- Определение памяти и ее сущность
- Виды памяти
- Развитие памяти и внимания у детей дошкольного возраста. Самые эффективные упражнения и игры на развитие памяти для детей 5-6 лет
- Упражнения и игры на развитие памяти для детей 5-6 лет
- Игры на развитие образной памяти
- Двигательная память
- Игры на зрительную память
- Игры на внимание
- Игры на развитие памяти правого полушария — фотографической памяти
- Игра на развитие интуиции
- Особенности памяти детей дошкольного возраста
- Особенности усвоения материала дошкольниками
- Самый важный вид внимания, который необходимо развивать
- Упражнения и игры
- Методики для развития зрительной памяти
- Развитие ассоциативной памяти
- Проведение занятия по развитию памяти в детском саду
- Таблица: варианты постановки целей и задач занятия
- Развиваем ассоциативную память малыша
- От чего зависит способность к запоминанию у детей?
- Особенности развития памяти у детей дошкольного и школьного возраста
- Развитие моторной и тактильной памяти
- Методики развития разных видов памяти у дошкольников
- Методики развития произвольной памяти у дошкольников
- Методика заучивания стихов на основе картинно-графических схем
- Развитие образной памяти у детей
- Развитие слуховой и вербальной памяти
- Формирование произвольной памяти
- Закономерности формирования произвольной памяти
- Нарушения памяти и их причины
- Общие рекомендации по развитию памяти
Определение памяти и ее сущность
Память — это познавательный процесс, который заключается в фиксации воспринимаемого опыта, поддержании его в состоянии активного внимания в течение некоторого времени с возможностью воспроизводить себя позже, включая процессы запоминания, сохранения, воспроизведения и забывания информации.
Нейрофизиологическая сущность памяти — это образование устойчивых нервных связей (синапсов) в коре головного мозга.
Существуют такие типы памяти, как:
- непроизвольные — впечатления, обычно окрашенные яркими эмоциями, сохраняются сами по себе;
- произвольно: волевая составляющая, ассоциации связаны.
Воспоминания, связанные с разными сферами жизни, могут быть запечатлены в нейронах, расположенных в непосредственной близости от коры головного мозга: воспоминания о запахе какао находятся рядом с образами детского сада, поэтому этот запах вызывает образы, связанные с этим периодом жизни. Напротив: зеленый цвет ассоциируется с елкой, поэтому информация обо всем зеленом рядом с воспоминаниями о елке. Пример условный, но так работают ассоциации. Считается, что в дошкольном возрасте устанавливается произвольное запоминание, которое в дальнейшем влияет на обучение и формирование личности.
Это врожденная способность запоминания, обусловленная естественной пластичностью мозговой ткани («мнема») — механической или немедленной памятью. Это свойство действительно можно улучшить с помощью мнемонических приемов, различных способов усвоения информации. Развитие культурной памяти можно практиковать на протяжении всей жизни, но методы, изученные в детстве, работают лучше, чем другие.
Виды памяти
По длительности хранения информации память делится на два типа:
- Кратковременное: кратковременное запоминание (несколько минут), быстрая забывчивость. Например, числа для устного счета, отрывок текста при заметках, запись под диктовку, люди в комнате, в которой они находились. Такая информация долго не хранится, через некоторое время удаляется.
- Долгосрочные: откладывать на долгое время воспоминания, информацию, впечатления, навыки. Помогает накапливать и сочетать жизненный опыт, формирующий личность человека. Он может быть механическим или семантическим (ассоциативным).
По основному анализатору память делится на следующие типы:
- visual — Хранение видимых изображений
- слуховой: запоминание услышанного;
- тактильные, моторные (двигательные) — запоминание ощущений и движений;
- эмоциональный: улавливание ярких эмоций;
- логико-словесные: осваиваются конструкции речи, смысловые связи.
В этом процессе одновременно участвуют несколько видов, редко только один из них.
Развитие памяти и внимания у детей дошкольного возраста. Самые эффективные упражнения и игры на развитие памяти для детей 5-6 лет
Резонный вопрос: если существует столько типов памяти, какой из них развивать в первую очередь, на чем ориентироваться?
Вербальное (вербальное) и невербальное (образное) кодирование, последнее также включает мысленные образы, являются двумя основными способами подачи информации.
У любого ребенка может преобладать любой, в зависимости от области конкретного полушария мозга.
Поэтому мы будем использовать оба этих канала, сосредоточив внимание на игре правого полушария, так как они очень физиологичны для дошкольного возраста и имеют отсроченный положительный эффект.
И, конечно же, мы сделаем упражнения на развитие свойств произвольного внимания.
Перед играми и упражнениями по очереди — читайте детям и разучивайте с ними стихи) И еще много всего, чтобы быть на природе, активно двигаться, гулять, есть здоровую пищу и слушать классическую музыку.
Затем игры, в которые можно играть онлайн, прямо с сайта.
Упражнения и игры на развитие памяти для детей 5-6 лет
1. Наведите порядок
Попросите рассмотреть картинку ребенка, имя с картинки, кто, что и где должно быть, затем нарисуйте свой вариант по памяти уже таким, каким он должен быть.
2. Игра в слова
Скажите ребенку слова и позвольте ему попытаться запомнить их.
Слон, заяц, телевизор, курица, шкаф, мышка, тигр, стол, постель, медведь.
Попросите повторить слова.
Спросите, можно ли разделить эти слова на части, на группы. Разрешите предложить ей варианты. Если ему сложно подсказывать пути, попросите его запомнить слова, обозначающие животных, а затем — мебель.
Снова прошу перечислить слова наизусть.
Оценка результатов. Если ребенок назвал 6-7 слов, не разделяя их на части, то это говорит о хорошей природной памяти. Если он хорошо разделился на группы и потом правильно их запомнил, то это говорит о хорошей косвенной памяти (логической.
3. Найдите то же самое
Попросите ребенка взглянуть на верхний лист. А потом закройте и предложите найти такую же из остальных.
Обычно эту проблему сразу не решить, можно снова и снова открывать и показывать лист. Затем обязательно поговорите с ребенком, как он помнил (как он изучал очертания листа, жилки, стебля).
Игры на развитие образной памяти
4. Игра на развитие тактильной памяти. Заранее приготовьте сложную форму, вырезанную из картона; это не должно быть геометрической формы.
Попросите ребенка рассмотреть эту фигурку с закрытыми глазами (наощупь) и затем нарисовать ее.
5. Вкус и запах
Попросите ребенка представить себе яблоко.
Спросите своего ребенка:
- Помните, как он пахнет и какой на вкус?
- Пусть представит, что держит в руке яблоко. Как он чувствует?
- Позвольте мне рассказать вам, каково это, когда вы держите его в руке.
- А если его порезать, как оно будет на ощупь?
Двигательная память
6. Память двигателя
Это повторяется.
Мы поворачиваемся друг против друга и корчим рожи. Один строит, другой повторяет. Поменяться ролями. Вы можете добавить эмоциональные выражения лица, чтобы ребенок также определил эмоцию, а затем повторил ее.
Повторите движения руками, движения тела, ног.
Запомните несколько движений (5 движений) и повторите. Начинаем с 2-3 и постоянно наращиваем.
Игры на зрительную память
7. Игра на развитие внимания и зрительной памяти
Покажите ребенку картинку.
Попросите внимательно изучить изображение. Так что закройте его и задавайте вопросы:
- Сколько бабочек было на фото?
- Какого цвета бабочки?
- Что было в руке девушки?
- Где был волк?
- Какого цвета была шляпа у девушки?
- Какого цвета был сарафан?
8. Восприятие цвета
Сделайте снимок и сопоставьте цвета, которые использовал художник. Палитра цветов для допечатной подготовки
Игры на внимание
9. Игра по изменению внимания
Вы знаете эту игру. Еще его называют: «Съедобное, несъедобное».
Вы бросаете мяч и называете слово съедобного предмета. Ребенок хватается за этот предмет и делает вид, что ест. Затем его очередь бросить мяч и сказать слово.
Когда слово называется чем-то, что нельзя есть, мяч нужно оттолкнуть.
10. Лабиринты
11. Найдите пару. Тренируем внимание.
12. Найдите отличия. Концентрация. Вы можете поискать различия в дистилляции.
Игры на развитие памяти правого полушария — фотографической памяти
13. Игры с картинками
Определите тот, который показан первым. Мы используем практически идентичные изображения. Вы можете почерпнуть из игр, чтобы найти отличия, для начала возьмем более простые.
И мы не ищем отличий — это левое полушарие. И сначала показываем одну на секунду, а потом две картинки. Просим ребенка определить, какой из них был показан первым.
14. Определите, чего не хватает?
Используйте все изображения, которые у вас есть. Сначала поиграйте с 5-7 изображениями, затем увеличьте количество. Игра очень простая и быстрая.
Сначала покажите серию изображений.
Чего не хватает?
15. Что появилось?
Вы можете играть теми же картами, что и в предыдущей игре. Сначала покажите 5-7 картинок, соберите, потом добавьте, чтобы ребенок не видел, новую и снова выкладываете новую.
Придется изменить порядок.
16. Что изменилось?
Расставляем изображения по 5-7 штук, затем собираем и меняем одно изображение другим. Еще раз расставляем картинки и просим ребенка определить, что изменилось.
Что изменилось?
Еще больше игр ищите в моей статье 44 игры на внимание и запоминание для детей от 4 до 6 лет. Как выбрать игры и какие игры и упражнения наиболее эффективны? (открывается в новой вкладке).
Очень важно! Необходимо помнить о воображении и фантазиях! Игры, развивающие воображение и воображение — 5 важных шагов (откроется в новой вкладке).
Игра на развитие интуиции
17. В какой руке?
Самая быстрая развивающая игра для правого полушария. Есть все интуитивное, образное, подсознательное. Поэтому, играя в эту игру и другие игры для правого полушария, мы развиваем феноменальную (фотографическую) память, воображение и интуицию.
Вы можете играть где угодно и с чем угодно, что умещается в руке.
Возьмите мяч, камешек и спрячьте в руке за спину, чтобы ребенок не видел. Затем попросите угадать, где находится камень. Чем младше ребенок, тем правильнее он угадает и тем больше ему нужно будет играть.
Почему лучше угадывать? Потому что его правое полушарие более активно. И если мы начнем развивать правое полушарие, которое уже в этот момент активно, мы будем развивать и укреплять межполушарные связи, мы разовьем весь мозг.
Представьте себе уверенного в себе и счастливого ребенка, который легко справится с любым обучением. Листает в голове книги, выбирая информацию для экзаменационных ответов.
добиться этого в детстве очень легко. Но есть важный секрет. Чтобы узнать больше, скачайте нашу книгу (откроется в новом окне).
Вот и все) Вы научились развивать память и внимание у дошкольников, а также видели игры и упражнения для этого, но если вы хотите добиться минимального и максимального эффекта в развитии навыков ребенка, то переходите по ссылке или нажмите на изображение внизу статьи (открывается в новом окне).
До скорого!
Особенности памяти детей дошкольного возраста
Детским садом принято считать период от 4 до 6-7 лет. В этом возрасте дети хорошо говорят, умеют строить сложные предложения, у них активно развивается внимание, мышление, появляется способность анализировать. Навыки мышления развиваются по мере того, как ребенок готовится к школе, особенно если родители намеренно готовят его в первый учебный год к тому, чтобы справиться с многократно возросшим умственным стрессом. Особенности развития памяти в этот период заключаются в быстром формировании волевого компонента, произвольном запоминании.
У дошкольников преобладает образная память: они запоминают, что их больше всего поразило. Они выделяют незначительные, но яркие признаки объекта и важные, но не столь очевидные, их можно не заметить.
Формирование мелкой моторики способствует развитию двигательной памяти у детей старшего дошкольного возраста. При частом выполнении определенных действий достигается их автоматизация. Будущий первоклассник учится шить, вырезать ножницами из бумаги сложные детали, рисовать, лепить. Развивается большая моторика: ребенок умеет учиться игре, танцевальным движениям, успевать наблюдать за другими, согласовывать с ними свои действия.
В этот период развитие речевой функции происходит с большой продуктивностью. В возрасте четырех-пяти лет большинство детей умеют читать, слушать сказки, сказки, воспроизводить услышанный текст своими словами, связно выражать свои мысли и декламировать короткие стихи наизусть. Эта способность развивается в общении со взрослыми и сверстниками.
Развитие памяти у дошкольников начинается с непроизвольного запоминания. Если детский стишок или рассказ эмоционально окрашены, ребенку будет легко их запомнить. Все необычное в жизни быстро и надолго оседает в голове. С четырехлетнего возраста ребенок учится связывать волевую составляющую с запоминанием, можно приступить к развитию его произвольной памяти. Возникает самоконтроль, постепенно дошкольник учится запоминать информацию, которая пригодится в будущем.
У растущего человека личный опыт формируется на основе запоминания связанных событий и переживаний. Этим опытом ребенок делится с другими, связно рассказывая: интересная поездка, поход в зоопарк, обида, болезненные ощущения при посещении врача — все эти яркие впечатления длятся надолго.
Непроизвольная память развивается в результате регулярных наблюдений, например, за дикой природой, поэтому рекомендуется сосредоточиться на таких вещах. Свободная игра формируется быстрее, если дошкольника часто поощряют воспроизводить накопленный опыт: учить играть, сочинять и рассказывать сказки, заучивать стихи, песни, сказки.
Особенности усвоения материала дошкольниками
Произвольное запоминание у детей до 7 лет зависит от следующих факторов:
- содержание предложенного материала: насколько он интересен, вызывает ли эмоции, как преподносится;
- процесс обучения: должна быть определенная логика, понятная детскому сознанию и легко запоминающаяся в голове надолго;
- мотивация: необходимо объяснить, зачем эти знания понадобятся в будущем;
- контроль длительного хранения: необходимо проверять степень усвоения материала с течением времени.
важно помнить, что для дошкольника основной формой деятельности, по Выготскому, является игра, поэтому запоминание должно происходить во время игры. Не приводите к переутомлению и потере интереса, это приведет к обратному результату.
Самый важный вид внимания, который необходимо развивать
Это, конечно, произвольное внимание. Что нужно знать о его развитии у ребенка?
С самого рождения ребенок получает немедленное и непроизвольное внимание.
В конце первого года жизни появляются предпосылки для будущего развития произвольного внимания, он начинает не только реагировать, но и самостоятельно что-то делать по своему желанию, направлять свою деятельность на то, что его интересует.
Попробуйте что-то сделать, возьмите, исследуйте, попробуйте, выбросьте, выбросьте)
В 2–3 года развивается реактивное произвольное внимание, которое возникает под влиянием речи взрослого, его мимики, жестов, а также под влиянием направления взгляда ребенка на названный предмет.
Сам ребенок начинает использовать эти средства для привлечения других людей.
4,5-5 лет — начало активного произвольного и опосредованного внимания. Ребенок может направить свое внимание на объект, когда взрослый обращает на него внимание, под воздействием сложных речевых инструкций.
Ребенок начинает контролировать собственное внимание (рисунки, знаки).
В 5-6 лет под влиянием самостоятельных указаний у ребенка развиваются элементарные формы произвольного внимания, он может громко описывать то, что делает, и эта речь движет его вниманием.
Он имеет небольшой объем и все же недостаточно нестабилен.
Младшие школьники. В этом возрасте происходит дальнейшее развитие произвольного и опосредованного внимания. Но от внимания взрослого он отстает по всем параметрам: стабильности, распределению, концентрации, переключаемости и громкости.
Только в подростковом возрасте уровень развития внимания достигает уровня взрослого человека.
В играх мы будем развивать только указанные свойства внимания:
- стабильность — способность долгое время оставаться на определенном уровне
- раздача — возможность разделить сразу на несколько дел
- концентрация — способность сосредоточиться на чем-то одном, мысли, образе и отвлекаться от всего остального
- возможность переключения — переключение с одного объекта на другой (скорость или скорость)
- объем — максимальное количество одновременно удерживаемых предметов
Упражнения и игры
Игровая форма — лучший способ добиться любого развития дошкольника. При регулярных упражнениях постепенно начнет улучшаться память, а вместе с этим повысится уровень интеллекта и некоторых личных качеств. Достаточно тренироваться несколько раз в неделю по 30-60 минут, чтобы через пару месяцев получить результат. Но даже после этого необходимо будет продолжить обучение, чтобы сохранить существующий уровень развития.
Какие игры и упражнения можно использовать для развития памяти и мышления в дошкольном учреждении:
- Запомните карты. Взрослые показывают ребенку несколько карточек (10-15), которые он должен запомнить. Они могут изображать животных, растения, буквы и т.д. После 20 секунд знакомства с изображениями ребенок должен наизусть, несмотря на карточки, назвать увиденное. Чтобы усложнить задачу, вы можете попросить соблюдать порядок изображений.
- Скрытые вещи. Вместе с ребенком родитель выбирает игрушку или вещь, которую ребенок будет искать. После этого дошкольник уходит, закрывает глаза, а взрослый прячет выбранный предмет в доме. Задачей ребенка будет найти потерянную вещь.
- Фотографическая память. Ребенку показывают картинку, через 30 секунд ему нужно как можно точнее ее запомнить, после чего нарисовать наизусть на белом листе бумаги. Следует выбирать не слишком сложные изображения, чтобы ребенок мог воспроизвести их без посторонней помощи.
- Прилагательные. Взрослый по очереди называет несколько существительных, а ребенок характеризует каждое из них отдельными прилагательными, которые необходимо записать. Далее родитель читает все слова, и задача ребенка будет заключаться в том, чтобы запомнить, что именно он охарактеризовал этим прилагательным.
- Пару слов. Взрослый выходит со связанными знаком пара слов (ложка-кисель, диван-подставка, чтение книг и т.д.) и трижды подряд зовет их ребенку. Ребенку следует постараться запомнить их, потому что при четвертом повторении только первые слова этих пар будут названы родителем, а второе придется запомнить.
- Комбинации слов. Родитель выкрикивает слова ребенка, начиная с единицы, а затем каждый раз увеличивает их количество. Он зовет их, пока ребенок не ошибается. А задача ребенка — сразу повторить все сказанные слова. Рекомендуется выбирать их так, чтобы связь между ними была условной. Чтобы было легче проверить, рекомендуется записывать длинные комбинации на листе бумаги.
- Ищите отличия. Вам нужно найти 2 практически одинаковых картинки, на которых будет несколько тонких отличий. Именно их и предстоит найти дошкольнику. Родители, имеющие опыт работы с компьютером, могут сами создавать такие картинки с помощью специальных программ.
- Небольшие изменения. Ребенку показывают серию мелких предметов, после чего он должен отойти. В это время взрослый убирает один из элементов, который изменит образ того, что он видит. Ребенку потребуется определить, чего не хватает. Такую игру можно применить не только к набору объектов, но и к внешнему виду присутствующего человека или к ситуации в комнате.
- Ассоциации. Родитель дарит дошкольнику какой-либо предмет (игрушку, одежду, электронику и так далее), а его задачей будет придумать максимально подробное описание и найти ассоциации. Такая игра подойдет для самых маленьких и отлично разовьет тщательно память. Чтобы усложнить задачу, можно не отдавать вещь в руки, а просто назвать ее.
- Повторение движений. Взрослый показывает ребенку какие-то движения своим телом, после чего он должен будет повторить их в правильной последовательности. Рекомендуется играть с включенной приятной музыкой.
- Тактильные ощущения. Родители завязывают ребенку глаза и дают предмет в руки или просто кладут в сумку. Задачей ребенка будет определить наощупь, к чему именно он прикасается. Желательно использовать то, что труднее распознать.
- Воспоминания. Задача ребенка — запомнить звук, запах или вкус любой еды. Вы также можете попросить его запомнить последовательность того, как он одевался утром.
можно выбрать любой вариант, при этом дошкольнику он обязательно должен понравиться. Есть много других упражнений для развития памяти, но приведенные выше являются наиболее эффективными. Из остальных можно воспользоваться игрой «Магазин», известной всем с детства. Влияет на развитие памяти, мышления и воображения.
Методики для развития зрительной памяти
«Камеры»
Ребенку на несколько секунд показывают рисунок и дается задание «быть фотоаппаратом»: подробно его запомнить. Затем убирают и просят рассказать, что видели, стараясь запомнить как можно больше деталей. Показывают рисунок еще раз, проверяют, что воспроизведено правильно, а что забыто. Если ребенку сложно выполнить задание, скажите: «Пожалуйста, постарайтесь вспомнить больше в следующий раз». С ним надо ласково поговорить, не ругайте, если что-то не получается. Эта рекомендация применима ко всем играм и методам разработки.
Найти различия
Испытуемому показывают два почти идентичных изображения, на которых обнаруживаются разные элементы. Первой показана фотография, на которой присутствуют все элементы, ее предлагается запомнить, вторым — фотография, на которой отсутствуют некоторые детали. Постепенно ребенок учится точно запоминать рисунок в мельчайших деталях, очень быстро находить отличия.
«Чего не хватает?»
Упражнение, аналогичное по смыслу предыдущему, но другое по форме. Показывают серию лежащих на столе мелких предметов (камешки, украшения, игрушки из киндер-сюрприза и др.), Предлагают несколько секунд поискать и запомнить. Затем предметы покрывают носовым платком, ребенка просят закрыть глаза или повернуться, после чего предмет удаляется. После чего им разрешают открыть глаза, они снова показывают предметы. Вам нужно правильно ответить, какой из них отсутствует.
«Что изменилось?»
Эта игра предназначена для группы детей. Ведущий просит одного из них встать и подойти к нему, а остальных посмотреть на него несколько секунд и хорошо запомнить. Ведущий выводит ребенка за дверь и меняет в его внешности что-то не особо заметное: надевает или снимает украшения, делает бантик, расчесывает волосы в другом месте, просит расстегнуть пуговицу. После этого ребенок возвращается к остальным детям, которые должны угадать, что изменилось. Вы можете играть в командную игру, награждая каждую команду очками за внимание.
«Опиши своего соседа»
Игра подходит для занятий с детьми, сидящими рядом, например в детском саду. Детям дается задание: коротко взглянуть на соседа, развернуться и описать его наизусть. В свою очередь, сосед делает то же самое. Побеждает тот, кто предоставил больше всего деталей.
«Таблицы Шульте»
Методика, используемая психологами для определения коммутируемости внимания. Его можно использовать для развития зрительной памяти у детей младшего школьного возраста. Детям показывают таблички с буквами, цифрами или простыми рисунками, им предлагают некоторое время посмотреть на табличку, а затем воспроизвести то, что они запомнили.
Развитие ассоциативной памяти
«Ассоциативная игра»
Ребенку показывают предмет (например, мяч) и просят сказать, что это такое: красный, яркий, большой, надувной, гладкий, резиновый. Это простое упражнение, но оно надежно сформирует ассоциативные связи. Повторять это можно часто, с разными предметами, с которыми ребенок сталкивается повсюду: дома, на улице, в детском саду. Эта игра также развивает наблюдательность.
«Я знаю пять…»
Игра с мячом, больше подходит для девочек. При этом берут мяч в руки, сбивают с пола, при этом повторяя: «Я — знаю — пять — имена — мальчики: Коля — один, Петя — два, Ваня — три, Леша. — четыре, Игорь — пять… »и так далее. Вы можете повторить это с чем угодно: пятью именами девочек, пятью названиями городов, пятью названиями рек, пятью домашними животными и т.д. Игра также развивает способность обобщать и синтезировать.
«Сравнение объектов»
Ребенку предлагают два или более предмета, о которых нужно поговорить о том, что у них общего, а что — различного. Это упражнение, помимо основного задания, развивает способность к сравнительному анализу и синтезу.
Проведение занятия по развитию памяти в детском саду
В рабочей программе, как правило, не предусмотрен отдельный блок классов для развития памяти. Это связано с тем, что упражнения и игры для улучшения запоминания входят в структуру всех занятий детского сада. Занятия во второй половине дня направлены на развитие памяти даже в самостоятельных центрах активности. Однако по усмотрению учителя проводятся специальные уроки по развитию памяти. Педагог учитывает возрастные особенности детей: рассчитывает продолжительность урока по правилам СанПиН, подбирает подходящие формы работы. Следует помнить, что дошкольники быстро устают и нуждаются в частой смене занятий.
Поскольку упражнения на развитие восприятия и памяти требуют больших умственных затрат, в урок включены подвижные игры, творческие занятия и моменты развлечений.
Подвижные игры помогают избежать утомления учеников во время уроков
Примерная структура урока по развитию памяти:
- Организуйте время.
- Мотивирующее начало урока: включение в игру или в проблемную ситуацию, момент неожиданности.
- Упражнения.
- Физическая культура.
- Упражнения.
- Музыкальный перерыв.
- Игра на запоминание.
- Подводя итоги.
В плане урока учитель пишет сценарий для каждого структурного этапа, прогнозирует возможные отклонения от плана. Необходимо указать цели и задачи урока, предварительную работу (если она выполнена), используемое оборудование и материалы.
Таблица: варианты постановки целей и задач занятия
Возрастной диапазон | Тема урока | Цель | Задания |
Средний | «В мире животных» | Развитие зрительного внимания и памяти. |
|
Старейшина | «Хранение станции» |
|
|
Подготовительный | «Его Величество Память» | Создание благоприятных условий для развития детской памяти. |
|
При необходимости педагог помогает дошкольникам, поддерживая и задавая важные вопросы
Развиваем ассоциативную память малыша
- «Я знаю пять…». Игра состоит в повторении названия чего-либо при ударе по мячу. Например: «Я — я знаю — пять — городов: Москва — один, Санкт-Петербург — два, Вологда — три… и так далее».
- «Назови пару». Скажите ребенку 5-6 пар слов, связанных между собой по смыслу (например, суп — это ложка, зима — это снег, телевизор — это мультфильм). Затем попросите ребенка запомнить второе слово каждой пары в ответ на первое. Количество пар слов можно постепенно увеличивать.
От чего зависит способность к запоминанию у детей?
Качество памяти зависит от нескольких факторов.
Во-первых, на способность запоминать влияет возраст ребенка. Здесь мнение специалистов единодушно: с возрастом детская память только улучшается. Что на это влияет? Совершенствуйте технику запоминания информации, действий, навыков. Маленькие дети запоминают материал, который им предлагают взрослые. Однако они используют только свои природные способности. С возрастом дети используют определенные приемы, помогающие запомнить необходимый материал — это сопоставление новой информации с ранее полученным опытом и формирование ассоциаций: они делают заметки, рисунки, схемы.
Во-вторых, количество информации влияет на качество памяти: оно улучшается с увеличением количества приобретаемых знаний.
В-третьих, свою роль играют умственные способности: чем больше ребенок может думать и быть активным, тем лучше он запоминает. С возрастом умственные способности ребенка улучшаются, что положительно сказывается на памяти и ее развитии.
Особенности развития памяти у детей дошкольного и школьного возраста
Память детей от 3 до 6 лет имеет отличительную особенность, их запоминание развивается автоматически. Именно поэтому учителя рекомендуют в этом возрасте начинать обучение детей иностранным языкам. Дошкольники быстро и хорошо запоминают иностранные слова, что значительно облегчает изучение языка в будущем.
Активное развитие долговременной памяти у младших дошкольников начинается с 3 лет. Ребенок запоминает все, что имело эмоциональную нагрузку и ударило по нему. Хотя запоминание происходит бессознательно, поскольку у ребенка еще нет конкретной цели, у него нет осознанной потребности что-то хранить в памяти.
У младших дошкольников задатки логического мышления, хорошо развита мелкая моторика. Вербальная память начинает сочетаться с семантической памятью, что выражается в способности составлять небольшие значимые истории или умении рассказывать простые тексты.
В старшем дошкольном возрасте, начиная с 5 лет, память ребенка становится более образной и эмоциональной. Рассказ или написание историй становятся более эмоциональными. Начинает появляться произвольная память, которая позволяет ребенку вспомнить, что от него требуется.
Формирование произвольной памяти свидетельствует о готовности ребенка учиться в школе. Поэтому, если в 5-6 лет ребенок все еще не может пересказывать тексты и запоминать простые рассказы, родителям стоит начать тренировать его память.
Для развития памяти младших дошкольников можно использовать логические игры, разучивать и запоминать стихи, детские песни. Любые успехи, даже небольшие, должны поощряться родителями, чтобы стимулировать желание ребенка к активности.
Развитие моторной и тактильной памяти
«Кукольник»
Ребенку просят закрыть глаза, затем ведущий, держа его за спину, ведет его по определенной заранее выбранной дорожке, например: три шага вправо, два влево, один шаг назад, два вперед. Открыв глаза, ребенок должен сам повторить движения. Можно начать с простой последовательности, постепенно увеличивать путь, усложнять задания.
«Графический диктант»
Упражнения связаны как с визуальным запоминанием, так и с мелкой моторикой. Взрослый рисует узор на доске или блокноте, предлагая детям воспроизвести его. Можно начинать с простых, постепенно переходить к все более и более сложным задачам (увеличивать количество цветов, сложность самого узора, менять ритм узора и т.д.)
«Воспроизведение паттерна по памяти»
Это упражнение аналогично предыдущему, но здесь испытуемым сначала предлагают определенный рисунок, состоящий из нескольких частей, предлагается посмотреть на него и запомнить его, а затем воспроизвести определенную часть.
Например, на картинке изображены три кошки — нарисуйте вторую кошку. Два дерева: нарисуйте одно справа и так далее.
«Делай как я».
Ребенку и ведущему предстоит по 6 игр. Сначала ведущий размещает любой рисунок или мотив из спичек, затем показывает его на пару секунд, и ребенок должен его повторить. Если двое детей играют, они могут поменяться ролями. Постепенно количество матчей увеличивается до 12-15.
«Геометрические фигуры»
Для этой игры вам понадобится набор геометрических фигур или других простых предметов и сумка, в которой они будут складываться. Ведущий по очереди называет фигурки, и дети на ощупь находят их в сумке, расставляя по порядку на столе перед собой.
Методики развития разных видов памяти у дошкольников
Память — один из основных психических процессов, без которого невозможно развитие интеллекта ребенка. Этой теме посвящено множество диссертаций, курсовых работ и даже рефератов. Специалисты разрабатывают новые методики и приемы, улучшающие познавательные способности ребенка.
тренировать и улучшать процессы зрительного запоминания необходимо с раннего возраста. Суть применяемых приемов заключается в запоминании и последующем распознавании образов животных, птиц, растений, цветов. Для детей постарше они могут выбрать карточки с буквами и цифрами. Тренировать память дошкольника можно простыми приемами, включающими в себя различные упражнения и игры.
Упражнение «что тут не так». На столе от 4 до 7 картинок, ребенку нужно запомнить, что на нем изображено. Затем ребенок оборачивается, учитель или родитель убирает картинку. Ребенку нужно понять, что изменилось.
Упражнение «что тут не так»
Развитие слуховой памяти можно начать с изучения звука музыкальных инструментов. Информация хорошо усваивается при чтении стихов и поговорок. Новые слова со временем войдут в активный словарный запас ребенка.
Чтобы тренировать долговременную память, вы можете сыграть в игру «запомнить все». Пусть ребенок вспомнит и расскажет вчерашние события. Рассказ должен быть максимально подробным.
Методики развития произвольной памяти у дошкольников
Произвольная память имеет целью запоминание определенной информации, ребенок ставит перед собой задачу сначала запомнить, а затем запомнить.
Важно! Развитие произвольной памяти — одна из предпосылок готовности ребенка к ассимиляции и обучению в школе.
Развитие произвольной памяти включает следующие этапы:
- выделить цель;
- внимательно выслушайте задание;
- активное хранение необходимой информации.
Для обучения можно прочитать десять слов, не относящихся к дошкольнику. Затем, прочитав их, ребенок должен воспроизвести их. Учитываются только правильные ответы. Этот метод позволяет вам затем наблюдать, как развиваются умственные способности ребенка в течение определенного периода времени.
Для урока вам понадобится пять разноцветных карточек. В течение пятнадцати минут ребенок должен вспомнить, где и как находятся карточки. Затем их накрывают листом бумаги. Ребенку необходимо самостоятельно расставить цвета один за другим. Ответ сверяется с источником.
Методика заучивания стихов на основе картинно-графических схем
Память дошкольников характеризуется развитием зрительно-образного запоминания.Дети младшего возраста по своей природе фотографичны, что они видят и запоминают. Это означает, что визуальный материал воспринимается лучше, чем словесный. Чтобы запомнить стих, ребенку необходимо повторить его несколько раз. Чтобы дети не теряли интерес к стихам, можно использовать картинки для смысла. После прослушивания ребенок легко воспроизведет увиденное. Этот метод ускоряет изучение стихов.
Графические и графические схемы к стихотворению «Наша Маша» Н. Бурачевская
Успешность техники запоминания стихов на основе образных и графических схем зависит от формирования смысловой связи между строками стиха и изображения. Изображение помогает ребенку понять и повторить услышанное. Две или четыре линии сопровождаются определенным рисунком.
Уроки математики с детьми 3-4 лет дома и в детском саду
Важно! Запоминание стихов с помощью картинок подходит для занятий с детьми с дефектами речи и умственной отсталостью (ПДР). Особенностью методики является улучшение долговременного запоминания и развития речи.
Развитие образной памяти у детей
Образная память тесно связана с воспоминанием о прошлом опыте. Детям от трех до шести лет легче запоминать изображения, они могут быть как одиночными, так и множественными.
К методам развития образной памяти относятся:
- самоконтроль;
- упражнения;
- игры;
- наклонности;
- интересы.
Успех этих методик зависит от способности вызвать интерес у маленьких детей. Для игр стоит выбирать предметы сложной формы, ярких цветов и различных оттенков.
Тренировка образной памяти
Групповые занятия будут самыми эффективными. Вы можете создать группу из членов семьи или привлечь малышей со двора.
Есть несколько вариантов обучения:
- «Стрельба-бери». Дошкольники делятся парами. Каждому игроку дается мяч. После того, как прозвучало слово «стоп» или цифра, дети бросают мяч другу, цель — поймать его.
- «Назови слово». Взрослый называет букву, ребенок должен подобрать для нее слово. Если ребенок не знает или ищет кратчайший маршрут, он может воспользоваться предложением других участников.
Полезны и частные уроки. Собираясь на прогулку, ребенок может перечислить одежду перед тем, как надеть ее. Ребенок, который ничего не видит, должен называть цвета и имена.
Важно! Вы можете показать картинки с разными ситуациями. На одном фото изображена реальная ситуация, на втором — мнимая. Дошкольник должен назвать воображаемую ситуацию. Ребенку читается 10 или 12 слов, из которых необходимо составить содержательный рассказ.
Развитие слуховой и вербальной памяти
«Метод десяти слов»
Этот метод используется для проверки развития кратковременной памяти у младших школьников, но его также можно использовать для тренировки с целью увеличения ее объема. Ребенка просят запомнить, затем он читает десять слов в умеренном темпе, делая паузу после каждого, а затем просит воспроизвести их вслух.
Запоминание стихов и песен. Как правило, легче запоминать песни с короткими куплетами и повторяющимся припевом, особенно песни из любимых мультфильмов в исполнении сказочного персонажа и т.д. Также следует предложить ребенку запомнить его адрес, имена родственников, знакомых, дни рождения.
Формирование произвольной памяти
Предпосылками к развитию произвольной памяти у дошкольника являются возрастные изменения личности. Начинают формироваться волевые функции. Ребенок учится подчинять свои действия принятым правилам, по предложению взрослого старается контролировать свою речь, правильно произносить слова.
В дошкольном возрасте происходит формирование волевых механизмов, контролирующих поведение и активность.
Использование волевых усилий проявляется применительно к каждому познавательному процессу, в том числе к памяти.
интересно, что память первой приобретает случайность. Мама спросит 3-летнего ребенка, куда он положил игрушку, и ребенку будет трудно вспомнить. Более того, часто бывает удачно.
Произвольное запоминание приходит позже. Исключение составляет простая цепочка действий. Дошкольники хорошо помнят, как сыграть на фортепиано трех нотную «мелодию», как сложить элементарную структуру по семплу.
Закономерности формирования произвольной памяти
Развитие произвольного запоминания подчиняется определенным законам. Дошкольник не сразу приходит к цели усвоить определенную информацию. Сначала взрослый формулирует для него такую цель: «Давайте выучим стишок», «Я покажу вам несколько картинок, я постараюсь вспомнить, что на них изображено».
Даже при немедленной реакции ребенок проявит слишком поверхностное внимание. Первый результат будет слабым.
Если дошкольник как-то заденет неутешительный показатель, он пойдет на повторные попытки. Воспроизведение будет удачнее, но этого будет мало.
Только когда ребенок поймет, что у него проблемы с воспроизведением, он направит свои усилия на запоминание каждого слова, каждой картинки.
Далее следуют условия для развития произвольной памяти. Для эффективного запоминания у дошкольника должна быть причина. Мотивация может быть разной: соревновательной (помните больше других), бросающей вызов самому себе (помню с первого раза), ответственной (нужно помнить, чтобы передать именно).
Нарушения памяти и их причины
Нарушение развития памяти обусловлено: родовой травмой, недоразвитием одной или нескольких частей мозга, экзогенными факторами — последствиями травм, полученных в первом периоде жизни, инфекциями, интоксикациями и психическими заболеваниями. Возможен целый комплекс неблагоприятных условий: напряженная ситуация в семье, конфликты со сверстниками, общее ослабление организма из-за частых ОРЗ, гиповитаминозы, педагогическая запущенность.
Нарушения памяти проявляются в виде гипомнезии — ухудшения процессов запоминания и воспроизведения или амнезии — потери определенных моментов памяти.
Неадекватность развития произвольной памяти у младших школьников выявляет детский психолог или нейропсихолог с помощью специальных тестов и при необходимости направляет на обследование к неврологу. Разрабатывается корректирующая программа, цель которой — улучшение когнитивных функций с помощью развивающих занятий. Затем проводится повторное исследование — этот же показатель снова проверяется на эффективность проделанной работы.
При исправлении нарушенного типа памяти нужно полагаться на другие типы памяти, которые хранятся у ребенка:
- слуховой — читать вслух;
- наглядные — используйте наглядные пособия;
- двигатель: пиши или рисуй. Также необходимо понимать значение запоминания, а не механического запоминания.
Общие рекомендации по развитию памяти
очень полезно использовать так называемые мнемонические приемы:
Группировка материалов | Изученный материал делится на классы или группы. Это позволяет значительно снизить нагрузку, столько раз материал разбивается на группы. |
Ассоциации | Они облегчают запоминание материала, связывая его с уже известным. |
Схематическое изображение | Для хранения материала составляется его схематический рисунок, используется движок, наглядное запоминание, выстраивается логическая цепочка. |
Особенности | Они представляют собой своего рода план запоминания. Подспорьем служат даты, названия, имена, необычные фразы, яркие моменты и т.д. |
Структурируйте материал | Между частями материала устанавливаются логические, иерархические и другие связи, в результате он начинает восприниматься как единое целое. |