Наглядно-образное мышление: как развить восприятие

Содержание
  1. Почему важно развивать нестандартное мышление?
  2. Мнение психологов
  3. Методы диагностики и исследования
  4. Уровни
  5. Нарушения
  6. Методика
  7. Упражнения на развитие абстрактного мышления:
  8. «Кто лишний?»
  9. Нахождение отличий
  10. Главное и второстепенное
  11. Прочитайте словосочетания наоборот
  12. Слова
  13. Придумайте имена
  14. Наглядно-образное восприятие мира
  15. Процесс формирования мышления
  16. Основные типы ошибок в задачах на наглядно-образное мышление
  17. Как мы используем образное мышление?
  18. Развитие логического мышления
  19. Диагностика
  20. Дети – гении творческих решений
  21. Упражнения на развитие наглядно-действенного мышления
  22. В чём минусы
  23. Понятийное мышление
  24. Творческий ребёнок – успешная и многосторонняя личность
  25. Признаки
  26. Виды
  27. Образное мышление у взрослых
  28. Каковы особенности развития, когда формируется и ярко проявляется?
  29. У малышей дошкольного возраста
  30. У младших и средних школьников
  31. В жизни подростков
  32. Что предполагает у взрослых?
  33. В каких профессиях требуется?
  34. Как развивается наглядно действенное мышление у дошкольников
  35. Способы развития наглядно образного мышления
  36. Этапы развития мышления ребёнка

Почему важно развивать нестандартное мышление?

Каждого новорожденного человека можно назвать уникальным. Даже в средние века, когда все люди делились на классы, определявшие их образ жизни, можно было выделить особых людей, которые думали иначе, чем другие. В наше время наглядно-образный тип мышления — это необычное состояние внутреннего мира человека, его души, и современное общество нуждается в таких людях. Сегодня способность видеть мир по-другому не ограничивается живописью или литературным талантом. Люди с таким типом мышления сумели найти себе место в информационных технологиях, которые, в свою очередь, охватывают практически все сферы жизни человека.

Мнение психологов

Для дошкольников визуально-образное восприятие мира — отличный способ для ребенка, который еще не может общаться со взрослым на равных, по-другому выразить свои чувства и потребности. Позже, когда словарный запас ребенка позволяет ему объяснять себя без языка жестов и мимики, ранее полученные знания с помощью воображения становятся своего рода интуитивной энциклопедией знаний, с помощью которой дети пытаются решать самые разные вопросы и проблемы.

Методы диагностики и исследования

Уровни

Формирование образного мышления достигается в семилетнем возрасте и является основным вкладом в общий процесс формирования психики.

Фаза разработки разделена на три уровня: низкий, средний и высокий.

  • На самом низком уровне ребенок не видит объектных связей и имеет очень небольшой словарный запас.
  • Для среднего уровня характерно выполнение занятий только по предложениям взрослого.
  • Обладая высоким уровнем развития, дети могут построить связный рассказ, увидеть общее и объединить предметы в группу.

Нарушения

Основная жалоба — задержка развития. Детей не привлекают игрушки, они не хотят прикасаться к предмету, они однообразны в своих действиях.


Ребенок очень плохо обучается таким действиям, как приседание, ходьба боком или спиной. Он не видит, к чему может привести то или иное действие, его сложно научить застегивать пиджак или завязывать шнурки.

В зрелом возрасте людям с ограниченными возможностями очень неловко. Часто они оказываются неустойчивыми в повседневной жизни, не следят за порядком. В некоторых случаях неразвитость образного мышления может сочетаться с ускоренным развитием других типов мышления.

Методика

Чаще всего для выявления трудностей в развитии этого мышления используются следующие тесты и методы, в том числе:

  • классификация объектов;
  • вырезать картинки;
  • исключение статей;
  • сравнение и концепция;
  • кубики кооса.

Упражнения на развитие абстрактного мышления:

«Кто лишний?»

Из ряда слов выберите одно или несколько слов, которые не соответствуют значению:

  • внимательный, быстрый, веселый, грустный;
  • индейка, голубь, ворона, утка;
  • Иванов, Андрюша, Сергей, Владимир, Инна;
  • квадрат, стрелка, окружность, диаметр.
  • тарелка, кастрюля, ложка, стакан, бульон.

Нахождение отличий

В чем разница:

  • поезд — самолет;
  • коня-овца;
  • дуб-сосна;
  • сказка-поэзия;
  • натюрморт портрет.

Найдите хотя бы 3 отличия для каждой пары.

Главное и второстепенное

Из ряда слов выберите одно или два, без которых понятие невозможно, оно не может существовать в принципе.

  • Игра — игроки, штрафы, карты, правила, домино.
  • Война: оружие, самолеты, бой, солдаты, команда.
  • Юность: любовь, рост, юность, ссоры, выбор.
  • Сапоги — каблук, подошва, шнурки, застежка, штанина.
  • Сарай — стены, потолок, животные, сено, лошади.
  • Дорога — асфальт, светофоры, трафик, автомобили, пешеходы.

Прочитайте словосочетания наоборот

  • завтра премьера спектакля;
  • приходите и посетите;
  • пошли в парк;
  • что на обед?

Слова

За 3 минуты напишите как можно больше слов буквой z (w, h, z)

(жук, жаба, журнал, жестокость…).

Придумайте имена

Найдите 3 самых необычных мужских и женских имени.

Наглядно-образное восприятие мира

Визуально-образное мышление — это:

  • Творческий подход. Это качество позволяет человеку найти уникальный и нестандартный подход к поставленной задаче. Благодаря такому подходу к решению проблемы мир узнает имена гениев, сумевших изменить наш мир.
  • Умение полностью погрузиться в процесс создания новой идеи занимает в этом бизнесе очень важное место. Терпение и настойчивость, умение противостоять всем препятствиям тоже играют огромную роль.
  • Динамичное развитие. Творческий человек всегда развивается вместе с миром и его мышление не прекращается. Мозг такого человека — это постоянно меняющаяся система. Революционные решения принимает не машина, а человек. Поэтому визуально-образное мышление обычно характерно для творческих людей: художников, писателей, дизайнеров, музыкантов и так далее.

Процесс формирования мышления

Ребенок от рождения до примерно трех лет открывает мир, видя и касаясь окружающих его предметов. Малышам интересно абсолютно все, от маминых глаз до пушистого кота. Но мало просто увидеть: им нужно потрогать то, что находится рядом. Таким образом, на ощупь они начинают понимать, что мокрое, а что сухое, что гладкое, а что шероховатое.

Чтобы понять, что это за предмет, ребенок должен его потрогать, часто даже попробовать. Таким образом он подготавливает себя к умственной деятельности. В желании разобраться в характеристиках той или иной игрушки ребенок приходит к мысли, что он пытается узнать, как она работает, что внутри. В результате игрушка часто выходит из строя. Ошибаются родители, которые в этих случаях ругают ребенка. По сути, в этом поступке ребенка заключается стремление познавать мир, это первый этап в развитии исследовательской деятельности.

Ребенок играет

Мыслительные процессы, происходящие в мозгу маленького ребенка в этот период, отличаются от тех же процессов у взрослого. Главное отличие — переход ребенка к активным действиям в попытке решить какую-либо проблему. Взрослый же сначала понимает, как и что делать.

Примеры визуально эффективного мышления: ребенок хочет взять игрушку, которая лежит в шкафу на верхней полке. Из-за своего маленького роста он не может дотянуться. Что делает ребенок? Он берет стул, кладет его в шкаф, залезает и достает игрушку. Такие действия типичны для ребенка 2-3 лет.

Дети постарше (до 5 лет) могут в уме сформировать предварительный образ этого действия, по которому они предсказывают результат. Они «рисуют» в своем воображении, что произошло бы, например, если бы стул качнулся. Возможный исход действий заставит ребенка быть поосторожнее или позвонить взрослому. Это образно-образное мышление.

это более сложно. В процессе своего развития ребенок представляет, что будет после выполнения определенных действий. Это важный этап в развитии мозговой деятельности человека (особенно дошкольника), который необходим в процессе усвоения, ведь знание любой науки — уметь мыслить.

Высшая форма развития мыслительного процесса — логико-вербальная. Его особенности:

  • на основе лингвистических средств;
  • используются понятия;
  • применяются логические конструкции;
  • характеризует продвинутую стадию развития человеческой мысли.

Детские и игрушки

Логико-вербальное мышление — это способность мыслить с помощью понятий, выраженных в речи. Когда ребенок произносит слово, перед его внутренним взором предстает определенный предмет. Например, когда в изображении появляется слово «кошка», появляется именно то животное, которое он видел (в книге или дома). Со временем ребенок научится обобщать все предметы.

Основные типы ошибок в задачах на наглядно-образное мышление

Если в процессе решения задачи ее анализ не был достаточно тщательным или синтез был односторонним / частичным, ошибки неизбежны. Это следствие того, что школьники уделяют больше внимания только одному из признаков проблемы, что приводит их к неправильному решению.

Таких ошибок великое множество. Наиболее распространенные из них:

  • те, которые являются результатом недостаточного учета характеристик, представленных на рисунке, а также их поверхностного сравнения;
  • те, которые являются результатом недостаточной оценки относительного положения различных компонентов или частей, составляющих фигуру, в пространстве, а также того, как они соотносятся с общей структурой фигуры.

Все эти ошибки имеют разные причины, различить которые довольно сложно. Первый тип ошибок в основном основан на первоначальном визуальном анализе условий задач, то есть зависит от выбора важных и не особо важных характеристик / связей геометрической фигуры или композиции, которые воспринимаются на изображении. Второй тип ошибок основан на недостаточном знании операций, направленных на восприятие пространственных соотношений фигур / композиций, расположенных на плоскости листа.

Как мы используем образное мышление?

• Благодаря образному мышлению можно научиться находить выход из сложных ситуаций, решать сложные задачи. Например, для этого можно использовать следующую технику визуализации:

1. Представьте вашу проблему в виде имиджа-изображения. Например, у вас есть бизнес-проблема. Думайте об этом как об увядающем дереве.

2. Создайте и нарисуйте причины ситуации и изображения «спасателей», которые помогут вам найти решение. Например, избыток солнечного света (слишком много устаревших, подавляющих, ранее принятых решений, которые мешают вам мыслить творчески. Переизбыток солнечного света также может означать, например, усиление конкуренции). Подумайте, что нужно для спасения растения: полив (новые идеи и решения), или защита от солнца, или приглашение специалиста-садовода, или удобрение почвы, или что-то еще?

3. Не торопитесь, запоздалая мысль не приходит мгновенно, но наверняка скоро придет в форме интуиции.

• Образное мышление может помочь нам успокоиться, обеспечивая психологическую защиту от нервирующей ситуации или неприятного человека. Мы склонны воспринимать происходящее близко к сердцу и поэтому нам необходимо защитить психику от перегрузок. Очень часто используется прием обидчика в абсурдной или комической форме. Например, вас обидела и оскорбила чья-то жадность. Не обижайтесь, лучше представьте себе экономного хомячка с огромными и пухлыми щеками. Ну, без припасов он жить не может, вот как, должно быть, обижаться? Тебе лучше улыбнуться. Представьте безжалостного сатрапа полностью обнаженным — это смешно и нелепо, и его крик больше не будет иметь над вами власти.

• Предполагается, что способность визуализировать будущее увеличивает шансы на ее реализацию. Чем красочнее и детальнее вид, тем лучше. Правда, есть нюанс: как и во всем хорошем, в этой визуализации следует соблюдать меру. Главный принцип — «не навреди».

• Использование образного мышления делает жизнь более интересной, а общение и самореализацию — полнее.

Развитие логического мышления

В большинстве случаев рассуждения дошкольника лишены логики, хотя по форме могут показаться вполне разумными. «Промой градусник одеколоном, — говорит пятилетний Андрей, — а то Витя от меня заразится». Звучит очень серьезно, не правда ли? Но дело в том, что температуру будут измерять не Вите, а Андрею. Винт померился раньше. Андрей уверен, что здоровый человек может заразиться, если после него измерять температуру пациента, не чистя градусник.

Подлинная логика формируется в основном в школьном возрасте. Систематическое обучение играет в этом очень важную роль. Приобщая детей к логике выполнения действий (в частности, при решении арифметических задач), мы развиваем у них навыки логического мышления.

Диагностика

Вы можете пройти простейший тест на образное мышление. Внимательно смотрите на изображения и старайтесь разглядеть в них как основной предмет, так и те, которые художник тщательно спрятал от прямого взгляда. Чем раньше вы их увидите, тем лучше.

Картинки для теста на образное мышление

Еще один тест, который позволит определить, какой тип мышления у вас преобладает и насколько развито образное. Прочтите аффирмации, поставьте плюсы (галочки) напротив тех, которые вас интересуют.

Проверьте, какое мышление преобладает в вас и насколько развито

Интерпретация результатов

Подсчитайте количество плюсов (отметок) по этой таблице и посмотрите, насколько хорошо вы развили образное мышление по сравнению с остальными.

Результаты теста на образное мышление

Если в столбце НОМ содержится до 2 плюсов — это низкий уровень развития, 3-5 — нормальный, 6-8 — высокий.

Дети – гении творческих решений

Необязательно развивать у детей творческие способности, главное не баловать их. В их действиях нет логики или аналитического мышления. Каждый ребенок отвечает на любой вопрос правдиво и творчески.

Как работает мышление ребенка? В детстве человек еще ничего не знает об окружающем мире и поэтому постоянно его изучает. Огромный поток информации, поступающий в мозг ребенка, охватывает практически все сферы его жизни. Детям свойственно наглядно-образное и наглядно-активное мышление, именно благодаря им дети познают окружающий мир. По мнению психологов, эффективное зрительное восприятие мира у детей преобладает в четырехлетнем возрасте, например, ребенок может сломать любимую игрушку только для того, чтобы узнать, что внутри. А уже через четыре года у детей начинает преобладать зрительно-образное восприятие.

Упражнения на развитие наглядно-действенного мышления

  1. Самая простая, но очень эффективная задача для развития этого типа мышления — составление строителей. Деталей должно быть как можно больше, не менее 40 штук. Можно использовать наглядные инструкции.
  2. Не менее полезны для развития такого мышления различные головоломки и головоломки. Чем больше подробностей, тем лучше.
  3. Составьте 2 равных треугольника из 5 спичек, из 7 — 2 квадрата и 2 треугольника.
  4. Превратитесь в квадрат, разрезав круг, ромб и треугольник по прямой линии.
  5. Вылепите из пластилина кота, домик, елку.
  6. Без особых мер предосторожности определите вес подушки, на которой вы спите, всю одежду, которую вы носите, размер комнаты, в которой вы находитесь.

В чём минусы

Психологи также предупреждают об опасности образного мышления.

Проблема в том, что он может слишком далеко уйти от реальности, особенно если он преобладает над образным действием и словесной логикой. Дети, увлеченные собственными образами в голове, начинают не только сочинять сказки, но и верить в них. И если у детей этот дисбаланс легко корректируется с помощью психотерапии, то у взрослых дело обстоит гораздо серьезнее.

Во-первых, многие творческие гении, образное мышление которых находится на пике развития, теряют связь с реальностью и начинают думать о себе как о чем-то вроде божества. Им кажется, что они озарены светом свыше, если им позволено увидеть в обычных вещах то, чего не замечают другие. Эго раздувается до невероятных размеров, что приводит к социальной дезадаптации и различным расстройствам личности.

Во-вторых, самые обычные люди под воздействием образов в голове начинают связывать те предметы и явления окружающего мира, между которыми нет ничего общего. Это объясняет веру в магию, колдовство, потусторонние реальности. Услышав ночью шорох в комнате, они во всех деталях представляют себе настоящего монстра и отрицают присутствие мышей в доме. Если утром в пятницу, 13 числа, солонка перевернется и черный кот перейдет улицу, столь подозрительные люди начнут паниковать. А все потому, что ужасные образы нарисуют в их сознании последствия, к которым приведут все эти суеверия.

Еще один недостаток — не всегда хватает слов и фраз, чтобы описать образ, который формируется в голове. По этой причине в повседневной жизни часто возникают противоречия и недопонимания. Например, супруга пришла в магазин, чтобы выбрать ткани для спальни. Один думает, что такое цветовое сочетание идеально впишется в интерьер, а другой считает, что это будет выглядеть слишком вызывающе и кричаще. Это потому, что у них разные представления об одной и той же комнате. Как показали ученые, женщины видят все в более ярком цвете и в результате выбирают одни и те же вещи. Мужчины как раз наоборот.

Понятийное мышление

Овладев практическими видами мышления, человек учится рассуждать теоретически. На этом этапе появляется концептуальное мышление.

Что характерно для концептуального мышления? Как отмечает доктор психологии Н.И. Козлов, он не является врожденным и не развивается самостоятельно, он формируется во время тренировок. На этом этапе человек:

  • знает концепции и запоминает их свойства без личного контакта;
  • устанавливает общие схемы и формирует логические классы;
  • научитесь строить логические цепочки.

Концептуальное мышление не заменяет практику, а дополняет ее. Это тесно связано с использованием слова и некоторых логических операторов. Поэтому в различных классификациях его называют логико-вербальным (вербально-логическим.

девушка думала о книге
Концептуальное мышление: Unsplash

Творческий ребёнок – успешная и многосторонняя личность

Если вы не хотите портить творчество ребенка и превращать его в образец для своих желаний, то не стоит даже пытаться втиснуть его любопытство и живой ум в узкие рамки взрослого восприятия мира. Именно детское любопытство и полет фантазии в будущее могут стать той самой основой, необходимой для развития творческого потенциала.

Для развития наглядно-образного мышления у детей необходимо как можно чаще играть с ними в развивающие игры, такие как головоломки, рисование или решение головоломок и загадок. Главное, не заставляйте ребенка решать различные задачи, ребенок сам должен хотеть играть в эти игры.

В дошкольном возрасте наглядно-образное мышление проявляется в умении решать в уме различные задачи, используя заранее накопленные алгоритмы и схемы. Так у него начинает формироваться абстрактно-логическое мышление, что тоже необходимо для развития творческой личности.

Признаки

Что предполагает наглядно-образное мышление с точки зрения особенностей восприятия окружающего мира? Его основные особенности:

  • он построен исключительно на образах в голове;
  • образы структурируются в результате образов, сформированных в процессе жизненного опыта и основанных на восприятии окружающей действительности;
  • он предназначен не только для решения насущных проблем наяву — часто уносит оттуда в мир фантазий, позволяет мечтать;
  • хорошо развиты среди творческих людей: художников, поэтов, музыкантов, архитекторов, стилистов, парфюмеров;
  • позволяет со всех сторон рассмотреть представленное в голове изображение, проанализировать его, сравнить с подобными и сделать обобщенные выводы.

В примитивном виде она начинает складываться даже у трехлетнего ребенка. Хватайте кота за хвост, ведь в голове он ассоциируется с его любимой мягкой и пушистой игрушкой. Если животное в это время поцарапает его, в будущем он будет избегать кошек, так как этот злой образ появится в его голове, причиняя боль. Ученые считают, что зачатки HOM присущи определенным животным, которые, например, хранят в голове образ хозяина и узнают его от тысяч других людей.

Виды

В зависимости от того, какие идеи лидируют в человеке, психологи классифицируют тип образного мышления следующим образом.

Конкретно-образное мышление

В уме возникает конкретный образ желаемого объекта. Вы покупаете накидку на стул и представляете ее во всех деталях, чтобы понять, подходят ткани или нет. Учитывайте размеры, изгибы и то, как он впишется в общий интерьер комнаты.

В ассоциативной форме

В голове возникает не само изображение желаемого объекта, а связанные с ним ассоциации. Если ребенка укусила собака, то впоследствии в любой сказке и мультфильме для него это животное будет плохим героем, даже если у него положительная роль.

Эффективная форма

Если вы находитесь в районе города, где побывали всего один раз в жизни, вы шаг за шагом запомните путь, который вы прошли в последний раз. Вот и вы видели подъемный кран, это тот дом, который вам нужен.

Минуты

Проявляется при заучивании материала наизусть. Это основа фотографической памяти для записи только текста. Некоторые дети, читая стихи, представляют в голове не образы, нарисованные поэтом, а расположение строк в учебнике.

Образный абстрактный

Сосредоточьтесь на существенных аспектах, свойствах, связях представленного объекта (предмета или явления). Считается высшей формой образного мышления. Он позволяет заметить в окружающем мире что-то важное, неуловимое, что скрыто от посторонних глаз. Некоторые эксперты считают, что знаменитый Шерлок Холмс раскрыл преступления не только с помощью дедукции, но и с помощью развитого абстрактно-образного мышления. Ведь он мог детально представить в уме все, что происходило в том или ином месте, хотя этого не было.

Художественный (творческий)

Это появление в голове звуков, иллюстраций, поэтических образов, фактур и даже запахов, на основе которых человек создает настоящие шедевры: музыкальные и художественные произведения, новые ароматы, выкройки одежды, образы.

У каждого человека свой тип образного мышления.

Образное мышление у взрослых

Существует простой тест, чтобы проверить, хорошо ли развито ваше образное мышление. Для этого нужно выбрать любое изображение (не пытайтесь сразу брать сложные изображения, начните с простых), некоторое время (около минуты) смотреть на него, стараясь учесть все нюансы — расположение линии и объекты, цвет и оттенки, фактура и другие оттенки. Услышав, что вы все заметили, закройте глаза и мысленно получите детальное воспроизведение. Смотрите на нее с закрытыми глазами ясно и ясно. Случилось? Хорошо! Это означает, что вам просто нужно поддерживать тот уровень образного мышления, который у вас уже есть. Но если изображения не работали, если были нечеткие уловки или формы, тренируйтесь, выполняя это упражнение.

Изощренный вариант — рендеринг абстрактных изображений. Вы можете нарисовать его самостоятельно из точек, ломаных линий, узоров, используя разные цвета и формы, а затем запомнить. Обратите внимание на детали и отдельные приметы. Игры на развитие мыслей легко найти в Интернете, на сайтах, посвященных личному развитию. В этом также помогает разработка тренажеров Bitreinics. Например, в игре «Пирамидстрой» образное мышление в сочетании с воображением поможет вам запомнить совершенно не связанные между собой слова, объединив их в удивительную историю. Тренировки и упражнения для развития мышления имеют большое значение для поддержания мозговой активности в хорошей форме, на что следует обращать внимание на протяжении всей жизни.

Развитие образного мышления улучшает творческие способности, способствует проявлению творческих способностей, генерации новых идей. Кроме того, благодаря развитию образного мышления улучшается запоминание, облегчается усвоение нового, улучшается интуиция, появляется гибкость мышления.

Желаем уверенности в своих силах и успешного развития личности!

Образное мышление обладает рядом характеристик, которые превращают его в универсальный инструмент, который может и должен использовать любой человек в своей жизни

Каковы особенности развития, когда формируется и ярко проявляется?

У малышей дошкольного возраста


Дети до 4 лет познают мир через взаимодействие с предметами и прикосновением, поэтому особенность этих дошкольников состоит в том, что в первую очередь у них еще есть эффективное мышление (подробнее о характеристиках эффективного визуального мышления у детей мы говорили здесь).

С 4-5 лет дети уже могут представить себе различные ситуации в своей голове и могут найти предмет по его словесному описанию. Ребенку этого возраста свойственен больший имидж в мире.

У младших и средних школьников

Новое окружение меняет образ жизни ребенка, его социальные роли в коллективе и в семье. В учебном заведении задачи усложняются, и мыслительная деятельность студента перестает опираться только на практическую составляющую. Чтобы решать проблемы, необходимо научиться рассуждать и анализировать, а это уже новые мыслительные операции. И вот тут начинает работать образное мышление (для чего необходимо совершенствовать образное мышление у взрослых и детей и какие методы и приемы его развития читайте здесь).

Основная сложность правильного умственного воспитания детей младшего дошкольного возраста состоит в том, что они быстро теряют интерес, а, следовательно, суть процесса. К средней школе ребенок уже умеет планировать. Правильно сформированное визуально-образное взаимодействие на этом этапе способствует лучшему усвоению новых предметов в школе.

В жизни подростков

Осторожность. В подростковом возрасте происходит большой скачок умственной активности. Эволюция образного познания происходит вместе с изменениями языка.

Визуально-образное мышление на этом этапе связано со следующими проявлениями: подросток стремится к правильным определениям, логическим обоснованиям, в речи все чаще появляются предложения со сложной структурой, он становится более выразительным.

Хороший уровень всевозможного мышления позволяет в подростковом возрасте приступить к последовательному изучению основ наук. Предметы новой школы требуют обобщения опыта, оперирования сложными понятиями, умения самостоятельно мыслить, сравнивать и рассуждать, и развитие этих навыков формируется именно на основе наглядно-образного мышления и тесно с ним связано.

Что предполагает у взрослых?


У взрослых наглядно-образное мышление взаимодействует с практическим мышлением, это позволяет действовать в соответствии с ситуацией. На протяжении всей истории человечества образное мышление позволяло людям улучшать свое мастерство. Высокий уровень такого мышления в зрелом возрасте способствует творчеству, творчеству и генерации новых идей. Он также улучшает различные области памяти, внутреннее чутье и позволяет чувствовать себя свободно в незнакомых ситуациях.

В каких профессиях требуется?

Творческие профессии требуют использования образного мышления и сопутствующего ему творческого потенциала и будут работать рука об руку с аналитическими способностями человека. Образность способствует развитию острого ума и стремления к расширению кругозора. Умение находить нестандартные подходы к различным ситуациям поможет легче и быстрее выйти из них. А способность визуализировать желания и мечты сделает их исполнение более достижимым.

Как развивается наглядно действенное мышление у дошкольников

поддержать развитие визуально эффективного и образного мышления у дошкольников несложно: главная цель родителей — не препятствовать разборке или «модернизации» предметов. Единственное ограничение — это меры безопасности. Материалы должны быть максимально безвредными для самого младшего дошкольника.

Объективные действия не сразу приводят ребенка к пониманию основных свойств и назначения предмета. Детскому разуму требуется время и повторяющиеся манипуляции, чтобы уловить визуальные обобщения и построить необходимые связи.

Например, если дошкольник сделал первые попытки рисования карандашом, увидев цветные мелки, он не представит их цели без предварительных тестов.

особенно эффективно формировать память образов с помощью отливок и сыпучих материалов. Ребенок насыпает из рук в руки песок, скатывает крупу, наливает воду. Постоянный контакт позволяет ему сначала определить, а потом вспомнить, что если песок хорошенько скомкать, то получится лепешка.

Подводя итог вышесказанному, можно сказать, что основной принцип развития такой формы мыслительного процесса выражается в повторяющихся действиях, приводящих к одному и тому же результату: изображение, собранная игрушка, скульптурная фигура.

так рождаются первые представления о конкретных предметах и ​​жизненном опыте, которые закладывают основы для развития психических форм.

Способы развития наглядно образного мышления

В зависимости от возраста и предпочтений самого ребенка выбираются разные методы, однако каждый основан на создании результата на основе представленного изображения.

Развитие мышления

В трехлетнем возрасте он играет в пирамиду и подобные складные игрушки. Для начала взрослому показан процесс анализа и правильного сбора игрушки, после чего ребенку предлагается повторить действия.

Чтобы усложнить задачу, вам понадобится пирамида с кольцами разного размера. Дальнейший эффект игрушки — научиться выделять существенные свойства предметов, различать размеры, формы, оттенки. Можно утверждать, что процесс развития образного мышления начался, когда до действия ребенок мог сказать то, что он теперь построит или нарисует.

Этапы развития мышления ребёнка

Современные психологи выделяют три основных этапа в развитии мышления ребенка:

  • наглядно и эффективно;
  • наглядно-образный;
  • концептуальное мышление (логическое.

Зрительно-активное мышление присуще в основном младшим дошкольникам. Однако уже на четвертом курсе начинает формироваться наглядно-образное мышление, а затем развивается логическое мышление.

В начале дошкольного периода детям необходим телесный контакт с предметом. Со временем потребность трогать все руками исчезает, и дети сосредотачиваются на представлении изображения в своем воображении. Визуально-образное мышление становится активным и базовым в возрасте 5-6 лет.

Но, к сожалению, не у всех детей должным образом развивается наглядно-образное мышление. Если вы видите, что вашему ребенку достаточно сложно что-то вообразить в своей голове, то не медлите, начните активно развивать этот тип мышления. В противном случае ребенок будет испытывать трудности в обучении в школе. В частности, ему будет сложно решать задачи, а также любые задачи творческого характера.

 

Оцените статью
Блог про заболевания нервной системы