Музыкальная арт-терапия: методы психологической коррекции

Что представляет собой музыкотерапия как метод воздействия

Фото 1.696
Музыкальная терапия предполагает целенаправленное использование музыки для гармонизации психоэмоционального состояния. В музыкальной терапии используются все виды музыки: от электронных записей до самостоятельного владения музыкальными инструментами. Изучение музыкального культурного наследия полностью обогащает внутренний мир, действует как профилактическое, лечебное, воспитательное средство. Регулярное прослушивание музыки предотвращает заболевания, связанные со стрессом.

В музыкальной терапии выделяют следующие формы:

  • индивидуальный или групповой;
  • глубокий и поверхностный;
  • директивный или недирективный.

Музыкальная терапия относится к щадящим методам лечения и практически не имеет противопоказаний. Он положительно влияет на здоровье, облегчая и ускоряя процесс заживления.

Как проходят занятия?

Уроки могут проводиться в форме индивидуальных консультаций, семинаров, групповых тренингов. В зависимости от имеющихся проблем психолог назначает задания и упражнения. После их завершения они начинают анализировать арт-объекты (чаще всего рисунки), что помогает разобраться в проблеме и найти способы ее решения.

История применения музыки для воздействия на человека

Фото1697
Древнегреческий мыслитель Пифагор первым изучил влияние музыки на человека. Он установил, что прослушивание ритмических мелодий помогает контролировать эмоции, лечит нервные заболевания и способствует гармоничному развитию личности. Растущий интерес к музыке отмечен и у ученых XII-XIII вв. Врачи использовали мелодии для облегчения мигрени, бессонницы и расстройств пищеварения.

В 19 веке музыкальную терапию начали использовать для лечения болезней в области психиатрии. В европейских странах музыкальная терапия распространилась после Первой мировой войны. В Германии его применяли для лечения язвы желудка, в Швейцарии — туберкулеза. Болеутоляющие свойства мелодий использовались австрийскими акушерами для облегчения родов. Позже музыку как обезболивающее начали использовать в хирургии и стоматологии.

В 20 веке промышленное развитие сделало музыкальную терапию доступной и повсеместной. Его популярность значительно возросла, а положительный результат влияния мелодии на активность физиологических процессов и нормализацию состояния психики позволил вывести музыкальную терапию в сферу деятельности официальной науки.

Определения музыкотерапии от разных авторов

Музыкальная терапия буквально означает музыкальную терапию. Этот термин был изобретен в Древней Греции и имеет такое же значение в современной психотерапии. Большинство ученых классифицируют музыкальную терапию как вспомогательное средство, которое подготавливает пациентов к более сложному лечению. По определению отдельных профессионалов под музыкальной терапией понимается:

Фото 1.698

  • метод педагогического воздействия, оптимизирующий творческие силы;
  • метод лечения некоторых аспектов физиологических и психологических заболеваний;
  • способ устранения симптомов психосоматических заболеваний, основанный на прослушивании музыки.

Музыкальная терапия — это дисциплина, которая одновременно относится к области психологии, музыковедения, нейрофизиологии. Исследования показывают, что использование музыки положительно влияет на развитие личности, ускоряя формирование нейронных связей.

Применение музыкотерапии в практической психокоррекции

Использование музыкальной терапии как метода психологической коррекции помогает людям с психологическими заболеваниями различной степени тяжести. Игра на музыкальных инструментах помогает избавиться от различных патологий:

  1. Психоневрологические расстройства. Психотерапевты отмечают два типа неврозов: неврастению и истерический невроз. Первый возникает из-за эмоциональной и интеллектуальной перегрузки, второй — под влиянием разочарования. Для лечения неврастении используются средства, позволяющие задавать темп игры: барабаны, там-там. Спокойные и умиротворяющие практики, такие как игра на флейте, лучше всего подходят для облегчения истерических симптомов.
  2. Нарушения развития воли. Способность ставить и достигать целей обычно начинает развиваться в дошкольном возрасте и, в конечном итоге, формируется в более позднем подростковом возрасте. Взрослый человек с нарушением волевых процессов страдает ленью — стремлением отказаться от преодоления трудностей, неумением определять и достигать цели. Пение и музицирование способствует формированию качеств, необходимых для развития воли: удовольствия от работы, расширения круга интересов, самоуважения.
  3. СДВГ у взрослых и детей. Гиперактивность активно проявляется в дошкольном возрасте. У большинства людей симптомы ослабевают к 14 годам, но в некоторых случаях они сохраняются и в зрелом возрасте. Импульсивность и неспособность удерживать внимание длительное время мешают учиться, работать и выполнять основные домашние дела. Психокоррекция с помощью музыки может помочь уменьшить признаки гиперактивного поведения, стимулировать сосредоточенную деятельность и уменьшить бесцельную подвижность.
  4. Беспокойство и страхи. Постоянное чувство тревоги мешает положительным эмоциям и сосредотачивается на отрицательных. Человек находится в эмоциональном расстройстве, не может расслабиться, быстро устает. Выразительная музыка, сопровождаемая танцевальными движениями, высвобождает эмоции, усиливает позитивное восприятие и устраняет эмоциональный конфликт.

Музыкальное расслабление — это мощное эмоциональное воздействие. Его часто используют в сочетании с другими техниками. В отличие от других техник, музыка почти не вызывает у пациентов отрицательного отношения, поэтому это популярная и предпочтительная практика.

Лечение музыкой проблем пожилых людей

В старости человек сталкивается с постепенным угасанием когнитивных процессов и социальным отчуждением. Музыкальная терапия помогает справиться с такими проблемами:

Фото, 1.699

  1. Нарушения памяти. Избирательная амнезия — частый предшественник болезни Альцгеймера. Слушание музыки становится профилактической мерой.
  2. Расстройства расслабления и мышечного напряжения. Неспособность контролировать свои движения вызывает панику у пожилых людей. Воспроизведение музыки позволяет частично усилить мышечный контроль и избежать связанных с этим страхов.
  3. Развитие неврозов. Снижение мозговой активности — причина большинства болезней в пожилом возрасте. Прослушивание классической музыки улучшает работу мозга.

Эмоциональное облегчение в групповой терапии помогает избежать дистанцированности от других людей, найти новое хобби и круг друзей.

Методы изотерапии

Для рисования используются все художественные материалы: фактурная бумага, восковые мелки, краски и кисти, уголь, глина, соленое тесто, пластилин, мелки, карандаши, пульверизатор, ватные палочки и многое другое. Рассмотрим несколько приемов.

Техника «Марания»

Этот прием эффективен для дошкольников и младших школьников, это спонтанный рисунок, абстрактный рисунок. Проще говоря, это бумажный мусор всеми доступными способами и способами. В результате получаются яркие и эмоционально насыщенные рисунки гуашью или акварелью, выполненные кистью или руками. Эта техника позволяет проявлять эмоции, открыто показывать переживания, исследовать их, здесь нет понятия «хорошее» или «плохое», «правильное» или «неправильное». Иногда бывает так, что получается яркий, светлый и разноцветный узор, который ребенок раскрашивает в темные цвета, «разрушает», что очень показательно с точки зрения психологии.

«Акватушь»

Сначала на бумагу наносится рисунок гуашью, при высыхании лист покрывается черной тушью. Затем рисунок погружается в воду: гуашь смывается практически полностью, тушь — частично. В результате получается тонированное изображение на черном фоне с размытыми краями. Пошаговая отложенная работа полезна для детей с синдромом дефицита внимания, а также для тех, кто испытывает негативизм.

«Монотипия»

Сначала ребенок рисует на гладкой поверхности — пластике, стекле, пленке и т.д. — а затем переносит этот дизайн, отпечатывая на обычной бумаге, а затем дополняет изображение другими материалами. Окончательное изображение отличается от оригинала. Это спонтанное самовыражение, которое помогает снять стресс, повысить творческий потенциал и визуализировать чувства.

«Рисование клубком»

она полезна тем детям, которые уверены, что не умеют рисовать, методика развивает творческие способности, помогает в диагностике состояний, эффективна для индивидуальной работы с замкнутыми, агрессивными и гиперактивными детьми. Узор получается раскручиванием клубка пряжи на полу или столе.

«Рисование истории»

Ребенок рисует иллюстрацию к рассказу или его возможное продолжение. Методика позволяет исправить неправильное поведение, разрешить внутренние конфликты, диагностировать нарушения, снять стресс.

«Рисунок по кругу»

Групповая работа направлена ​​на сбор, вовлечение всех участников в процесс, повышение самооценки. Дети садятся в круг и по очереди рисуют по указаниям психолога, например, фантастическое существо: первый ребенок — голова, второй — туловище и т.д.

«Пластилиновая композиция»

Рисунок на листе бумаги создается пластилином, что требует усидчивости и усердия. Методика подходит для работы с гиперактивностью, развивает воображение, сенсорную сферу.

Источники:

  1. Киселева, Т.Ю. Педагогическая арттерапия. // Справочник руководителя дошкольного учреждения — М .: Издательство «МЦФЭР», информационный центр «Ресурсы для образования», 2008. №1.
  2. Зауторова, Е.В. Роль арт и арттерапии в профилактике и коррекции девиантного поведения у подростков / Е.В. Зауторова // Вестник психосоциальной, коррекционной и реабилитационной работы. — 2005. №1.

Информация в этой статье предназначена только для справки и не заменяет совет квалифицированного специалиста. Не занимайтесь самолечением! При первых признаках заболевания следует обратиться к врачу.

Влияние музыки на детей: развитие психики ребенка

Психика дошкольника постоянно подвергается высоким нагрузкам. Ежедневно изучая необходимую информацию, ребенок быстро устает и нуждается в эмоциональной поддержке.

Пассивное прослушивание музыки избавляет детей от агрессии, тревожности и апатии. С помощью музыкальной терапии психолог помогает детям-интровертам расслабиться и научиться общаться с другими. Легкая мелодия помогает малышам взбодриться утром и быстро заснуть.

Правила использования музыкальной терапии в детских садах:

  1. Уроки проходят в специально оборудованном классе. В нем должно быть достаточное количество матрасов и подушек, на которых ребенку будет комфортно сидеть. Яркие игрушки и другие отвлекающие предметы не должны попадать в поле зрения ребенка.
  2. Продолжительность занятия соответствует возрасту ребенка. Чем младше ребенок, тем короче должен быть сеанс. Для детей от 4 до 5 лет его продолжительность не может превышать 5 минут, с детьми от 6 до 7 лет можно проводить занятия до 10 минут. Также следует учитывать индивидуальные особенности ребенка и следить за его эмоциональным состоянием во время прослушивания. Отрицательная реакция — явный признак того, что ребенок устал.
  3. Вы не должны слушать ревущую музыку. Громкий звук увеличивает давление на барабанные перепонки и вместо расслабления вызывает напряжение. Громкость должна быть такой, чтобы ребенок мог заснуть во время прослушивания. Слишком громкие звуки отпугнут детей, а ребенок с гиперактивностью спровоцирует агрессию.
  4. Занятия нужно проводить после еды. Натощак расслабиться сложно, и малыш отвлечется. Но нельзя это делать сразу после еды, нужно подождать 1,5-2 часа.
  5. Конец урока должен быть тихим. Сразу после завершения мелодии нельзя принуждать ребенка к активным движениям. Нужно дать малышу отдохнуть, постепенно вернуться к привычному ритму.

Для дошкольных учреждений музыка — один из важнейших видов групповой терапии.

Музыкотерапия как метод психотерапии в современной психологии

Фото 1629
В психологии музыкальная терапия в основном используется для уменьшения последствий стресса. Для нормализации психического состояния психологи рекомендуют слушать любимые песни каждый день по 10-15 минут. Услышав последующую смену звуков, человек невольно сосредотачивается на мелодии, удаляясь от внешнего мира. Это помогает его психике пережить своеобразную перезагрузку, избавиться от влияния накопившегося стресса.

Людям с проблемами общения рекомендуется слушать классическую музыку. Часто страх перед людьми и перед общением кроется в детских комплексах. Пережитый негативный опыт может навсегда лишить человека возможности завязать близкие отношения и даже просто завязать разговор. Музыка снимает напряжение, которое люди испытывают, пытаясь общаться.

Успокаивающие мелодии помогают научиться выражать свои эмоции.

Часто эмоциональный фон человека настолько нарушен, что он не может определить свои эмоции и правильно их выразить. Ему сложно отличить усталость от скуки, гнев от обиды, раздражение от зависти. Музыка помогает почувствовать подавленные эмоции и заново научиться их демонстрировать.

Как музыка воздействует на здоровье: области применения музыкотерапии

Музыкальная терапия имеет широкий спектр эффектов. Многочисленные исследования показали его положительное влияние в следующих областях:

  1. Психиатрия и психотерапия. Психиатры отмечают, что прослушивание произведений Моцарта и Баха снижает уровень припадков, агрессии и тревожности.
  2. Реабилитационная гимнастика. Врачи используют музыку разного ритма для ходьбы, бега, физических упражнений. Постепенное увеличение нагрузки переносится лучше, если упражнения выполняются под музыку. Прослушивание песен также помогает сохранять позитивный настрой.
  3. Лечение сердечно-сосудистых заболеваний. Ритмичные мелодии замедляют сердцебиение. Просто слушайте расслабляющие песни каждый день по 10 минут, чтобы нормализовать сердечный ритм. Для этого идеально подходят арии Верди.
  4. Работает с мышлением и памятью. Музыкальная терапия — удобный способ тренировать память. Музыка освежает воспоминания, вызывая определенные ассоциации в подсознании. Он стимулирует мышление и активирует резервы мозга.
  5. Лечение бессонницы. Красивые успокаивающие мелодии помогают решить проблемы со сном. Регулярное прослушивание музыки перед сном может помочь вам быстрее заснуть и нормализовать распорядок дня. Также красивые мелодии помогают избавиться от кошмаров.

Использование музыки при лечении различных заболеваний не является основным методом. Но он помогает значительно улучшить настроение пациента, стимулируя его иммунную систему и повышая сопротивляемость стрессу.

Основные формы музыкотерапии: особенности методик

В психологии используются 3 основных средства музыкальной терапии:

Фото 1.670

  1. Активный: пациенты поют, учатся игре на музыкальных инструментах, используют их для других видов терапии.
  2. Интегративный: используется дополнительный метод терапии вместе с музыкой: рисование, лепка, игра на свежем воздухе. Действия выполняются под музыку или сразу после прослушивания, выражая чувства.
  3. Восприимчивый: пациенты слушают музыку, не совершая других действий. Для этого вида лечения выбираются произведения классической музыки, для создания которых использовались различные инструменты. Пациентам предлагается слушать мелодии, соотнося их с реакцией сознания и подсознания.

Методы музыкального лечения подбираются индивидуально. Основная задача психолога — выбрать вариант, который будет вызывать у пациентов только положительные ассоциации. Если музыка вызывает неприятные воспоминания, эффект от лечения будет минимальным или даже отрицательным.

Источники

 

  • https://mystroimmir.ru/psihologiya/muzyka.html
  • https://detskiy-medcentr-spb.ru/doctor/detskij-logoped/zabolevaniya-logoped/1609-izoterapiya-dlya-detej-zanyatiya-tekhniki-programma-metoda

Оцените статью
Блог про заболевания нервной системы