- Причины изменений в поведении ребёнка
- Характеристика детей и семей, у которых кризис может быть более выраженным
- Продолжительность
- Гендерные особенности
- Проблемы с девочками
- Проблемы с мальчиками
- Можно ли извлечь пользу?
- Чего категорически делать нельзя
- Патогенез
- Типичные признаки кризиса
- Тактика поведения родителей — главный инструмент помощи ребёнку
- Какие ошибки часто допускают взрослые, не понимающие детскую психологию
- Сколько длится кризисный период
- К чему надо быть готовым родителям
- Как пережить этот период родителям?
- Что нельзя делать:
- Что нужно делать:
- Как вести себя: советы психолога
- Видео: советы психологов и родителей по преодолению кризиса 7 лет
- Базовые рекомендации родителям
- Правила взаимодействия: что делать?
- При обесценивании принятых правил
- При желании подражать взрослым
- При стремлении к самостоятельности
- Сроки
- Общие советы как пережить?
- Видео: практические советы психолога по преодолению кризиса
- Симптомы кризиса 7 лет у ребенка
- Примеры совместных игр для всей семьи
- Как помочь малышу. Советы психолога.
- Диагностика
- Осложнения
- Последствия
Причины изменений в поведении ребёнка
Семилетний кризис у ребенка в основном связан с социальным развитием, обязательными образовательными стандартами. Фактически, согласно действующему законодательству, ребенок с нами должен поступить в первый класс в течение четко определенного периода времени — не ранее 6,5 лет и не позднее 8 лет (в некоторых случаях возможно раннее зачисление в школу — с разрешения) директора конкретного учебного заведения).
Семилетний кризис напрямую связан с социальными нормами, с необходимостью ходить в школу в определенном возрасте
В данном случае название «7-летний кризис» несколько условно. Психологи утверждают, что эти изменения личности начинаются у детей в возрасте от 6 до 8 лет. Здесь все индивидуально и зависит от особенностей психики ребенка и возраста, в котором его отдали в школу. В конце концов, кто-то становится учеником начальной школы в 6 лет, а кто-то почти в 8 лет.
Начало кризиса связано с ростом ребенка в связи с осознанием его новой социальной роли как ученика. Сложность заключается в том, что ребенку часто бывает сложно быстро к ней адаптироваться:
- Меняется распорядок дня (особенно, если ребенок раньше не ходил в детский сад или ходил не регулярно).
- Появляется ответственность (необходимо выполнять задания учителя, сохранять внешний вид и т.д.).
- На уроках нужно быть спокойным и сосредоточенным, пока ребенку хочется поиграть, повеселиться.
- Мальчик попадает в новый круг общения (особенно, если он был незнаком с одноклассниками).
Наступление кризиса связано с тем, что ребенок начинает выполнять свою новую роль ученика, но не может к ней привыкнуть
Характеристика детей и семей, у которых кризис может быть более выраженным
Некоторые ребята изначально более подвержены этому кризису:
- Слишком чуткие и подозрительные ребята.
- Домашние дети, которые не ходили в детский сад, а, например, «сидели» с бабушками.
- Родители психологически не готовили ребенка к школе, тем более, когда с первого месяца отправляют его надолго.
- Взрослые слишком беспокоились о поступлении ребенка в школу, вызывая у него свое волнение (ребенка сначала «накрутили», запугали в школе).
- Ребенка рано отправили в первый класс (не все 6,5-летние психологически готовы стать учениками, а родители не хотят «терять» лишний год в детском саду).
- Ребенка отправили в какую-то секцию или клуб одновременно со школой. Это нужно делать как минимум за полгода до поступления в первый класс или, наоборот, когда ребенок уже адаптируется к школе.
- Слишком многого ждут от сына или дочери. Например, крошка со средними данными отправляется в класс с большей нагрузкой.
Некоторые дети изначально более подвержены кризису: например, это слишком чувствительные дети или дети, которых необоснованно рано отправили в первый класс
Продолжительность
Кризис начинается не точно, когда ребенку исполняется семь лет. Нельзя приписывать его начало первому школьному дню. На самом деле все намного сложнее.
Подготовка к школе начинается рано, и к концу детского сада уроки становятся более трудными, а воспитатели более требовательными. Ребенок чувствует изменения и нарастает давление, поэтому первые психические предпосылки могут возникнуть в возрасте пяти-шести лет. Однако есть еще одна категория детей, которые начинают осознавать всю тяжесть нового бремени после того, как пойдут в школу.
Каждый входит в состояние кризиса, когда психика дает адекватную реакцию на накопившиеся трудности. Симптомы формируются медленно, и ребенок постепенно берет на себя новую ответственность. Психологи говорят, что этот возрастной кризис длится около 6-9 месяцев. Но продолжительность переходной фазы в росте зависит от индивидуальных особенностей ребенка.
Гендерные особенности
Семилетний кризис по-разному воспринимается мальчиками и девочками. Родители должны знать эти нюансы, чтобы адаптировать свою помощь и поддержку в это трудное время. Дети этого возраста уже начинают осознавать свои гендерные различия, и это влияет на их поведение.
Проблемы с девочками
Несмотря на кризис, 7-летняя девочка очень часто бывает прилежной ученицей, которую отличает усидчивость, аккуратность и сосредоточенность. Но все внутренние противоречия, которые он ловко маскирует в школе с учителем, прорываются как в общении с одноклассниками, так и дома. Девушки, общаясь друг с другом, много лгут, соревнуются по внешнему виду. Часто вступают в конфликт с мальчиками. Родители часто устраивают истерику: хочу надеть это платье, проколоть уши, купить косметику и т.д.
Взрослые должны направить творчество девочек в правильное русло: поддерживать успехи в учебе, хвалить положительные качества, вступать в кружки (рукоделие, танцы, пение).
Проблемы с мальчиками
Для семилетнего ребенка самое главное — проявить себя перед всем миром и на соперничество. Он конфликтует не только с девочками, но и с другими мальчиками, чтобы заявить о себе. Он интересуется оружием, компьютерными играми, технологиями, спортом, всем, кроме учебы. Эмоциональный фон крайне нестабилен в силу гендерных особенностей. Он не умеет держать чувства при себе. К однообразной работе сложно привыкнуть. Старшеклассник с плохой репутацией часто становится авторитетом.
Чтобы помочь детям преодолеть семилетний кризис, необходимо максимально повысить их интерес к учебе, разнообразить повседневную школьную жизнь и позволить им выразить накопленные чувства. Утихомирить «шторм» помогут спортивные секции.
Можно ли извлечь пользу?
Семилетний кризис — важный этап развития, поэтому нельзя упускать много моментов. Личность младшего дошкольника перестраивается, и родители должны это понимать. Относиться к нему как к ребенку больше не получится.
Развитие самостоятельности — один из важных моментов, на который следует обратить внимание родителям. Также формируются сила воли и ответственность. Важно поддерживать и развивать мотивацию к обучению и обучению. Необходимо объяснить важность посещения школы, выполнения домашних заданий, соблюдения некоторых правил.
Девочки склонны больше учиться и раньше взрослеть. Однако они могут сравниться со своими сверстниками, например, по одежде. Творчество, стремление выглядеть красиво нужно направить в нужное русло: похвала, членство в кружках (танцы, поделки), поддержка в усилиях.
Мальчики пытаются самоутвердиться в коллективе, конфликтуют с мальчиками и девочками, эмоциональный фон нестабилен, возможны вспышки насилия, ссоры, наблюдаются трудности в монотонной работе. Мальчику необходимо разнообразить школьную жизнь, поддерживать интерес к учебе, писать по разделам: плавание, борьба, конструирование с учетом интересов и способностей ребенка.
Примеры вкусностей можно найти среди героев мультфильмов и книг. Вы должны объяснить, почему они поступают правильно, а другие герои поступают неправильно.
Чего категорически делать нельзя
Этот кризисный период достаточно тяжелый, и грубые ошибки взрослых могут обернуться большими проблемами для детской психики. Нельзя навязывать новые обязанности и социальные отношения, нельзя приучать ребенка к ним силой: это, в конце концов, приведет его не к большей самостоятельности и ответственности, а только к большему «послушанию».
Ребенок рискует остаться недоразвитым; отсюда и проблемы с обучением, и неподготовленность к более взрослой жизни. Нельзя назначать ребенку его социальную роль «сверху» — он должен занять свое место в самой социальной системе, исходя из своих наблюдений, наклонностей и имеющегося жизненного опыта.
Патогенез
Изменения в фазе кризиса имеют физиологическую основу: в 6-7 лет активно развиваются лобные доли коры головного мозга, отвечающие за произвол: умение планировать, контролировать выполнение действий и прогнозировать последствия. Подвижность процессов возбуждения-торможения сохраняется, проявляется неугомонностью, гиперактивностью, эмоциональной лабильностью. На уровне психики происходят следующие изменения: переживания становятся осмысленными, обобщенными, образ «Я» делится на внутренний (самооценка) и внешний (оценка другими). Ребенок выстраивает свою систему ценностей, различает «плохое» — «хорошее», «правильное» — «неправильное». В обществе происходит формирование представления о себе как о личности. Активно осваиваются ролевые отношения с учителями и коллегами. Симптомы кризиса наблюдаются в процессе освоения новой должности (студент, ученик).
Типичные признаки кризиса
В зависимости от темперамента ребенка, его психологических особенностей семилетний кризис может проявляться по-разному. В целом родители замечают явные изменения в поведении своего ребенка, он становится не таким, как он сам. Конкретными проявлениями могут быть следующие:
- Часто груб, всем недоволен, проявляет необоснованную раздражительность, агрессию, например, в ответ на самые частые просьбы («Иди на обед») или совет («Сегодня лучше ложиться спать пораньше»).
Ранее дружелюбный ребенок становится раздражительным, вспыльчивым, всем недовольным
- К любой критике он относится крайне негативно.
- Упрямый, до конца настаивает на своем, провоцирует ссоры с родителями. Например, ученик не может отказаться делать домашнее задание, но соглашается делать его только в определенное время или выбирает только один предмет.
- Показывать художественную литературу в общении (гримасы, клоуны, подражание другим).
Ребенок может часто начать корчить рожи, шутить, подражать другим
- Подражайте поведению взрослых: начинайте говорить важным тоном, имитируйте процесс выкуривания сигареты палкой Чупа-Чупс, откажитесь от игрушек, мультфильмов, любимых блюд.
- Демонстративно используйте в речи нецензурные слова, чтобы шокировать родителей.
- Отказывайтесь подчиняться правилам, например, ходить в школу или спокойно сидеть в классе.
Ребенок иногда отказывается подчиняться общепринятым правилам, например сообщает, что больше не будет ходить в школу
- Быстро устает, отвлекается.
- Она стремится во всем проявлять свою «взрослость», например, полноценно себя обслуживать, поздно ложиться, хочет ходить в школу одна.
- У некоторых детей наоборот происходит регресс: просят вернуться в садик, имитируют поведение пятилетнего ребенка (например, намеренно искажают слова, как маленькие).
Конечно, у ребенка не проявляются все эти симптомы одновременно (это было бы тяжело для родителей). Но хотя бы пары из них достаточно, чтобы понять, что пресловутый кризис начался. Кроме того, кризис не обязательно совпадает с началом первого года обучения в школе. Напротив, изначально ребенку может нравиться учиться в школе (например, школьная форма, общение с одноклассниками): осознание новой социальной роли приходит позже. А некоторых метаморфоза «накрывает» еще до поступления в первый класс — во время посещения подготовительных курсов в школе.
Тактика поведения родителей — главный инструмент помощи ребёнку
Продолжительность и сила кризиса ребенка во многом зависит от того, как себя поведут мама и папа. В первую очередь родителям нужно успокоиться и понять, что это явление — норма и практически неизбежное. Вам просто необходимо помочь ученику в трудный период:
- Постарайтесь принять ребенка таким, какой он есть, общаться с ним на равных, понять, что он действительно стал взрослым. Следует часто советоваться со студентом, прислушиваться к его мнению, вместе смотреть фильмы, программы, обсуждать их.
необходимо уважать взрослый возраст ребенка, общаться с ним на равных, делиться мыслями, консультироваться по разным вопросам
- Не вступайте в конфликт с сыном или дочерью, а идите на компромиссы (например, позвольте ему делать уроки в то время, когда он считает нужным, или ложитесь спать чуть позже вечером). Но если агрессия перерастает в грубость, то это, очевидно, нужно прекратить.
- Чтобы подчеркнуть взрослость школьника, необходимо ставить перед ним различные задания (покупать продукты в магазине по списку), выполнимые домашние дела. При этом хорошо подчеркнуть ее независимость («Раньше ты тарелку не мыл, потому что мог сломать, а теперь ты уже взрослый»).
Посильная работа по дому поможет ученику почувствовать себя взрослым и независимым
- Уважайте право ребенка на неприкосновенность частной жизни. В идеале у него должна быть отдельная комната, где он может читать в одиночестве, рисовать, играть с друзьями.
- Активно интересоваться школьными делами, хобби, мыслями ребенка. Тем не менее, вы не должны вас раздражать.
Родители должны активно интересоваться делами ученика, мыслями о его мечте, при этом не быть слишком навязчивыми, уважая право ребенка на личное пространство
- Поощряйте общение с друзьями, старыми и новыми (одноклассниками), приглашайте их к себе домой. Помимо прочего, это позволит нам проанализировать, как протекает семилетний кризис у других детей того же возраста.
- Пусть ученик почувствует последствия своих действий (ведь он взрослый). Например, если вы не хотите делать домашнее задание, не делайте этого: когда учитель делает замечание перед всем классом, он сам приступит к выполнению домашнего задания.
- Хвалите сына или дочь даже за самые незначительные достижения («Ваш почерк постепенно улучшается»).
В целом, еще до поступления в первый класс ребенку нужно чаще рассказывать о школе в положительном контексте, не идеализируя школьную жизнь. Приятно, если мальчик посещает подготовительные курсы своего будущего учителя: они важны в психологической подготовке к новой роли ученика, во встрече с новым коллективом. Если нет, нужно просто отвести ребенка в школу: показать постройку снаружи и изнутри, пройти по коридорам, пойти в будущий класс.
Какие ошибки часто допускают взрослые, не понимающие детскую психологию
В период возрастного кризиса у ребенка многие взрослые совершают типичные ошибки, которые могут только усугубить ситуацию:
- Они слишком много заботятся о своем ребенке, каждый день надоедают учителю вопросами, дома следят за каждым шагом ребенка, проверяют общение с друзьями, постоянно звонят другим родителям для уточнения задач и т.д.
- Студент наказывается за упрямство, возражения и т.д., особенно физически. Это путь в никуда: ребенок так себя ведет, потому что он сбит с толку, пытается самоутвердиться, привыкнуть к новой жизни, подсознательно ожидает понимания и поддержки от родителей и получает такую реакцию.
- Критикуют ребенка, сравнивают с другими, казалось бы, благополучными сверстниками.
- Они слишком непреклонны в своих требованиях, не идут на компромиссы («Я сказал ложиться в девять, точка!» Или «Школа началась — здесь, теперь никаких вечеринок!»).
Иногда родители наказывают детей за то, что они упрямые, не пытаются идти на компромиссы или поначалу слишком категоричны в своих требованиях
Сколько длится кризисный период
Семилетний кризис, как и другие возрастные кризисы, длится недолго — от шести до девяти месяцев. Если кризис протекает успешно, по его окончании ребенок становится зрелой «школьной личностью», имеющей сформированную внутреннюю позицию и осознающей свою социальную роль.
Следует отметить, что этот кризисный процесс, хотя и «социальный», имеет также физиологическую основу. Именно в этот период активно развиваются лобные доли коры головного мозга, отвечающие за способность планировать, прогнозировать исход действий и контролировать свое поведение. Процессы возбуждения и торможения остаются подвижными, в результате чего ребенок проявляет беспокойство, гиперактивность. Эмоциональное состояние ребенка неустойчивое (лабильное).
К чему надо быть готовым родителям
Любой кризисный период — процесс противоречивый, и семилетний кризис — не исключение. Обычно появление кризиса совпадает с началом школы, благодаря чему сглаживаются его отрицательные проявления и выдвигаются на первый план положительные. Но это нормально; значительное количество детей сталкивается с некоторыми трудностями при адаптации к школьному образу жизни, которая по этой причине осуществляется с опозданием.
Несмотря на то, что основным занятием для ребенка является обучение, игра по-прежнему остается для него важной, и иногда между этими занятиями происходят «столкновения». Конечно, современная система обучения может сочетать оба вида деятельности на благо учащегося; однако есть еще некоторые противоречия: например, теперь ребенок должен по-новому распределять свое время, он будет уделять меньше времени играм и больше обучению. Более того, ребенок по-прежнему сильно привязан к своим родителям, особенно к матери, несмотря на то, что пришло время установить новые социальные отношения.
Тяжелое переживание этого кризиса может привести не только к психологическим, но и к психическим проблемам, в результате чего ребенку может потребоваться помощь психиатра. Например, могут наблюдаться поведенческие и эмоциональные отклонения.
Как пережить этот период родителям?
Кризис 7-летнего ребенка знаменует собой новый этап в жизни как ребенка, так и родителей. Все предыдущие методы обучения становятся неэффективными, и вам приходится прибегать к различным советам из источников.
Итак, в первую очередь родители должны поставить себя на место ребенка. Вспомните, как в детстве вам не нравилась опека родителей. Как они хотели познать этот мир сами, без чьей-либо помощи.
Не пытайтесь чрезмерно защищать ребенка, ведите его осторожно, без повышенного тона.
Что нельзя делать:
1. Не перегружайте его кружками и разрезами. Позвольте ему выбрать что-то одно и равномерно тратить время на дополнительные занятия и занятия.
2. Не давите на ребенка. Со временем все «уляжется», главное — спокойно отнестись к своему «тяжелому периоду.
3. Еще одна крайность: не игнорируйте ее проблемы в школе. Однако иногда родители могут помочь немного больше, чем если бы ребенок столкнулся с невзгодами в одиночку.
4. НИКОГДА не унижайте своего ребенка! Это приводит к целому ряду будущих комплексов и травм, которые в дальнейшем распространятся не только на его самосознание, но и на его близких друзей и знакомых.
5. Не забывайте говорить о наступлении взрослой жизни. Это только усугубит проблему, а не позволит решить ее.
Что нужно делать:
1. Проводите больше времени с ребенком, особенно на открытом воздухе, занимаясь различными делами.
2. Проявите свою любовь в виде ласки, нежности, поцелуев, объятий.
3. Говорите на разные темы.
4. ВСЕГДА СЛУШАЙТЕ внимательно, ни при каких обстоятельствах!
5. Смейтесь и шутите вместе. Это поможет ребенку доверять вам.
Как вести себя: советы психолога
Итак, наступил семилетний кризис, и с этим нужно что-то делать. Вы точно не можете позволить этой ситуации пройти сама по себе, думая, что все закончится само собой, без последствий. Психологи дают четкие рекомендации, что делать родителям и учителям в этот непростой период, как его преодолеть самостоятельно и ребенку без ярко выраженных травм и конфликтов:
- Замените запросы и заказы запросами.
- На собственном примере продемонстрируйте приверженность новым правилам.
- Постепенно заменяйте игровую деятельность познавательной. Оставьте время и место для любимых детских игр.
- Уважайте решения ребенка. Слушать. Аргументативные отказы. Дайте себе немного свободы.
- Учитесь на своих ошибках (позволяйте ему ложиться спать поздно, а утром, когда он плохо себя чувствует из-за недостатка сна, сосредоточьтесь на этом).
- Уделите достаточно времени и внимания, чтобы помочь с домашним заданием.
- Вместе с ним соблюдайте режим дня.
- Обсудите с ним, что произошло в течение дня, какие эмоции он испытывал, что у него получалось хорошо, а что нет.
- Находясь в постоянном контакте с учителем, вместе решая возникающие трудности.
10 «нет»: напоминание родителям
- Не повышай голос.
- Не критикуйте учителя или других взрослых в присутствии ребенка.
- Не нарушайте правила, которым он должен следовать.
- Не тащите их прямо в больницу и не обращайтесь к психотерапевту.
- Не относитесь к нему как к ребенку. Понимание и принятие первой стадии истинного роста.
- Не паникуйте, не вините себя за неправильное образование.
- Не наказывать физически.
- Не ограничивайте общение с коллегами.
- Не противостоять другим, не критиковать, а тихим голосом сообщать об ошибках (и только наедине.
- Не игнорируйте проблемы в школе (будь то школьные неудачи или конфликты с одноклассниками).
Если 7-летний кризис станет настоящей катастрофой, родителям может потребоваться помощь учителя или школьного психолога. Главное — сообщить им о проблеме, о неконтролируемом поведении новорожденного школьника. Они помогут ему адаптироваться, найти профессиональный подход и работать с ним индивидуально. Воспитатель сможет уделить ему больше внимания, изменить некоторые требования к нему, чтобы облегчить переход из детского сада в начальную школу.
Видео: советы психологов и родителей по преодолению кризиса 7 лет
Одна из мам показывает дочери пример общения с одноклассниками: у нее до сих пор теплые отношения с одноклассником. Ребенок должен понимать, что в школе есть друзья, с которыми можно интересно провести время.
Базовые рекомендации родителям
Кризис вызывает глубокие изменения, которые влияют на самосознание ребенка, его самоощущение, поведение и образ жизни. А если так, то отношение родителей к своему ребенку должно отличаться от того, что было раньше. Родители должны понимать, что они сталкиваются с очередным изменением в развитии своего ребенка и что это изменение жизненно важно для него. И в первую очередь нужно заранее позаботиться о подготовке ребенка к школьной жизни.
Для этого нужно предпринять ряд мер:
- Установите распорядок дня. Примерно за шесть месяцев до начала учебного года вы должны научить ребенка засыпать и рано вставать, чередуя игры, прогулки, отдых и занятия.
- Перед началом первых уроков рекомендуется показать ребенку школу снаружи и внутри и, буквально, отвести к зданию школы, показать и рассказать, что он здесь будет делать. В школу ребенок должен идти спокойно и уверенно, не бояться этого.
- Ребенка необходимо рассказать о его правах и обязанностях. Делать это нужно не строго, без насилия, с пониманием. Доверительные отношения с родителями помогут убедить даже самых противных детей. Задайте вопрос, чтобы ребенок понимал, что у каждого есть обязанности, но вместе с обязанностями появляются новые права и возможности.
- Ребенку нужно дать возможность свободно распоряжаться своими обязанностями. Например, если необходимо убрать комнату, ребенок может выбрать удобное для себя время и удобно выполнять работу.
- Не ругайте ребенка за его ошибки. Ведь они будут в любом случае — человек ошибается всегда и везде. Нужно только обсудить с ребенком его ошибки, разобрать их, проанализировать. Почему он получил плохую оценку в классе? — потому что я слишком много играл, вместо того чтобы делать уроки. Такой анализ поможет предотвратить новые ошибки в будущем, научит ребенка прогнозировать результаты своих действий и составить план работы на долгое время.
Правила взаимодействия: что делать?
Основные правила, которым нужно следовать:
- Не повышай голос. Негативное настроение родителей не должно отражаться на детях.
- Объясните свои потребности. Семилетний ребенок вполне способен усвоить правила и должен точно понимать, чего от него хотят, а не почему так решили мама или папа.
- Не нарушайте сами установленные правила и не изменяйте установленные для ребенка.
- Не ограничивайте общение с коллегами.
- Его нельзя сравнивать с другими.
- Если в школе есть проблемы, игнорировать их нельзя, нужно найти способ помочь.
- Относитесь к младшему ученику как к взрослому.
Если кризис и поведение ребенка вышли из-под контроля, то лучше всего обратиться к психологу или обратиться за советом к опытному педагогу.
Родители должны всячески демонстрировать свою любовь и уважение к личности растущего человека. Однако это не значит, что вы должны потакать каждой его прихоти и удовлетворять каждое желание. Растущая личность должна понимать, что есть ограничения, но нужно объяснить, почему именно.
Семилетний ребенок уже находится в достаточно сознательном возрасте и способен усвоить множество правил и следовать им.
Распорядок дня хороший и правильный, но время для отдыха должно быть. В выходные нужно дать возможность расслабиться, заняться любимым делом и отдохнуть.
Дети очень устают от учебного процесса, особенно в первые месяцы посещения школы, когда привыкают к новым правилам, режиму, более активной деятельности — умственной и физической. Переутомление приводит к появлению агрессии, отказу от учебы, соблюдению установленных правил.
При обесценивании принятых правил
При обесценивании правил ребенок часто груб, проявляет упрямство, спорит по любому поводу, ломает игрушки.
Задача родителей — твердо и спокойно настаивать на соблюдении правил, объяснять, что грубить взрослым и детям недопустимо. Вы можете сказать ребенку, что он теперь взрослый, поэтому он должен действовать соответственно.
Пример близких родственников имеет большое значение: ребенок учится поведению взрослых. При этом нужно повышать самооценку, не наказывать, а подсказывать, как вести себя лучше и правильнее.
При желании подражать взрослым
Естественная склонность растущего человека — вести себя как взрослый. Следует поощрять положительные стороны: желание работать, учиться. Стремление быть похожим на взрослого способствует силе воли, смелости и независимости. Родители должны перестать относиться к младшему ученику как к ребенку, иначе это вызовет еще большее сопротивление.
Вы считаете себя взрослым, а значит, должны соблюдать определенные правила. Мама и папа работают, твоя работа учится.
При стремлении к самостоятельности
Поддерживать ребенка в его стремлении развиваться, познавать мир, становиться более независимым, давать простые задания, которые он сможет выполнить. Развитие самостоятельности в этом возрасте необходимо для того, чтобы ребенок смело и активно мог дальше ориентироваться в окружающем мире, самостоятельно решать текущие проблемы и задачи, не полагаясь на взрослых.
Сроки
Многие ошибочно полагают, что если это 7-летний кризис, то он начинается ровно в тот день, когда ребенку исполняется семь лет. Или 1 сентября, когда он идет в школу и сталкивается с суровой реальностью. На самом деле в психологии все далеко не так просто.
Во-первых, этот возрастной кризис наблюдается у детей 6-7 лет. Это связано с тем, что родители стараются заранее подготовить их к школе. Начинаются посещения начальных школ. В детском саду уроки становятся более серьезными и требовательными, максимально приближенными к школьным. Ребенок чувствует надвигающиеся изменения, и если они будут для него слишком внезапными и неожиданными, за несколько месяцев до 1 сентября могут начать формироваться психические новообразования. Есть и такие дети, которые через какое-то время осознают трудности. В этом нет необходимости искать отклонения. Каждый приходит к кризису в тот момент, когда психика к нему готова.
Во-вторых, кризис не возникает в одночасье. Постепенно, как снежный ком, нарастают трудности и проблемы. Сначала образуется новообразование и появляются сопутствующие симптомы. Через некоторое время найдется второй и тд
По мнению психологов, кризис 7-летнего возраста длится от 6 до 9 месяцев в зависимости от индивидуальных психических особенностей ребенка.
Общие советы как пережить?
Прежние меры влияния и просвещения перестают быть эффективными. Родителям необходимо найти новые способы контролировать своего ребенка и управлять им. В то же время ему дается больше независимости.
Что делать:
- Проводите больше времени со своим ребенком.
- Позвольте ему решать проблемы, которые он может решить сам. Это развивает независимость, силу воли, мотивацию.
- Проявите свою любовь: поддержку, объятия, дружеские беседы.
- Примите то, что у ребенка есть своя личность, он личность, со своим характером, своими желаниями.
- Умение слушать, если ребенок хочет чем-то поделиться: проблемами или радостью. Не перебивайте его, но позвольте ему говорить.
- Не перегружайте, оставьте время на игры.
- Проводите время вместе.
- Если сын или дочь попросят помочь с домашним заданием, не делайте все за них полностью, а предложите основные моменты.
- Воспитывайте чувство ответственности: у мальчиков и девочек должны быть свои обязанности, но те, с которыми они могут справиться.
Взрослые должны обсудить общую тактику воспитания. Один не должен баловаться, другой ругать, одно запрещено, другое разрешено. Ребенок должен четко понимать, чего от него хотят.
Неприемлемо:
- повышение голоса;
- критика, если ученик не может с чем-то справиться;
- физическое насилие.
Все эти факторы негативно скажутся на формировании личности.
важно объяснять новым поколениям, что им разрешено, а что нет, каковы правила в обществе, как общаться со сверстниками и учителями.
Не менее важно установить и сохранить доверие к родителям. Ребенок не должен бояться сообщать о проблемах, просить совета, помощи.
Особое внимание уделяется тем детям, родители которых не живут вместе или находятся в процессе развода. В этом случае кризис может пройти более ярко и болезненно, так как возникает дополнительный стрессор.
Видео: практические советы психолога по преодолению кризиса
Одно из предложений состоит в том, что родители должны правильно маскировать все просьбы, а не использовать слово «должен», чтобы сам ребенок хотел делать то, что хотят взрослые.
Симптомы кризиса 7 лет у ребенка
В этот период даже самый спокойный и послушный ребенок может превратиться в настоящего домашнего тирана, капризного и раздражительного. Особенности проявления 7-летнего кризиса очень часто заключаются в том, что ребенок:
- не удовлетворяет просьбы, не подчиняется;
- он капризен, упрям;
- выражает протест, недовольство, шутит и грубо;
- не принимает критику, крайне негативно реагирует на комментарии;
- старайтесь выглядеть более взрослыми, старайтесь общаться со старшими детьми, избегайте маленьких;
- умышленно действует вопреки взрослым;
- он обесценивает то, что раньше казалось ему важным;
- подвержен перепадам настроения.
Чтобы диагностировать семилетний приступ, у ребенка должно быть четко видно не менее четырех-пяти признаков. В противном случае речь идет не о периоде кризиса, а о ситуации локального конфликта.
Примеры совместных игр для всей семьи
Учеба становится основным занятием, но игры также играют важную роль в развитии, расслаблении и отдыхе.
Если у ребенка есть любимые игры, не стоит их запрещать — по мере роста они будут постепенно отходить на второй план. Игры помогают изменить психику, отдохнуть от учебы.
Полезны спортивные игры на свежем воздухе — они позволяют избавиться от лишней энергии, отдохнуть от учебного процесса. Детей этого возраста больше привлекают командные игры
В этот период детям могут быть интересны интеллектуальные игры, творчество. Детский театр, разыгрывая сцены, является прекрасным примером игровой деятельности. Дети творчески развиваются. Разыгрывание сцен полезно для развития памяти и воображения.
Примеры игр:
- «Штанга». Позволяет расслабиться, снять напряжение. Представьте, что на полу стоит штанга. Вы должны нагнуться, взять его, вдохнуть и поднять. Представляете, как это сложно. Затем медленно опустите его.
- Тактильная игра. На стол кладут несколько предметов: твердый, мягкий — кусок меха, бумагу, кисть, куб и т.д. Взрослый держит предмет над рукой ребенка и просит передать ощущения.
- «Заморозка в нужной форме». Тренировка внимания, координации движений. В группе интереснее играть. Каждый движется по кругу, когда лидер хлопает в ладоши, необходимо застыть в определенном положении. Например, одна поп-поза — аист, две — медведь, три — возобновление движения.
Как помочь малышу. Советы психолога.
Убедитесь, что вы достаточно терпеливы, чтобы оказать ребенку поддержку, в которой он нуждается на данном этапе его жизни.
Спросите мнение ребенка по семейным вопросам, посоветуйтесь с ним.
Радуйтесь его подвигам, маленьким победам.
1. Очень важно обсуждать не оценки, а школьную жизнь в целом. Его друзья, увлечения, развлечения, развлечения во время отдыха. Чем он доволен, что его беспокоит и т.д.
2. Позвольте ему выбрать занятия, над которыми он будет проводить свое время. Не делайте его заложником своих невыполненных желаний!
3. Проявите свою любовь и незамедлительно проявите заботу. Пусть он на вас оперется в случае неудач.
Если вы наблюдаете частые истерики у 7-летнего ребенка, негативизм, нежелание учиться и что-либо делать, частые простуды и негативные реакции, которых раньше никогда не было, посетите с ребенком детский психолог. Никогда не пытайтесь решать сложные проблемы самостоятельно. Специалист поможет вам без негативных последствий гармонично преодолеть этот непростой, но важный период в развитии ребенка.
Диагностика
Диагностика кризиса проводится психологами и педагогами на протяжении семи лет; в случае ярко выраженных поведенческих и эмоциональных отклонений может потребоваться консультация психиатра. Стандартное обследование проводится клиническими методами, дополнительно проводится оценка психологической готовности к школе. Полный комплекс экзаменов включает:
- Разговор с родителями. Опрос родителей остается наиболее информативным методом исследования детских кризисов. Специалист интересуется проявлениями переходного периода, изменениями в поведении ребенка, процессом адаптации.
- Наблюдение. Иногда симптомы появляются во время консультации. При взаимодействии ребенка с родителями определяется негативизм, упрямство и самоопределение: он не садится на указанный стул, не реагирует на предложение вести себя более спокойно, демонстративно уходит, когда его просят поговорить с врачом.
- Возьмите интервью у ребенка. Вопросы касаются психологической составляющей школьной подготовки: «Хочешь пойти / пойти в школу?» Как так? »Развитие позиции ученика оценивается по широте и направленности ответа.
Дифференциальная диагностика с эмоциональными и поведенческими расстройствами проводится в тяжелом течении кризиса. В таких случаях к обследованию привлекается детский психиатр, который на основании данных анамнеза делает заключение о возможном заболевании. Кроме того, могут потребоваться комплексные психологические тесты (когнитивная, эмоционально-волевая сфера), инструментальные исследования (ЭЭГ, магнитный резонанс головного мозга).
Осложнения
Проблемы адаптации и психологической подготовки к школе приобретают все большее значение среди детей первого класса. В норме кризис и начало обучения совпадают, ребенок легко адаптируется к незнакомым условиям, быстро осваивает социальную позицию ученика. Дети с затяжным и отсроченным кризисом сталкиваются с трудностями при переходе от дошкольного детства к младшему школьному возрасту: игра остается основным видом деятельности, внешние признаки роли ученика принимаются, но сохраняется сильная эмоциональная привязанность к матери. Принудительное посещение школы вызывает активные / пассивные реакции протеста (поведенческие расстройства), развитие невротических расстройств, психосоматических заболеваний.
Последствия
Если родители помогут преодолеть кризисный период, ребенок успешно преодолеет большой прорыв, сформирует новые правильные психические реакции, приобретет социальные навыки и роли. Это поможет ему:
- формировать ответственное отношение к обучению, правильное понимание и восприятие учебного процесса;
- приобрести новые эмоциональные навыки;
- осознать свое место в обществе, занять желаемую роль среди одноклассников;
- найти новые увлечения и интересы.
Если родители подавляют проявления социального развития и усложняют ситуацию неправильным поведением, конфликтами или проблемами в семье, это может нанести серьезный ущерб психике ребенка. Ребенок может:
- теряют интерес к учебе;
- слишком резкое отношение к любой критике;
- недооценивать самооценку;
- развивать в себе комплексы;
- проявлять агрессию, жестокость;
- замкнуться в себе, не пройти адаптацию в школьном коллективе;
- терять веру в родителей, терять с ними тесный контакт.
важно помнить, что кризис — это модель, открывающая новые перспективы роста и развития. Основная задача взрослых — помочь ребенку справиться с сложной ситуацией, проявить чуткость, терпение и внимание. Только так новоиспеченный ученик сможет преодолеть все трудности и сделать важный скачок в умственном росте.
- https://babyzzz.ru/parents/kids/35563.html
- https://detskiy-medcentr-spb.ru/poleznye-materiali/vozrastnye-krizisi-detej/1938-krizis-7-let-u-rebenka-simptomy-kharakteristika-rekomendatsii-roditelyam-malchikov-i-devochek
- https://ponervam.ru/krizis-7-let-u-rebenka.html
- https://lifemotivation.online/psychology/child-psy/vozrastnye-krizisy/7-let/kak-pomoch
- https://PsyLogik.ru/57-krizis-semi-let.html
- https://www.KrasotaiMedicina.ru/diseases/children/7-year-crisis
- https://altera-vita.ru/interesnoe-roditelyam/krizis-7-let-u-rebenka-prichiny-i-pomoshch-sovet-psikhologa/