- Как правильно ссориться с ребенком-подростком
- Если ребенок стал непослушным
- Если ребёнок постоянно врёт
- Шизофрении у детей. Признаки и примеры из практики
- Шизофрения у детей дошкольного возраста
- Младший школьный возраст
- Подростки
- Шизофрения и страхи
- Девочки и мальчики 13 лет
- Воспитание ребенка в 13 лет — на что обратить внимание
- Если ребёнок стал приходить домой поздно
- Если подросток стал плохо учиться, прогуливает школу
- Если подросток хамит и ведёт себя агрессивно
- Как родителям — помочь ребенку
- Если он молчит, закрывается в комнате
Как правильно ссориться с ребенком-подростком
— Родители часто удивляются тому, как мало они знают о своих детях. Самое главное в отношениях с ребенком — это любовь к нему. И любить его нужно не тогда, когда ему 15, и вдруг начинаешь его чему-то учить, а с самого начала — строить с ним отношения, пока он даже не говорит. Общий совет при возникновении конфликта с подростком — правильно с ним разговаривать. Спокойно. С уважением. Никаких оскорблений и ударов. Позиция: вы должны и должны меня выслушать, потому что здесь я числилась в документах вашей мамой и стою, уперев руки в бедра, не получится », — говорит Марина Самойлова.
При этом в разговоре психолог все же советует соблюдать определенную возрастную дистанцию.
— Должен быть перерыв в общении — полгода. Если ребенку 10 лет, говорите так, как будто вам 10,5 лет. Шесть месяцев — это та небольшая разница, которая позволяет сохранить необходимый словарный запас и уважение. Забудьте о фразах: «Когда вырастешь, поймешь», «Когда будут дети, тогда и поговорим». Эта бравада, этот пафос только отдалит от вас ребенка, — поясняет психолог.
Также специалист рекомендует уделять особое внимание страницам ребенка в социальных сетях.
— Смотрите социальные сети ребенка. Считалось, что если человек написал о чем-то плохом для него и пригрозил покончить жизнь самоубийством, то это были просто слова, но теперь все изменилось. И нужно очень серьезно относиться к тому, что пишут и публикуют дети, — добавляет Марина Самойлова.
Если ребенок стал непослушным
— Часто к маленьким детям сначала относятся как к ребяческим дуракам. «Вы еще не можете, вам еще не нужно». И вдруг ему становится 13-14 лет, и начинаются требования, задания и оскорбления. Неудивительно, что он отказывается выполнять задания. Ребенок начал ходить — он может сам брать игрушки. А что делают наши родители? Соберите их сами. И все это они делают сами, потому что это быстрее, удобнее и соответствует некоторым представлениям об идеальных родителях. В результате ребенок не получает необходимых навыков.
Мы потеряли два важных блока в образовании: обучение эмоциям и нормам / правилам поведения. Когда вы пытаетесь работать с ребенком и говорите: «Почувствуйте это». Обычно он отвечает: «Не понимаю». Он молчит и не может объяснить, что он чувствовал, что может чувствовать другой человек. И это, конечно же, приводит к тому, что он не справляется с собой.
При этом без объяснения родителей норм и правил поведения ребенок не понимает, когда остановиться, как вести себя со взрослыми, со сверстниками.
Когда родители говорят мне: «Мы должны договориться», я всегда снова спрашиваю: «Что, что тебе делать?» Некоторые вещи требуют другого подхода: например, вы берете маленького ребенка, вы водите его в театр, и вы объясняете, как себя вести, вы показываете ему. Для начала нужно научить его всему.
Если ребёнок постоянно врёт
— Он делает это, потому что вы его только что научили. Когда, например, ребенок приходит домой с оторванной ногой, они обычно строго смотрят на него и начинают: «Почему? И почему? Почему ты такой грязный? Да, они для вас, да, они для вас… ». И используются оскорбления, которые в 70% случаев сопровождаются агрессией. И малыш уже начинает бояться. Ему нравится быть хорошим. Например, он опоздал в школу. Что делаешь? Врет: «Мама не готовилась или заблудилась».
Вы должны понимать, что ребенка заставили солгать: вы провоцировали его как родитель, как учитель, как друг. Вы не принимаете его как личность. Вам нужно дать понять ребенку, что он может быть с вами честен: вы не будете его унижать, да, вы будете несчастны, но вы не перестанете любить его.
И никогда не стоит винить ребенка за то, что он вам когда-либо говорил: проблемы, конфликты, неудобные ситуации, в которых они оказались.
Шизофрении у детей. Признаки и примеры из практики
Причиной обращения к психиатру обычно являются расстройства поведения, отказ от посещения школы, различные варианты нестандартных реакций, в том числе чрезмерная чувствительность к обычным повседневным ситуациям, ведущая к уходу из общественной жизни. Для детей наиболее распространенный вариант — проблемы в детских коллективах (детский сад, школа). Отказ от посещения школы — не симптом шизофрении, а наиболее частая жалоба родителей.
Заболевание приводит к рассогласованию эмоционально-волевой, интеллектуально-мнестической и психомоторной сфер психики. Настойчивый, немотивированный или необычно мотивированный отказ от посещения школы или детского сада требует тщательной оценки квалифицированным специалистом.
Важной особенностью болезненного процесса у детей является его совпадение с периодом активного развития всего организма: психики, нервной и эндокринной систем. В некоторых случаях диагноз шизофрении ставится спустя долгое время с начала наблюдения. В остальных случаях, когда ребенок болеет «как взрослый», диагноз будет более очевидным.
Отказ от посещения школы может быть мотивирован чрезмерным желанием заниматься другой специфической деятельностью (сложные науки, рисование, написание литературных или музыкальных произведений). Однако следует понимать, что даже это не может однозначно указывать на наличие шизофрении. Сама по себе активность или бездействие не является симптомом, это отражение психических процессов. Вы должны быть обеспокоены, если «необычное» поведение ребенка будет видно невооруженным глазом.
Шизофрения у детей дошкольного возраста
У дошкольников необходимо внимательно следить за развитием сферы эмоций — дети живые, эмоциональные, радостные и быстро расстраиваемые существа. Чрезмерная серьезность, безразличие, «бедность» эмоций, озабоченность какими-то своеобразными занятиями, часто необычными для детства, слабая эмоциональная привязанность к родителям и низкая потребность в контакте — тревожные признаки риска развития шизофрении у детей.
Пример из наблюдений врача Мамцева В.Н. Мальчик, 3 года. К детям он не стремился, мало внимания уделял близким, не проявлял интереса к игрушкам, долго играл с обувью, прибирал туфли, туфли, строил собственные поезда, при этом разговаривал сам с собой. Когда его пригласили на новогодние праздники, он не обратил внимания на красиво украшенную елку, игрушки и подарки. Я был очень рад увидеть в коридоре ботинки и сапоги и начал с ними играть. С трудом удалось вырвать ребенка из этого занятия, чтобы отвезти его домой.
Также стоит обратить внимание на резкие «откаты в развитии», потерю ранее приобретенных навыков (речи, чистоты, самообслуживания, немотивированного отказа от еды).
В игровой деятельности дошкольника немаловажную роль играет воображение. В этот период происходит бурное развитие фантазии, способность что-то вообразить и возникновение совместной игры с детьми и взрослыми.
Следует опасаться любого чрезмерного «перекоса» фантазий: усиления, угасания или искажения. Укрепление может проявляться в неограниченном игровом перевоплощении, во время которого ребенок перестает оставлять фантастический образ (например, образ животного). С другой стороны, может быть множество страхов, подкрепленных болезненным воображением. Необходимо долгосрочное наблюдение, чтобы оценить, относятся ли эти явления к шизофреническим расстройствам.
Младший школьный возраст
В младшем школьном возрасте следует контролировать адаптацию в группе детей, агрессивное поведение и эмоциональный фон. Односторонние интересы, описанные выше, с возрастом могут принимать все более интеллектуальную форму.
Пример из наблюдений врача В.В. Ковалёва. Семилетний мальчик особенно интересовался календарями, часами рассматривал их и тщательно переписывал часы восхода и захода солнца и луны, а также продолжительность дня. В результате этих длительных исследований он смог точно назвать указанные данные для любого дня в году. Ребёнок не проявлял интереса к другим детским играм, сказал, что им «скучно с ними». Скупо и неохотно он отвечал на вопросы врача, очень оживляясь, когда разговор шел о его хобби, сообщая в различных деталях информацию о восходе и заходе солнца и луны.
Подростки
В подростковом возрасте возможно формирование интересов к так называемым метафизическим (философским.
Пример из наблюдений врача Мамцева В.Н. Мальчик школьного возраста проявлял повышенный интерес к схемам и чертежам машин, копируя их из технических журналов, проводя много времени в производственных цехах ВДНХ. В 13 лет он задумался о создании высокоэффективного бестопливного двигателя. Он был поглощен разработкой такого двигателя и раздражался, когда отвлекался.
Другие варианты односторонности — излишняя зацикленность на внешнем виде. Этот вариант чаще встречается у девочек в период полового созревания. Часто возникает болезненное желание похудеть, достигнутое различными способами: ограничением питания, чрезмерными физическими нагрузками, индукцией рвоты после еды, приемом слабительных, мочегонных и других препаратов, влияющих на массу тела. Характерно, что, в отличие от рационального стремления изменить внешний вид, в этом случае нижний предел веса или суточное потребление калорий со временем опускается ниже, что приводит к опасному для жизни истощению.
Практический пример. Подросток 15 лет обратился с жалобами на похудание, ограничение питания, недовольство своим внешним видом, отсутствие менструации, отсутствие аппетита, повышенную сухость кожи, холод и склонность к запорам.
Интеллектуальное и речевое развитие соответствует возрастным нормам. В садик ехать неохотно (воспитательница не понравилась), при истерике рвота была, если пытались заставить. Вовремя ходила в школу, посещала дополнительные кружки и секции, адаптировалась к коллективу, но близких друзей не было. В 13 лет — начало менструального цикла. Примерно в это же время на фоне наблюдений за внешностью тренера врачей начались первые изменения в поведении. На тот момент его рост составлял 163 см, вес 65-67 кг. Я начал «правильно питаться», отказался от сладкого и крахмалистой пищи, сократил свой ежедневный рацион и начал заниматься спортом. Со временем он ограничил дневное потребление калорий, которое было снижено до 100-200 ккал / день в пиковые периоды эмоционального стресса. Она изменилась эмоционально: стала безрадостной, выражала опасения за будущее, негативно реагировала на комплименты по поводу своей внешности, периодически прогуливала школу, стала неопрятной. Она жаловалась, что стало трудно учиться, она не справляется с нагрузкой в школе.
В разговоре с врачом она пожаловалась на «плохие мысли — потому что живу, вдруг не смогу», «как будто все знания стерлись из моей головы». К своему состоянию относилась противоречиво: говорила, что подорвала здоровье, но при этом не могла есть, боялась набрать вес, часто говорила о выписке из больницы. Проходила курс лечения в стационаре, длительное время наблюдалась в амбулаторных условиях.
По наблюдениям, через 5 лет — успешно окончила школу, в вуз не поступила, устроилась в салон красоты.
Среди начальных проявлений подострых форм шизофрении у детей можно отметить самые разные эмоциональные и поведенческие расстройства. Тяжелая депрессия или серьезные поведенческие расстройства, внезапно возникающие у детей, не отличающихся по развитию от своих сверстников, могут быть предвестниками болезни.
Шизофрения и страхи
Отдельно стоит отметить опасения. Содержание страхов в подростковом возрасте разное, приведем 2 клинических случая.
Мальчик 13 лет. В развитии он ничем не отличался от сверстников. В 11-12 лет, увидев микробную программу, он стал много думать о болезнях. В последний год крайне скрупулезно соблюдает правила личной гигиены, принимает душ 3-4 раза в день, часто моет руки, от чего кожа на руках трескается. Он часто заставляет родителей соблюдать его правила личной гигиены. Если они отказываются называть их «грязными», он говорит, что их грязь может «прилипнуть к нему». Иногда он был агрессивен по отношению к дяде, потому что отказывался пойти и принять душ. Учеба стала хуже, потому что в школе были «грязные» дети и учителя, в школу ходить отказывались. В течение года наблюдений он начал говорить, что «грязь» — это «не совсем обычная грязь, но духовная грязь, которую можно передать мысленно». Он старался не думать о «плохом», он создал систему ритуалов, защищавших его от действия микробов. В связи с нарастанием агрессии его доставили на обследование к психиатру и госпитализировали.
Наблюдение 5 лет, около 3 лет непрерывного приема, после девятого класса поступила и окончила ветеринарную медицину, повторных госпитализаций не было. Он остается нелюдимым и тревожным, отношения в семье наладились.
Мальчик 13 лет. Разработка без функционала. Он вырос ласковым, добрым, общительным, доброжелательным. В 12 лет он внезапно стал следовать определенным ритуалам в повседневной жизни и в учебе: нужно было положить ложку в рот определенное количество раз, прежде чем начать есть, он не мог сразу переступить порог, он начал много читать медленно из-за соблюдения собственных правил чтения. Изменилась походка, стала менее эмоциональной, выглядела исхудавшей, болезненной. Как выяснилось в ходе разговора, основным мотивом нарушений был абсурдный страх сообщить недостоверную информацию. За 2 года симптомы изменились. Несмотря на активное лечение, ритуалы появлялись и исчезали; в часы пик подросток не мог нормально говорить, потому что нужно было соблюдать правила при формулировании предложений. Со временем на фоне лечения состояние стабилизировалось. Окончил школу, поступил в институт, успешно занимается музыкой.
В описанных выше случаях, несмотря на тяжесть симптомов на момент лечения, в ближайшем будущем наметились положительные изменения. В момент начала болезненных проявлений в организме сработают различные формы психологической защиты. Они позволяют детям и взрослым рано справиться с симптомами. Однако следует понимать, что течение болезни прогрессирующее, и защитные возможности организма не безграничны. Своевременное получение специализированной психологической и психиатрической помощи способствует благоприятному прогнозу.
Девочки и мальчики 13 лет
Гендерная социализация работает очень хорошо. Только теперь это не из семьи, а от сверстников. Появляются новые правила и рекомендации. Многие из них основаны на холодности и принятии в обществе и в то же время рационально — абсолютно не оправданы.
Общество ожидает, что девушки будут пристраститься к макияжу и похудению, полюбят друг друга и завяжут отношения. Да ладно, ребята — серьезность и то, что называется «токсичной мужественностью» — «будь агрессивным мужчиной, потому что ты как девушка!»
Когда эти «правила» заходят слишком далеко, может потребоваться помощь важных взрослых.
Мальчики часто отказываются выражать свои эмоции из-за давления со стороны отца или мальчиков, которые говорят: «Мужчины не плачут». Они могут смеяться и судить парня, который демонстрирует нормальную волну эмоций.
Частый результат — замкнутость в себе, переживание внутренних переживаний, и это не имеет ничего общего с психическим и даже физическим здоровьем.
Мальчики стремятся утвердить «социальный статус». А те, кто не попадает в «крутую» группу, могут испытывать колоссальный стресс, и для этого также требуется помощь родителей: принимая и объясняя, что он имеет право на свое мнение, совсем не обязательно быть лидером или частью этой конкретной компании. Возможно, вам потребуется помочь ему найти другую компанию, которая больше соответствует интересам вашего ребенка.
Подрастающие девочки стремятся соответствовать «стандартам красоты». Общество говорит, как должно быть красиво, как себя вести и что делать.
Есть риск развития расстройства пищевого поведения, которое важно вовремя заметить и помочь. Стоит пояснить, что они имеют право не соответствовать стандартам красоты, они могут делать то, что хотят, и выглядеть так, как хотят, а не «модно».
Некоторых мальчиков и девочек пугают изменения в своем теле. Расскажите ребенку, как именно это происходит. Девочки обычно растут быстрее мальчиков. Но это не так уж важно, важно то, что все разные, у каждого свой темп развития. Но когда подростки растут быстрее или медленнее, чем их сверстники, развитие может быть неудобным. Об этом тоже нужно поговорить и рассказать о том, как это было с родителями.
Также важен пример значимого взрослого того же пола, что и подросток. В основном это мать и отец.
Если нет контакта с родителями, это место может занять другой человек, который окажет огромное влияние на развитие и формирование интересов ребенка.
Как упоминалось выше, подумайте о том, что ваши дети видят и слышат. Чаще всего молодые люди учатся вести себя от своих отцов, а девочки от матерей.
Воспитание ребенка в 13 лет — на что обратить внимание
- Пытаюсь стать взрослым
13-летним подростком движет желание вырасти, чтобы мир воспринимал его по-другому. Поэтому родители должны уважать его мнение и слова. Такие фразы, как «вам все еще мало что нужно понять» или «вы все еще ничего не понимаете», очень оскорбительны для ученика.
Почувствуйте его настоящим и понимающим человеком с его мировоззрением и сильными эмоциями.
Пренебрежение тем, что говорит подросток, ухудшит отношения между родителями и детьми, равно как и эмоциональное состояние обеих сторон.
- Психологическое здоровье
13-летнему подростку может потребоваться помощь психолога. Как уже говорилось выше, нельзя сбрасывать со счетов чувства подростка. Но проблема в том, что порой буря эмоций бывает слишком сильной, все «запутывается в клубок» и сложно понять мир и свое состояние. Конечно, это «особый возраст» и «все пройдет». Но по-прежнему опасно позволять ребенку справляться с психологическими проблемами в одиночку. Это важно, каким бы незначительным вам это ни казалось. Фразы «не грусти» недостаточно. Вообще. - Ваши действия имеют последствия
Следует помнить, что психология подростка очень чувствительна. Все, что вы говорите и делаете, повлияет на ее поведение сейчас и во взрослой жизни.
Чрезмерная опека родителей, ограничение самостоятельности могут привести к тому, что подросток вырастает неспособным справиться даже с самыми мелкими проблемами взрослой жизни. Или, наоборот, он слишком быстро отделится от семьи и сделает все «вопреки».
Повышенное внимание к школе и оценкам у подростка может привести к развитию тревожности. Его будут преследовать мысли о том, что он «недостаточно делает».
Одним из факторов подросткового кризиса является снижение успеваемости в школе — ведь сейчас на первый план выходят отношения со сверстниками и утверждение своего положения в обществе.
Избегайте психологического насилия, а тем более физического! Подумайте о том, что вы говорите своему ребенку, даже если эти слова кажутся вам правильными и нужными. Давить на него и использовать разные методы манипуляции недопустимо. Все решения, разговоры должны быть честными, важно воспитывать у ребенка умение вести диалог, отстаивать свою точку зрения и уважать собеседника. Без родительского примера и здорового общения в семье ничего.
Если ребёнок стал приходить домой поздно
— Первое объяснение такого поведения — манифест. Ребенок не знает, как показать вам, что он вырос. Таким поведением он говорит: «Я взрослый человек и сам решаю, что и как делать. Что вы мне показываете ». В этом случае стоит проявить предельное терпение и проанализировать свое поведение: дать ребенку необходимое количество ответственности или сделать все за него одного. Также такое поведение может быть сигналом. Ребенку он не хочет идти домой, а это значит, что ему там неуютно. Идите, как зеркало, и внимательно наблюдайте за своими родителями и методами воспитания.
Многие родители нервничают по поводу нарушения комендантского часа
Если он стыдится своих ошибок и не приходит домой, скажите ему, что вы все еще любите его, что бы он ни делал. Все это можно решить, и вы там. Кажется банальным. Но это банальность, без которой мы теряем своих детей. И они идут к дяде Васе в подъезде, потому что он молча выслушает этого подростка и скажет: «Он твой родитель, мы будем решать, что делать».
Если подросток стал плохо учиться, прогуливает школу
— Прежде всего, ты должен прийти в школу. Причин такого поведения может быть много. Поговорите с учителем и обратите особое внимание на то, как он говорит, его тон, его поведение. В основном все исходит от учителя в школе и зависит от того, как выступит тот или иной ученик. И в большинстве случаев необходимо решать проблему с учителем. Обязательно посмотрите со стороны и на малыша: как он одевается, общается, чем он может отличаться от других. Многие считают, что достаточно отвести ребенка к психологу, постоять пять минут в коридоре, и можно заняться своими делами. А потом они вернутся за малышом, и он будет волшебным. Так не работает. Вам нужно выяснить, почему ребенку стало некомфортно в школе. Также не следует отказываться от влияния сверстников. В любом случае здесь необходима работа с психологом.
Если подросток хамит и ведёт себя агрессивно
— Это снова история о том, что у нас нет эмоционального образования. Например, ребенок по какой-то причине проснулся в плохом настроении. Что мне делать как матери? Сначала давайте выясним, не болит ли он, может, ему холодно. А потом мы говорим: «Итак, моя зайка, теперь ты лежишь, а теперь мы с тобой расслабляемся, улыбаемся. На две минуты. И мы встаем ». И вы вытаскиваете его из этого негатива, вместо того, чтобы кричать и вытаскивать его:« Вставай! Ты дуешься».
В нашем обществе культивируется, что родитель пожилой, поэтому дети часто думают: «Что ему сказать, он ничего не понимает». Попробуйте вникнуть в увлечения ребенка, показать, что вам интересно то, чем он живет, но при этом вы помните себя: тратьте деньги на развлечения, красивую одежду и так далее, чтобы таких ситуаций было меньше.
Как родителям — помочь ребенку
Слушай своего ребенка
Подростка нужно, чтобы его услышали. Это дает ему понять, что это важно и что его слова не хуже, чем у взрослых. Существует методика «активного слушания», которая помогает родителям и ребенку понять свои чувства, больше доверять друг другу и ценить эмоции друг друга. Более подробно эта техника описана в книге Юлии Гиппенрейтер «Чудеса активного слушания».
Дайте своим детям время
Никто не сможет вырасти и понять себя за мгновение. Учтите тот факт, что он растет постепенно, что крайне эмоциональный и отвергающий подросток не является постоянным состоянием человека. На практике осознание этого момента часто помогает разрешать ссоры и скандалы.
Кричать и осуждать ребенка за «плохое поведение» неэффективно.
Чтобы решить проблему конфликта, и родитель, и подросток должны «остыть», помолчать и понять, что происходит. После этого возможен комфортный диалог на равных, без агрессии.
Примите ее новые увлечения и качества
Многие 13-летние дети расстроены и немного разочарованы, потому что их родители отвергают новые и важные вещи, которые находят ученики. Это может быть новое сообщество, новое «странное» хобби, стиль одежды, музыка, что угодно.
Девальвация процентов просто ужасна. Подрывает доверие, желание поделиться важными и ценными моментами.
Человек в любом возрасте имеет право на собственные интересы и личностные проявления. Тебе тоже когда-то было 13 лет, в те годы ты, скорее всего, слушал новую музыку и любил что-то неприемлемое для родителей. Ладно. Постарайтесь понять и принять то, чем начинают заниматься ваши дети, это может быть интересно и весело и для вас.
Чтобы быть рядом
Необязательно принуждать вас к помощи, не обязательно бегать в объятиях каждый раз, когда подросток в плохом настроении. Иногда необходимо без осуждения выразить свою готовность помочь, несмотря ни на что.
Дайте понять, что вы здесь, что вы можете прийти к вам, что вы готовы стать подушкой безопасности.
При этом нужна атмосфера доверия, в которой можно рассказать абсолютно любую историю, а помощь не превратится в слова разочарования и ссору. Вы также можете говорить о чувствах родителей, но не с целью манипуляции, например: «Я сказал что-то запрещенное, теперь вы должны сделать то же самое». Всегда быть рядом намного проще и полезнее, чем быть навязанным с помощью.
Если он молчит, закрывается в комнате
«Он тебе не доверяет. Есть опасная идеология, с которой нужно стучать, прежде чем идти в детский дом. Например, пока вам не разрешат войти, вы не сможете войти. Это абсурд. Конечно, не обязательно внезапно врываться. Позовите своего ребенка — покажите, что вы идете в его комнату. А если надо стучать, за это время малыш убирает все свои вещи, о которых стоит подумать. Что делает ребенок в комнате, чтобы спрятать это? У него могут быть секреты, и это нормально, но не до этого момента.
Он может закрываться, зачем ты это делаешь, например: идешь к нему и видишь, что он в соцсетях, и начинаешь ворчать: «Что бы ты сделал полезного?» Итак, вы говорите ему: «Обмани меня, солги и солги мне как можно безопаснее. Думаю, вы здесь изучаете, как собрать молот ». И снова мы возвращаемся к теме лжи и недоверия.
- https://ngs.ru/text/gorod/2019/11/28/66345160/
- https://suhareva-center.mos.ru/services/enlightenment/shizofreniya/shizofreniya-u-detey-neochevidnye-priznaki/
- https://tren-kot.ru/stati-po-detskoy-psihologii/psikhologiya-podrostkov-13-let/