- Определение адаптации
- Как приучить ребенка к садику, если он плачет
- Особенности поведения детей в период адаптации
- Причины неуправляемого поведения: 9 основных
- Вот некоторые, наиболее часто встречаемые изменения в поведении детей во время адаптации.
- 1. Эмоции
- 2. Особенности контакта с воспитателем и другими детьми
- 3. Познавательная активность
- 4. Приобретаемые навыки
- 5. Особенности изменения речи
- 6. Двигательная активность
- 7. Особенности сна
- 8. Особенности аппетита
- 9. Здоровье
- Советы воспитателю: как облегчить процесс адаптации
- Работа воспитателя с родителями
- Работа воспитателя с детьми
- Причины сложного привыкания
- Секреты успешной адаптации:
- Как помочь ребенку адаптироваться к детскому саду?
- Причина возникновения стресса
- Нюансы физической и психологической адаптации ребенка в детском саду — советы родителям
- Степени адаптации
- Типичные ошибки родителей, советы психолога
- Помощь родителей
- Спокойное утро
- Как поддержать ребёнка
- Какие приемы помогут адаптироваться в садике
- Способы преодоления
- Распространенные ошибки родителей
Определение адаптации
Адаптация детей в дошкольное образовательное учреждение — это адаптация ребенка к незнакомым, а потому и пугающим новым условиям. Его сдают все без исключения дети, поступающие в детские сады. Окружающая среда вне дома заметно отличается от того, к чему он привык и что ребенок знает. В саду он должен подчиняться чужим взрослым, быть дисциплинированным, соблюдать новый режим, общаться с незнакомыми детьми вдали от родных и близких. Здесь ему больше не уделяется столько личного внимания, как дома. Это стресс для психики хрупкого ребенка, в саду ребенок всегда находится в состоянии напряжения, а иногда и при перегрузке как умственных, так и физических сил.
В начале периода адаптации у всех родителей возникают мысли: «Как долго продлится адаптация ребенка в детском саду, будет ли она полностью закончена?» Всем родителям кажется, что их ребенок ведет себя хуже других и, возможно, вообще «не в садике». Эти мучения напрасны, всем детям сложно.
В среднем привыкание длится около месяца, иногда до 3-4 месяцев. Все индивидуально и зависит от ряда факторов.
Как приучить ребенка к садику, если он плачет
Детские слезы — главный предупреждающий знак для родителей. Ведь кажется невозможным оставить плачущего ребенка с учителем и спокойно пойти работать. Причин слез в этом случае может быть несколько и важно, чтобы родители устранили каждую из них.
- Смена обстановки и режима дня. Находиться в новой атмосфере для малыша уже непривычно и жутко. К тому же его окружают хоть и доброжелательные, но все же чужие. На этом фоне ребенку нужно привыкнуть к дисциплине, что в домашних условиях не так важно. Меняется распорядок дня: нужно есть в назначенное время, а не тогда, когда вы хотите. Тебе нужно ложиться спать с часами. Эти мягкие, но настойчивые просьбы воспитателей могут вызвать бурные протесты, а вместе с ними — нежелание ходить в детский сад и слезы каждое утро. В такой ситуации родителям необходимо максимально приблизить будничный распорядок дома к детскому саду. Он идеален для приучения ребенка за несколько месяцев до посещения сада. А если ребенок уже ходит в садик, то в выходные нельзя отклоняться от распорядка дня. Просыпаться утром, завтракать, перекусывать, дремать следует в установленное время.
- Чрезмерные впечатления. Большинство родителей говорят, как весело в детском саду. Так оно и есть. Но эмоции, которые испытывает ребенок, не всегда положительные. Он может злиться на других, злиться. А на фоне обилия эмоций (как положительных, так и отрицательных) может развиться перегрузка нервной системы. Это делает ребенка капризным, нервным, плаксивым. Чтобы не усугубить нагрузку на нервную систему в период адаптации в детском саду, родителям необходимо минимизировать эмоциональное напряжение в домашних условиях. Психологический климат в семье должен быть спокойным и позитивным. Дополнительные развлечения (активные игры, походы в кино и посещения, просмотр мультфильмов) следует свести к минимуму или полностью исключить временно.
- Отсутствие возможности самообслуживания. Сходить в ванную, вымыть руки, раздеться и одеться, завязать обувь и повязать шарф — все это ребенку придется делать самому. А если у него что-то не получается, он может волноваться и плакать. В домашних условиях важно научить ребенка самостоятельности. Поощряйте каждое его проявление. Учите его делать то, чего он еще не умеет, и обязательно хвалите успех.
- Психологическая неустранимость. Детям, испытывающим дефицит эмоционального общения с матерью, все труднее и хуже адаптироваться к новым условиям. Уделите ребенку как можно больше внимания, спросите его, как прошел его день. Задайте конкретные вопросы, чтобы ребенок увидел ваш интерес в его жизни в детском саду
Особенности поведения детей в период адаптации
- Эмоции. Отрицательные эмоции — обязательный спутник процесса адаптации ребенка в саду. Они выражают себя в слезах, от легкого нытья и крика из-за крика других до безудержных рыданий и вспышек гнева. Ребенок боится из-за незнакомой и необычной обстановки и, прежде всего, из-за страха, что его мать забудет прийти, забрать его и отвезти домой. Он чувствует себя преданным, отрезанным от семьи. Это часто переходит в гнев, когда ребенок злится, кричит, бьет родителя, не позволяет раздеться. Некоторые дети, наоборот, пассивны и кажется, что совсем не чувствуют эмоций, они живут всем внутри и не знают, что хуже. Родителям нужно запастись терпением, пройдет время и грусть сменится радостью игр и общения со сверстниками. Возможно, при расставании малыш будет долго плакать, но если он быстро успокаивается, значит, адаптация идет хорошо.
- Аппетит. Если ребенок не хочет есть в период адаптации, это нормально. Это связано с необычным вкусом и типом еды, ко всему остальному добавляется стресс. Хорошим знаком будет возобновление аппетита.
- Мечтать. Качество сна также ухудшится из-за чрезмерного нервного напряжения. Ваш ребенок может не захотеть спать в саду или засыпать, но он спит беспокойно и плачет при пробуждении. Некоторые нарушения могут наблюдаться и дома, которые бесследно исчезнут, как только адаптация будет завершена.
- Способность. В первые дни в детском саду дети иногда «теряют» навыки ухода за собой, приобретенные давно: ходить на горшок, есть в одиночестве, одеваться и раздеваться. Об успехе адаптации в детском саду можно судить, когда ребенок вспомнит свои предыдущие навыки и, возможно, к своему удивлению, обнаружит, что получил новые навыки у своих сверстников.
- Жажда знаний. Вначале дети часто теряют всякую активность и интерес к новым игрушкам. Некоторым детям нужно побыть в одиночестве, наблюдая со стороны за происходящим вокруг — это нормально. В процессе адаптации ребенок будет все больше интересоваться окружающим пространством.
- Отношения с педагогами и детьми. В группе детского сада ребенок 1,5-3 лет еще не может полноценно играть в коллективные игры, будучи полностью вовлеченным в процесс. В этом возрасте они играют не вместе, а бок о бок. Более того, от начала и до конца адаптации даже самый общительный и улыбчивый ребенок будет замкнутым, асоциальным и угрюмым. Все пройдет, когда адаптация будет завершена, и ребенок будет с интересом слушать учителя, заниматься тем, что она предлагает, и следовать распорядку дня.
- Речь. Бывают случаи, когда из-за стресса ребенок начинает искажать слова. Нет причин для беспокойства, скоро слово не только восстановят, но и обогатят.
- Физическая активность. В зависимости от темперамента степень адаптации и реакции на умственные перегрузки у детей может быть самой разной: кто-то становится вялым и заторможенным, кто-то, наоборот, неконтролируемым и агрессивным. Об успешном завершении адаптации свидетельствует возвращение к прежнему поведению сначала дома, а затем в саду.
- Здоровье. Часто в период адаптации в саду у ребенка появляются сопли, он начинает болеть ОРЗ и заражается другими вирусами. Это так называемая ломка при болезни: ребенок неосознанно хочет оставаться дома в привычной среде. Из-за постоянного стресса снижается иммунитет, на зов нервной системы организм реагирует болезнью. Чтобы этого не произошло, родителям необходимо вывести из детского сада жизнь в максимально комфортном и спокойном состоянии, установить эмоциональный контакт с ребенком.
Причины неуправляемого поведения: 9 основных
Бывают случаи, когда ребенок в период адаптации к саду ведет себя так, что у родителей могут возникнуть сомнения в возможности адаптации к саду в целом. Их очень пугает необычное поведение своего ребенка, непривычное для него раньше. Следует отметить, что необычное поведение, которое сейчас вынуждены видеть родители, характерно для всех детей, которые приспосабливаются к саду. В такие моменты каждой маме может казаться, что эта проблема возникла только с ее ребенком, а у всех остальных детей проблем нет. Это совсем не так.
Вот некоторые, наиболее часто встречаемые изменения в поведении детей во время адаптации.
1. Эмоции
Первые дни в саду характеризуются особым негативным настроением, дети испытывают отрицательные эмоции: кто-то плачет «по компании», кто-то время от времени хнычет, а кто-то находится в состоянии частого приступообразного плача. Особого внимания требуют дети, которые испытывают чувство страха (страх перед учителем, сверстниками, что мать его бросила и не вернется), злость (ребенок сходит с ума, сопротивляется, если хочет его раздеть, это может поразить взрослого), вялость и состояние депрессии, когда ребенок вообще не проявляет эмоций. Нужно быть готовым к тому, что в первые дни малыш может не испытывать положительных эмоций или испытывать их очень мало. Ему грустно, что нужно так много времени, чтобы быть разлученным с его матерью и его обычным окружением. Если на первый взгляд кажется, что ребенок доволен и счастлив находиться в саду, то это, скорее всего, реакция на световой раздражитель, например, наличие большого количества интересных новых игрушек.
Прямо сейчас вам нужно набраться терпения. Вскоре отрицательные эмоции обязательно сменятся положительными, поэтому можно считать, что период адаптации закончился. Однако ребенок может плакать, когда его надолго разлучают с мамой. Но если после ухода он быстро отвлекся и успокоился, то можно считать, что адаптация прошла успешно.
2. Особенности контакта с воспитателем и другими детьми
Социальная активность в первые дни пребывания в саду значительно снижается. Даже у активных и общительных детей наблюдается изменение поведения, они становятся беспокойными и могут замыкаться в себе. Помните, что дети 2–3 лет вместе не играют и, как правило, не взаимодействуют в играх. В этом возрасте еще нет представления о ролевой игре с участием нескольких детей одновременно. Поэтому не расстраивайтесь, если ваш ребенок не играет со сверстниками. Об успешности адаптации можно судить по изменениям в поведении ребенка. Если ребенок охотно взаимодействует с учителем, общается с ним и выполняет просьбы, соблюдает принятый режим, то можно предположить, что адаптация проходит успешно.
3. Познавательная активность
Вначале из-за реакции на стресс может наблюдаться снижение познавательной активности. В такие моменты ребенок перестает интересоваться и игрушками. Некоторым детям для того, чтобы сориентироваться, нужно побыть наедине с собой, посидеть в сторонке. В дальнейшем ребенок постепенно начнет заниматься игровой деятельностью и осваивать окружающее пространство.
4. Приобретаемые навыки
Из-за воздействия модифицированных внешних воздействий ребенок сначала может на какое-то время потерять имеющиеся навыки самообслуживания (умение пользоваться кастрюлей, столовыми приборами, носовым платком и т.д.). Адаптацию можно считать успешной, если дети запомнят не только забытые навыки, но и появятся совершенно новые достижения, которых не было до посещения сада, которым там учился ваш ребенок.
5. Особенности изменения речи
Сначала вы можете заметить, что словарный запас становится меньше, чем раньше, появляются упрощенные фразы или слова. Не волнуйтесь, когда адаптация будет завершена, все вернется в норму и даже речь станет лучше.
6. Двигательная активность
Темперамент ребенка зависит от того, как он будет вести себя в саду. Один будет бесконтрольно активным, другой — «заторможенным». Активность в саду также повлияет на поведение в доме. Восстановление нормального поведения дома, а затем и в саду — хороший знак.
7. Особенности сна
Сон ребенка будет меняться в зависимости от того, оставлен ли он сразу вздремнуть или нет. Сначала он там плохо заснет, периодически просыпаясь с плачем или тревожно вскакивая на ноги. Переизбыток эмоций может изменить сон дома. Когда адаптация будет завершена, сон в доме и саду вернется в норму.
8. Особенности аппетита
В первые дни у малышей наблюдается снижение аппетита. Причина тому — необычная и необычная еда (это касается как вкуса, так и внешнего вида), а также стрессовая ситуация. Если у малыша нормальный аппетит и он начинает есть хоть немного, а то и всю порцию, это хороший знак.
9. Здоровье
С началом посещения сада способность ребенка бороться с инфекциями значительно снижается, и он может заболеть в течение первого месяца посещения сада. Мамы, конечно, ждут быстрой нормализации поведения и очень расстраиваются, когда этого не происходит. В среднем процесс адаптации занимает от 3 до 4 недель, но может занять от 3 до 4 месяцев.
Советы воспитателю: как облегчить процесс адаптации
Опекун играет важную роль в процессе адаптации ребенка. Качество его взаимодействия с ребенком и с родителями влияет на то, как в целом проходит весь процесс и как быстро он заканчивается.
Работа воспитателя с родителями
Чтобы адаптация прошла безболезненно, педагог должен прежде всего наладить контакт с родителями.
- Пригласите родителей совершить экскурсию по детскому саду, прежде чем отвезти туда своего ребенка. Предложите им посмотреть, где их дети спят, играют, едят и занимаются спортом. Ознакомьте их с распорядком дня. Спокойствие родителей — залог положительного отношения ребенка к детскому саду. Любое волнение родителей передается детям.
- Когда ребенок находится в группе, создайте чат для родителей этой группы в любом популярном мессенджере, например, Whatsapp или Telegram. Оставайтесь активными и общайтесь в этом чате: отвечайте на вопросы, публикуйте новости и объявления. Такой чат подарит родителям чувство контроля и душевного спокойствия, так как они могут получить информацию о своем ребенке в любое время.
- Договоритесь с родителями приводить детей в садик с разницей в 5-10 минут. Это позволит вам познакомиться с каждым ребенком индивидуально и наладить с ним контакт, чтобы процесс разрыва с родителями прошел более безболезненно.
Вы можете распечатать и распространить среди родителей Руководство по адаптации для детского сада, разработанное нашими специалистами. Вы можете скачать это здесь.
Когда налаживается контакт с родителями, можно строить отношения с детьми.
Работа воспитателя с детьми
важно завоевать доверие своих детей, чтобы они чувствовали себя с вами в безопасности.
- Когда вы впервые встретите ребенка, проявите к нему нежность. Проявляйте искреннюю доброжелательность, улыбайтесь, предлагайте свою помощь, проявляйте к нему интерес, например, задавайте вопросы о его настроении и самочувствии. С первой встречи у ребенка должно сложиться впечатление, что он может вам доверять, что вы друг, который всегда поможет.
- Познакомьтесь с вашим ребенком в неформальной обстановке. Например, прогуляйтесь вместе с малышом и мамой. Так ребенок будет воспринимать вас как друга, когда увидит вас в детском саду.
- Создайте в группе теплую и семейную атмосферу, чтобы дети чувствовали себя комфортно и безопасно. Сделать это можно с помощью предметов декора: комнатных цветов, домиков или уголков для уединения. Дети могут приносить свои игрушки, чтобы держать под рукой знакомые предметы.
- Время от времени прикасайтесь к детям и обнимайте их. Тактильный контакт дает им чувство защищенности и помогает быстрее адаптироваться.
- Многие дети хотят, чтобы их мать была рядом. Удовлетворить эту потребность в детском саду можно, если создать «семейный» альбом. Разместите его в открытом доступе, чтобы ребенок в любой момент мог прийти и посмотреть фото мамы или папы.
- Привлекайте детей к веселым групповым и индивидуальным занятиям. Если детей заберут, их переживания отойдут на второй план. Кроме того, игры помогут сформировать в лице воспитателя образ лидера, который придет на помощь в любой ситуации.
Причины сложного привыкания
Причин возникновения трудностей в привыкании к детскому саду несколько:
- Отрицательное отношение родителей. Возможно, у них был неприятный опыт детства. А может они просто очень переживают.
Чрезмерное желание отправить ребенка в сад. Он должен видеть в этом добро, а не наказание.
Несмотря на то, что посещение детского сада является необходимой необходимостью, вы не должны рассказывать об этом детям. Чувство безнадежности — это совсем не то, что они должны испытывать в период адаптации.
- Чрезмерное беспокойство матери. Это тип родительской привязанности, при которой мать не позволяет ребенку отойти от себя ни на шаг.
- Мальчик совсем не готов к переменам.
- Родители или другие родственники плохо отзываются о воспитателе.
- С первого дня стараются оставить малыша в саду на весь день.
- Кроха к режиму совсем не привык. Ему сложно вставать по утрам, одновременно есть, заниматься.
Еще одна причина такой сложной адаптации — переутомление детей. Часто родители даже не задумываются о том, насколько устал ребенок, посещая и садик, и некоторые секции. Но детская психика все еще формируется. Он может просто не выдержать нагрузки.
Секреты успешной адаптации:
- Правильный распорядок дня. Ребенок должен выспаться и легко самостоятельно поступить в детский сад.
- Утро должно быть нежным и беззаботным. Проведите ритуал утренних объятий, вместе стирайте и выбирайте одежду и игрушки для сада. Ваша задача по утрам насытить малыша своим вниманием, нежностью и заботой, чтобы оно продержалось до вечера.
- Выберите с ребенком что-нибудь, что будет напоминать ему о вас: носовой платок, небольшую игрушку, чтобы положить в карман платья или шорт. Во Франции эту роль играет игрушка дуду, без которой ребенка не примут в сад.
- Каждый день придумывайте ответственное задание для ребенка в детском саду. Поздоровайтесь с рыбками в аквариуме, помогите няне накрыть стол, расчешите всех кукол, соберите как можно больше листьев на прогулку и т.д.
- Договоритесь с педагогом, что он позволит вашему ребенку взять с собой в постель любимую игрушку. Имейте в виду, что эта практика все равно будет исключена из средней группы.
- Согласитесь на «прощальный обряд» без слез: потрите нос, поздоровайтесь у окна.
- Играйте в детский садик дома. Это покажет вам, что чувствует ваш ребенок.
Адаптация к детскому саду может занять от 2 недель до полугода или даже года. Бывают случаи, когда адаптация повторяется каждый год.
Как помочь ребенку адаптироваться к детскому саду?
- Будет хорошо, если ребенок сможет выбрать обновки для детского сада, он получит небольшой подарок, если в детский сад разрешат принести игрушку. Ребенку будет интересно показать сверстнику обновки. Пусть праздник первый день в саду.
- Поговорите с педагогом и расскажите об особенностях характера ребенка, ничего не скрывая. Зная все возможные трудности, учителю будет легче помочь в адаптации.
- В первый день постарайтесь не уходить далеко, скажите малышу, что вы будете рядом и скоро придете за ним. Важно сдержать свои обещания и не обмануть. Если вы скажете, что вам не придется долго оставаться в саду, но, на самом деле, впереди много времени, ребенок потеряет уверенность и испугается.
- детям сложно ориентироваться во времени, поэтому лучше всего описывать время вашего прибытия как события: «ты будешь играть, ты будешь спать, ты будешь петь, и тогда я пойду сразу за тобой».
- Вы можете заранее узнать о распорядке дня в саду и скорректировать под него свой распорядок дня. Так малышу будет легче привыкнуть к распорядку дня. Не рекомендуется оставлять малыша на целый день, прежде чем он начнет хорошо выспаться в саду. Усталость не позволит нести нагрузку.
- лучше всего постепенно увеличивать время, проводимое в саду, по полчаса в день.
- Учите ребенка быть независимым. Чем раньше он начнет самостоятельно одеваться, раздеваться и ходить в ванную, тем легче ему будет привыкнуть к детсадовскому образу жизни.
- В период адаптации не стоит нагружать ребенка дополнительными кружками и секциями. После работы в саду проведите время вместе на прогулке или за тихой игрой. Важно не перегружать нервную систему малыша.
Причина возникновения стресса
Отставание от матери — самого дорогого существа — является основной причиной стресса. Ребенок брошен, что его ждет дальше — он не знает, не понимает, как обращаться с незнакомыми детьми и взрослыми. Он полон страха сделать что-то не так. Известно, что мальчики 2,5–5 лет испытывают более тяжелую разлуку с матерью, чем девочки. Кроме того, период адаптации может совпадать с 3-летним кризисом, поэтому некоторые эксперты утверждают, что период адаптации в детском саду легче и быстрее преодолеть детям, которых отправляют туда в раннем возрасте — в группу детского сада до 3 лет.
Нюансы физической и психологической адаптации ребенка в детском саду — советы родителям
В первый год посещения детского сада дети могут сильно и часто болеть — этому способствует не только расширенный круг общения. Стресс и эмоциональное напряжение могут ослабить иммунную систему, поэтому родителям важно позаботиться о том, чтобы минимизировать степень беспокойства ребенка и настроить его на позитивный лад.
Чаще других болеют мальчики и девочки, которые подвергаются чрезмерной родительской или бабушкиной заботе. Если с первых дней жизни их укутывать и одевать не по погоде, то повышается риск простудных заболеваний. То же самое происходит, если ребенок одет не в соответствии с температурой группы. Это увеличивает период адаптации к саду.
С психологической точки зрения главный стресс для ребенка — разлука с матерью. Свое отношение к этому дети демонстрируют по-разному. Одни громко плачут, другие становятся апатичными и безынициативными. А третьи проявляют нервное возбуждение и даже агрессию.
Это связано с тем, что ребенок еще не может правильно оценить потребность и время, проведенное в детском саду. Ему может казаться, что мама уйдет и навсегда бросит его, что вызывает такую бурную реакцию. Если ребенок проявляет агрессию, его объектом могут стать не только окружающие дети, но и сама мать. Ваш ребенок отомстит за свои переживания, когда вернется и заберет его домой.
К счастью, это не всегда так. Внимательное отношение матери решает эту проблему, и большинство детей, которые изначально со слезами на глазах встречали родителей, постепенно включаются в жизнь коллектива. Спустя время они активно играют со сверстниками.
Степени адаптации
Некоторые малыши привыкают к незнакомой среде за 2 недели, другие не справляются со стрессом за 1,5-2 месяца. Адаптация считается сложной, если через 3 месяца посещения детского сада ребенок не приспособился к новым условиям. Этим детям может помочь детский психолог.
Трудности испытывают неподготовленные дети, для которых посещение детского сада стало неожиданностью. Дети легче переживут адаптацию к детскому саду, если:
- подготовьте ребенка заранее: за пару месяцев до начала посещения дошкольного образовательного учреждения он начинает рассказывать о грядущих изменениях в своей жизни, играет в детском саду, гуляет рядом с ним. Хорошо, если ребенок заранее знает своего будущего учителя и не просто стоит рядом с ним пару минут, пока мама обсуждает насущные вопросы, а идет с ней и ее мамой в группу, общается с детьми;
- будет физически здоровым и с хорошим иммунитетом, чтобы бросить защитные силы организма на борьбу со стрессом, не отвлекаясь на болезни;
- у них развиты навыки самообслуживания, так что ребенку будет легче привыкнуть к месту, где ему не уделяют столько внимания, как дома. Те, кто самостоятельно идет к горшку, ест, может частично одеваться или раздеваться, не должны учиться этому спонтанно в саду, только усугубляя стрессовое состояние;
- их распорядок дня похож на детский сад. Ожидается, что реструктуризация режима начнется за пару месяцев до первого посещения детского сада.
Типичные ошибки родителей, советы психолога
Самая частая ошибка — это не готовность к негативной реакции ребенка или просто нежелание разбираться в проблеме. Родители могут подумать, что он просто капризничает, пытается привлечь к себе излишнее внимание. «Гуляли — и ничего», — часто говорят они, забывая, что поначалу сами испытали сильный стресс. Родители могут быть не готовы к чрезмерному плачу, не зная, что плач — это основная реакция ребенка на стресс. В связи с этим наказание или злоупотребление — распространенная ошибка, которая только усугубляет ситуацию.
Часто родители перестают обращать внимание на ребенка, интересоваться его делами, надеясь, что в дошкольном учреждении все будет хорошо, воспитатели со всем справятся на отлично. В этом случае ребенок может чувствовать себя особенно разлученным со своими родителями, чувствуя себя брошенным и бесполезным. К тому же ему придется справляться со всеми стрессовыми ситуациями в одиночку, что может привести как к неоправданной агрессии в попытках защитить себя, так и, наоборот, к замкнутости, отстраненности, нервозности.
Противоположная ошибка — чрезмерная опека, продолжительное и даже слезливое прощание по утрам и немедленное возвращение домой.
выше уже было сказано, что момент расставания должен пройти на позитивной волне. Некоторые родители, видя, что ребенок чем-то занимается, стараются незаметно скрыться. Ребенок, отвлеченный от учебы, вдруг понимает, что его матери нет, неизвестно, когда он вернется и вернется ли полностью. Он будет ужасно напуган, ему может казаться, что его могут внезапно бросить и оставить одного в любой момент, а это может привести к гораздо более глубокой психологической травме.
Ни в коем случае нельзя пугать ребенка детским садом, а главное угрожать, что никогда его не вернешь. В этом случае у ребенка неизбежно разовьется представление о детском саду как о страшном месте, откуда нет возврата.
Нельзя обещать вознаграждение только за один факт посещения детского сада. В будущем для ребенка это может стать инструментом шантажа родителей: я не пойду в детский сад, если не куплю игрушку. Но за хорошее поведение в детском саду или за какие-то конкретные успехи можно и нужно поощрять.
Также одна из самых частых ошибок со стороны родителей — негативное высказывание в адрес воспитателя в присутствии ребенка. Даже если ребенок не понимает, что это такое, он интуитивно почувствует, что мать чем-то недовольна, и у него сложится впечатление, что детский сад — это место, где не все так хорошо, и воспитатели тоже могут быть плохими людьми, умеющими нанести урон.
Внезапное вхождение в новую среду для ребенка недопустимо. Некоторые родители минимизируют период адаптации или вообще не обращают на него внимания. Ребенок вынужден быстро менять распорядок дня, привычки, рано утром в спешке, с криком утаскивают, оставляют одного, с посторонними людьми на неопределенное время… Все это не обязательно, но это может привести к тому или иному психическому расстройству.
Помощь родителей
Видя, как страдает их беспомощный ребенок, каждый родитель хочет помочь ребенку быстро справиться со стрессом. В первую очередь дома нужно постараться создать максимально спокойную и доброжелательную атмосферу, почаще рассказывать ребенку, какой он хороший и как сильно вы его любите, обнимать и целовать, а также:
- в процессе адаптации не ругайте за непослушание и истерики, наоборот, чаще хвалите и старайтесь переключить внимание ребенка на игру. Следует понимать, что плохое поведение во время зависимости — следствие угнетения нервной системы;
- не критикуйте воспитателей и не говорите плохо о детском саду в присутствии ребенка. Лучше, если ребенок будет уважать людей, с которыми он проводит большую часть дня, по примеру своих родителей, которые рассказывают нам, в какой чудесный детский сад он ходит;
- не менять установленный в саду распорядок дня в выходные дни. Можно дать возможность поспать утром немного дольше обычного, но не более 1-2 часов. Если ребенку нужно поспать в выходные, значит, выстроен неправильный режим и вечером нужно лечь спать раньше;
- разрешите ребенку приносить в садик любимую игрушку. Часть вашего дома поможет вам справиться с тревогой;
- он играет в детском саду и всегда доводит игру до логического завершения, когда вечером родственники приходят забрать детей и забрать их домой. Ребенок не должен сомневаться, что за ним придут, его не бросят;
- дайте малышу постепенно привыкнуть к новой среде: сначала отведите его в детский сад на пару часов, когда малыш немного привыкнет, можно увеличить часы посещения до дневного сна и дальше.
Спокойное утро
Правильное настроение в детском саду начинается с тихого утра. Младенец чувствует душевное состояние матери: если он нервничает, проявляет неуверенность или раздражается, то его состояние обязательно передается малышу. Сохраняйте спокойствие и вежливость, разговаривая с ребенком дома и когда придете в детский сад.
Не кричите и не торопитесь. Разбудите малыша пораньше, чтобы он успел проснуться и потихоньку собраться. Детям нужно больше времени, чем взрослым, чтобы выйти из сна и настроиться на день.
Если есть возможность, пусть ребенка в садик будет сопровождать кто-нибудь из его близких, но не слишком привязанный, пока не закончится период адаптации. Малышу будет легче поприветствовать его, когда придет время разлуки.
Утром расскажите ребенку, как пройдет его день: чем он будет заниматься в детском саду, как вы проведете вместе вечер и, самое главное, когда вы приедете за ним (после обеда поспать или пойти погулять). Так ребенку будет легче ориентироваться и он не будет каждую минуту ждать родителя.
Как поддержать ребёнка
Есть африканская пословица: «Чтобы вырастить ребенка, нужна деревня». Это означает, что ребенку нужно целое сообщество взрослых, чтобы получить опыт, взаимодействуя с ними, чтобы чувствовать себя в безопасности и расти в здоровой атмосфере. Бабушки, мамы, тётя, соседка, — поясняет Ольга Писарик, — это детская «деревня любви.
По мере того, как он готовит ребенка к саду, «деревню» следует расширять: в нее помещать гораздо больше людей, которых он будет воспринимать как «своих взрослых» — воспитателя, няни, воспитателя по развитию. Так что поход в сад станет чем-то естественным, как поездка к бабушке, и поможет снизить уровень стресса.
Тревожные родители тоже могут справиться с этой задачей, отмечает Ольга, но если поймут, что ребенку важно быть в окружении людей, для которых он — личность. Ближний и дальний круг все еще будет существовать. Но! Представим, что идет дождь и зонтик есть только у мамы. Ребенок находится под зонтиком и боится сделать шаг. А теперь «посадим» еще несколько взрослых с зонтиками. И теперь он может играть, не рискуя промокнуть.
Какие приемы помогут адаптироваться в садике
- Свяжитесь с опекуном.
Ребенок ценит не опыт или образование в нем, а его отношение к себе. И во многом это связано с отношением к родителям - «Заберите» ребенка от опекуна и наоборот.
Для ребенка это будет выглядеть так: «Ваша учительница спросила, как вы поживаете, она поздоровалась. Она не может дождаться встречи с вами. Давайте нарисуем ей открытку и отдадим ей в понедельник?» Учителю: «А мой сын тебе открытку рисует. Так старался, ты бы увидел! «Конечно, не все воспитатели готовы к открытому и вовлеченному общению, но это как раз и есть задача родителей: выбрать воспитателя, для которого детский сад — это не просто работа с девяти до шести. - Примите участие в жизни сада.
В Канаде широко распространены кооперативные сады, куда родители приходят на помощь в свободное время: читают детям книги, делают работу по дому, помогают накрывать стол, устраивают семейные праздники. Это ликвидирует разрыв между садом и домом. Сад уже не чужой, бездушное место, где дети ждут возвращения родителей с работы. - Покройте недостаток внимания качественным общением.
Если вы все еще не можете уделять время малышу днем, постарайтесь «накормить» его любовью, теплом, лаской, так сказать, заранее. Подобно тому, как голодный человек не может думать ни о чем, кроме еды, нелюбимый ребенок будет искать внимания повсюду, стараясь развить те же привязанности. Для ребенка любовь и привязанность — основная потребность, а это значит, что она должна быть в первую очередь удовлетворена. Окутанный вашей любовью, как защитный пузырь, он будет чувствовать себя свободнее в общении с другими людьми. - Постарайтесь скрыть разрыв.
Подарите ребенку свое общее фото, игрушки в саду, положите ему в карман конфетку с забавной запиской, оставьте подарок в шкафчике, чтобы этого не случилось: мама ушла, ее надолго не будет, а еще до этого — неуверенность, одиночество и страх. В адаптации очень помогает принести в сад постельное белье, полотенце, что-нибудь из домашней еды, предварительно предупредив воспитателя. - Выбирайте сад небольшими группами.
Тридцать детей — критическая цифра, которая приводит к выгоранию педагога и неспособности выстроить систему доверительных отношений. - Выберите сад, в котором будет много свободного времени для игр.
Это важная акупунктурная точка. В игре ребенок вспоминает все моменты, которые его волнуют в отношениях с миром. Есть пасьянс, где ребенку никто не нужен. Не стоит лишать его возможности побыть одному, постоянно вовлекая его в деятельность.
Дом и детский сад в восприятии ребенка, отмечает Ольга Писарик, не должны быть противоположны друг другу: в одном месте хорошо, а в другом — ужасно.
Работа родителей — поддерживать связь с детским садом, пока ребенок находится дома. Работа детского сада — поддерживать эмоциональную связь с домом.
Тогда жизнь ребенка перестанет быть сегментированной после ухода родителей, чтобы работать по их возвращении, и расцветет во всевозможных привязанностях. Фактически, из стойкой веры «они любят меня, они обо мне позаботятся, мне не нужно бороться за свою жизнь» формируется здоровая личность, способная строить доверительные отношения с миром и людьми вокруг него.
Гордон Ньюфелд — канадский психолог и психотерапевт. Он разработал теорию психологического развития личности, основанную на привязанности. Автор теории побуждает взрослых устанавливать сильную эмоциональную связь с детьми, поэтому привязанность служит «маткой для гармоничного развития». Институт Ньюфельда стремится к распространению и распространению этих знаний: он переводит произведения Дж. Ньюфельда на разные языки, создает курсы для родителей (около 20 курсов по различным темам для детей и подростков), работает с учителями и воспитателями, преподает им основы системы. Более 60 школьных психологов сети Назарбаев Интеллектуальных школ в Казахстане прошли двухлетний тренинг по основам теории привязанности. Институт работает с детскими садами реже, в частном порядке, хотя курс «Дети от 2 до 7» для детей дошкольного возраста, разработанный организацией, был бы идеальным для педагогов, поскольку теория привязанности универсальна.
Способы преодоления
Специалисты выделили ряд советов, которые помогут и родителям, и детям справиться со всеми без исключения трудностями, связанными с непростым периодом адаптации.
Вот некоторые из них:
- Помогите малышу привыкнуть к режиму. Для этого нужно приучить его ложиться спать и одновременно просыпаться. Этот совет также относится к приему пищи. Лучше, если завтрак, обед и ужин будут по расписанию. Кстати, стоит ознакомиться не только с программой, но и с меню. По возможности следует адаптировать его для детского сада.
- Постоянно говорят, зачем нужно идти в детский сад. Вы можете, например, сравнить это с тем, как родители ходят на работу.
- Не оставляйте ребенка на целый день, пока он не будет к этому готов. Для начала достаточно пары часов. После этого можно попробовать остаться до обеда, а потом поспать.
- Посвящайте общению с ребенком вечера и выходные. Важно не только интересоваться происходящим в его жизни, но и внимательно слушать, вникать.
Есть еще один интересный совет: дайте ребенку игрушку, чтобы он взял ее с собой домой. Ее могут назначить дежурным, который будет сопровождать вас в детский сад, сидеть рядом с обедом, спать в раскладушке в тихие часы. Вечером игрушка расскажет маме и папе, как прошел день.
Распространенные ошибки родителей
По незнанию взрослые часто плохо себя ведут, откладывая лишь адаптацию ребенка к детскому саду:
- ругать и наказывать ребенка за истерики из-за нежелания посещать детский сад или разлучения с сопровождающим родителем;
- говорить с кем-то в присутствии ребенка о его или ее слезах и передать тревогу взрослого;
- попробуйте напугать детский сад, например: «Ты меня не послушишься, пойдешь в детский сад» или «Сделай еще раз и в садик бросишь». Детский сад не должен ассоциироваться с негативными эмоциями у ребенка;
- обмануть ребенка. Если вы собираетесь оставить его в саду до вечера, не обязательно успокаивать ребенка своим ранним приходом — скажите правду. В противном случае, прождав вас весь день, он потеряет веру в свою семью.