Двигательная память в психологии: что это такое

Содержание
  1. Что это такое
  2. Нарушения рассматриваемого типа памяти
  3. Ключевые характеристики двигательной памяти
  4. Зачем развивать моторную память?
  5. Виды памяти
  6. Характер психической активности
  7. Характер целей деятельности
  8. Длительность сохранения информации
  9. Характер приобретения информации
  10. Как сделать тренировку памяти эффективной
  11. Рекомендации
  12. История Романа о развитии своей памяти
  13. Что такое моторная память и зачем она нужна
  14. Причины нарушений
  15. Формы хранения информации
  16. Какие упражнения для развития памяти дошкольников существуют сегодня
  17. Характеристика других видов
  18. Упражнения для тренировки
  19. Упражнение для меткости и точности жестов
  20. Назначение и преимущества
  21. Роль памяти в жизни человека
  22. Как натренировать моторную память
  23. Игры и упражнения на развитие двигательной памяти
  24. Механизм
  25. Как самостоятельно развить долговременную память
  26. Функции
  27. В быту
  28. В обучении
  29. В профессиональной деятельности

Что это такое

Моторная память — это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений. Кроме того, записываются не только их механизмы, но и то, как именно они работают — с какой амплитудой, продолжительностью, скоростью и в каком направлении. Иногда точность имеет большое значение, и любое отклонение чревато опасными последствиями.

Самый яркий пример — хирург, неверный шаг которого может привести к смерти пациента. В повседневной жизни такая аккуратность украшений уже не так актуальна: каждая хозяйка готовит борщ по собственному рецепту, а ее алгоритм может отличаться от общепринятого.

Нарушения рассматриваемого типа памяти

Недоразвитие или нарушение двигательной памяти — серьезная проблема, которая может сильно повлиять на качество жизни человека.

При тяжелых расстройствах у человека могут возникнуть проблемы с перемещением в пространстве и самообслуживанием. Ему будет сложно получать спортивные нагрузки, осваивать танцевальные движения.

Как правило, некоторые нарушения моторной памяти могут влиять не только на вегетативные движения, но и на качество письма и чтения. Человеку с этой проблемой труднее учиться. Часто допускает элементарные грамматические ошибки, путает слова при чтении.

Чаще всего это приводит к такому специфическому и очень неприятному недугу, как дисграфия. А в тяжелых случаях — к аграфии, то есть полной неспособности овладеть принципами письменной речи.

Ключевые характеристики двигательной памяти

  • точность: правильное повторение действий;
  • объем — количество движений, которые вы можете выучить и воссоздать;
  • устойчивость — отвлекающие факторы как минимум затрудняют обучение и повторение
  • сила: как долго вы запоминаете движение и как долго вы можете его выполнять.

На развитие и улучшение этих показателей направлены специальные упражнения на двигательную память.

Музыкант играет на скрипке

Зачем развивать моторную память?

Помимо экономии времени и ресурсов за счет мелкой моторики, мы получаем возможность осваивать новые навыки. Предположим, что даже такая простая деятельность, как письмо, была бы для нас невозможна.

Исследования показали, что в большинстве случаев жертвы дорожно-транспортных происшествий выживают благодаря этому типу памяти. Когда машина заносит, человек не успевает продумать план действий, он автоматически поворачивает руль в нужном направлении. Как и когда он видит машину, выезжающую на встречную полосу.

Или, однажды научившись правильно падать, а точнее перегруппировавшись для более безопасного приземления, вряд ли когда-нибудь серьезно пострадает от гололеда на дороге.

Поэтому занимайтесь не только развитием, но и развитием важных для вас навыков, которые, возможно, однажды смогут сохранить вам здоровье или жизнь.

Виды памяти

Мы говорим о памяти как о чрезвычайно сложной когнитивной (когнитивной) функции. В его работе принимают участие многие участки мозга, он используется постоянно.

В книге «Общие основы психологии» доктор психологических наук, академик, член-корреспондент Академии педагогических и социальных наук и Международной академии психологических наук Р.С. Немов классифицирует память (определяет типы) по ряду критериев.

Характер психической активности

По этому критерию память — это:

  • двигатель (двигатель);
  • эмоциональный;
  • образный;
  • словесно и логично.

Моторная память — это способность запоминать, запоминать и воспроизводить различные движения. С его помощью формируются различные практические и рабочие навыки (ходьба, письмо).

Эмоциональная память фиксирует переживания и эмоциональные состояния в форме представлений. То, что связано с эмоциональными переживаниями, обычно запоминается легко и надолго. Этот тип памяти важен для мотивации человека.

Образная память связана со способностью сохранять и использовать образы восприятия. Специфика захваченного изображения определяется особенностями восприятия человека, работой его системы анализатора.

Словесно-логическая форма памяти необходима для запоминания и воспроизведения мыслей.

Характер целей деятельности

Мозг и два человечка в белом
Типы памяти: Freepick

Этот критерий еще называют критерием произвольности. По нему память делится на:

  1. Непроизвольно. Когда процессы запоминания и воспроизведения осуществляются автоматически, без волевых усилий человека и контроля сознания.
  2. Произвольный. Для этого типа памяти характерны запоминание и воспроизведение, требующие силы воли.

Длительность сохранения информации

Согласно этой классификации память делится на:

  • короткий срок;
  • операционная;
  • длительный срок.

Кратковременная память — это промежуточная «память» данных. Этот вид запоминания связан с однократным или очень непродолжительным восприятием.

Рабочая память связана с хранением и воспроизведением информации, необходимой для выполнения определенных текущих действий. После решения проблемы информация может полностью исчезнуть.

так обстоит дело с материалом, который студенты изучают незадолго до экзамена. Этот тип памяти представляет собой переходную память из кратковременной памяти в долговременную.

В долговременной памяти хранится весь объем знаний и опыта человека. Чем чаще из него воспроизводится информация, тем прочнее она фиксируется.

Характер приобретения информации

Память может быть генетической и пожизненной. В первом хранится конкретная информация, а во втором — индивидуальный опыт человека.

Генетическая память — это склонность к определенному поведению и действиям, которые эволюционировали и укоренились в виде эволюционно. Например, страх падения и рефлекторная реакция на падающий объект (подпрыгивание, оглядывание на шум) — это проявление генетической памяти. Вся информация, которую человек усваивает после рождения, называется памятью на всю жизнь.

Как сделать тренировку памяти эффективной

Следовательно, существует огромное количество методик и обучающих курсов, посвященных совершенствованию навыков запоминания. Глазурь на торте — это советы, которые сделают ваше обучение более продуктивным.

  • Интересный материал запоминается намного лучше, чем скучный непонятный текст.
  • Информация запоминается более четко, если она проста, ясна и структурирована.
  • При запоминании прочитанного материала нужно внимательно вникнуть в смысл, прочитать несколько раз, разбивая его на условные фрагменты.
  • Информация из знакомой области запоминается лучше, чем информация, с которой мы сталкиваемся реже.
  • Постоянное повторение — гарантия большего объема хранимой информации.
  • Между процессами обучения и повторения необходимо соблюдать паузы, чтобы дать отдых мозгу и телу в целом.
  • его легче запомнить, проводя параллели, ассоциации со знакомыми предметами, явлениями.
  • Полученную информацию необходимо огласить вслух.
  • Чтение книг и заучивание стихов, безусловно, будет полезным.
  • Не зубрить надо, а понимать смысл изученного.
  • Изучение иностранных языков не только улучшит вашу память, но и пригодится в дальнейших путешествиях.

Память — уникальный и незаменимый процесс. Это «мышца» мозга, которую можно улучшить с помощью постоянных тренировок. Развитое воображение, хороший стимул, усидчивость и внимание обеспечат хороший результат, а подбор интересной информации, регулярное повторение сделают тренировки более эффективными. Главное — не лениться, сохранять последовательность. Использование различных техник помогает найти подходящую и развить память. Тренировка памяти — дело каждого, но если приложить усилия, будет результат.

Рекомендации

  • Стремитесь отточить какие-то движения, повторяя их буквально по сотне раз.
  • Упражнение для рук, особенно для кистей рук. Вяжем, лепим, раскрашиваем в свободное время. Или как хотите и используйте свои руки. Допустим, резьба по дереву или выпечка печенья также подходят для упражнений и упражнений.
  • Сыграйте в игру с человеком, который тоже хочет «накачать» свою моторную память. Все просто: они по очереди показывают друг другу движения, которые нужно в точности повторить. То есть сначала вы, потом партнер ваш изображает и добавляет свой. Игрок, который проигрывает первым и забывает правильную последовательность.

История Романа о развитии своей памяти

У моего друга Романа не всегда была хорошая память. Ему потребовалось много времени, чтобы выучить школьное стихотворение. Несмотря на то, что он весь вечер читал учебники, это не всегда давало положительные результаты в запоминании информации.

После школы мы поступили в университет. Через некоторое время я стал замечать, что Роман стал более внимательным и восприимчивым к своим занятиям. Через пару месяцев это было до неузнаваемости. Он легко запоминал сложные определения и формулы, разучиваемые попарно.

Мне было интересно, как он смог так быстро добиться потрясающих результатов. Роман был о методах развития памяти. В его комплекс входили упражнения, периодический отдых и частые прогулки на свежем воздухе.

Попробовав эту технологию на себе, я тоже стал замечать улучшения в работе мозга. Эта статья расскажет вам больше о том, как улучшить долговременную память.

Двигательная память: как улучшить грацию, ловкость и точность движений

Что такое моторная память и зачем она нужна

Этот тип памяти есть не что иное, как способность запоминать и, следовательно, воспроизводить различные двигательные алгоритмы. Без двигательной памяти невозможно научиться кататься на велосипеде, играть в волейбол или футбол или научиться основам плавания и других физических нагрузок. Память движений составляет основу различных рабочих навыков, а также всех других соответствующих двигательных действий. При бессознательном запоминании движений человек фиксирует все в мельчайших деталях: продолжительность, амплитуду, скорость, направление. Освоив целые комплексы последовательностей движений, человек может затем, не задумываясь, выполнять огромное количество ежедневных манипуляций.

Работа с двигательной памятью способствует развитию координации движений ребенка, правильной моторики (причем, чем больше у ребенка развиты двигательные навыки, тем богаче его словарный запас и коммуникативные навыки — это утверждение психологов), снимает нервное напряжение и тонус мышечные ткани.

Благодаря двигательной памяти ребенок может разучивать новые игры, выполнять логические последовательности действий при занятиях на компьютере — ресурс https://iqclub.ru/ предлагает наглядную демонстрацию того, как это происходит, обслуживая, выполняя домашние дела и все остальное невозможно без четких и скоординированных движений тела. Это гигиенические процедуры, умение пользоваться столовыми приборами, поведение при ношении и многие другие аспекты повседневной жизни, с которыми обязательно придется иметь дело каждому ребенку.

Двигательная память: как улучшить грацию, ловкость и точность движений

Уроки по развитию двигательной памяти обожают все дети, ведь это не что иное, как подвижные игры.

Упражнения для тренировки двигательной памяти

  1. Игра «Вы не можете этого сделать». Игра, рассчитанная на условия спортивного поля или зала, где достаточно свободного места и оборудования. Задача ведущего — показать детям различные комбинации движений, и дети обязаны все повторять точно за ним. Однако на некоторые движения наложен запрет. Например: поднимите две руки вверх — это невозможно! Ведущий должен показывать различные движения в максимальном темпе, умеет использовать небольшие приемы и приемы, чтобы запутать участников — корчить рожи, издавать забавные звуки. Участники должны быть полностью сосредоточены, чтобы не повторять движения, что невозможно. Минимальное количество участников игры — двое, один показывает, другой повторяет.
  2. Игра «Как запоминать движения». Урок очень похож на традиционный урок физкультуры. Как и в предыдущей игре, лучше всего сидеть на спортивном поле, ловить мячи и прыгать через скакалки вместе с вами. Ведущий показывает упражнение или серию упражнений, но молчит. Детям следует запоминать последовательность цифр только через зрительный контакт и стараться их точно повторить. Путем многократного повторения каждый ребенок должен освоить весь цикл.
  3. «Ближе к делу». Для упражнения потребуется лист бумаги и карандаш для каждого участника. Детям следует сидеть на стульях лицом к стене, на которых следует закрепить лист бумаги на уровне глаз. Затем закройте глаза и нарисуйте карандашом точку в любом месте листа. Опускаем перья, глаза закрываем, досчитаем до пяти и снова рисуем точку. Чем меньше расстояние между двумя показанными точками, тем лучше память двигателя. При регулярных тренировках очки выровняются. К тому же упражнение усложняется, задача нарисовать две, три или четыре точки с закрытыми глазами и продублировать их.
  4. «Линии». Как и в предыдущем упражнении, только необходимо не наносить удары точка в точку, а рисовать линии одинаковой длины с закрытыми глазами, чтобы развить чувство расстояния как компонент двигательной памяти. Линии лучше проводить в разные стороны: косые, прямые, главное, чтобы они были как можно ближе по длине. Провела линию, опустила перья, досчитала до 5, потом еще одно. Со временем можно нарисовать две-три линии разной длины, после чего попробовать повторить эксперимент. Встряхивая ручки между подходами, создавая так называемые «препятствия для движения».
  5. Уроки танцев признаны лучшими для развития двигательной памяти у детей и взрослых. Поэтому танцуйте с удовольствием и пользой.

Основными характеристиками моторной памяти являются точность выполнения, объем: сколько последовательностей можно сохранить и точно воспроизвести, сила: как долго данные будут храниться в памяти, стабильность: сколько помех повлияет на точное воспроизведение действий.

Причины нарушений

Причин нарушения двигательной памяти много. Чаще всего это следствие каких-либо повреждений частей головного мозга из-за травм, проблем с кровообращением, опухолей и других патологических процессов.

Детям и взрослым с таким типом инвалидности обязательно нужно наблюдение у невролога и дефектолога.

Формы хранения информации

Некоторые действия мы запоминаем на всю жизнь, а другие забываем на следующий день. Память бывает кратковременной и долговременной, непроизвольной и произвольной:

  1. Кратковременная моторная память: движения сохраняются на короткое время. Например, пока вы танцуете, вы разучиваете новые движения, они поступают во временное хранилище, и если вы не будете их повторять время от времени, они будут полностью забыты, а если вы будете их повторять, они уйдут в долговременный режим объем памяти.
  2. Долгосрочные: действия сохраняются в течение длительного времени или на протяжении всей жизни. Например, умение ходить, прыгать, бегать.
  3. Произвольная память: ассимиляция происходит за счет преднамеренного усилия.
  4. Вынужденное — автоматическое хранение.

Набор текста на ноутбуке

Какие упражнения для развития памяти дошкольников существуют сегодня

  1. Например, вы можете попытаться развить двигательную память. Назовите движение повторения игры и попросите дошкольника поиграть с ним вместе. Дело простое. Вы показываете движение, и ребенок повторяет его за вами. Начните с самых простых, и через пару недель вы сможете придумать и запомнить свой танец! Это весело и увлекательно как для детей, так и для родителей!
  2. Большинство детей любят рисовать. Воспользуйтесь этим хобби, чтобы тренировать память вашего дошкольника! Положите перед ребенком лист бумаги и карандаш. Попросите его послушать слова, которые вы собираетесь сказать, и нарисуйте их на бумаге, чтобы их было легко запомнить. Начните с дюжины слов. Дайте ребенку время нарисовать то, что он чувствует.
  3. Даже для детей младшего возраста специалисты разработали упражнения на развитие памяти. Они предназначены для развития эмоциональной памяти. Механизм прост: положительные эмоции помогают детям лучше запоминать информацию. Для этого есть много упражнений: пальчиковая игра, самодельный кукольный театр и пантомима.
  4. Рекомендации по развитию памяти дошкольников также касаются ее логико-словесной области. Например, ученые не рекомендуют разговаривать с ребенком крошечными искаженными словами, так как это ухудшает развитие памяти. Что касается заданий на развитие памяти у дошкольников, вы можете вместе разучивать песни, составлять свои сказки по картинке или фотографии и описывать увиденное во время прогулки. Также будет полезно обсудить только что просмотренный мультфильм или книгу.
  5. Есть еще один инструмент для развития памяти у дошкольников. Попробуйте заранее подготовить 10 пар слов. Например: небо-облако, дерево-лист, собака-кошка и так далее. Попросите ребенка запомнить каждую из произнесенных вами пар слов. Дайте ребенку возможность подготовиться: произносите парные слова с интервалом в 5 секунд.
  6. Существуют отдельные методики развития образной памяти у дошкольников. В будущем это не только улучшит процесс запоминания, но и поможет ребенку лучше ориентироваться в незнакомой среде, а также послужит стимулом для развития творческого мышления.
  7. Малышам можно поручить задания на звуковые воспоминания. Например, попросите ребенка рассказать вам, как мяукает кошка или как лает собака. Также можно использовать чувство вкуса: попросите ребенка рассказать, какое на вкус мороженое, яблоко или его нелюбимая каша. Поэкспериментируйте с домашним заданием — чем разнообразнее, тем интереснее будет и вам, и вашему ребенку!

Как видите, есть много способов развить память и у детей дошкольного возраста. Некоторые упражнения тренируют индивидуальные навыки, другие предназначены для тренировки памяти в целом. Вы можете делать это как дома, так и на прогулке, или можете поговорить с учителем и включить такие уроки в повседневную деятельность детского сада. Еще одна особенность развития памяти у младших и старших дошкольников — потребность в разнообразии. Не выбирайте ни одного упражнения из списка. Выберите хотя бы несколько. И будет намного интереснее, если вы найдете свой: чем шире список, тем больше вероятность того, что ребенок воспримет такие приемы как интересную и увлекательную игру, и тем ярче будет эффект от этого вида деятельности.

При этом не забывайте о последовательности. Попробуйте выполнять упражнения на развитие памяти для дошкольников несколько дней в неделю

Но и здесь важно соблюдать золотую середину. Не тратьте слишком много времени на упражнения: 15-20 минут игры будет более чем достаточно и ребенок не успеет устать

Характеристика других видов

В отличие от двигательной памяти эмоциональная память имеет более глубокий психологический смысл. Он сохраняет определенные события в виде их эмоциональной окраски и будет определять дальнейшие действия человека, исходя из полученного эмоционального опыта.

Словесная и логическая память очень важны в развитии человеческого мышления. В известном смысле можно сказать, что именно она думает напрямую. Его основная функция — запоминать возникшие мысли и воспроизводить их с помощью языковых структур.

Образная память черпает информацию из наших сенсорных анализаторов. Он обрабатывает и хранит знания, полученные благодаря органам слуха, зрения, обоняния, осязания.

Упражнения для тренировки

Двигательная память, как и любая другая, тренируется с помощью специальных упражнений. Рассмотрим некоторые из них:

  • Вам нужно сесть в кресло у стены, где прикреплен белый лист бумаги с точкой посередине. С закрытыми глазами вам нужно сосчитать до пяти и поставить точку карандашом в том месте, где, по вашему мнению, находится центр бумаги. Это упражнение следует повторять периодически, но регулярно. Таким образом, в процессе тренировки моторной памяти расстояние от центра листа будет уменьшаться. В процессе улучшения результатов необходимо постепенно увеличивать количество стежков и время паузы между рисованием.
  • с закрытыми глазами необходимо провести линии одинаковой длины. Затем измерьте их длину и попробуйте повторить, если линии сильно различались. Нарисуйте их в разные стороны.

Эти упражнения достаточно просты, но при регулярных тренировках они могут сделать вашу моторную память более гибкой. Это может помочь овладеть новыми физическими навыками, получить более точную координацию в пространстве и даже повлиять на обучение.

Упражнение для меткости и точности жестов

  1. Прикрепите лист к столу или стене.
  2. Положите локоть на простыню, затем опустите предплечье и кисть.
  3. Закрой глаза.
  4. Не поднимая локтя и не используя запястье, сделайте круговое движение предплечьем и нарисуйте дугу на бумаге.
  5. Верните руки в исходное положение и нарисуйте еще одну дугу. Они должны совпадать.

Двигательная память: как улучшить грацию, ловкость и точность движений

Моторная память играет важную роль в нашей жизни, а может быть, и очень важную. С его помощью все наши действия имеют смысл. Когда вы катаетесь на роликах в парк с друзьями, пишете комментарий к этой статье или бегаете по трассе, помните, что всем этим вы обязаны лишь небольшой функции нашего разумного тела, которое добросовестно выполняет свои обязанности. Если вы хотите жить осмысленной жизнью и оставаться бодрым и активным до старости, помогите своему телу и разуму! Сделайте все, что в ваших силах, чтобы он работал как можно дольше!

Назначение и преимущества

Процесс запоминания происходит по схеме. Во-первых, изображение печатается четко, которое сохраняется в течение 0,1 — 0,5 секунды. Затем из полученных знаний выделяются особо важные элементы и вставляются в краткосрочную основу. Без повторения материала данные хранятся не более 30 секунд.

В зависимости от источника информации различают виды кратковременной памяти:

  • тактильный;
  • вкусовые;
  • обонятельный;
  • визуальный;
  • слуховой.

Люди получают основную информацию через глаза и уши. Поэтому последние 2 типа являются наиболее ценными, их нужно развивать.

Количество переносимой на короткое время информации ограничено. Ребенок может запомнить 5-7 предметов, взрослый — 7-9. Но необходимо понимать, что эта ценность сугубо индивидуальна и напрямую зависит от генетических качеств.

Ненужная информация сразу удаляется, важная информация переносится в оперативную или долговременную память. Главное преимущество кратковременного хранения в том, что ненужная информация отфильтровывается, сохраняется только суть.

Это позволяет сэкономить время, вспомнить, что действительно важно, и избежать информационной перегрузки, источника беспокойства и стресса. Тренировать — значит тренировать мозг, чтобы он сосредоточился на задаче, а не перегружал ее

Роль памяти в жизни человека

Какова основная цель моторной памяти? Что вам нужно:

Тренировка основных человеческих навыков: письма, ходьбы, плавания, которым мы учимся в детстве. Это актуально в профессиях, где требуется точность и скорость движений: хирург, ювелир и т.д.

для спортсменов, танцоров, пилотов и музыкантов очень важно развивать двигательную память для автоматического выполнения действий. Позволяет сосредоточиться не на действиях, а на информации

Например, при наборе текста на компьютере человек ориентируется не на клавиши, а на информацию. Используется для улучшения мыслительных процессов, освобождения места для новых задач.

Как натренировать моторную память

Зрительная память: что это такое, как ее развивать

Чрезвычайно важно развитие моторной памяти. От дошкольников требуется высокий уровень развития этого мыслительного процесса для приобретения сноровки, овладения координацией движений в подвижных играх. Для школьника повышение уровня развития двигательной памяти связано с развитием красивого почерка, успешным выступлением на спортивных соревнованиях. Взрослые, развивая моторику, повышают эффективность своей работы.

Внимание! Тренировать двигательную память можно в любом возрасте.

Игры и упражнения на развитие двигательной памяти

Игра на развитие двигательной памяти

Игра на развитие двигательной памяти

Существуют специальные упражнения и упражнения, выполнение которых создает условия для развития двигательной памяти. Итак, в дошкольном возрасте двигательная память формируется в процессе следующих игр:

  • Подвижные игры «Стрим» и «Найди себе пару», в которых дети должны строго соблюдать правила;
  • «кукловод», во время которого ребенка с завязанными глазами ведут по простому пути, связанному с преодолением 1-2 препятствий, поэтому он должен пройти этот же путь с открытыми глазами;
  • «Сделай как я» — игра, предполагающая точное воспроизведение ребенком действий взрослого.

Эффективными упражнениями на развитие двигательной памяти являются различные виды гимнастики: пальцевая, утренняя, артикуляционная, тонизирующая.

С момента поступления в школу у детей развивается двигательная память при выполнении практических заданий на уроках. Домашние задания, предполагающие изготовление модели, поделки также способствуют развитию мелкой моторики школьников. Кроме того, в школьный период у детей есть возможность развивать двигательную память через занятия в дополнительных образовательных учреждениях.

Взрослые развивают моторику на протяжении всей жизни за счет:

  • Выполнение профессиональных обязанностей;
  • Ремесла, танцы;
  • Сделайте ремонт в квартире;
  • Спортивные занятия.

Для развития мелкой моторики у взрослых существуют специальные упражнения, условия выполнения которых предполагают одновременную работу правого и левого полушарий головного мозга:

  • «Круговое движение и постукивание». Упражнение выполняется двумя руками. Одной ладонью нужно совершать круговые движения по поверхности стола, другой ладонью, сжатой в кулак, — равномерно постучать по столешнице.
  • «Я указываю на листок бумаги». Человека просят поставить точку на листе бумаги, закрыв глаза. После этого он должен пожать руки и попытаться ударить карандашом по тому же месту, но с открытыми глазами.

Психологи и педагоги уверенно заявляют, что двигательная память пронизывает весь жизненный путь человека от раннего детства до старости. Высокий уровень развития координации движений — обязательное условие для овладения различными видами деятельности. Если человек ставит перед собой цель улучшить свою двигательную память, выполняет специальные упражнения, он добьется результата вне зависимости от возраста.

Развитие моторной памяти

Развитие моторной памяти

Механизм

Двигательная память в психологии — высшая психическая функция, психофизиологический процесс, в основе которого лежит деятельность центральной нервной системы. Запоминая, а затем воспроизводя определенные движения, человек использует активирующую ретикулярную систему (АРС) и моторные анализаторы.

Система ретикулярной активации подобна сети, которая проходит через весь ствол мозга. Когда человек ставит перед собой задачу запомнить или усвоить движение, сигнал об этом поступает в первую очередь ему. Он определяет степень важности информации и отправляет сообщение дальше в кору головного мозга или блокирует его.

Например, вы смотрите танцевальное шоу по телевизору. Вы хотите узнать его на, и это желание улавливается нейронами APC. Однако мотивация невелика, ситуация другая, поэтому сигнал подавляется, и вы остаетесь на диване и наслаждаетесь телешоу. Если вы поставили перед собой конкретную цель, специально высвободили время, соответствующим образом оделись, загрузили видео с мастер-классом и планируете выучить этот танец, ARS зафиксирует важность этого материала для вас и отправит сигнал дальше, в кору головного мозга.

Затем включается анализатор двигателя, который находится в передней части мозга. В то же время гиппокамп задействован в медиальных височных областях, которые отвечают за хранение информации. Попутно начинает работать вестибулярный аппарат и мышечная система (для этого эта функция называется психофизикой). Обучение начинается, вы разучиваете танцевальные шаги, многократно просматривая видео и большое количество повторений — так вы настраиваете и сохраняете нужные движения. В будущем, когда они будут воспроизведены, те же участки мозга будут снова разжигаться, но сигнал пойдет проторенным путем. Это обеспечит скорость и автоматичность выполняемых действий.

Как самостоятельно развить долговременную память

Есть ряд упражнений для улучшения ваших навыков. Выполняя их, результат не заставит себя ждать. Следующие пункты расскажут вам, как развивать долговременную память:

Повторение. Сначала начните заучивать стихотворение. Этот материал легче всего запомнить. Тогда начните запоминать прозу. При этом, выучив абзац, не повторяйте его 3-4 дня. Затем перечитайте и вы увидите, что вы воспринимаете текст по-другому. Громкое повторение. Научно доказано, что слуховые аппараты способствуют лучшему обучению. Поэтому, изучая любой текст, читайте его вслух. Особенно полезно повторять вслух с закрытыми глазами. Так текст будет запоминаться еще быстрее. Концентрация внимания. Чтобы выполнить это упражнение, напишите предложение на листе бумаги. Так что прочтите это вслух и, читая, попытайтесь сосчитать, сколько букв в предложении. Затем повернитесь и попытайтесь вспомнить, сколько букв «р» в предложении. Эта тренировка также развивает зрительную память. Создание ассоциаций. Если вы не помните даже основную информацию, начните создавать ассоциации. Например, числа могут быть связаны со знаменательной датой или аналогичной формой. Также упоминается как. Имя будет легче запомнить, связав его с каким-либо известным человеком. Ежедневные тренировки помогут быстро развиваться. Описание изображения. Для этого выберите несколько изображений и опишите их. Каждый раз добавляйте к картинке новые факты с учетом второстепенных звуков, криков, общения, шума. Визуализация и создание мысленных образов. Для лучшего воспроизведения в будущем попробуйте просмотреть изображение. Например, представьте забытые ключи на прикроватной тумбочке, подробно вспомните, что еще на ней было. И таким образом дополняя образ новыми образами из памяти. Создавайте списки дел. Когда вы выходите из дома на работу, составьте список дел

Распределите их по важности или удобству маршрута. Пропустив все дела в голове, идите

Придя домой, проверьте список, чтобы узнать, смогли ли вы все запомнить и завершить. Попробуй вспомнить себя забытым. Нередки случаи, когда важная информация вылетала из головы в нужный момент. Не торопитесь искать разгадку. Попробуй вспомнить себя. Эта информация уже хранится в голове, осталось только ее найти. Точные науки. Если вам скучно в автобусе или метро, ​​начните делать простые арифметические вычисления в уме. Сложите все номера телефонов на объявлении, умножьте номера проезжающей машины. На первый взгляд простые примеры, но они очень хорошо тренируют память. Читать книги. Книги, особенно познавательные, заставляют мозг задействовать воображение и запоминать получаемую информацию. Что может быть лучше, чем провести бесплатный вечер за чтением интересной книги. Просматривайте в голове все события дня. Перед сном переключите будильник на вечерний. Затем подумайте обо всех событиях с вечера до утра. Вспомните, какие полезные дела делались в течение дня.

Для развития долговременной памяти не требуется никаких усилий. Главное, выполнять эти простые упражнения каждый день, и вам больше не придется задерживаться в нужное время и кропотливо запоминать важную информацию.

Функции

В быту

Основное предназначение двигательной памяти — овладение бытовыми навыками, обеспечивающими полноценное существование человека с детства. Их учат с малых лет ребенка, чтобы он сам себя обслуживал. В течение жизни они постоянно пополняются новыми (мы учимся есть китайскими палочками, пользоваться холодильником Smart Touch и т.д.). В качестве примеров можно привести следующие элементарные действия:

  • умойся;
  • чистить зубы;
  • одеваться;
  • съесть (оставить коробку, налить суп или чай);
  • базовые кулинарные навыки (нарезка хлеба, приготовление бутерброда, соль);
  • стричь ногти;
  • расческа;
  • заправить кровать;
  • чистая обувь;
  • пришиваем пуговицу.

Все это навыки самообслуживания, которые позволяют человеку приобретать двигательную память, а не рефлексы. Нам, взрослым, все это кажется настолько простым и элементарным, что сбивает с толку: как мы можем не доминировать над этим? Но помните, как вы впервые научили ребенка чистить зубы и как вы долгое время потом перепроверили, правильно ли он это делал. В конце концов, это сработало не сразу. Или подумайте о больных Альцгеймером: гиппокамп сильно поврежден, и ранее установленные нейронные связи утрачены. Вот почему эти люди теряют навыки самообслуживания — их двигательная память больше не работает.

В повседневной жизни двигательная память также нужна при освоении нового устройства. Купили холодильник, микроволновую печь, кофеварку, пылесос, планшет, посудомоечную машину — нужно прочитать инструкцию и научиться ими пользоваться. Если подобная техника ранее была в доме, то активируются старые нейронные связи, и на автомате рука сама вставляет кабель в розетку и нажимает кнопку. Однако некоторые модели сильно отличаются друг от друга и память двигателя требует корректировки согласно новым рекомендациям.

С этой мелкой моторикой связано то, что психологи называют «старое лучше нового». Когда старая техника заменяется современной, кажется, что первая была лучше, несмотря на то, что вторая имеет больше функций и намного элегантнее. Такие негативные впечатления связаны именно с перестройкой тех нейронных связей, которые уже успели выровнять для использования старого устройства. Как только инструкция и построение новой техники будут освоены, она покажется вам самой лучшей и удобной в использовании.

В обучении

Моторная память важна в процессе обучения. Психологи говорят, что он является основным для первоклассников, так как позволяет им овладеть письмом. Но чтобы этот процесс был успешным, необходимо с раннего возраста развивать у ребенка мелкую моторику рук, так как моторные анализаторы расположены рядом с анализаторами речи.

Параллельно с обучением письму у ребенка активизируется двигательная память, в основном на уроках техники, во время которых он продолжает развивать мелкую моторику рук. Примеры занятий:

  • лепка из пластилина, глины, теста, гипса;
  • оригами;
  • вышивка;
  • пошив мягких игрушек;
  • зерновые картины;
  • вставлять приложения;
  • пластиковая карта;
  • мозаика;
  • мастерство работы с натуральными материалами.

В физическом воспитании двигательная память позволяет детям осваивать новые комплексы упражнений и правила командной игры. Для его дальнейшего развития родителям рекомендуется отправлять ребенка в спортивные или танцевальные секции уже в начальной школе. В раннем возрасте центральная нервная система остается максимально гибкой, поэтому шестилетний ребенок будет быстрее запоминать одни и те же танцевальные шаги и воспроизводить их точнее, чем многие взрослые. Моторная память, которая лежит в основе большинства навыков, оказалась одной из самых прочных. Чаще всего человек с полной амнезией может от начала до конца станцевать вальс, которому он научился в детстве, но при этом не запомнит своего имени.

Значение физического воспитания в жизни как ребенка, так и взрослого трудно переоценить. Чем лучше развивается двигательная память, чем активнее работают мышечные анализаторы, тем лучше формируется вестибулярный аппарат — и все это положительно сказывается на здоровье.

В профессиональной деятельности

Без двигательной памяти человек не смог бы освоить большинство профессий. Водитель должен узнать, на какую педаль нажимать и как крутить руль. Секретарю: как быстро набирать текст. Каждая специальность предполагает умения, которые со временем доводятся до автоматизма. Для некоторых это жизненно важно. Мы уже говорили ранее, что чья-то жизнь зависит от неправильного движения хирурга. То же можно сказать и об электриках, каскадерах, инженерах.

Некоторые профессии не считаются опасными, но плохая двигательная память чревата для них последствиями. Представьте, что произойдет, если медсестра ошибется в каком-то движении во время укола; ювелир, который ограняет дорогой бриллиант; сантехник, ремонтирующий водопровод; машинист или водитель по дороге. Большинство несчастных случаев происходит из-за подобных ошибок. Не всегда виновата моторная память. Иногда нейронная связь не работает под влиянием других факторов — утомляемости, невнимательности. У молодых специалистов это иногда происходит из-за того, что профессиональное мастерство не освоено в полной мере.

 

Оцените статью
Блог про заболевания нервной системы