами. Человек может оперировать любыми данными без необходимости использовать органы чувств.
- Обобщение явлений. Это позволяет более эффективно получать и использовать свои знания в различных ситуациях. Человек получает любую информацию, обобщает ее с уже имеющимися знаниями и впоследствии лучше запоминает и извлекает из памяти.
- Четкое изложение мыслей. Мыслительные процессы могут протекать даже без внутреннего диалога, но окончательное суждение легко трансформируется в слова.
Хотя развитие абстрактного мышления в детстве имеет большое значение, взрослый также может тренировать его, выполняя определенные упражнения.
важно, чтобы они носили систематический характер — только постоянные тренировки могут привести к ощутимым результатам.
Задачи
Задачи абстрактного мышления:
- Придумываем оксюморон. Вы должны найти несколько фраз, в которых слова будут иметь противоположные значения, например, черный снег, холодный огонь, яркая тьма.
- Обратное чтение. Это упражнение включает чтение книги художественной литературы глава за главой в обратном порядке, пытаясь точно определить, как история началась в книге, что предшествовало определенному событию.Это довольно сложное упражнение, поэтому лучше брать кусочки с простой текстурой.
- Функции объектов. Вы должны найти как можно больше способов использовать ту или иную вещь — например, вы можете написать письмо на листе бумаги, сделать из него конверт, развести из него огонь и т.д.
- Коммуникационный анализ. Вечером нужно представить себе людей, с которыми вы общались днем, запоминая не только содержание разговора, но и тон, позу собеседника и его жесты, мимику, обстановку — и воспроизвести диалог в памяти максимально подробно.
- Исходный. Вы должны написать любую букву на листе бумаги и в течение определенного периода времени постараться запомнить максимальное количество слов, начинающихся с этой буквы.
Примеры того, как абстрактно мыслить
Одними из самых ярких, пожалуй, являются точные научные направления: математика, химия, геометрия, физика. Такие размышления для них называются фундаментальными. Ученые не видят и не слышат числа, цифры и химические элементы как таковые, но они умеют с ними работать: вычислять, измерять, комбинировать.
Или возьмем понятие «жизнь». Вещи? Ответ на этот вопрос искали многие философы. По сути, это существование тела, в котором находится сознание. Но мы пока не сможем однозначно сказать об этой концепции.
Также этот тип встречается, когда человек думает о будущем. Мы никогда не узнаем наверняка, что с нами будет завтра, через месяц или год. Но мы склонны строить планы, мечтать или ставить цели и идти к их достижению. Деятельность человеческой жизни имеет определенную направленность. Некоторые вещи вряд ли изменятся, но такое мышление помогает нам разработать стратегию и двигаться к тому, чего мы хотим. Другими словами, этой реальности пока нет, но мы стараемся сделать все, чтобы она соответствовала нашим представлениям.
Нельзя не упомянуть такое свойство, как идеализация. Многие люди представляют реальность и людей, которые ее населяют, идеалами. Известный стереотип — ждать «принца».
Стоит затронуть примеры вводящих в заблуждение суждений. Первое, что приходит в голову, все равно об отношениях. Некоторые женщины уверенно говорят, что все парни плохие.
Но этот вывод основан исключительно на субъективном мнении. Если девушке не повезло с избранником и он ее обидел или обманул, это не значит, что все такие. Но в этом случае мы говорим о мужчинах как об особой категории со своими характеристиками, и поэтому каждому приписываются черты, которыми обладает один из них.
Таких примеров много, но все они демонстрируют, что абстрактное мышление имеет большое значение в нашем повседневном мыслительном процессе. Конечно, у каждого человека это проявляется по-разному, и всегда будет что-то, что нужно развивать. А если вы не знаете, с чего начать, то я помогу вам сделать первые шаги в самосовершенствовании, для этого вам достаточно записаться на мою личную консультацию.
Как научиться абстрагироваться
Кто угодно может абстрагироваться, часто бессознательно, в качестве защитной реакции от окружающей действительности. Научиться этому полезно сохранять спокойствие, контролировать мысли и блокировать негатив социальной жизни. Абстракция поможет игнорировать негативные проявления, примером которых является воспоминание о приятном вечере или детстве.
От общества
Чтобы абстрагироваться от общества, нужно сосредоточиться на положительных моментах, научиться отдыхать, расслабляться. Важно четко формулировать мысли и цели, это поможет выполнить свою роль в обществе и сосредоточиться в нужное время. Этому способствует планирование дня, составление планов, умение расставить приоритеты по целям. Если, например, шум мешает сосредоточиться, необходимо представить его как фон, который не остановится, не сфокусировавшись на нем. Тогда мозг перестанет обращать внимание на шум. Медленное дыхание в банкноту поможет абстрагироваться. Расслабьтесь и сосчитайте до десяти.
Никогда не удастся изолировать себя от общества и толпы, невозможно избежать многолюдных мест. Правильный режим дня и полноценное питание снизят негативную реакцию. Воображение поможет перенестись в приятное место.
Примечание! Мыслительные процессы подавляют отрицательные эмоции. Стресс и недосыпание способствуют абстрактному расстройству мышления.
Абстракция
От человека
Чтобы абстрагироваться от человека, не нужно сосредотачиваться на негативе. Если эмоции берут верх, сделайте перерыв. Например, прекратите на время общаться. Отвлечение внимания может помочь вам стать позитивным.
Вам нужно сделать акцент на положительных качествах человека, уделяя им много внимания. Вспомните, что больше всего было связано с ним в жизни: хорошее или плохое. Сосредоточение внимания исключительно на негативе только вредит отношениям. Абстрактность — это способность сметать лишнее.
От неприятных людей
Когда общение с людьми не приносит удовольствия, но его нельзя остановить, нужно научиться абстрагироваться. Для этого важно понять, что именно вызывает негативные эмоции, изолировать проблему и начать с ней бороться. Общение, разговор с неприятными людьми может помочь исправить ситуацию. Спокойный диалог, в котором выражена проблема, устранит раздражающий фактор.
От ситуации
Абстрагирование от ситуации поможет взглянуть на нее со стороны, как если бы это происходило с другим человеком. Эмоции приедаются, разум становится ясным, решать проблему становится намного проще. Вы можете представить, что это фильм, и вам нужно выяснить, что делать с главными героями, чтобы избавиться от негатива.
В любой ситуации нужно отмечать только важные детали, отфильтровывая ненужные детали. Может, они и вызывают раздражение. Осознание того, что на это не стоит обращать внимание, поможет вам успокоиться и справиться с негативом.
Абстрактное мышление помогает выжить и стать счастливым в современном мире. Ведь не всегда есть точный план и невозможно иметь все знания. Абстрактный человек умеет делать выводы, анализируя имеющиеся факты. Главное — уметь выстраивать логические цепочки и апеллировать к воображению. Именно абстракция помогает человеку делать выводы и принимать решения.
Практикуйте SWOT-анализ
SWOT — это оценка сильных и слабых сторон, а также возможностей и угроз всего: идей, предложений, объектов.
Как это сделать, проще объяснить на примере. Допустим, вы думаете поужинать в ресторане быстрого питания. Сильные стороны: быстро, дешево, вкусно. Слабые: вредные, калорийные. Возможность: готовить не нужно, свободное время для обучения программированию. Угрозы: вы можете отравиться или просто переесть и ничего не захотите делать. Вы также можете посмотреть варианты «напишите код сейчас» или «найдите другого внештатного сотрудника». И сделайте рациональный выбор.
Какие преимущества даёт абстрактное мышление?
Абстрактное мышление — источник творческих идей, необходимых почти во всех профессиях. Креативность позволяет придумывать идеи для новых проектов, находить нестандартные решения задач, выбирать для себя инструменты и создавать новые. Творческий подход полезен во всех сферах жизни и в основном основан на умении абстрактно мыслить.
Передовое абстрактное мышление предлагает такие преимущества, как:
- умение решать сложные задачи;
- высокий уровень интеллекта;
- высокий уровень творчества;
- склонность к различным искусствам;
- умение выходить за рамки стереотипов;
- способность генерировать новые идеи;
- умение прогнозировать и оценивать перспективы проекта;
- умение выявлять потенциальные подводные камни.
Абстрагирование
Абстракция в психологии — это такая фокусировка внимания человека на конкретной ситуации, при которой он воспринимает ее с третьей позиции, то есть не участвуя в ней, находясь над ней.
Абстракция задает общее направление, помогает более правильно сформулировать цель, отбросить незначительные факторы в ситуации, акцентируя внимание на более важных нюансах.
Отсутствие абстрагирования от ситуации может привести к стрессу, чувству моральной неудовлетворенности, низкой самооценке и проблемам с общением.
Как научиться абстрагироваться?
Используя не очень сложные психологические приемы, вы можете научиться абстрагироваться от того, что может мешать вам ставить цели и достигать их:
От общества
Длительное пребывание в одном обществе может негативно повлиять на человека как на личность: постепенно социальные нормы этого общества, модели мышления и восприятие определенных ситуаций входят в его жизнь. Это снижает гибкость поведения и реакции в различных ситуациях.
Чтобы абстрагироваться от общества, постарайтесь подольше побыть в одиночестве. В то же время постарайтесь не запоминать свое окружение. Сосредоточьтесь на своих желаниях.
Выберите занятие, которое вам больше всего нравится, — прогулку по лесу, сбор грибов, рыбалку, медитацию, чтение книги, — которое не требует присутствия другого человека.
Смените род занятий: новые впечатления заставят вас отвлечься от привычных шаблонов и перейти к своему восприятию.
От человека
Некоторые люди, несмотря на то, что мы не воспринимаем их как неприятные, могут существенно повлиять на наше мировоззрение.
В то же время желания этого человека могут накладываться на наши представления и желания.
Чтобы абстрагироваться от определенного человека, вы можете временно сменить круг общения.
желательно, чтобы новые знакомства вам сочувствовали, а общение доставляло приятные эмоции.
Проанализируйте, чем этот человек отличается от ваших новых знакомых, и определите отличия. Также можно побыть одному, занимаясь любимым делом.
От неприятных людей
Бывает, что нужно находиться в компании неприятных людей, которых невозможно избежать, например, на работе. В этом случае действия или поведение этих людей могут помешать сосредоточиться на текущей задаче.
Чтобы абстрагироваться от них, не пытайтесь исключить их из своего внимания, не воспринимайте их речь как нечто, что можно остановить, а представьте, что это фоновый шум, который может исчезнуть сам по себе.
Например, вы часто не слышите тиканье часов или не думаете о том, что происходит на постоянно включенном экране телевизора.
Упражнения для развития абстрактного мышления
Подумайте, какие формы можно сделать из этих деталей
Развитие этого типа мышления тесно связано с лингвистической деятельностью, в том числе с богатством словарного запаса, правильным построением предложений и умением анализировать информацию.
Упражнение «Докажи обратное»
Это упражнение лучше всего выполнять в письменной форме. Помимо удобства письменная речь имеет еще одно важное преимущество перед устной: она более организована, упорядочена и линейна. Вот и сама задача.
Выберите одно из относительно простых и, что самое главное, последовательных утверждений. Например: «Пляжный отдых очень привлекателен».
Теперь найдите аргументы, доказывающие обратное: чем больше опровержений, тем лучше. Запишите их в колонку, полюбуйтесь и найдите опровержение каждому из этих аргументов. То есть еще раз доказать истинность первого утверждения.
Упражнение «Аббревиатуры»
Это упражнение полезно для компании, оно не только полезно для размышлений, но и может развлечь вас, например, в дальнем путешествии, или скрасить ожидание.
Вам нужно взять несколько произвольных комбинаций из 3-4 букв. Например: UPC, UOSK, NALI и так далее
Также представьте, что это не просто сочетания букв, а сокращения, и попробуйте их расшифровать. Может получится что-нибудь смешное — не хуже. Юмор способствует развитию мышления. Могу предложить следующие варианты: UPC — «Совет творческих писателей» или «Союз мошенников». УОСК — «Управление индивидуальными социальными конфликтами» и т.д.
Если вы ведете бизнес в команде, посоревнуйтесь, у кого более оригинальное имя и на что способна такая организация.
Специфические характеристики абстрактного логического мышления
Суть этого мыслительного процесса отражается за счет конкретных признаков его проявления. К ним относятся:
- Навыки владения и практического использования параметров и значений, недоступных в реальности;
- Аналитические навыки. Наличие абстрактного логического мышления предполагает умение анализировать информацию, обобщать и систематизировать данные;
- Отсутствие прямого общения и сотрудничества с окружающей средой для построения определенной системы выводов, принципов ее организации и моделей развития;
- Умение выявлять и составлять причинно-следственные связи между различными явлениями, объектами и процессами.
Чтобы ответить на вопрос, развито ли у вас абстрактное мышление, обратите внимание на наличие критериев его развития:
- посвящать огромные ресурсы времени размышлениям о смысле жизни, природе сознания;
- частые удивления и вопросы «почему?» Также можно отметить, что в детстве было большое любопытство и потребность в знаниях;
- ведение деятельности по какой-то причине, но по уважительной причине. Делать что-то «просто так» совершенно неуместно;
- отсутствие опоры на инструкции, стремление во всем разобраться самостоятельно без помощи и поддержки;
- необходимость заниматься новыми сферами деятельности, избегать рутины, постоянная потребность в новых занятиях, смене деятельности;
- сравнение новых идей с уже полученными знаниями, даже если они не связаны друг с другом;
- характеризуется успешным изобретением метафор и аналогий, построением идеологических отношений с использованием новых возможностей и методов.
Три этапа формирования
Формирование абстрактного мышления можно рассматривать как в рамках антропогенеза, то есть развития человечества, так и онтогенеза, то есть становления развития ребенка. В любом случае этот тип мышления проходит три стадии:
- Прямой. На этом этапе ребенок воспринимает только то, что видит и слышит, то есть использует исключительно сенсорное познание. По функционалу игрушки пока не различаются. Это просто вещи, которые вы можете поднять, подержать, положить обратно или выбросить. Здесь нет никаких мыслей.
- Образный. Здесь и начинает формироваться образное мышление. Ребенок учится подключать свое воображение, он может некоторые вещи обобщать, классифицировать, но весь процесс пока ограничен только личным опытом.
- Абстрактный. Его еще называют концептуальным, поскольку здесь действуют уже не только изображения, но и абстрактные знаки — концепты. На этом этапе ребенок уже выходит на более высокий уровень обобщения и систематизации, получая возможность выйти за рамки конкретности.
Если рассматривать этот вид психической деятельности с точки зрения расположения образования, абстрактное мышление формирует правое полушарие. Он также отвечает за интуицию, чувства и воображение.
Почему абстрактное мышление так важно
Человек, активно использующий в своей жизни абстрактное мышление, умеет хорошо излагать сложные идеи, для их развития он читает невербальные внушения от тела, чтобы оценить текущую ситуацию. Те, у кого развиты навыки абстрактного мышления, могут принимать более обоснованные решения, полагаясь на возможности, выходящие за рамки конкретных деталей.
Абстрактное мышление помогает лучше ориентироваться в жизни. А если вы одновременно прибегнете к абстрактному и конкретному мышлению, это даст вам более широкий взгляд на любую ситуацию. Понимание общей картины и анализ возможных событий поможет вам принимать более правильные решения и предотвратить негативные последствия любых ваших действий.
Зачем нужно развитие этих навыков
Этот тип начинает свое обучение у ребенка с раннего возраста. Каждый ребенок в детстве любил фантазировать и мечтать, представляя себе то, что вряд ли могло случиться. Это и есть мысль, когда мы абстрагируемся от реальности.
В школе это умение способствовало изучению точных областей науки (той же геометрии). В колледже эта способность также помогала в решении множества абстрактных задач. Наконец, на работе мы распределяем обязанности, группируем их по определенным критериям, мы сталкиваемся с трудностями, и часто мы также находим между ними некую связь. Мы делаем то же самое, когда думаем о смысле нашей жизни.
Есть несколько сфер, в которых это свойство играет основную роль. Это философия, писательство и психология. С другой стороны, мы можем мечтать, строить планы на будущее, говорить о религии или шутить. И список бесконечен.
Этот тип мышления позволяет нам оставаться развитыми и разумными. Мы видим то, чего формально не существует, и умеем изучать явления реальности. Поэтому важность этого улучшения трудно переоценить — так мы повышаем интеллект, добиваемся успехов как на работе, так и в личной жизни, применяя для этого простые методы.