- Что такое психоанализ
- Почему наука отвергла психоанализ
- Что было особенного и революционного в идеях Фрейда?
- ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПСИХОАНАЛИЗА
- Зигмунд Фрейд.
- Из истории
- Фрейд
- Юнг
- Неофрейдизм
- В России
- Дальнейшее развитие психоанализа.
- Фрейд был озабоченным или это люди – ханжи?
- Виды
- Как человека уподобили компьютеру
- Теория
- ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ТЕРАПИЯ
- Последователи Фрейда.
- Основы
- Практика
- Общая схема лечения
- Примеры из частной практики Фрейда
- Методы психоанализа
- Какие самые типичные оговорки по Фрейду?
Что такое психоанализ
Психоанализ — это созданное Фрейдом психотерапевтическое направление, эффективный метод лечения различных психических расстройств, получивший широкую популярность.
Это первое направление психологии и психотерапии, детально разработанное с теоретической точки зрения. Четко описываются две ипостаси личности человека: бессознательное (скрытое, вытесненное, бессознательное) и сознательное (поверхностное, видимое, сознательное, понятное). Они постоянно конфликтуют друг с другом — отсюда и внутренние конфликты, которые в конечном итоге приводят к психическим расстройствам. Но, прежде всего, почти всегда побеждает бессознательное. Это то, что становится мотиватором большинства действий и решений. Задача психоанализа — раскрыть его и перевести на уровень сознания.
Являясь ключевым понятием, личность в психоанализе представлена максимально с точки зрения как скрытых, так и сознательных причин, определяющих ее развитие и совершенствование в течение жизни.
Что изучает это направление? Объект исследования — скрытые причины бессознательного, провоцирующие развитие различных психоэмоциональных расстройств личности и поведения. Они раскрываются в свободном потоке мыслей, выражаемых анализандом (пациентом.
Сегодня психоаналитическое направление представлено несколькими школами. Но всех их объединяют базовые концепции: разделение на сознательное и бессознательное и поиск истоков проблем в детстве. В психологии это мощный инструмент для устранения бессознательных механизмов и привычных паттернов, которые мешают исполнению желаний и социальной адаптации.
Почему наука отвергла психоанализ
Несмотря на свою популярность, психоанализ критиковали с самого начала. Хотя Фрейд был неврологом по образованию, его сочинения не очень походили на медицинские трактаты. С годами его представление о бессознательном становилось все более и более сложным, и после его смерти многочисленные последователи начали развивать его идеи в разных направлениях. Более того, Фрейд был не единственным «отцом» психоанализа, — вспоминает, например, Карл-Густав Юнг, у которого были свои взгляды на бессознательное и его учеников. Психоанализ превратился в несколько запутанных, расплывчатых, метафорических теорий, внутреннюю непротиворечивость и логические следствия которых практически невозможно проверить. Это недопустимо в науке.
Тот факт, что психоанализ может объяснить каждое психическое событие и каждое действие, является проблемой. Чтобы теория считалась научной, необходимо разработать эксперимент, который сможет ее опровергнуть. Например, во время полного солнечного затмения 1919 года Артур Эддингтон сфотографировал звезды и увидел, как они отклонились от своего обычного положения. Это соответствовало общей теории относительности Альберта Эйнштейна, которая предсказывала, что огромные объекты, такие как Солнце, будут искажать пространство, а вместе с ним и поток света от далеких звезд. Если бы Эддингтон не нашел отклонения, он бы усомнился в правоте Эйнштейна. С психоанализом это в принципе невозможно.
В психологии первыми критиками Фрейда были бихевиористы (от англ. Behavior — поведение), появившиеся в начале 20 века. Они отвергли присущий психоанализу внутренний взгляд как бесполезный. Вместо этого бихевиористы считали, что исследовать следует только то, что можно объективно наблюдать — человеческие действия. А действия предопределяются тем, что человек узнал (и чему можно научить с помощью наказаний и поощрений). Например, если вы назовете кого-то руганью, он обидится и больше не будет иметь к вам никакого отношения. Это плохо, поэтому люди обычно не называют имен. Радикальные бихевиористы признавали существование черт характера, чувств, намерений и других психических явлений, но не видели причин для их понимания. Для них эго Фрейда, суперэго, оно, бессознательное были не лучше дьявола и Бога древних верований.
Что было особенного и революционного в идеях Фрейда?
В 19 веке мало кто воспринимал внутренний мир как отдельную составляющую, влияющую на настоящее и будущее. Но все знали, что в зависимости от настроения меняется отношение к происходящему.
Фрейд стал тем, кто начал копаться в подсознании, понимать, на что и как оно влияет — и это он назвал психоанализом.
Психологическая теория и эффективный метод лечения, основанный на этой теории, оказали значительное влияние на медицину, психологию, антропологию, социологию, искусство и литературу ХХ века.
Методы и подходы психоаналитика нашли отклик, потому что они были новаторскими и не воспринимались консерваторами. Однако были и другие: люди приходили к Фрейду за помощью и получали ее. Часто это происходило не с первого раза, но от сеанса к сеансу пациенты поправлялись, избавлялись от комплексов.
Хотя психоанализ был и остается спорной дисциплиной, данные свидетельствуют о том, что он работает. Сторонников и скептиков теорий Фрейда не стало и по сей день. Для многих его книги и теории остаются актуальными и в 21 веке.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПСИХОАНАЛИЗА
Психоанализ основан на некоторых фундаментальных принципах. Первый — принцип детерминизма. Психоанализ предполагает, что ни одно событие в психической жизни не является случайным, произвольным и не связанным между собой явлением. Реализуемые мысли, чувства и импульсы рассматриваются как события в цепочке причинно-следственных связей, определяемых опытом раннего детства человека. С помощью соответствующих методов исследования, в основном посредством свободных ассоциаций и анализа сновидений, можно определить связь между текущим мысленным опытом и прошлыми событиями.
Второй принцип называется топографическим подходом. Каждый психический элемент оценивается по критерию его доступности сознанию. Процесс вытеснения, при котором из сознания удаляются некоторые ментальные элементы, свидетельствует о постоянных усилиях той части психики, которая не позволяет им реализоваться.
Согласно динамическому принципу, психика движется к действию сексуальными и агрессивными импульсами, которые являются частью общего биологического наследия. Эти побуждения отличаются от инстинктивного поведения животных. Инстинкт у животных — это стереотипная реакция, обычно явно направленная на выживание и вызываемая особыми стимулами в определенных ситуациях. В психоанализе влечение рассматривается как состояние нервного возбуждения в ответ на раздражители, которые заставляют психику принимать меры по снятию стресса.
Четвертый принцип получил название генетического подхода. Конфликты, личностные черты, невротические симптомы и психологические структуры, характерные для взрослых в целом, можно проследить до критических событий, желаний и фантазий детства. В отличие от предыдущих концепций детерминизма и топографических и динамических подходов, генетический подход — это не теория, а эмпирическое открытие, которое постоянно подтверждается во всех психоаналитических ситуациях. Его суть можно выразить просто: какие бы возможности ни были открыты перед человеком, он не может оставить детство.
Хотя психоаналитическая теория не отрицает возможное влияние наследственных биологических факторов, она фокусируется на «критических событиях», в частности, на последствиях того, что произошло в раннем детстве. Все, что переживает ребенок — болезнь, несчастный случай, утрата, удовольствие, насилие, соблазнение, брошенность — в будущем каким-то образом повлияет на его естественные способности и структуру личности.
Воздействие той или иной конкретной жизненной ситуации зависит от стадии развития человека. Первый психологический опыт ребенка — это глобальный сенсорный ввод. На этой стадии еще нет различия между эго и остальным миром, ребенок не понимает, где его тело, а где все остальное. Представление о себе как о чем-то независимом развивается за два-три года. Отдельные предметы внешнего мира, например, одеяло или мягкая игрушка, могут в одно время восприниматься как часть себя, а в другом — как часть внешнего мира.
На начальном этапе развития индивид находится в так называемом состоянии. «Первичный нарциссизм». Однако вскоре другие люди начинают восприниматься как источники пищи, привязанности и защиты. В основе человеческой личности остается важный компонент детского автофокуса, но потребность в других — желание любить, пожалуйста, становиться похожими на тех, кого вы любите и которыми восхищаетесь, — способствует переходу от детского нарциссизма к взрослой жизни. В благоприятных условиях в возрасте шести или семи лет ребенок постепенно преодолевает большую часть враждебных и эротических импульсов эдипальной фазы и начинает отождествлять себя с родителем того же пола. Начинается относительно спокойная фаза процесса разработки, так называемый латентный период. Теперь ребенок социализирован, и в это время обычно начинается формальное образование. Эта фаза длится до полового созревания в подростковом возрасте, периода быстрых физиологических и психологических изменений. Преобразования, происходящие в этом возрасте, во многом определяют то, как взрослый воспринимает себя. Пробуждаются детские конфликты, и делается вторая попытка их преодолеть. В случае успеха у индивида развивается идентификация взрослого, соответствующая его гендерной роли, моральной ответственности и выбранной им деятельности или профессии; в противном случае у него могут развиться психические расстройства. В зависимости от конституциональных факторов и индивидуального опыта психопатология может принимать форму задержки в развитии, патологических черт характера, психоневрозов, извращений или более серьезных расстройств вплоть до тяжелого психического заболевания. См. Также ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ.
Зигмунд Фрейд.
История психоанализа начинается в 1880 году, когда венский врач Дж. Брейер сообщил Фрейду, что пациентка, говоря о себе, кажется, оправилась от симптомов истерии. Под гипнозом она смогла обнаружить глубоко травмирующее событие в своей жизни, испытав при этом чрезвычайно сильную эмоциональную реакцию (катарсис), что привело к улучшению симптомов. Выйдя из гипнотического состояния, пациентка не помнила, о чем говорила под гипнозом. Фрейд использовал ту же технику с другими пациентами и подтвердил выводы Брейера. Они сообщили о своих наблюдениях в совместной публикации «Исследования истерии» (Studien über Hysterie, 1895), в которой предположили, что симптомы истерии определяются замаскированными воспоминаниями о забытых «травмирующих» событиях. Воспоминания об этих событиях исчезают из сознания, но тем не менее продолжают оказывать существенное влияние на пациента. Фрейд видел причину этого исчезновения из сознания в конфликте между определенными импульсами, связанными с этим событием, и моральными устоями (см. Также ГИПНОЗ; ИСТЕРИЯ).
По личным причинам Брейер отказался от исследований. Работая независимо, Фрейд обнаружил, что подобное переживание возникает не только при истерии, но и при обсессивно-компульсивном расстройстве сексуального характера, которое часто возникает в детстве. Сексуальные желания ребенка, в свою очередь, затрагивают рот, анус и гениталии, что происходит в биологически определенной последовательности, достигающей кульминации в возрасте от трех до шести лет, когда сексуальные импульсы направлены на родителя противоположного пола. Это приводит к конкуренции с родителем того же пола, сопровождающейся страхом наказания. Все эти переживания вместе называют «Эдиповым комплексом». Наказание, которого боится ребенок, принимает в его воображении форму физического вреда, такого как повреждение гениталий. Фаза Эдипова комплекса характеризуется мастурбацией, сопровождающейся фантазиями, связанными с объектом любви (см. Также ЭДИПОВЫЙ КОМПЛЕКС).
Фрейд считал этот комплекс ключом к неврозам, имея в виду, что желания и страхи эдипальной ситуации такие же, как и при развитии невроза. Процесс формирования симптомов начинается, когда бессознательные влечения в детстве угрожают прорваться через барьер, созданный вытеснением, и войти в сознание для реализации, что оказывается неприемлемым для других частей психики как по моральным причинам, так и из-за страха наказания. Выход запрещенных импульсов воспринимается как опасный, психика реагирует на них неприятными симптомами тревоги. Психика может защитить себя от этой опасности, изгоняя нежелательные импульсы из сознания снова и снова, например, как если бы она возобновляла акт вытеснения. Если это не удается или удается только частично, достигается компромисс. Некоторые бессознательные желания все же достигают сознания в ослабленной или искаженной форме, что сопровождается такими признаками самонаказания, как боль, дискомфорт или ограничение активности. Навязчивые мысли, фобии и истерические симптомы возникают как компромисс между конфликтующими силами психики. Таким образом, согласно Фрейду, невротические симптомы имеют значение: в символической форме они отражают неудачные попытки человека разрешить внутренние противоречия (см. Также НЕВРОЗ).
Фрейд обнаружил, что принципы, позволяющие интерпретировать невротические симптомы, в равной степени применимы к другим психическим феноменам, как моральным, так и психологическим. Сны, например, представляют продолжение дневной жизни в измененном состоянии сознания, таком как сон. Применяя метод психоаналитического исследования, а также принцип конфликта и формирования компромисса, визуальные впечатления от сна можно интерпретировать и переводить на повседневный язык. Во время сна бессознательные сексуальные желания детей пытаются выразить себя в виде галлюцинаторных визуальных переживаний. Этому противостоит внутренняя «цензура», которая ослабляет или искажает проявление бессознательных желаний. При выходе из строя цензуры взрывные импульсы воспринимаются как угроза и опасность, и человеку снится страшный сон или кошмар — признак неудачной защиты от угрожающего импульса.
Психоаналитическая теория также рассматривает другие феномены, которые раскрывают природу компромисса между различными конфликтующими тенденциями в психике; это могут быть оговорки, суеверия, определенные религиозные ритуалы, забывание имен, потеря предметов, выбор одежды и мебели, выбор профессии, хобби и даже некоторые черты характера.
В 1923 году Фрейд сформулировал теорию функционирования психики с точки зрения ее структурной организации. Психические функции сгруппированы в зависимости от роли, которую они играют в конфликте. Фрейд выделил три основные структуры психики: «Оно» (или «Ид»), «Я» (или «Эго») и «Супер-эго» (или «Супер-эго»). «Я» выполняет функцию ориентирования человека во внешнем мире и осуществляет взаимодействие между ним и внешним миром, выступая ограничителем влечений, соотнося их потребности с соответствующими потребностями сознания и реальности. «Оно» включает в себя основные влечения, производные от сексуальных или агрессивных импульсов. «Супер-эго» отвечает за «удаление» нежелательного. Обычно это связано с сознанием, которое является наследием моральных убеждений, приобретенных в раннем детстве, и продуктом наиболее важных детских идентификаций и стремлений человека. См. Также FREUD, ZIGMUND.
Из истории
Фрейд
Основоположником психоанализа является Зигмунд Фрейд (1856-1939) — известный австрийский психолог, психиатр и невролог. Практикуя в разных больницах, я постепенно накапливал опыт, чтобы затем сформировать из него единую четкую и хорошо обоснованную теорию.
- Долгое время работал с пациентами с невротическими и истерическими чертами характера.
- Затем он посоветовался с задыхающимися детьми (с проблемами речи). Он показал, что их проблемы были вызваны не физиологией, а психическими реакциями.
- Проходил стажировку у известного невролога Ж.-М. Шарко, изучая общий парез.
В результате обширной и разнообразной практики в 1895 году он написал книгу «Исследования истерии». Это первая теоретическая основа психоанализа. Именно в нем была сформулирована идея о том, что причины большинства психических расстройств подавляются, скрываются в бессознательных воспоминаниях о детских травматических ситуациях. Здесь Фрейд предположил, что все они так или иначе связаны с сексуальными желаниями.
В 1900 году было опубликовано второе крупное произведение: «Толкование снов». Он описывает значение снов для психики человека. По его словам, именно они раскрывают сущность бессознательного, которая проявляется в виде символов. Их просто нужно расшифровать. В этой же книге представлена подробная «топографическая модель психики», ее строение и принцип действия. По ее словам, социальные запреты и структура воспитания переводят непристойные сексуальные желания в бессознательное. Этот процесс практически всегда заканчивается чувством повышенной тревожности и развитием психических расстройств.
Зигмунд Фрейд (1856-1939)
Психоанализ Фрейда (фрейдизм) в дальнейшем постоянно развивался, расширялся и критически переосмысливался. На его основе возникли новые школы, направления и разделы классической теории. Чаще всего ими руководили бывшие коллеги и ученики Фрейда. Например, А. Адлер и К. Г. Юнг. Хотя по многим вопросам расходились во мнениях со своим учителем.
Юнг
Многие эксперты отмечают, что психоанализ Юнга — направление, принципиально отличное от фрейдизма. Карл Густав Юнг (1875-1961) был швейцарским психиатром и педагогом, разработавшим доктрину архетипов. Это структурные элементы коллективного бессознательного (есть архетипы новорожденный, девственница, мать, перерождение, дух, обманщик и т.д.). С их помощью можно толковать не только сны, но и мифы разных народов. Целью направления Юнга (как определено самим психоаналитиком) является индивидуализация человека. Это процесс умственного развития, когда в полной мере реализуются индивидуальные способности (таланты) и уникальные особенности человека.
Особой популярностью пользовалась концепция психологических типов Юнга. Классификация основана на психологическом отношении (экстравертный или интровертный) и на психических функциях (мышление, чувства, ощущения, интуиция).
Неофрейдизм
Вторая волна появления новых психоаналитических течений — это неофрейдизм. Наиболее яркими представителями являются Э. Фромм, К. Хорни, Г. С. Салливан, Дж. Лакан и другие, которые пытались найти точки соприкосновения между психоанализом и социальными и гуманитарными науками.
Эрих Фромм (1900-1980) — немецкий социолог, социальный психолог, философ, представитель Франкфуртской школы. Он является основоположником неофрейдизма и фрейдомарксизма. Он связал психоанализ Фрейда с марксизмом и этикой.
Карен Хорни (1885–1952) — американский психолог, ключевая фигура неофрейдизма. Акцент сместился с сексуальных побуждений как основных мотиваторов человеческого поведения на влияние окружающей социальной среды. Он изложил свои взгляды и идеи в книге «Новые пути в психоанализе».
В России
В России это направление стало невероятно популярным в 1920-е годы. Иван Дмитриевич Ермаков (1875-1942) — русский психиатр и психолог, по пути был художником и литературным критиком. Считается пионером фрейдизма в СССР. Он основал Государственный психоаналитический институт, перевел на русский язык работы Фрейда и Юнга. С 1930-х годов психоанализ преследовали и предали забвению до 1990-х годов.
Современный психоанализ насчитывает более 20 школ и направлений. Их теории и подходы к лечению расстройств настолько различаются, что найти источник крайне сложно.
Дальнейшее развитие психоанализа.
Приход к власти нацистов вынудил многих европейских психоаналитиков эмигрировать в США, куда переместился центр психоаналитической мысли. В этот период ведущими учеными-психоаналитиками были Х. Хартман (1894-1970), Э. Крис (1900-1957) и Р. Левенштейн (1898-1976). В серии совместных публикаций они сформулировали основные положения психоанализа как основы общей психологии. Развитие концепции Хартмана об адаптивной функции «эго» способствовало формулированию фундаментальных рабочих гипотез о природе влечений, созревании и развитии психического аппарата. Дочь Фрейда Анна Фрейд (1895–1982), занимавшаяся детским психоанализом и долгосрочными исследованиями детского развития, также внесла свой вклад в эти теории. Он проанализировал различные средства, с помощью которых эго защищает себя от угрозы вторжения нежелательных бессознательных импульсов.
Основная тема современных психоаналитических исследований — значение привязанности ребенка к матери. Проблемы, возникающие на этом этапе, в основном из-за холодности или равнодушия матери, могут сыграть решающую роль в возникновении тяжелых расстройств личности. Взаимодействие матери и ребенка имеет решающее значение для развития личности и самооценки.
Фрейд был озабоченным или это люди – ханжи?
Вспомним теперь знаменитый «фрейдистский слайд». Ученый был уверен, что жизнь полна ассоциаций с сексом. Типичный зуд теперь начинает говорить о том, что только тревожные и бездельники постоянно думают о таких «животных вещах», но они этого не делают.
Наиболее частая ассоциация: банан — эрегированный пенис — фаллос. Эта трилогия произвела фурор во всех странах мира, где есть люди, небезразличные к Фрейду или, по крайней мере, слышавшие о нем.
Психоаналитика обвиняли в том, что он смотрит на мир через призму сексуальности и вообще в «сексуальной озабоченности». Этого тоже нельзя исключать, но он пропитал анализ сновидений, картин и романов бессознательного сексуальными символами.
Современникам Фрейда повезло меньше, чем нам: их сексуальную жизнь вряд ли можно было назвать счастливой, потому что в их время отношения между полами были строго регламентированы. Многие запреты вызывают тревожные мысли: внутри скопилась и откладывается сексуальная энергия.
Если отношения между мужчиной и женщиной строго регулировались, то гомосексуальность и другие «извращения» вообще были табу. Но Фрейд, его ученики и сторонники были первыми, кто вызвался изменить эту ситуацию.
Состояние здоровья позволяло ученым открыто выражать положительное отношение к подобным вещам, в чем они значительно преуспели, вопреки моралистам и фанатикам того времени (которые, наверное, даже не прочь отпустить свою «правоту» »и уйти его как можно больше).
Виды
Классический фрейдизм
Вкратце основная концепция: любое психическое расстройство является результатом конфликта между бессознательным (сформированным под влиянием психосексуального развития) и сознанием (продиктованным образованием и социальными нормами).
Юнгианский психоанализ
Другое название — аналитическая (комплексная) психология. Цель состоит в том, чтобы понять и интегрировать глубинные силы и мотивы человеческого поведения с помощью феноменологии не только сновидений (как у Фрейда), но также фольклора и мифологии. Ключевое понятие — коллективное бессознательное.
Статистика
Методика автора Ольги Перцевой, построенная на квадрате (псиматрице) Пифагора. Он позволяет создать цифровой портрет человека, не усложненный моделями общества, навязанными образцами мышления и поведения. Одно из направлений нумерологии.
Экзистенциальный
Методика экзистенциальной психотерапии, разработанная Ж.-П. Сартром. По ее словам, человек — это целостная целостность, а не комплекс поведенческих паттернов, вступающих в конфликт с половыми инстинктами (как у Фрейда). Главный инструмент — наблюдение.
Гуманистический
Основатель — Фромм. Отрицает ведущую роль сексуальных влечений в развитии личности. Основное внимание уделяется другим факторам его формирования: социологическим, политическим, экономическим, религиозным и культурным.
Структурные
Основатель — Дж. Лакан. Направление, использующее особое значение языка для характеристики бессознательного. Его активно используют для лечения речевых нарушений, продиктованных психическими расстройствами и детскими травмами.
Эго Психология
Основная роль в психике отводится Эго (согласно классическим представлениям, его играло Оно). Представители: А. Фрейд (младшая дочь Зигмунда Фрейда), Э. Гловер, Э. Эриксон.
Теория объектных отношений
Основы британской школы психоанализа. Основная идея состоит в том, что отношение людей к окружающему миру в зрелом возрасте формируется под влиянием опыта, сложившегося в детстве. Основные представители — М. Кляйн и Д. Сандлер.
Психология самости Кохута, интерсубъективизм Салливана и интерсубъективизм Столорова также являются современными школами с психоаналитическим подходом к лечению расстройств.
Как человека уподобили компьютеру
Расцвет психоанализа наступил после Великой Отечественной войны, когда ветераны вернулись с фронта. В то же время государство всеобщего благосостояния начало строиться в Соединенных Штатах и особенно в Европе. Как писал Майкл Стрэнд, расходы на здравоохранение росли в геометрической прогрессии, и страховщики справедливо задались вопросом, на что тратятся эти деньги. Терапевты не могли объяснить, как работает психоанализ и работает ли он в целом; исследования эффективности не говорили в пользу этого метода, поэтому эта терапия казалась чиновникам и частникам бездонной ямой, по которой текут ресурсы.
Описание Фарфоровый бюст с изображением функциональных областей мозга в музее Зигмунда Фрейда в Вене. В 19 веке было распространено псевдонаучное движение под названием френология, согласно которому черты личности (осторожность, ум, любовь к потомству и т.д.) соответствуют определенной области, и об этих качествах можно судить по форме черепа © Marka / Universal Images Group через Getty Images
В 1960-х годах сын иммигрантов из России Аарон Бек разработал новую терапию: познание. Когнитивный подход в чем-то похож на бихевиористский (позже Бек и другие психиатры, объединив их, изобрели бы несколько когнитивно-поведенческих терапий). Бек отметил, что во время аналитических сеансов пациенты вполне сознательно выражают негативные мысли о себе, мире и будущем. Тогда он подумал: «Если вы исправите эти заблуждения, несчастные люди почувствуют себя лучше». Что немаловажно, для этого достаточно нескольких сеансов: необязательно ходить к специалисту годами или даже на всю жизнь, как считают психоаналитики.
Для когнитивных психологов человек подобен компьютеру, обрабатывающему информацию. Он воспринимает мир вокруг себя; запомнить, перевести на свой язык, понять; живет в разных настроениях. Такие психологи не хотят разделять разум и чувства: то, что мы переживаем, также относится к мысли, а не к душе, бессознательному или чему-то еще. Следовательно, психическое расстройство — это компьютерный сбой, а не результат внутреннего конфликта, возникшего на ранней стадии развития. Например, депрессия — это устранимый разрыв в системе эмоциональной регуляции, а не боль разочарования в объекте любви и невыразимая потеря, которую необходимо понимать.
Открытия в других науках также скорее говорили в пользу модели человека как компьютера. Фармакология показала, что некоторые химические вещества изменяют психику. Депрессию можно рассматривать как следствие химического дисбаланса мозга; антидепрессанты теоретически восстанавливают этот баланс. И нейрофизиология создала идею, что мозг состоит из таких модулей: в коре больших полушарий есть области, отвечающие за зрение, слух и так далее, миндалевидное тело связано с чувством страха, мозжечок необходим для координации движений.
Когнитивно-поведенческая терапия, наряду с приемом лекарств при необходимости, стала золотым стандартом в лечении расстройств, а дальнейшие исследования мозга дали надежду, что и то, и другое со временем станет более эффективным. Казалось, что психоанализ наконец изжил себя. Но в последнее время о наследии Фрейда, Юнга и других, наоборот, вспоминают все чаще, словно прислушиваясь к тем голосам, о которых писал в 1985 году голландец Корнелис Вегман.
Теория
Анализанд — это пациент, с которым работает психоаналитик.
Метапсихология — это вся теория психоанализа.
Топографическая модель психики:
- сознательное — его поверхностная, понятная, видимая часть;
- бессознательное: скрытое, непонятное, загадочное, бессознательное;
- предсознательное — пограничное, локализованное в бессознательном, но разрывающееся при определенных ситуациях выбора или во сне.
Структурная модель психики:
- Ид (Оно) — инстинкт, подчиняется принципу удовольствия;
- Эго (Я) — контакт с внешним миром через восприятие, контролирует поведение и мышление;
- Суперэго (Супер-Я) — моральные нормы, ценности, основанные на моральных запретах и сформированные в процессе воспитания.
Структура личности по З. Фрейду
Этапы психосексуального развития — опыт, оставляющий отпечаток в виде нравственных установок, черт характера, образцов для подражания:
- Оральная фаза (от рождения до 1,5 лет) — Доминирование Ид.
- Анал (1,5-3,5) — формирование супер-эго под воздействием норм, правил, ограничений, запретов.
- Фаллический (3,5-6) — повышенный интерес к сексу, который очень часто приводит к комплексам Эдипа или Электры.
- Скрытый (6-12) — без проявления, разрыва.
- Половой, взрослый (от 12 лет).
Защитный психологический механизм — это бессознательный психический процесс, направленный на устранение негативных переживаний:
- заменять;
- компенсационная;
- сдвиг;
- отрицать;
- проекция;
- сублимация;
- рационализация;
- регрессивный.
Это основные защитные механизмы, описанные Фрейдом. На сегодняшний день список значительно расширился и включает более 30 мыслительных процессов.
ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ТЕРАПИЯ
Психоаналитическая терапия — это одновременно метод исследования и метод лечения. Это выполняется в определенных стандартных условиях, называемых «психоаналитической ситуацией». Пациента просят лечь на кушетку, отойти от терапевта и подробно и честно рассказать ему все мысли, образы и ощущения, которые приходят ему в голову. Психоаналитик слушает пациента, не критикуя и не выражая собственных суждений. Согласно принципу ментального детерминизма, каждый элемент мысли или поведения наблюдается и оценивается в контексте того, что говорится. Личность самого психоаналитика, его ценности и суждения полностью исключены из терапевтического взаимодействия. Такая организация психоаналитической ситуации создает условия, в которых мысли и образы пациента могут исходить из очень глубоких слоев психики. Они возникают в результате постоянного внутреннего динамического давления влечений, порождающих бессознательные фантазии (сны, свободные ассоциации и т.д.). В результате то, что было ранее удалено, вербализуется и может быть изучено. Поскольку психоаналитическая ситуация не осложняется влиянием обычных межличностных отношений, взаимодействие трех компонентов психики — эго, этого и суперэго — изучается более объективно; это позволяет показать пациенту, что именно в его поведении определяется бессознательными желаниями, конфликтами и фантазиями, а что определяется более зрелыми способами реакции.
Цель психоаналитической терапии — заменить объективные и рациональные суждения стереотипными и автоматическими реакциями на тревогу и страх. Самая важная часть терапии связана с интерпретацией реакций пациента на самого терапевта. Во время лечения восприятие пациентом психоаналитика и предъявляемые к нему требования часто становятся неадекватными и нереалистичными. Это явление известно как «перенос» или «перенос». Он представляет собой бессознательное возвращение пациентом новой версии забытых детских воспоминаний и подавленных бессознательных фантазий. Пациент передает психоаналитику свои бессознательные желания из детства. Перенос понимается как форма памяти, в которой повторение в действии заменяет память о прошлом и в которой реальность настоящего неверно интерпретируется с точки зрения забытого прошлого. В этом отношении перенос — это миниатюрное повторение невротического процесса.
Последователи Фрейда.
После Первой мировой войны психоанализ не только произвел революцию во всей психиатрии и психотерапии, но также привел к множеству инноваций в исследованиях человека и его мотивационной сферы. Психоаналитические концепции, такие как «резерв по Фрейду», «рационализация», «сублимация», «вытеснение», «амбивалентность» и «замещение» также вошли в повседневный язык (см. Также ПСИХОЛОГИЮ).
Некоторые из первых учеников Фрейда, особенно Карл Юнг (1875-1961) и Альфред Адлер (1870-1937), использовали психоанализ как отправную точку для развития своих собственных психологических концепций. Юнг интерпретировал природу влечений во многом иначе, чем Фрейд. Помимо личных конфликтов индивида, важны культурно обусловленные и бессознательно передаваемые символические представления основных «тем» человеческого существования. Согласно его концепции, общие для всего человечества мифологические темы постоянно оказываются в центре индивидуального опыта. В основе всех борющихся тенденций в жизни человека лежат архетипические (первичные) образы, которые находятся в конфликте друг с другом. Идея Юнга о передаче бессознательных фантазий через коллективное бессознательное казалась Фрейду и его последователям чисто теоретической и даже мистической (см. JUNG, KARL GUSTAV).
Альфред Адлер считал, что фрейдистский психоанализ недооценивает роль социальных факторов, подчеркивая примат сексуальных влечений. Он связывал причины индивидуальных конфликтов с более поверхностными глубинными факторами, особенно с чувством неполноценности и чувством неуверенности в своем социальном статусе, физических возможностях или сексуальных способностях. Многие взгляды Адлера способствовали дальнейшему развитию представлений о самооценке и особенно анализу ее нарушений при так называемом нарциссическом расстройстве личности (см. ADLER, ALFRED).
Отто Ранк (1884-1939) был поражен открытиями, сделанными в ходе исследования негативных последствий разлуки с матерью. Он разработал фрейдистскую гипотезу родовой травмы как прототип тревожной ситуации и предложил систему психотерапии, основанную на преодолении травмы разлуки. Ранк считал волю решающим фактором во взаимоотношениях между пациентом и психоаналитиком, и его система психотерапии известна как волевая терапия (см. РАНГ, ВОСЕМЬ).
Основы
Ключевые моменты:
- человеческое поведение, познание окружающего мира и опыт определяются внутренними влечениями;
- они иррациональны и бессознательны;
- попытки разобраться в них вызывают психологическое сопротивление, которое проявляется в виде защитных механизмов;
- индивидуальные особенности поведения и личности зависят от событий, произошедших в раннем детстве, на разных этапах психосексуального развития;
- сознательное восприятие окружающего мира и материала (вытесненного) бессознательного конфликта друг с другом;
- приводит к различным психоэмоциональным расстройствам: неврозам, депрессиям, невротическим чертам характера, фобиям;
- вы можете освободиться из области бессознательного, если осознаете это (но это можно сделать только с помощью профессионала).
Это фундаментальные идеи психоанализа, на которых основана работа с пациентом.
Практика
Общая схема лечения
Анализанд вербализирует (выражает) мысли на основе возникающих в его голове свободных ассоциаций, фантазий и снов.
Более того, психоаналитик на основе этого материала находит бессознательные конфликты, которые являются причинами всех проблем анализанда.
В конце концов, он интерпретирует их, чтобы найти способ решить проблемы.
Примеры из частной практики Фрейда
В своих работах Фрейд подробно описал не только теорию психоанализа, но и те клинические случаи, с которыми он сам столкнулся. Их 43, но самые известные из них 5. Они демонстрируют, как психиатры должны структурировать свои сеансы в соответствии с диагнозом, с которым они имеют дело.
Психоаналитический подход эффективен при таких диагнозах, как:
- конверсионная тревога и истерия;
- обсессивно-компульсивный невроз;
- психоневротическая депрессия;
- невротические черты характера;
- фобии;
- психосоматический.
Противопоказания — различные формы шизофрении и маниакально-депрессивного психоза. Психоаналитический подход к лечению импульсивных неврозов, перверсий, зависимостей и девиантного поведения определяется индивидуально.
Методы психоанализа
Свободные ассоциации
это фундаментальное правило психоанализа. Проективный метод заключается в том, что анализанду предлагается свободно говорить все, что приходит в голову. В то же время он также может выражать то, что ему кажется абсурдным и непристойным. Задача психоаналитика — увидеть в этом потоке мыслей, изолировать и проанализировать бессознательное, связать его с детством и мечтами пациента.
Толкование снов
Анализируемому предлагается подробно рассказать все свои сновидения за несколько сеансов. Именно в них скрыто бессознательное. В своей работе «Толкование сновидений» Фрейд объяснил значения многих символов сновидений, которые до сих пор используются в психоанализе. Большинство из них связано с тайными сексуальными желаниями.
Интерпретация
Центральная фаза любого психоаналитического сеанса. Психоаналитик расшифровывает пациенту символы свободных ассоциаций и сновидений и объясняет суть внутреннего конфликта. Анализанд, в свою очередь, должен принять и понять эту интерпретацию. Только так система застойных, навязчивых патологических переживаний, сформированная на основе противоречий между бессознательным и сознательным, может начать расшатывать.
Сопротивление
Защитный механизм психики, предотвращающий проникновение в бессознательное. Это сила, поддерживающая болезненное состояние. Это мешает пациенту сказать все, что он думает. Часто речь идет об образовании или социальных стереотипах.
Перечислить
Другое название — трансфер. Бессознательная передача ранее пережитых переживаний совсем другому человеку (не тому, на которого они были направлены раньше). В том числе — психоаналитик.
Обработка
Последний этап с анализандом, когда перестраивается психика. Основная задача — изменить привычное поведение и сложившиеся отношения через избавление от патогенных паттернов.
Это основные методы, используемые психоаналитиком при лечении различных психических расстройств.
Какие самые типичные оговорки по Фрейду?
Последователи Фрейда провели множество тестов, изучили реакцию человека на собственные промахи, которые выдавали его скрытые сексуальные коннотации. На одну из них были приглашены три группы мужчин, симпатичная девушка и ее ударили током.
Одну группу встретил лаборант в короткой юбке и полупрозрачной блузке, а двух других — профессор средних лет. Участников эксперимента попросили прочитать несколько пар слов по одной в секунду: это были выражения, в которых люди часто обмениваются слогами. Например: не «бокал шампанского», а «бокал шампанского».
По звуковому сигналу он должен был произнести эти предложения по очереди. Пришло время вспомнить Фрейда, потому что то, что произошло потом, было тем, что он сказал. Мужчины, которых встретил соблазнительный лаборант, совершили другие ошибки с сексуальным подтекстом в духе «вау, обнаженный» или «гладкий секс» вместо «помой голову» и «мед».
В третьей группе электроды были соединены с пальцами, создавая слабые импульсы. Ему сказали, что вероятность получить удар составляет не менее 70%, что было правдой. И здесь они ошиблись, выдав свои истинные мысли, волновавшие их в тот момент: не «Кок толка», а «Колька ток».
Основываясь на измерениях уровня сексуальной тревожности, было обнаружено, что он был выше у тех, кто делал больше оговорок с сексуальным подтекстом. Желая подавить желание, мужчины были обречены быстрее. Эта ловушка получила название «проблема белого медведя», на которую впервые обратил внимание писатель Лев Толстой. Он сказал, что если вы изо всех сил стараетесь ни о чем не думать, это будет только в вашей голове.