- Возрастные кризисы
- Физическое развитие ребенка
- Проявления кризиса 11 лет
- Родители, займитесь самообразованием
- Психологическая перестройка
- «Не хочу быть взрослым!»
- Особенности подросткового кризиса
- Характеристика кризиса подросткового возраста с медицинской точки зрения
- Интеллектуальное развитие
- Причины подросткового кризиса
- Признаки кризиса подросткового возраста
- Симптомы кризиса 9-10 лет
- Осложнения, вызванные кризисом переходного возраста
Возрастные кризисы
Выдающийся советский психолог Л.С. Выготский сказал, что развитие не идет гладко. Более продолжительные, более спокойные и более стабильные фазы сменяются относительно короткими и жестокими периодами кризиса. По Выготскому, «кризис — это время положительных качественных изменений, результатом которых является переход человека на новую, более высокую ступень развития». То есть это нормальное и необходимое явление.
4 отличия кризисного периода от стабильного:
- В поведении ребенка произошли кардинальные изменения. Еще вчера он был милым и послушным, а сегодня его заменили.
- Начало и конец этого времени размыли границы. Неясно, начинается ли подростковый кризис в одиннадцать или двенадцать и заканчивается в пятнадцать.
- Ребенок постоянно конфликтует с родителями и другими людьми, утверждает он, не приемлет уговоров.
- Регресс в развитии: «на первый план выходят процессы увядания и коагуляции, разложения и разложения того, что образовалось в предыдущей фазе» (Выготский Л.С.).
Возрастной кризис у детей:
- Новорожденный. Это самый удивительный и неоспоримый кризис в развитии ребенка. Это переход из одной среды в другую, из мира матки во внешний мир.
- 1 год. Он связан с переходом ребенка из горизонтального положения в вертикальное. Он встает, отделяется от рук взрослых, появляется многозначительная речь.
- 3 года. Его еще называют кризисом личности. В этом возрасте ребенок делит себя и свою мать на разных людей. Появляется местоимение «Я». Ребенок осваивает пространство, учится манипулировать предметами, как задумано.
- 7 лет. Это определяется переходом из детского сада в детский сад. От игры к обучению. Меняется образ мышления.
- 11-13 лет. Тот же подростковый или пубертатный кризис. (Половое созревание — половое созревание). Отличительной чертой подросткового кризиса со стороны окружающих является более длительное течение этого периода. В это время дети меняются не только физиологически. Есть изменения в мышлении, в поведении, в общении.
- 15-17 лет. Молодежный кризис, когда есть выбор профессии. Часто это происходит из предыдущего этапа.
Почти все кризисы развития имеют похожие проявления. Особенно тяжело они протекают в трехлетнем возрасте и в подростковом возрасте.
Характерные признаки периода кризиса:
- негативизм;
- упрямство;
- грубость;
- непослушание;
- личная воля;
- упрямство;
- амортизация;
- деспотизм.
Физическое развитие ребенка
Кризис в личностном развитии младшего школьника происходит на фоне серьезных изменений в его организме. В 7-8 лет:
- Продолжается активное формирование костной системы: черепа, конечностей, костей таза. Перегрузка скелета чревата негативными последствиями для здоровья ребенка, поэтому следует избегать длительных физических нагрузок, однообразных и неправильных поз, например, при письме, рукоделии.
- Значительно увеличивается мышечная масса. Крупные мышцы развиваются более интенсивно, чем маленькие, поэтому дети еще не могут долго сидеть в одном положении и выполнять работу, требующую небольших точных движений.
- С ростом физической силы дети быстро утомляются, хотя они очень подвижны и привержены играм и занятиям, требующим сноровки, подвижности (игра с мячом, прыжки, бег) — после 20-30 минут таких занятий они нужен отдых.
- Работа сердечно-сосудистой системы становится более стабильной, улучшается кровоснабжение всех органов и тканей тела.
- Заметно увеличивается масса мозга, особенно лобных долей. Это ключ к развитию его высших психических функций.
Индивидуальные показатели физического развития также существенно различаются у детей одного школьного класса. Они зависят от условий жизни, от генетической наследственности. Младший школьный возраст, кризис 7 лет, — это своего рода трамплин к последующему физическому совершенствованию ребенка.
С 8 лет значительно улучшается координация движений и повышается общая сопротивляемость организма.
В 10-11 лет у некоторых девочек наступает половое созревание, появляются первые признаки. Они могут значительно превосходить мальчиков по физическому и умственному развитию.
С 7 до 11 лет мальчики и девочки набирают в среднем 20-25 см в росте, а их вес увеличивается на 10-15 кг.
Особенности физического развития влияют на развитие личности ребенка в целом. Их непременно нужно учитывать при организации его жизни в школе и дома.
Проявления кризиса 11 лет
Интенсивные физиологические и внешние изменения в этом возрасте неизбежно приводят к нервному напряжению у ребенка, определенной истерии.
Частые истерики и скандалы со сверстниками и родителями. Стремление к самостоятельности приводит к непослушанию, игнорированию запросов взрослых. Академическая успеваемость и дисциплина могут ухудшиться. Поведение приобретает признаки демонстративности.
Мир семьи кажется ребенку маленьким и неинтересным, его все больше тянет к улице, где он хочет быть признанным лидером или наравне с другими детьми.
Интерес к противоположному полу развивается, особенно среди девушек. Платонические отношения нередко превращаются в сексуальные отношения «благодаря» просвещению СМИ и более опытных подростков.
Родители, займитесь самообразованием
Со всеми пугающими признаками кризиса младшего школьного возраста, описанными в детской психологии, наука и практика обучения детей 7-11 лет заявляют: «Кризис не может возникнуть, если обучение ребенка проводится разумно и точно.
Родители могут и должны предвидеть множество возможных проблем в развитии и взрослении ребенка, чтобы оперативно и правильно реагировать на их проявления. Как говорится, нужно знать врага в лицо, а значит:
- заранее читать специальную психолого-педагогическую литературу по воспитанию и развитию детей школьного возраста;
- интересоваться публикациями в специальных педагогических изданиях;
- получить консультацию специалистов, как распознать кризисное состояние у ребенка, как отреагировать, как сгладить его тяжесть;
- поддерживать контакт со школьным психологом и учителями;
- не стесняйтесь общаться на эту тему с родителями, чьи дети уже прошли этот непростой жизненный этап, перенимать их положительный опыт, чтобы не повторять допущенных ошибок.
Полученные знания помогут родителям избежать многих ловушек на пути роста ребенка.
Психологическая перестройка
Поступающий в первый класс ребенок многого ждет от школы, приглашает его к новизне, символизирует шаг к взрослой жизни. Он воспринимает школьные правила как необходимое условие для получения статуса ученика и соблюдает их.
7-летний кризис детей школьного возраста связан с изменением содержания его жизни. Его основная деятельность постепенно меняется — игра заменяется обучением. Память, внимание, восприятие становятся все более произвольными. Расширяется познавательное пространство и интерес к общественной жизни.
В отношениях со сверстниками и взрослыми развивается способность объективно оценивать свое поведение и поведение других, учитывать мнение других, подчинять свои интересы интересам сообщества.
Ребенок 10-11 лет уже может предвидеть последствия своих действий и управлять своим «желанием» и «долгом». То есть повышаются волевые качества, заменяя капризность и импульсивность, появляется способность переживать о текущих и будущих событиях.
Кризисы у детей школьного возраста могут привести к формированию завышенной или заниженной самооценки, если извне, со стороны значимых людей поступает искаженная оценка их способностей, поведения, внешности.
Характерная нестабильность психических процессов младшего школьника может привести к серьезным нарушениям его психологического состояния (утомляемость, апатия, раздражительность, неврозы), что требует медицинского вмешательства. Это происходит, когда амбициозные родители многого требуют от учебы и поведения и ждут от ребенка невыносимых результатов в спорте или творчестве.
«Не хочу быть взрослым!»
Другой вариант характеристики кризисов младшего школьного возраста — противоположный описанному. Ребенок отказывается расти! Ему удобно и комфортно находиться в детстве, когда все решено за него, не нужно отвечать за его действия («Потому что я еще маленький»). Интересы и занятия долго не меняются, соответствуют более раннему возрастному уровню, личность кажется отсталой в своем развитии. Это инфантилизм.
У этого феномена есть несколько медицинских причин, но инфантилизм особенно очевиден в их сочетании с большей заботой родителей о благополучии ребенка: с помощью «мягкой» силы или произвольных методов каждое его желание предотвращается, а инициатива и попытки принимать решения и подавляется только поведение.
Результат такого воспитания — безынициативность, пассивная личность, неспособная ни к какому стрессу. Девиз родителей «Все для ребенка, все во имя ребенка!» это приводит к формированию в его качественных чертах такого характера, как ярко выраженный эгоцентризм, безразличие к чувствам и потребностям окружающих, даже близких, людей.
Особенности подросткового кризиса
Да, детство — трудное время. Шесть кризисных периодов. И, пожалуй, самый тяжелый из них — подростковый кризис. Выше мы уже писали, что это самый продолжительный из кризисов. По сути, это два кризиса, которые возникают друг из друга, зачастую без устойчивого разрыва между ними.
Как и любой другой, подростковый кризис не имеет четких границ. У одних детей его проявления могут быть уже от 9 до 10 лет, у других только от 13 до 14 лет. У девочек этот период обычно начинается раньше, но протекает спокойнее. У мальчиков созревание, как правило, начинается позже, но проявляется очень быстро.
Л.С. Выготский выделяет 3 фазы подросткового кризиса:
- Негативная или докризисная фаза. Первые признаки могут быть уже в 9-10 лет. Старая система ценностей исчезает. Происходит ломка стереотипов. Проблемы начинаются во взаимоотношениях между родителями и детьми. Появляются первые признаки полового созревания.
- Фактически кризис сам по себе. 13-15 лет. Этот этап может протекать по-разному: от ярко выраженного негатива по отношению ко всем сферам жизни до плавного перехода к овладению новыми навыками. Появляются новые интересы, возможности, способы мышления. Дети изо всех сил отстаивают свою индивидуальность и разлучены с родителями.
- Позитивная или посткризисная фаза. У всех он проявляется по-разному и обычно заканчивается пубертатным кризисом. Это довольно спокойное время, когда жизненные ценности сформированы, дальнейший путь уже определен и половое созревание практически завершено.
Подростковый кризис в психологии имеет два направления:
- Взрослая зависимость. Ребенок не хочет расти, не хочет быть взрослым, брать на себя ответственность. В развитии наблюдается регресс. Вернитесь к детскому поведению.
- Независимость. Отрицание авторитета взрослых, бунт, негативизм, упрямство. В этом случае ребенок защищает не только свои права, но и свое личное пространство, требует равноправия.
важно помнить, что обе эти тенденции чаще проявляются в поведении подростков. У нашего подросшего ребенка будет пена во рту, чтобы доказать, что он прав, что он чувствует себя хорошо и «вообще меня не трогай». Но на самом деле в этот момент он больше всего захочет, чтобы вы подошли к нему и обняли, защитили его, как в детстве.
Характеристика кризиса подросткового возраста с медицинской точки зрения
Период полового созревания — это период роста и развития организма, который протекает семимильными шагами, неравномерно и очень активно. Происходит интенсивный рост и изменение тела. Детские фигурки постепенно приобретают гендерные признаки. Эндокринные железы работают интенсивно. Мышцы улучшаются, идет процесс окостенения скелета. Сердечно-сосудистая система также развивается неравномерно. Нервная система не успевает адаптироваться к этим изменениям, поэтому часто входит в состояние заторможенности или, наоборот, сильного возбуждения.
Такие изменения в организме могут привести к временным сбоям в работе:
- перепады давления;
- тахикардия (учащенное сердцебиение);
- головокружение;
- обморок
- повышенная возбудимость.
Эти проявления напрямую влияют на здоровье и поведение. Они приводят к раздражительности, нервозности и нарушению сна. Подростки быстро устают, становятся невнимательными в классе, страдает успеваемость. Таким образом, можно выделить следующее.
Интеллектуальное развитие
Школьный возраст очень способствует умственному развитию ребенка. Высокая мотивация к обучению сочетается с природным любопытством и желанием удовлетворить потребности учителя и авторитетных родителей.
Младший школьный возраст, судороги от 7 лет и позже, характеризуются тем, что в этом возрасте:
- Формируется понимание необходимости успешной учебы для того, чтобы в будущем освоить профессию. В связи с этим возникает осознанный интерес к знаниям в целом и по отдельным предметам.
- По мере того как познавательные интересы расширяются, ребенок берет на себя инициативу в поиске научных фактов и данных, которые его интересуют. Постепенно увеличивается самостоятельность в учебе, совершенствуются умственные способности.
- С развитием воображения, памяти, восприятия мысли абстрагируются, появляется способность обобщать и теоретизировать.
- Сознательно усвоены моральные концепции, правила поведения в коллективе.
Знание возрастных особенностей физического, интеллектуального и умственного развития младшего школьника позволяет взрослым вовремя заметить его первые проявления кризиса. Кратко опишем кризис раннего детства.
Причины подросткового кризиса
- Быстрый темп физического и умственного развития приводит к формированию новых потребностей. Но полностью удовлетворить их невозможно из-за недостаточной социальной зрелости. Другими словами, ученик чувствует себя самостоятельным и независимым. Но вести образ жизни взрослого он все равно не может.
- Основным видом деятельности сейчас является общение со сверстниками, а не образовательная деятельность. Следовательно, снижается успеваемость и мнение взрослых перестает быть значимым.
- Развитие когнитивных функций приводит к новым знаниям. Мысль переходит от образного к абстрактному. Теперь это работает, основываясь на вашем собственном опыте. Ребенок использует свои знания, память, дедукцию, свое мнение. Это тоже ведет к осознанию их индивидуальности, неповторимости. Размышления о вашей миссии. Страх, вызванный этими размышлениями. Формируются мнения о жизни.
- Подросток постоянно испытывает внутреннее противоречие между желаниями и возможностями. Умеет реалистично и очень часто критически оценивать свои способности. Но он по-прежнему заботится, как ребенок, если не получает того, чего хочет.
- Часто причиной кризиса подросткового возраста становится острый конфликт с родителями. Многие взрослые не знают или не понимают, что поведение их ребенка во время подросткового кризиса является естественным. Это связано со всеми вышеперечисленными причинами. Но мамы и папы продолжают придерживаться старого подхода к своему растущему потомству.
Признаки кризиса подросткового возраста
Признаки или симптомы подросткового криза можно разделить на 3 группы:
- Психологический.
- Социальное.
- Биологический.
Основные черты подросткового кризиса проявляются в поведенческих и когнитивных изменениях:
- Негативизм, то есть нежелание подчиняться и подчиняться;
- Потеря интереса к старым увлечениям
- Снижение продуктивности когнитивных функций, что приводит к снижению успеваемости;
- Ощущение бессмысленности своей жизни;
- Я чувствую себя неудачником
- Страх перед будущим;
- Стремление продемонстрировать свою индивидуальность любыми способами, в том числе девиантным поведением.
Социальные признаки переходного кризиса:
- Борьба за независимость, независимость от родителей — разлука;
- Авторитет взрослых игнорируется;
- Начнем по горизонтали: общение со сверстниками становится важнее, чем со взрослыми.
- Желание объединяться в группы. Более того, в раннем подростковом возрасте эти группы принадлежат к одному полу. В старшем есть интерес к противоположному полу.
- Недооценка или завышение самооценки в зависимости от общения со сверстниками;
- Отсутствие уверенности в себе и окружающем мире.
Биологические признаки полового созревания включают:
- Наступление полового созревания, появление вторичных половых признаков
- Быстрый рост и изменения тела.
- С этим связано появление обильного потоотделения и запаха.
- Мутация голосовых связок у мальчиков.
- Резкая смена настроения, сопровождающаяся упадком сил.
- Кожные высыпания.
Все эти проявления подросткового возраста могут возникать в фазе роста. Это тяжелое время связано не только с психологическими изменениями. За это время вся жизнь вашего «малыша» стремительно меняется. Поэтому с ними нужно быть осторожнее и вовремя заметить, когда кризис перерастает в болезненные состояния.
Симптомы кризиса 9-10 лет
Эмоциональные и психологические изменения в этом возрасте происходят на фоне гормональных изменений: ребенок находится на пороге переходного возраста, вступает в препубертатный период. Для него характерна эмоциональная нестабильность, когда настроение может резко, даже без видимой причины, меняться с возбужденного на депрессивное. При этом сам он толком не может объяснить, что на него так повлияло.
Моральная привязанность к семье сохраняется, но формирование его «я» психологически отдаляет его от родителей, становится более независимым и стремится к еще большей независимости. Он хочет быть заметным, «модным» снаружи. Пытаясь самоутвердиться, ребенок сознательно противостоит воле родителей в повседневных делах, критикует их поведение, внешний вид, противостоит родителям других детей, которые, по его мнению, более благополучны и успешны. Отсутствие жизненного опыта и завышенная самооценка подталкивают его к эмпирической проверке другого мнения, которое не всегда безобидно для него и окружающих. На этой почве часто возникают конфликты.
Ребенок с безвольными качествами в компании сверстников, чтобы быть «как все», может участвовать в неадекватных действиях: мелком хулиганстве, издевательствах над самыми слабыми детьми. В то же время внутренне осуждая за это себя и других.
Демонстративная уверенность в своем превосходстве над сверстниками и взрослыми может сочетаться с явной или тщательно скрываемой неуверенностью в себе и своих способностях. Это может привести к изоляции, заниженной самооценке, недоверию к мнению других по поводу их достоинств и недостатков, то есть к личному кризису.
Осложнения, вызванные кризисом переходного возраста
Бывает так, что ребенок не справляется с происходящими с ним изменениями. Это может быть связано с недопониманием со стороны родителей, учителей и особенно сверстников. Также причиной может быть перегрузка. Понятно, что подростковый кризис — это тяжелое испытание. Если не хватает времени на отдых, нервная система не работает. Как могут проявляться нарушения?
Расстройства поведения. Вспышки гнева. Отчуждение. Выходя из дома. Курить. Употребление алкоголя и наркотиков. Кража. Нет интереса к общению со сверстниками. Суицидальные настроения и другие формы девиантного поведения.
Психические расстройства. Неврозы, в том числе тики, заикание, фобии. Акцентуация. Психопатии. Обсессивно-компульсивное расстройство. Подростковая депрессия.
Пожалуй, самой сложной проблемой, осложняющей подростковый кризис, является проблема суицидального поведения. Редко подросток действительно хочет умереть за себя. Попытки суицида — это призыв о помощи, попытка привлечь к себе внимание. Это сигнал о том, что человек находится в критической ситуации, что он сам больше не может справляться со своими проблемами. Игнорирование этой проблемы может привести к трагедии.
В тех случаях, когда вы как родитель не можете помочь своему ребенку, когда видите, что в поведении проявились описанные выше недуги, не пытайтесь решить их самостоятельно. В таких случаях винить кого-то не стоит, а нужно обратиться к специалистам. Который? Прежде всего, к психологу. Вы также можете проконсультироваться у невролога, психотерапевта или психиатра.
Как вы можете помочь своему ребенку в это трудное время его жизни? Как избежать осложнений? Как сохранить с ним теплые и доверительные отношения? И можно ли их спасти, когда ваш, казалось бы, неподвижный ребенок попросту становится неуправляемым?
Ответ — да, можно.