- Кто такой человек – определение
- Что мы узнали?
- Кто такой индивид
- Почему человек является индивидом: описание
- Отличия понятий
- Личность – продукт социальных отношений
- Понятие и признаки личности
- Структура личности
- Признаки индивида
- Сильная личность
- Индивидуальные особенности
- Индивид и личность: различия
- Развитие индивида
- Группа и индивид
- Что такое индивидуальность человека
- Как психологи рассматривают этот термин
- Социальный индивид
- Какие отличия между терминами индивид, индивидуальность и личность: характеристика
- Что такое личность человека
- Структура личности
- Качества личности
- Ключевые свойства личности
- Развитие личности
- Поведение индивида
- Индивид (и индивидуальность)
- Влияние социума на личность
Кто такой человек – определение
Человек — существо биосоциальное, проявляющее свои психологические черты во взаимодействии с другими людьми.
Философия, раскрывая сущность понятия «человек», делает акцент на противостоянии людей и животных. Философы считают, что главное отличие человека от животного в том, что он обладает сознанием и способностью подчинять свои инстинкты силе воли.
Человек наследует биологическую сущность. Новорожденный обладает биологическими свойствами человеческого вида.
Человека можно охарактеризовать с помощью следующих научных подходов:
- Объективистский подход, характеризующий человека как существо, зависящее от природы.
- Субъективный подход. Представители этой концепции дают короткие определения, в которых акцент делается на том, что индивид является свободным представителем человеческого рода.
- Синтетический подход. Представители этого подхода построили определение человека на сочетании природных (биологических) и социальных (социальных) характеристик.
Несмотря на очевидные различия между зверем и человеком, некоторые философы не проводят четкой границы между этими определениями. Но грань между человеком и человеком четко проводится всеми исследователями: биологическое существо (индивид) способно выполнять действия, присущие человеку, но неспособно соотносить свои потребности с потребностями других индивидов. Поэтому определение личности многих авторов основывается именно на тех качествах, которые характеризуют особенности межличностного общения и коллективной деятельности людей.
Что мы узнали?
Представления о человеке, личности, личности, индивидуальности объединяет то, что они характеризуют всех людей как биологические и социальные существа с природными свойствами и качествами, приобретенными в процессе жизни и во взаимодействии с другими членами общества. Такая система понятий помогает упорядочить свойства человека и рассмотреть его с разных сторон. Индивид — это биологическое существо, один из всех людей. Личность: обладающая рядом социальных качеств. Индивидуальность — это уникальный по своей природе набор свойств и характеристик. Каждый человек — личность, личность и индивидуальность.
Кто такой индивид
Понятие «индивидуум» происходит от латинского слова «индивидуум», что переводится как «целостный, неделимый». Это понятие используется для описания социально-психологических характеристик конкретного человека.
Социальный индивид — это личность как представитель общества, определенной социальной группы.
Термин «индивидуум» используется в различных науках.
- В социальной психологии человек — это базовое определение, вокруг которого строятся концепции и теории межличностного взаимодействия, общения, преодоления конфликтов и социального управления.
- В социологии, используя термин «общественное мнение», мы изучаем поведение больших групп. При проведении социологических опросов исследователи, использующие понятие «индивид», составляют типичные характеристики той или иной возрастной группы испытуемых, изучают индивидуальные особенности представителей той или иной профессии или категории населения.
- Физиологи используют этот термин для изучения процессов, происходящих в конкретном организме. Эта концепция позволяет физиологам изучать человеческий организм.
- В медицине этот термин используется для выбора тактики лечения того или иного заболевания у конкретного пациента. Возбудители инфекции могут быть одинаковыми, а характер течения болезни у двух разных людей будет разным. Поэтому врачи учитывают индивидуальные особенности пациента при назначении тех или иных препаратов.
- В педагогике этот термин помогает педагогу или учителю реализовать личностно-ориентированный подход к ребенку. В детском саду учителя создают развивающую дисциплинарную среду, в которой каждый ребенок может удовлетворять свои потребности, узнавая об окружающем мире, участвуя в занятиях, которые им нравятся. Учитель в школе должен не только снабжать учащихся материалом по тому или иному предмету учебной программы, но и создавать каждому из них условия для творческой самореализации.
- В географии понятие индивида используется как единица измерения плотности населения, изучения этнокультурных особенностей конкретного народа.
- В истории с помощью термина «личность» формируется представление о конкретной эпохе, историческом событии. Благодаря этой концепции историки смогли составить психологические портреты выдающихся личностей.
- В искусстве понятие личности легло в основу нескольких направлений. Особенности того или иного жанра в литературе, музыке, живописи не проявлялись сами по себе. Они являются результатом деятельности смелых личностей, сумевших успешно реализовать свой творческий потенциал.
Майерс-Бриггс разработал концепцию, согласно которой всех людей можно разделить на следующие типы:
- сенсорный экстраверт (выразительный, уверенный в себе, социально активный);
- сенсорный интроверт (дружелюбный, общительный, обаятельный);
- интуитивный экстраверт (они много говорят, но мало делают, живут мечтами и думают о возможностях, им нравится делать великие проекты, но они их не реализуют);
- интуитивный интроверт (принимает решения, основываясь на своих чувствах);
- умственный экстраверт (любит ясность, алгоритмы, логику, рациональность во всем);
- ментальный интроверт (социально пассивен, не коммуникативен, но генерирует блестящие идеи);
- чувство экстраверта (склонность давать советы, критиковать);
- чувство замкнутости (склонность к ярким переживаниям и эмоциональным всплескам);
- решительный экстраверт (импульсивный, сначала говорит, а потом думает);
- решительный интроверт (спокойный, трезвый, рассудительный);
- восприятие экстравертное (переполненное жизненной энергией, приспособленное);
- проницательный интроверт (творческая личность, черпающая вдохновение в окружающем мире).
Почему человек является индивидом: описание
Каждый человек индивидуален. В конце концов, все мы рождены на Земле и являемся представителями человеческого рода. В большинстве современных теорий людей от животных отличает культура, которая играет решающую роль в определении человеческого поведения и поведения. Ведь человеческая природа признана бинарной, то есть человек — существо биосоциальное.
Таблица, доказывающая, что человек — личность.
Животное | Человек |
Жизнь сопровождается инстинктами. | Наряду с инстинктами человек обладает четкой формулировкой мысли и языка. Это то, что направляет деятельность человека. |
Все действия изначально запланированы, активность животных бессознательная. | Осуществляет сознательную целенаправленную творческую деятельность. Человек умеет держать свои инстинкты под контролем. |
Он только воспроизводит его биологическую сущность. Инструменты их работы — примитивные объекты окружающей среды. | Он воспроизводит свою сущность не только биологическую, но и социальную; изготавливает рабочие инструменты; создает материальные и духовные ценности. |
Отличия понятий
Резюмируя вышесказанное, еще раз перечислим основные характеристики и отличия рассматриваемых концепций. Следовательно, человек — понятие обобщающее. В отличие от остальных, его можно использовать в биологическом смысле для обозначения представителя вида Homo Sapiens. Более того, почти во всех контекстах термины «личность» и «индивидуум» можно заменить словом «личность». Но утверждение в этом случае окажется более обобщенным.
Человек — это конкретный человек. Это технический или юридический термин, используемый в юридических документах. Он не включает в себя никаких личностных качеств, но строго относится к конкретному человеку. С точки зрения права физическое лицо является субъектом правоотношений (собственник, наследник, виновный в ДТП). Рассматривая людей как личности, мы считаем их одинаковыми и пренебрегаем всеми их характеристиками, кроме тех, которые важны в контексте решаемой проблемы.
Личность — это социализированный человек с характером, темпераментом и мировоззрением, активно взаимодействующий с другими личностями. Личность не возникает сама по себе, она формируется в процессе социализации, происходящей в процессе роста.
Индивидуальность — это совокупность свойств и качеств, делающих человека уникальным. Он формируется параллельно личности. Чтобы лучше понять, чем личность отличается от индивидуальности, стоит обратить внимание на то, к каким эпитетам обычно употребляются эти слова. О человеке можно сказать, что он «сильный», «независимый», «независимый». Такие эпитеты, как «блестящий», «незабываемый» или «уникальный» больше подходят индивидуальности».
Личность – продукт социальных отношений
Если человек рождается как личность, то человек становится личностью в процессе взаимодействия с социальной средой. Кто-то сначала получает право на этот «титул», кто-то позже, но обязательно в сознательном возрасте, когда человек может принимать решения самостоятельно и нести ответственность за их последствия.
Если индивид биологически задан, то личность вне общества не может быть сформирована, для этого необходим процесс социализации.
Понятие и признаки личности
Понятие личности постепенно эволюционировало. Долгое время это означало социальную роль человека в обществе. И чем важнее была эта роль, тем значительнее считалась личность. Не зря русское слово «личность» происходит от устаревшего «маска»: маска. А также аналогичный латинский термин persona первоначально обозначал театральную маску.
Но в настоящее время понятие «личность» рассматривается более широко, хотя в нем по-прежнему сохраняется оценка социальной значимости человека. Конечно, возникает вопрос, кого можно назвать человеком. И где-то в каждом из нас, в глубине души, есть уверенность, что он действительно она. Ответить на такой вопрос несложно, достаточно «доказать» три основных характеристики человека:
- Личность — это социальная личность, то есть человек, воспитанный в традициях определенного общества, прошедший социализацию и усвоивший принятые в этом обществе нормы. По этой причине его можно считать полноценным и полноценным членом общества.
- Личность — это независимый и независимый человек, который самостоятельно принимает решения и несет за них ответственность перед обществом.
- Личность — это активная личность, то есть человек, который участвует в жизни общества, является частью его системы и способствует развитию общественных отношений. Кстати, участие в физическом воспроизводстве общества (рождение и воспитание детей) тоже такой вклад.
Как видите, большинство вполне взрослых и способных людей подпадают под определение «личность». А вот детей, по крайней мере, до подросткового возраста, нет. Это потенциальные личности, развивающиеся, но еще не ставшие ими.
Возникает другой вопрос: можно ли рассматривать личность преступника, маньяка, человека, развязавшего войну и разрушившего общество? Да, потому что он тоже получил образование в рамках определенной культуры и усвоил социальные нормы, в отличие от нас с вами. Это также продукт общественных отношений.
А кошек и собак, при всей моей любви к ним, нет и не будет. Но к ним вполне применимо другое понятие — индивидуальность. Я расскажу о нем позже.
Структура личности
Личность — сложное образование, включающее в себя ряд компонентов и уровней. Эти компоненты также могут противоречить друг другу, поэтому у человека возникает внутриличностный конфликт. Существуют различные варианты строения личности и, в нашей домашней психологии, она включает следующие группы человеческих качеств:
- индивидуально-психологические особенности: темперамент, характер, способности и т д;
- мотивации, управляющие поведением человека и ценностными ориентациями, которые также влияют на деятельность, отношение к миру и другим людям;
- ориентация — совокупность точек зрения, мировоззренческих принципов, убеждений, взглядов, интересов, сформированных под влиянием общества;
- опыт — знания, навыки, умения, приобретенные человеком в процессе обучения и самообразования, обучения и личностного развития.
Иногда к этим компонентам добавляют социальный статус и роли, которые человек играет в обществе. Но это, на мой взгляд, внешнее проявление личности и не имеет ничего общего с ее внутренним устройством.
Признаки индивида
В психологии основной отличительной чертой понятия «индивид» является противопоставление социальных черт, характерных для субъекта социальной жизни, инстинктивной модели поведения животных. Проще говоря, разница между животным и отдельным представителем человеческого рода заключается в способности последнего приспосабливаться к конкретным условиям социального взаимодействия.
Человек становится индивидуальностью в процессе взаимодействия с другими людьми. Признаками личности являются:
- сознание;
- интеллект;
- речь;
- вертикальное положение.
Сильная личность
Часто в обществе появляются люди, которых называют сильными личностями. Для них характерно умение отказываться от личных интересов в пользу других людей, своей Родины, преодолевать серьезные трудности.
Людвиг ван Бетховен, всемирно известный композитор, вскоре потерял слух, а затем и зрение, но, несмотря на это, он продолжал сочинять музыку и делиться ею с другими. Сейчас его произведения не теряют популярности, но мало кто знает, что их автор писал, буквально слыша музыку.
Индивидуальные особенности
Обладая огромным потенциалом для личностного развития и становления личностью, каждый человек после рождения проявляет себя в определенных свойствах. Это называется индивидуальным развитием.
В социальных науках понятие «индивид» используется для обозначения конкретных характеристик индивида. Во-первых, каждый субъект обладает уникальными внешними данными, цветом глаз и телосложением, то есть действует как единственный представитель вида homo sapiens. Во-вторых, можно выделить психологические различия между людьми: эмоциональность, темперамент, характер. В-третьих, у каждого есть определенный набор навыков.
С точки зрения некоторых специалистов, периферическая и центральная нервная системы формируются у плода в матке уже на втором месяце. В пять месяцев эмбрион приобретает способность слышать и различать звуки, а в третьем триместре уже может ощущать эмоции (паника, реакция на ласки, разговоры). Ученые утверждают, что именно в последние месяцы вынашивания ребенка формируются интеллектуальные способности и психоэмоциональный фон.
Поэтому считается, что формирование личности начинается не после рождения, а сразу при зарождении новой жизни. Вкратце можно выделить его особенности:
- высокий уровень социальной активности;
- устойчивость к окружающей среде;
- психофизическое единство организма.
Понятие «индивид» в психологии разграничивается термином «индивидуальность». Под ним понимается набор свойств и характеристик, определяющих уникальность предмета. Это проявляется не только в поведении, но и в специфике предпочтений и интересов. Индивидуальность формируется в среде, в которой субъект растет и развивается, в его ассоциациях, сложившихся в раннем возрасте, и в особенностях воспитания. Психологи утверждают, что люди рождаются, становятся личностями, и индивидуальность необходимо защищать.
Результатом развития личности является личность, которая рассматривается как исключительно социальная сущность.
Индивид и личность: различия
Человек рождается личностью, статус человека устанавливается уже в процессе развития. Различие между определением индивида и личности поможет оценить функционирование человека.
Так чем же человек отличается от человека?
- Взаимодействие с компанией. Человек остается индивидуальностью от рождения до смерти и как личность формируется только во взаимодействии или противостоянии с обществом.
- Признание. Все люди равноправны, то есть у каждого человека изначально есть своя индивидуальность. Однако у личности есть некоторые социальные преимущества: признание, власть, авторитет.
- Достаточность. Они рождаются как личности и становятся личностями.
- Осведомленность. Путь к обретению состояния личности — это сознательное действие человека.
- Количество. В мире десятки миллионов человек и около семи миллиардов человек.
Человек, отчужденный от общества, очень быстро теряет свои личностные качества: он начинает неправильно понимать других людей, вплоть до того, что забывает язык. При этом развитие генетического кода происходит естественным путем, вне зависимости от изменений в жизни человека. Человек может стать человеком даже с ограниченными возможностями.
Развитие индивида
Развитие личности продолжается. Предпосылки для этого процесса:
- количественные и качественные изменения, происходящие в тканях и органах тела в процессе роста и созревания особи;
- формирование сознания личности;
- познавательный интерес человека;
- природное любопытство;
- общение с другими представителями небольшой социальной группы в частности и общества в целом;
- генетическая предрасположенность человека к освоению новых видов деятельности;
- генетически детерминированная имитационная способность человека.
Факторы, влияющие на человека и группу
Группа и индивид
Поскольку человек — существо социальное, невозможно представить его полноценную жизнь вне общества. Жизнь в обществе организована таким образом, что каждый человек является представителем самых разных социальных групп. Наиболее значимыми для человека являются такие социальные группы, как:
- семья;
- группа детского сада;
- компания сверстников во дворе;
- школьный класс;
- группа студентов;
- производственная бригада;
- клубы и ассоциации по интересам.
Чтобы чувствовать себя комфортно, человека нужно принять в группу. Для этого он должен соблюдать правила, установленные в этой группе:
- признать авторитет лидера группы;
- иметь соответствующую внешнюю атрибутику (определенный стиль одежды, аксессуары, гаджеты);
- разделять мнение группы, ее убеждения и ценностные ориентации;
- идентифицировать себя с этой группой.
Как член группы, человек постоянно находится в ситуации выбора: согласиться с группой или показать свое истинное лицо. Если у человека есть харизма и лидерские качества, он чувствует себя в безопасности даже в те моменты, когда его личная позиция не совпадает с мнением большинства членов группы. Он не боится высказывать свое мнение. Когда он подкрепляет свои мысли и убеждения аргументами, члены группы слушают его и иногда принимают его сторону, меняя свое мнение.
Если у человека низкая самооценка, он боится выразить несогласие с мнением большинства группы. Он вынужден сгибать душу, надевать маску, льстить, желая произвести впечатление на лидера группы. Его поведение будет оставаться неискренним до тех пор, пока человеку выгодно быть членом этой социальной группы.
Влияние группы на человека можно проследить на примере некоторых профессий:
- Продавец. Существуют определенные стандарты обслуживания клиентов, согласно которым продавец должен быть приветливым, вежливым, улыбчивым. Этот профессиональный стандарт не позволяет продавцу на работе демонстрировать плохое настроение или негативное отношение к неряшливому покупателю.
- Учитель. В классе могут быть совершенно разные дети. У одних высокая учебная мотивация, у других — низкая. Учитель, как правило, видит детей, заинтересованных в получении знаний, но не может научить только их. В соответствии с должностной инструкцией учитель должен одинаково относиться ко всем ученикам. Профессиональный стандарт запрещает учителю различать домашних животных в классе. Личное отношение учителя к конкретному ребенку не должно накладывать отпечаток на его обучение.
- Конвейер рабочий. Это шествие не предполагает проявления индивидуальности. Работник фабрики или завода должен выполнять определенные операции в правильной последовательности. Группой для этого сотрудника будет производственный отдел. Если человек отлично справляется со своими обязанностями, остальные работники перевозчика лояльны к нему. Если он допустит ошибку, ему будут грозить штрафы со стороны других сотрудников, потому что его ошибка обязательно повлияет на их работу.
Группа влияет на человека, формируя его систему ценностей и жизненных принципов. Но человек также влияет на группу, если у него есть достаточный личный потенциал. Оказывается, группа не только формирует какие-то личностные характеристики своих членов, но и каждый индивид, входящий в группу, влияет на ее социально-психологические характеристики.
Что такое индивидуальность человека
Индивидуальность — это уникальный набор личностных характеристик человека, гарантирующий его природную гармонию и многогранность. Индивидуальность определяет отношение человека к себе, к людям и вещам вокруг него, к своей деятельности и деятельности других.
Социально-психологический парадокс состоит в том, что каждый человек хочет отличаться от других, проявлять себя в творчестве. Но в то же время все опасаются, что окружающие не смогут понять и принять его выражение. Поэтому люди, как правило, стараются быть такими, как все.
В структуру личности входят:
- тип темперамента;
- внешний вид человека;
- личный стиль общения;
- характер человека;
- интеллектуальные способности человека;
- интересы и склонности человека
Индивидуальность человека нависает над процессом его жизни. Эта черта характера есть у каждого. Трудно найти двух людей с одинаковыми характеристиками личности. У Близнецов тоже противоположные характеры, что свидетельствует об уникальности индивидуальности каждого человека.
Индивидуальность человека проявляется с детства. У детей есть отличия во внешности, в свойствах темперамента. Плач у младенцев тоже другое дело.
Как психологи рассматривают этот термин
Человека называют точным носителем всех черт, данных человечеству. Но в психологии термин индивид характеризуется целостностью психофизических организаций организма, его активности, а также сопротивляемостью проявляемым действиям.
Человек живет как личность от начала своего рождения до момента смерти. Это состояние является исходным на планете с точки зрения ее филогенетического становления, а также онтогенетического развития. Это конкретный продукт создания жизни, который активно взаимодействует с множеством критериев окружающей среды, а не ряд внезапно возникших условий. Ясно одно, невозможно рассматривать человека без особого внимания и акцента на его индивидуальных особенностях.
Они выступают в качестве основы человеческого содержания. Именно от них будет зависеть ряд условий развития каждого представителя человеческого рода, то есть от задатков, которые были в него вложены на генетическом уровне. У человека есть ряд основных функций, в частности, их две. Один классифицируется как консервационный, благодаря которому происходит процесс распределения энергетических и динамических характеристик, а также ряда ресурсных характеристик. Но другой отвечает за функцию так называемых изменений с точки зрения пластичности поведения.
Социальный индивид
В отличие от детенышей животных, особь практически лишена врожденных адаптивных инстинктов. Поэтому для выживания и дальнейшего развития ему необходимо общаться со своими собратьями. Ведь только в обществе ребенок сможет воплотить в реальность свой врожденный потенциал, стать личностью. Независимо от общества, в котором человек родился, он не может обойтись без заботы взрослых и обучения у них. Для полноценного развития ребенку нужно много времени, чтобы он мог усвоить все элементы, детали, которые понадобятся ему в самостоятельной жизни как взрослого члена общества. Поэтому с первых дней жизни ребенку нужно уметь общаться со взрослыми.
Человек и общество неразделимы. Без общества человек никогда не станет личностью; без индивидов общества просто не будет. В начальный период жизни взаимодействие с обществом складывается из первичных мимических реакций, языка жестов, с помощью которых ребенок информирует взрослых о своих потребностях и показывает свое удовлетворение или неудовлетворенность. Ответы взрослых членов социальной группы также становятся ему понятны по мимике, различным жестам и интонациям.
По мере того, как ребенок растет и учится говорить, язык жестов и мимика постепенно отходят на второй план, однако на протяжении всей взрослой жизни человека он никогда полностью не теряет своего значения, превращаясь в важнейший инструмент невербального общения, который выражает чувства иногда не меньше, а иногда и больше, чем обычные слова. Это связано с тем, что жесты, мимика и позы в меньшей степени контролируются сознанием, чем речь, и поэтому в некоторых случаях имеют даже более информативное содержание, сообщая обществу, что человек хотел скрыть.
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что социальные качества (например, коммуникативность) должны формироваться только в процессе взаимодействия с обществом в целом и при общении с другими людьми в частности. Любое общение, вербальное или невербальное, является необходимой предпосылкой для того, чтобы человек мог общаться. Социальные качества человека — это его способности к социальной активности и процессу социализации. Чем раньше начнется процесс социализации, тем будет легче.
Существуют различные формы обучения, посредством которых социализируется человек, но их всегда следует использовать в комплексе. Один из методов, которые сознательно используют взрослые для обучения ребенка социально правильному и приемлемому поведению, — это обучение путем удержания. Подкрепление достигается за счет прямого использования метода поощрения и наказания, чтобы продемонстрировать ребенку, какое поведение будет желательным и одобренным, а какое — неодобрительным. Таким образом, ребенка учат соблюдать элементарные требования гигиены, этикета и другие, действующие в обществе.
Некоторые элементы повседневного поведения человека могут стать довольно сильной привычкой, что приводит к образованию прочных ассоциативных связей — так называемых условных рефлексов. Один из каналов социализации — формирование условных рефлексов. Это рефлекс, например, мытье рук перед едой. Следующий метод социализации — обучение через наблюдение.
Человек учится вести себя в обществе, наблюдая за поведением взрослых и пытаясь им подражать. Многие детские игры основаны на имитации поведения взрослых. Роль социального взаимодействия людей также обучается. Приверженец этой концепции Дж. Мид считает, что усвоение социальных норм и правил поведения происходит в процессе взаимодействия с другими людьми и с помощью различных игр, особенно ролевых (например, игры с дочерьми и матерями).). Это обучение происходит через взаимодействие. Участвуя в ролевых играх, ребенок реализует результаты своих наблюдений и свой первоначальный опыт социального взаимодействия (визит к врачу и т.д.).
Социализация индивида происходит под влиянием различных агентов социализации. Самым важным и первым субъектом такого рода в процессе социального становления человека является семья. Ведь она — первое и ближайшее «социальное окружение» личности. В функции семьи по отношению к ребенку входит забота о его здоровье, защита. Семья также удовлетворяет все основные потребности человека. Именно семья изначально знакомит человека с правилами поведения в обществе, учит общению с другими людьми. В семье она впервые сталкивается со стереотипами гендерных ролей и проходит половую идентификацию. Семья развивает основные ценности человека. Однако в то же время семья — это институт, который может нанести наибольший ущерб процессу социализации личности. Так, например, низкий социальный статус родителей, их алкоголизм, семейные конфликты, социальная отчужденность или неполноценность семьи, различные отклонения в поведении взрослых — все это может привести к непоправимым последствиям, оставить неизгладимый след в мировоззрении ребенка, характер и социальное поведение.
Школа — следующий агент социализации после семьи. Это эмоционально нейтральная среда, которая в корне отличается от семейной. В школе к маленькому ребенку относятся как к одному из многих и в соответствии с его настоящими характеристиками. В школах дети практически узнают, что такое успех или неудача. Они учатся преодолевать трудности или привыкают сдаваться перед ними. Именно школа формирует у человека чувство собственного достоинства, которое чаще всего сопровождает его на протяжении всей взрослой жизни.
Еще один важный фактор социализации — окружение сверстников. В подростковом возрасте влияние родителей и учителей на детей ослабевает, как и влияние сверстников. Все академические неудачи, невнимательность родителей компенсируются уважением сверстников. Именно среди сверстников ребенок учится решать конфликтные задачи, общаться на равных. И в школе, и в семье все общение построено по иерархии. Групповые отношения со сверстниками позволяют человеку лучше понять себя, свои сильные и слабые стороны.
Потребности отдельного человека также лучше понимаются через групповое взаимодействие. Социальная среда сверстников вносит свои изменения в привитые в семье представления о ценностях. Кроме того, взаимодействие со сверстниками позволяет ребенку идентифицировать себя с другими и в то же время отличать себя друг от друга.
Поскольку в социальной среде взаимодействуют группы разной принадлежности: семья, школа, сверстники, личность сталкивается с некоторыми противоречиями. Например, семья человека ценит взаимопомощь, и в школе преобладает дух соревнования. Следовательно, человек должен ощущать на себе влияние разных людей. Попробуйте вписаться в разные среды. По мере взросления и интеллектуального развития человек учится видеть такие противоречия и анализировать их. В результате ребенок создает свой набор ценностей. Сформированные ценности личности позволяют более точно определить свою личность, обозначить жизненный план и стать инициативным членом общества. Процесс формирования этих ценностей может стать источником значительных социальных изменений.
Также среди социализаторов необходимо выделить СМИ. В процессе своего развития человек и общество непрерывно взаимодействуют, что определяет успешную социализацию личности.
Какие отличия между терминами индивид, индивидуальность и личность: характеристика
Учтем:
- Индивид — это единственный представитель человеческого рода, отдельный человек, независимо от его реальных антропологических и социальных характеристик.
- Индивидуальность — это неповторимая самобытность проявлений человека, подчеркивающая разносторонность и гармоничность, естественность и легкость его деятельности.
- Личность — это человеческая личность, являющаяся субъектом сознательной деятельности, обладающая набором социально значимых черт, свойств и качеств, которых он добивается в общественной жизни.
Что такое личность человека
Понятие «личность» раскрывает социальную сущность человека. Человек становится личностью в процессе социализации.
Социализация — это приобретение человеком опыта жизни в обществе, что предполагает усвоение человеком норм и правил поведения в обществе.
Структура личности
Структура личности формируется характеристиками личности, приобретенными им в процессе социального взаимодействия. К ним относятся:
- развитая сила воли;
- готовность брать на себя ответственность за свои слова и действия;
- независимость;
- самодисциплина;
- самоорганизация;
- высокий уровень самоконтроля:
- высокий уровень нравственности.
Психологи объединили характеристики личности, составив ее социально-психологическую структуру:
Социально-психологическая структура личности
Качества личности
Индивид, который является личностью, прошел долгий путь от человека как представителя биологического вида до индивида, наделенного социальными свойствами. Для человека как личности характерны такие качества, как:
- сила;
- уникальность;
- творческий подход;
- инициативность, предприимчивость;
- социальная активность;
- ответственность;
- высокая мотивация к достижению цели;
- умение контролировать эмоции;
- независимость от мнения большинства;
- умение защитить свою индивидуальность.
Ключевые свойства личности
Основные черты личности:
- уважительное отношение к объектам культуры и искусства;
- способность размышлять и глубоко анализировать собственное поведение;
- обучаемость;
- высокая мотивация, определяющая потребность в производстве материальных благ и социально значимой деятельности.
Развитие личности
По мнению педагогов и психологов, процесс формирования личности начинается, когда ребенку исполняется 3 года. Ребенку нужно все делать самому. Однако в борьбе за независимость он сталкивается с определенными трудностями: оказывается, что большую часть деятельности, которая ему так интересна, он до сих пор не может выполнять самостоятельно. Это противоречие между желаниями ребенка и его беспомощностью вызывает бурные негативные поведенческие реакции. Ребенок часто плохо себя чувствует, плачет, отказывается соответствовать требованиям родителей.
Взрослым в это время нужно относиться к ребенку с пониманием и терпением, ведь противоречия — движущая сила развития. Пройдет несколько месяцев, и малыш найдет правильные способы освоить новые занятия. Это будет ваш первый шаг на пути к личному развитию.
Чтобы человек стал человеком, нужны особые условия. Личностное развитие происходит, если:
- Родители заинтересованы в развитии ребенка, поэтому с раннего детства создают дома развивающую среду. Детям нужно читать сказки, петь на ночь колыбельные и участвовать в детских играх. Все это составляет морально-этическую основу личностного развития ребенка.
- Ребенок должен посещать дошкольное учебное заведение.
Степень успешности в личностном развитии проявляется в критических ситуациях, когда перед человеком стоит морально-этический выбор. Человек, сумевший стать сильной личностью, способен достойно выходить из разных жизненных ситуаций. Он ставит духовные ценности выше материальных. Он умеет:
- отвергать сомнительные предложения товарищей;
- проявить силу воли;
- проявлять инициативу на работе;
- будьте внимательны к своим близким.
Вы не можете оправдать незаконные и преступные действия человека тем фактом, что он не смог социализироваться и проявить себя в социально поощряемой деятельности. Совершать преступление или нет — это выбор, который принадлежит не человеку, а человеку. Преступники сделали свой выбор сознательно. Следовательно, они личности.
Поведение индивида
Поведение — это особая форма деятельности человеческого тела, которая усваивает окружающую среду. В этом аспекте поведение рассматривал И. Павлов. Именно он ввел этот термин. С помощью этого термина стало возможным визуализировать сферу взаимоотношений индивида, взаимодействующего с окружающей средой, в которой он существует и взаимодействует.
Поведение человека — это реакция человека на любое изменение внешних или внутренних условий. Он может быть осознанным и бессознательным. Человеческое поведение развивается и имеет место в обществе. Это связано с постановкой целей и языковым регулированием. Поведение индивида всегда отражает процесс его интеграции в общество (социализации).
У каждого поведения есть свои причины. Он определяется событиями, которые ему предшествуют и вызывают определенную форму проявления. Поведение всегда целенаправленно.
Цели человека основаны на его или ее неудовлетворенных потребностях. Для любого поведения характерна цель, которую он стремится достичь. Цели выполняют функции мотивации, контроля и организации и являются важнейшим механизмом управления. Для их достижения выполняется ряд конкретных действий. Поведение тоже всегда мотивировано. Каким бы ни было поведение, провокационное или отстраненное, в нем обязательно присутствует мотив, определяющий именно сиюминутную форму его проявления.
В процессе технического прогресса в современной науке появился еще один термин — виртуальное поведение. Этот тип поведения сочетает в себе театральность и естественность. Театральность создается иллюзией естественного поведения.
Поведение индивида имеет следующие характеристики:
- уровень активности (инициативность и энергия);
- эмоциональная выразительность (характер и интенсивность выражаемых аффектов);
- ритм или динамизм;
- стабильность, заключающаяся в постоянстве проявлений в разных ситуациях и временах;
- осведомленность, основанная на понимании собственного поведения;
- произвол (самообладание);
- гибкость, т е изменение поведенческих реакций в ответ на изменения окружающей среды.
Индивид (и индивидуальность)
Этот термин имеет особое значение в научных дисциплинах, таких как социальные науки и право. Индивид — уникальный и очень специфический представитель человеческого рода. Понятно, что каждый человек имеет уникальный набор антропологических и психологических характеристик, но это выходит за рамки скобок.
С точки зрения права физическое лицо является субъектом юридических отношений, носителем прав и обязанностей, рассматриваемым как юридическая абстракция. Его внешность, характер, жизненный опыт, состояние здоровья, личностные качества и другие характеристики значения не имеют. Существенным достоянием является его правоспособность.
В социальных науках индивид относится к человеку как к определенной статистической единице общества, обладающей определенным статусом и социальным положением, занимающейся каким-либо видом деятельности. По сути, индивид — это «техническая характеристика» человека, своего рода «идентификатор», делающий его уникальным. Статус «индивидуума» ребенок получает вскоре после рождения (хотя это спорная тема, и многие авторы считают, что особь можно считать плодом в утробе матери уже на втором месяце беременности, так как на этом этапе нервная система система формируется).
С точки зрения психологии каждый человек обладает индивидуальностью — особым набором свойств и характеристик, определяющих его неповторимость и неповторимость. В этом случае нельзя путать понятия «индивидуальность» и «индивидуальность». Человека называют индивидуальностью, и индивидуальность — это его уникальная черта. Он определяет такие характеристики, как предпочтения, интересы, поведение и многое другое.
Таким образом, человек рождается индивидуальностью, но еще не имеет индивидуальности. Он формируется по мере роста под влиянием среды, в которой он растет и социализируется. Действительно, формирование индивидуальности и личности происходит параллельно, но даже эти понятия не следует путать.
Влияние социума на личность
Находясь в обществе, человек испытывает давление со стороны окружающих. Общество влияет на формирование системы ценностных ориентаций человека, влияет на его действия.
Поведение человека регулируется не только его добровольными усилиями, но и общественным мнением.
Человек чувствует себя счастливым только в те моменты, когда он может заниматься любимым делом, чувствуя при этом понимание и поддержку со стороны близких.