Склонность к рефлексии: что это такое в психологии

Что такое рефлексия

Рефлексия — это способность сознательно обращать внимание на свои мысли, эмоции и поведение, оценивать решения и перспективы. Термин происходит от латинского слова «Reflectio» — «отражение». Это привлечь к себе внимание, переосмыслить, проанализировать. Человек переключает внимание извне на свои чувства, на свое «я», думает о происходящем. Сократ считал размышление доступным способом познать и улучшить себя. Психотерапевт Аркадий Волков поясняет: «Роль рефлексии в разных психотерапевтических подходах существенно различается. Например, если в когнитивно-поведенческом подходе рефлексия, внимание к собственным мыслительным процессам, их оценка и переоценка являются одними из основных столпов терапевтического процесса, то в психоанализе рефлексия играет скорее вспомогательную роль и используется из терапевт в работе с веществом, какие еще нерефлексивные методы».

Рефлексия содержания материала

такой вид размышлений удобнее проводить в конце урока или на этапе подведения итогов. Это позволяет детям осознать содержание изученного, оценить эффективность своей работы на уроке.

Как сделать:

  • Раздайте детям облако «меток» для завершения. Например, на интерактивной доске вы можете отобразить слайд, показывающий параметры:
    • сегодня я обнаружил…
    • это было сложно…
    • я это понимаю…
    • я учил…
    • я мог бы…
    • было интересно узнать, что…
    • я удивлен…
    • я хотел . и так далее
  • Каждый ученик выбирает 1-2 предложения и завершает их. Это отражение может быть выполнено устно или письменно (на листах или непосредственно в записной книжке).
  • Графика: доска со знаками на доске

В таблице задачи урока может быть отмечен самим учителем (для учеников начальной школы). Со старшими вы можете вместе ставить цели. В конце урока студенты ставят больше перед каждой целью и в столбце, который они считают наиболее подходящим.

  • Форма заявки

  • «Три М»

Студентам предлагается назвать три пункта, которые они хорошо выполнили на уроке, и предложить действие, которое улучшит их успеваемость на следующем уроке.

Следующие примеры рефлексии отлично вписываются в концепцию гуманитарных предметов:

  • Акрослово

Например, дайте характеристику Воланда, героя романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»:

Б — всемогущий

О — олицетворяет справедливость

L — луна, черный пудель и «ад»

А — антипод Иешуа

N не абсолютное зло

Д — ад

  • Фразеологизм или пословица

Выберите выражение, которое соответствует вашему восприятию урока: слышно краем уха, хлопали ушами, волновали мозг, считали ворон и т.д.

Зачем человеку нужна саморефлексия и что она дает

Саморефлексия необходима по двум простым причинам:

  • Это основа для самообучения. Если человек не умеет размышлять, он стоит на месте и не развивается. Иногда это признак психопатологии.
  • Он позволяет вам пересматривать свое мнение, он составляет основу социализации. Усвоение норм и ценностей общества.

Что дает саморефлексию:

Это учит понимать людей. Поразмыслив, пациент лучше понимает себя. Он размышляет, сравнивает его с другими. Главное, чтобы это не превратилось в пустое противостояние — кто лучше, а кто хуже. При грамотном подходе можно лучше понять других, их мотивы и действия. Метод прост: поставьте себя на место другого и подумайте, как вы поступите на его месте.

Это позволяет вам переработать собственный опыт. И положительные, и отрицательные. Вы должны понимать, что негативный опыт тоже очень ценен. Иногда более чем положительно.

Вы можете найти свои сильные и слабые стороны. Для этого есть специальные упражнения. Вам нужно взять лист бумаги и разделить его на 2 части. Напишите слева недостатки, справа — преимущества. Затем возьмите список дефектов и попробуйте их исправить. Две недели в месяц за неудобства. Каждый этап сопровождается новым составлением списка.

Учит организовывать мысль. Смотрите вперед, оглядывайтесь назад, чтобы учиться на ошибках прошлого.

Это дает вам возможность пересмотреть свои приоритеты, свое отношение к вещам. Личность человека не статична. Это динамическая система. Прошлые цели могут не иметь отношения. Но это не всегда понятно на лету. Саморефлексия дает возможность пересмотреть свое отношение к вещам, изменить цели и задачи. Расти над собой.

Развивайте интуицию. Человек учится применять талант на практике.

Это позволяет отказаться от многих зависимостей. Например, в процессе самоанализа можно понять, что курение вредно для здоровья. Поздний сон создает проблемы в школе, на работе и так далее. Это всего лишь два простых примера. Вредных привычек может быть еще много: вплоть до излишней разговорчивости и прочих моментов.

Удалите ненужные блоки. Те, кто воздерживается от полноценной деятельности, от раскрытия своего потенциала. Часто такие блоки связаны с излишней застенчивостью или застенчивостью, проблемами в общении. Человек может действовать осознанно после размышлений.

Он учит принимать правильные и взвешенные решения. С помощью умеренного размышления о себе и своей жизни можно избавиться от импульсивных действий. Взвесьте все «за» и «против» и только потом переходите к активному поведению.

Когда вы достигнете хотя бы одной поставленной цели, реализуйте хотя бы один пункт из списка — вы почувствуете себя увереннее. Это повысит самооценку. Очки действуют кумулятивно, позволяя вам быстро расти и развиваться как личность.

Что такое саморефлексия

Как использовать рефлексию с пользой?

Девушка в озере

Любое умение эффективно развивается только при регулярном использовании. Чтобы развивать рефлексию, вам нужно регулярно ее практиковать. Вот несколько упражнений, которые позволят вам делать это наиболее осознанно:

1. Помните о настоящих чувствах

… Это хорошая привычка применять каждый раз, когда меняется окружающая среда. Вы чувствуете, что ваше эмоциональное состояние изменилось? Слушайте ощущения, постарайтесь понять, что вы сейчас чувствуете, что вас беспокоит. Очень часто есть вещи, которые не очевидны.

2. Выделите ситуации, на которые вы наиболее болезненно реагируете

… Понимание того, какие события вызывают сильную эмоциональную реакцию, может помочь вам определить проблемные области и целенаправленно работать над ними.

3. Научитесь сознательно прекращать копать самому

… В большинстве случаев самокопание не приносит пользы, оно только ухудшает настроение и снижает продуктивность. К счастью, этот процесс можно целенаправленно контролировать. Просто скажите себе, что вы подумаете об этом позже, а теперь вам нужно заняться.

4. Не пытайтесь все контролировать

… Невозможно все контролировать, некоторые вещи действительно лучше дать им течь. Позвольте сюрпризам и неожиданностям случаться периодически и сосредоточьтесь на контроле над наиболее важными аспектами своей жизни.

5. Вечером подумайте о своем дне

… Это здоровая привычка, которую практикуют многие успешные люди. Подумайте, что было необыкновенного в этот день, какие полезные дела были сделаны и какие ошибки были допущены.

6. Детально продумайте все, что вас интересует

… Выберите интересующий вас предмет и подумайте о его природе. Интерес сделает этот процесс легким и увлекательным, а вы разовьете глубокие аналитические способности.

Интересный тест

Отражение деятельностиЧтобы подтвердить, что у человека есть способность направлять свои мысли в чужое сознание, приведем один из известных тестов.

Показаны требования трех испытуемых: 3 черных и 2 белых кепки. Затем надели бинты и черные кепки. При этом сообщалось, что каждый из них может носить черный или белый берет.

Затем бинты снимаются и перед тестируемыми дается задание:

  1. Поднимите руку, если увидите хотя бы одну черную кепку;
  2. Выйдите из комнаты, если догадаетесь, какая на вас кепка.

В результате все сразу поднимают руку, но тут возникает заминка. В конце концов, кто-то выходит из комнаты.

здесь и происходит размышление над чужой мыслью: «Я ношу белую кепку?», «Нет, если бы она была белой, то один из двух других участников увидел бы, что третий тянет за руку, как он видит черная кепка только на себя. Но потом он выходил, а он сидит. Так что я в черной кепке!»

Уникальная способность рассуждать сразу двух других участников помогла угадать цвет кепки. Тот, кто вышел первым, имеет более развитую рефлексивность, чем остальные.

Для чего нужна рефлексия

Саморефлексия помогает выявить настоящие желания. Немецкий ученый Оливер Шультейс из Университета Эрланген-Нюрнберг показал, что когда сознательные цели совпадают с бессознательными мотивами, человек чувствует себя счастливее 1. Кроме того, процесс отражения позволяет:

  • контролировать мышление;
  • оценивать обоснованность и последовательность действий, анализировать мысли;
  • превращение скрытых навыков в эффективные инструменты развития;
  • избавиться от нерешительности и сделать выбор;
  • освободите свой разум от бесполезных мыслей;
  • выявлять поведенческие модели и изменять их.

Например, вечером перед сном подумайте о том, как утренняя встреча вызвала остаточный гнев и повлияла на ваши отношения с членами семьи. Мысленно отслеживая события дня, вы обнаруживаете первопричину своего плохого настроения и ищите способы устранить ее в будущем. Как вариант, отдохните после напряженных встреч вместо того, чтобы сразу же продолжить работу.

Фотография: Pexels
Большинство людей склонны к саморефлексии и помогают делать выводы, чтобы минимизировать возможный вред для психики. Этот процесс может защитить нас от неправильных решений и изменить их. Когда есть чрезмерное размышление, это может тормозить развитие, требуя много времени и усилий. Было бы неплохо иметь возможность мгновенно разобраться в проблеме и сделать выводы в режиме реального времени. Но очень часто человек понимает ситуацию не моментально, а постфактум. Ключ к осознанию того, что происходит здесь и сейчас, — это выработать привычку оценивать происходящее, развивать рефлексию как мускул, который можно использовать в любое время.

Мыслю не мыслю

Французский католический философ и богослов Пьер де Шарден трактовал отражение шире, чем просто знание, но также и способность понимать его. При этом он указал, что это доступно только человеку, который считается самым высоким существом на планете. В целом философские взгляды мыслителей схожи между собой.

В психологии размышление считается центральной осью самоанализа.

В психологии это базовая концепция, лежащая в основе самоанализа, позволяющая расширить ваше сознание. Рассмотрите этот вариант, если человеку самому сложно понять очередную проблему, что причинный негативный настрой — это постоянные мысли о негативе, другие люди вряд ли смогут с этим помочь.

Определение понятий

Рефлексия — это человеческий навык, заключающийся в самоанализе и самосознании своей деятельности, своего поведения и даже своих действий.

В процессе размышления происходит анализ и оценка вышеперечисленных действий. Размышляя о том, что простыми словами, мы можем сказать, что человек смотрит внутрь себя и просматривает все свои личные качества и поведение в конкретной среде. Он осознает правильность или неправильность своих действий.

В свою очередь, саморефлексия — это как смотреть в зеркало и описывать то, что вы видите. Это способ оценить себя, свои методы работы и то, как вы учитесь. Проще говоря, «размышление» означает думать о чем-то. Отражение и составление саморефлексивного письма становится все более важным элементом любой формы осознания или обучения.

Рефлексия в психологии — это основа самоанализа

В психологии это одна из базовых концепций, на которых строится интроспекция, ведущая к расширению осознания. Простой пример: если я не могу понять, что у меня всегда плохое настроение из-за того, что я всегда думаю о плохом, то вряд ли кто-то или что-то поможет мне вырваться из моих собственных страданий.

Рефлексивное действие — это волевое решение остановить бесконечный поток автоматических мыслей и начать осознавать себя в данный момент здесь и сейчас.

Размышлять означает думать, анализировать и познавать себя. Правильный самоанализ поможет предотвратить ошибки в будущем и даст ответы на многие важные вопросы, как психологические, так и бытовые.

В результате индивид (кто это?) Учится мыслить рационально (думать правильно), не руководствуясь фантазиями и предположениями, а также:

  1. контролировать и анализировать течение мысли;
  2. оцените собственное мышление;
  3. он освобождает себя от бесполезных и разрушительных мыслеформ;
  4. приобретает способность делать осознанный выбор;
  5. раскрывает свои скрытые способности и ресурсы.

Человек с низким уровнем рефлексии каждый день совершает одни и те же неправильные поступки и сам страдает от них.

С другой стороны, термин «размышлять» часто применяется к людям, которые сильно чем-то обеспокоены, начинают копаться, беспокоятся, нервничают (ломают пальцы).

Допустим, ему сказали, что все вокруг идиоты и что он начинает это чувствовать на себе, обижается, задыхается, размышляет, т.е ищет в себе зла. Этого следует избегать. Во всем (и особенно в самоанализе) нужна мера.

Если вы хотите изменить себя и свою жизнь, но при этом жить «на машине», то это путь к разочарованиям и страданиям. Вы должны научиться правильно размышлять (без фанатизма и унижений, трезво, объективно).

Конструктивное размышление полезно. Это когда правильные выводы делают из проведенного самоанализа и применяют полученные знания в дальнейшем, чтобы не наступать на одни и те же грабли.

Деструктивный рефлекс крайне вреден. Одержимость проблемой, своим неправильным поведением (с вашей точки зрения) вам не помогает, а, скорее, утомляет. Вы начинаете чувствовать себя виноватым и не можете избавиться от этого чувства. Иногда выйти из этого состояния помогает только гештальт-терапия.

Кстати, именно буржуа хотят заставить нас задуматься, погрузившись лицом в темные точки нашей истории (сталинизм, репрессии). Они хотят сформировать чувство вины. Темные пятна есть у всех, но выгодно, чтобы на этом зацикливались только мы, а не жители их стран.

Посиделки под деревом

Действие в рефлексии заключается в умении силой воли останавливать изобилие мыслей, воспринимая себя в существующей реальности.

Рефлексия: способность размышлять, анализировать, познавать себя. Можно научиться избегать ошибок, ответить на многие вопросы, важные для себя (бытовые или психологического смысла), если правильно их проанализировать.

В результате человек учится мыслить рационально (размышлять), игнорируя домыслы и фантазии и многое другое:

  • подвергнуть свое мышление анализу и самоконтролю;
  • оценить свое отношение к ситуации;
  • избегать негативных мыслей;
  • развивает способность к осознанному выбору;
  • открывая новые возможности.

Недоразвитое мышление побуждает человека совершать одни и те же ошибки каждый день, каждый раз злиться.

Также «рефлексирует» по отношению к испытуемому, склонен брать все насильно за свой счет, углублять себя, чрезмерное возбуждение.

Услышав фразу про дураков, такой человек берет ее на себя, выискивая в себе отрицательные черты. Этого нужно избегать, все нельзя понимать буквально, всегда нужна мера. Невозможно иметь сильное желание что-то изменить к лучшему, и, ничего не делая, чтобы продолжать жить в том же режиме, вы получите только неудовлетворенность.

Особо важным считается конструктивное размышление, благодаря которому делаются правильные выводы, их использование в будущем поможет избежать стереотипных неудач.

Чрезвычайный ущерб причинен разрушающим отражением; когда вы зацикливаетесь на проблеме, на своем «неправильном» поведении, это утомляет человека. Иногда почти невозможно избавиться от преследующего чувства вины, кроме как с помощью гештальт-терапии.

Это нововведение пришло к нам из капиталистических стран. Следовательно, они хотят вызвать чувство вины за социалистическое прошлое, забывая свои темные пятна в истории. И не увлекайся этим.

Роль рефлексии в психологии и повседневной жизни

Чеслав Мирский
Чеслав Мирский Размышление необходимо каждому человеку. Это помогает достигать высот в профессии и во взаимодействии с окружающими.

В жизни важно научиться правильно оценивать себя и стремиться к совершенствованию. Знание своих сильных и слабых сторон помогает легче адаптироваться к различным жизненным ситуациям.

Например, если человек знает, что он может быть несдержанным, но хочет хорошо выглядеть и стать лучше, он будет стараться избегать конфликтных ситуаций, работая над собой. Для этого есть несколько способов: посетить психотерапевта, почитать книги по психологии, пройти курсы повышения квалификации.

Этот необходимый мыслительный процесс выполняет важные функции:

  1. Познавательная.
    Желание изучать себя и анализировать свои действия. Эта функция помогает формированию Я-концепции в сознании человека.
  2. Развивающийся.
    Трансформируйте личность, создавайте установки для личностного роста, развития навыков.
  3. Нормативные документы.
    Помогает регулировать свое поведение, улучшать характер, избавляться от пороков.
  4. Значительный.
    С помощью такой функции человек осмысленно выполняет любое действие, он может объяснить смысл своих действий.
  5. Разрабатывать.
    Создание перспектив на основе анализа прошлых действий с целью самосовершенствования.
  6. Образовательный.
    Позволяет проверить уровень собственных знаний и регулировать учебный процесс в части усвоения нового материала.

Виды рефлексии

В психологии существует следующая классификация рефлексии, в которой каждый вид имеет свои особенности:

  1. Личные размышления. Здесь предметом познания выступает личность самого человека. Оцените себя, его способности, привычки, отношение окружающих, а также мысли о мире и других людях.
  2. Коммуникативная рефлексия. Критическая оценка действий и реакций, знание окружающих. Так вы получите объективное представление о механизмах взаимодействия в обществе.
  3. Интеллектуальная рефлексия. Он активируется в процессе размышления над проблемой, требующей размышления. Человек возвращается к исходным условиям и пробегает в голове рациональные варианты решения задачи, как в математической формуле.

Рефлексия также делится на ситуативную (анализ в процессе происходящего), перспективную (мысли о будущем) и ретроспективную (взгляд в прошлое). Кроме того, можно выделить следующие типы:

  • Социальная рефлексия. Думая не о людях, а о них. Его еще называют «внутренним предательством». Человек ставит себя на место другого человека и пытается понять, что он думает и почему он это делает.
  • Научная рефлексия. Используется для анализа и исследования методов познания. Так рождаются теории, изучаются закономерности функционирования различных процессов, инструментов, точек зрения и обоснований.

Каким бы ни было отражение, оно работает по одному и тому же алгоритму, существенно не отличающемуся от процессов самопознания. Каждый может развить и оптимизировать эту способность.

Ошибки, которых стоит избегать

Рефлексия как терапевтический метод интроспекции связана с позитивными перспективами и личностным ростом. Но не все так просто. Ученые провели эксперимент среди рефлексивных студентов и обнаружили, что у них низкий уровень психологического благополучия 2. Психолог Таша Еврих считает, что вина не в самом процессе, а в неспособности людей с ним справиться 3. Рефлексивный человек часто скатывается в философию и сосредотачивается на вопросе «почему?», Тогда как стоит спросить «что?»: «Что случилось?» Что я чувствую? Что я могу сделать, чтобы облегчить себе жизнь и чтобы этого больше не повторилось в будущем?».

Эта теория подтверждается исследованиями: в одном из них студентов попросили поразмышлять над результатами неудавшегося экзамена 4. Те, кто основывал свои размышления на вопросе «почему это произошло?» Они сосредоточились на своих неудачах, проблемах с дисциплиной, недостатке знаний и на следующий день тоже впали в депрессию. Понимание того, что делать, всегда более эффективно, чем понимание того, кто виноват. Врачи используют термин «деструктивное мышление». Он присущ людям с высоким уровнем самокритики, часто встречается у больных неврозами, склонных к постоянному анализу мыслей и действий.

Простой пример: вы задержали срок выполнения проекта на работе. Вы можете впасть в самообман, признав поражение и неспособность контролировать время и расставлять приоритеты. Сделать вывод, что вы недостаточно компетентны, а может быть, виновата генетика, ведь даже дед всегда везде опаздывал. Такая саморефлексия не даст ничего, кроме упаднического настроения и отсутствия мотивации на будущие результаты. А теперь попробуйте обратить свои мысли на эффективность. Подумайте, как лучше спланировать свою работу, возможно, стоит обсудить с менеджером избыток задач, которые сложно решить вовремя. Некоторые придут к выводу, что тайм-менеджмент заслуживает изучения, в то время как другие найдут способы передать свои желания другим, улучшив коммуникативные навыки.

Фотография: Shutterstock

Формы

Характер проявления этого явления определяет его форму. В зависимости от того, на какую область мыслительной деятельности человека направлено его сознание в ходе этого психического процесса, различают следующие формы отражения:

  1. Личное.
    Понимание и оценка внутреннего мира человека: идеалы, возможности, потребности и мотивации.
  2. Логично.
    Анализ и оценка всего, что связано с процессами мышления, памяти и внимания; важно для учебного процесса.
  3. Межличностный.
    Оценка взаимоотношений людей в разных ситуациях, анализ их социальной активности, причин конфликтных ситуаций.
  4. Познавательная.
    Анализ содержания и уровня полученных знаний; расширяют кругозор, оценивают свои профессиональные навыки и возможности профессионального развития.
  5. Социальное.
    Способность осознавать отношение окружающих к человеку, в результате чего он может корректировать свое поведение.

Роль Рефлексии в нашем мире.

Детальное рассмотрение вопроса о том, насколько глубокие размышления укоренились в повседневной жизни, напрашивается необычный вывод. Редкость заключается только в том, что заключительная мысль кажется одной, как алмаз, и многогранной, а также возможностями, предоставляемыми рефлексивными способностями:

  • последовательный анализ собственной мысли и наблюдение за ней; выделение квинтэссенции, синтеза;
  • оценочная работа мысли с использованием отстраненности (точка зрения стороннего марсианского наблюдателя);
  • оценка собственных моделей поведения с последующей адаптацией;
  • освободить разум от «мусора»;
  • следствие очищения совести — отказ, устранение сомнений и сомнений, переход к решительной модели поведения;
  • более глубокое погружение — это самопознание с преобразованием скрытых возможностей в полезные и полезные.

Как видно из вышеизложенного, роль науки трудно переоценить. Используя методы рефлексии, технологии рефлексии, человек, развивающийся в этом смысле, понимает себя таким образом, что в его душе для него нет закрытых и потаенных мест. Понимая себя и свою личность, обладая сильнейшим самоконтролем, который могут дать его новые способности, он уверенно идет по пути изменившихся жизненных обстоятельств, который он для себя установил, а также по новому пути к адаптированным приоритетам.

Его оппонент, который абсолютно не придавал значения развитию своих навыков самоанализа и самоанализа, будет накапливать ошибки за ошибками, повторяться в подобных ситуациях и обвинять кого угодно и что угодно, кроме себя. Из всех возможностей человек вместо того, чтобы подвергаться собственному системному анализу, наугад выбирал, как ему казалось, наиболее успешную и в итоге выбрал самую глупую и наименее эффективную линию поведения.

Могут помочь техники рефлексии и опытный психолог: они могут устранить эти пробелы в ловушках бесполезных мыслей, очистить разум и исправить поведение. И полезный опыт начал бы накапливаться, начался бы рост личности.

Благодаря возможности по-настоящему помочь, методы рефлексии за последние полвека стали чрезвычайно популярными и востребованы психологической практикой во всем мире. Психологи и психотерапевты используют их, чтобы научить людей преобразовывать свой взгляд в себя и изучать, как работает их внутренний духовный мир, как работает внутренний мир каждого из нас. В результате совместных творческих поисков с психологом приходят почти эвристические решения, казалось бы, безвыходные ситуации, успешно решаются самые сложные проблемы. И все ответы на вопросы находятся внутри нас.

Роль отражения в жизни человека

Саморефлексия поможет лучше спать

Если каждый день уделять какое-то время переосмыслению событий и своей реакции на них, это может привести к исчезновению любых неразрешенных чувств.

Это не только поможет вам быстрее заснуть, но и поможет вам хорошо выспаться. Единственное предостережение: вы не должны превращать размышления в мышление.

Подумайте о своем дне, но затем переверните страницу и позвольте себе начать со следующего дня. Не зацикливайтесь на мыслях слишком долго.

Эмоциональная

Оцените настроение, эмоциональное восприятие учебного материала. Это отражение категорий «понравилось / не понравилось», «интересно / скучно», «было смешно / грустно».

Такое размышление помогает учителю оценить общее настроение класса. Чем больше он позитивен, тем лучше вы разбираетесь в теме. И наоборот, если есть более условные «облака», значит, занятие показалось скучным, сложным, возникли трудности с восприятием темы. Ладно, нам скучно и грустно, когда мы чего-то не понимаем.

Как и когда это сделать?

Размышления о настроении и эмоциях легко достичь даже с первыми учениками. Есть много вариантов: карточки со смайликами или иконическими изображениями, показ большого пальца (вверх / вниз), поднятие руки, сигнальные карточки и т.д.

В начале урока проводится эмоциональная рефлексия для установления контакта с классом. Можно поставить музыку (выбрав мотив, соответствующий теме), процитировать классику, прочитать увлекательное стихотворение. После этого обязательно спросите у 3-4 учеников: «Что вы сейчас чувствуете? В каком настроении? И так далее. Во-первых, ученики (даже самые маленькие) привыкают оценивать свое состояние, свои эмоции, во-вторых, , они учатся аргументировать свою точку зрения, кроме того, такое размышление поможет студентам настроиться на восприятие темы.

Развитие у взрослых

Недостаток этого явления может проявиться в любом возрасте. Взрослые осознают, чего им не хватает. Например, умение сдерживаться в критических ситуациях или правильно распоряжаться временем. Вы можете улучшить свои навыки. Но это ежедневная работа над собой. К этому нужно быть готовым.

Если взрослый решает стать лучше, он должен точно понимать, чего он хочет, а почему не может. Найти причину неудачи — это половина дела. После теоретической части можно переходить к практической.

Сделайте вечером ежедневный ритуал для анализа своего поведения в течение дня, а также мыслей и чувств. Полезно иметь блокнот, в который можно записывать все положительные и отрицательные моменты своего дня.

Перенеся пережитые негативные переживания в блокнот, можно избавиться от страхов или сомнений. Анализируя каждую фазу дня, вы можете скорректировать свои дальнейшие действия, если ситуация аналогична.

полезно в мыслях попытаться исправить неприятную ситуацию. Но его концовка должна быть другой, измененной в лучшую сторону. Также важно оценивать свои качества и положительные поступки, хваля себя за них. Но делать это нужно без фанатизма, иначе можно «взять звезду» и стать «нарциссом».

Как выбраться из бесконечных самокопаний и мылить продуктивно

В психологии саморефлексия — это мощный способ личностного развития, самосовершенствования. Преобразуйте окружающий мир своей деятельностью, добейтесь успеха в жизни.

Все это, конечно, нормально, но почему тогда у людей так много психологических проблем? Это хороший вопрос. Дело в том, что саморефлексию, продуктивный и полезный процесс, часто путают с саморефлексией. Это основная проблема.

Почему вместо полезного занятия человек впадает в слезливую жалость к себе или резкое самобичевание?

Стоит рассмотреть причины и способы борьбы с ними:

Отсутствие внимания и заботы в детстве

Как правило, если ребенок не получил достаточно любви и внимания, он чувствует себя брошенным и одиноким, никому не нужным. Это чувство глубокой неполноценности и своего рода неполноценности сопровождает пациента на протяжении всей его жизни. Это не позволяет вам объективно взглянуть на себя. Между тем объективность — залог саморефлексии, самопонимания. Предвзятость распространяется на все, от возможностей до потенциала. Понятно, что человек, который чувствует себя незначительным, не может продуктивно мыслить.

Как справиться: Без тщательного психологического изучения ситуации избавиться от чувства никчемности не получится. Это комплекс неполноценности, который лечили годами. Однако вы можете что-то сделать и сами. Отлично работает набор из двух методов:

  • Самогипноз. Каждый день нужно хорошо говорить о себе. Аффирмации, самообучение позволяют поверить в себя. Ищите чем гордиться. Даже если не глобальные успехи.
  • Второй способ — ставить цели и достигать их. Маленькие. Я ленив — стараюсь делать то, что ты не хочешь, и так далее.

Психологическое насилие в детстве

Это создает примерно такую ​​же ситуацию. Если не серьезнее. Потому что ребенок изначально вынужден думать, осознавать, что это ничто. В некоторых случаях это намного опаснее физического насилия. Если психика подвижна, ранима, такой же эффект наступает и в зрелом возрасте. Вечно недовольный муж, сварливая и истеричная жена, близкие люди, которые должны оказывать поддержку, но делают наоборот.

Методика «лечения» примерно такая же. Однако от токсичной среды обязательно стоит избавиться. Отойдите от него как можно дальше, чтобы ничто не мешало решать психологические проблемы. Только тогда можно говорить об эффективном саморефлексии.

Неспособность организовать

он присущ людям с определенными личностными качествами. Например, шизоиды, истерики, нарциссические личности. В этом случае саморефлексия фрагментарна, неполна. Когда дают свободную минутку, эти люди переходят от одной мысли к другой, в результате они не тренируются и не осознают никаких качеств, привычек. Может появиться плохое чувство неполноценности, но реже, чем в описанных выше случаях. У него также нет этого сопротивления, он не определяет жизнь.

Как с этим справиться. Чтобы размышлять эффективно, вам нужно целенаправленно организовать себя. Необходимо посвящать 10 минут в день сосредоточенному размышлению о том, что произошло в течение дня. Желательно составить список из нескольких вопросов. Например: как прошел твой день? Что мне удалось сделать? Что мне нравилось в себе? Что это не так? И т.д. Постепенно можно и нужно увеличивать время до 30-40 минут. Главное не работать слишком много, иначе процесс превратится в неудачную самокопку.

Саморефлексия или самоанализ

Проблемы с общением, глубокая интроверсия

Неспособность налаживать социальные связи, общаться с окружающими развивается как вторичный процесс. Интроверт не силен и в этом нуждается. Часто эти люди умеют думать правильно, но делают это негативно. То есть всегда ищут в себе недостатки, но опять же не пытаются толком разрешить ситуацию. Я не умею общаться. Ага? Ну уходи. Стоит бросить курить. Но они продолжают курить, и ничего не происходит. Речь запутанная, приходится работать над дикцией. Но я мало общаюсь, мне это особо не нужно. Есть сотни примеров. Негативная рефлексия не приводит к результатам.

Уход. Справиться с ситуацией можно, если организовать процессы рефлексии. Вы должны задавать правильные вопросы. Люди с высоким уровнем саморефлексии склонны скользить в машину-экскаватор. Поэтому важно структурировать действия. Вы должны задавать себе четыре вопроса в день. Что я думаю о прошедшем дне? Что мне нравилось в себе, что у меня хорошо получалось? В чем я думаю вы ошибаетесь? Как я буду действовать завтра? Список можно постепенно расширять. Главное, чтобы в мышлении участвовали мысли, действия, чувства, привычки.

Перфекционистский тренд

Способность человека к саморефлексии в случае перфекционистов играет злую шутку. Такие «пациенты» страдают от способности размышлять и сразу же впадают в самоанализ, выискивая в себе недостатки. Более того, погоня за воображаемым совершенством не допускает действий, а это худшее. Я сегодня не справился с задачей, а значит, у меня никогда не получится. Поэтому я никогда этого не сделаю. Хотя такой вариант присутствует далеко не всегда. Иногда человек проявляет еще большее усердие, но это случается редко и не помогает делу. Скорее наоборот. Создает дополнительную психологическую нагрузку, не позволяет продуктивно работать.

Что делать? Вы должны понять простую истину. Идеала, к которому стремится перфекционист, не существует. Ошибки — нормальная часть процесса обучения и неотъемлемая часть практики. Это они, а не неудача, вы должны осознать и смириться, чтобы этого не случилось в будущем. Поскольку мы говорим о складе личности, особой черте характера, полностью справиться с перфекционизмом не удастся. Чтобы разобраться в сказанном, нужна помощь психолога.

Характеристики личности. Нарциссический склад

В данном случае это скорее не самоанализ, а жалость к себе. Потребность в самоутверждении и саморефлексии у нарциссистов больше, чем у личностей разных типов. Поскольку им нужно признание, они часто ведут себя нелогично, что приводит к ошибкам. А ошибки — прекрасная питательная среда для самобичевания. В нее скатываются нарциссы, одновременно жалея себя. При ярко выраженной акцентуации процесс превращается в спектакль, все видят и слышат, о чем думает нарцисс.

Уход. Необходимо структурировать процесс саморефлексии. Это не так уж и сложно. Задайте себе те же 4 вопроса в конце дня. Затем при необходимости список можно расширить. Устранить самые грубые нарциссические черты можно под наблюдением психолога. Самоконтроль не всегда работает, особенно в случае с чувственными людьми, такими как истерики и нарциссы.

Все указанные причины могут быть верными. Все зависит от желания и готовности работать над собой.

Потому что нет саморефлексии

Откуда взялось значение слова Рефлексия?

Геродот говорит, что на стене храма Аполлона в Дельфах было написано: «Gnoti se auton!» — «Знать себя!». Древние философы «родили» концепцию отражения. Самого термина как такового еще не было — он был изобретен намного позже, от латинского reflexio — «возвращаться» (потому что он определялся как привлечение внимания к себе и своей совести, к своим действиям), но Сократ и после него Платон работал над определениями: самопознание, самонаблюдение, самосовершенствование. В своих диалогах с Сократом Платон дал сократовскую интерпретацию: размышления о человеческом существовании и самости в нем и их взаимосвязи, основанной на самонаблюдении, являются единственным путем к самосовершенствованию, для внутреннего духовного развития через освобождение от хаос навязчивых мыслей и предрассудков. Инструмент достижения этой свободы (пусть и единственной) — внутренний диалог. Конечно, имелась в виду человеческая рефлексия, для практики предлагались интуитивные методы рефлексии.

Отражение

Оцените статью
Блог про заболевания нервной системы