Как разговорить ребенка: полезные советы

Содержание
  1. Учим говорить маленького ребёнка до года: не рано ли?
  2. Простые условия, которые помогут малышу младше годика впоследствии заговорить быстро и с удовольствием
  3. Что должен говорить трёхлетий малыш
  4. Ребенок в 3, 3,5 года не разговаривает — что делать: Комаровский
  5. Занятия в 1–1,5 года: осваиваем слоги
  6. Возрастные особенности
  7. Что способствует развитию речи
  8. Учим ребенка говорить
  9. Игры для развития речи у детей
  10. Шнуровка
  11. Зарядка для язычка
  12. Имитация звуков животных и предметов
  13. Картины из кусочков бумаги
  14. Лепка, рисование
  15. Пальчиковая гимнастика
  16. Фотоальбом
  17. Когда бить тревогу
  18. Отлучать ли от груди и соски
  19. Речевой негативизм
  20. Ребёнок не говорит в 3–4 года: стимулирующие упражнения
  21. Занимаемся с двухлетним малышом: учим слова, строим фразы и короткие предложения
  22. Возможные проблемы, требующие обращения к специалисту
  23. Видео: какие проблемы могут негативно влиять на развитие речи, сигналы, которые должны насторожить
  24. Важные советы по развитию речи
  25. Признаки задержки развития речи

Учим говорить маленького ребёнка до года: не рано ли?

уже в младенчестве можно и нужно развивать язык у ребенка. В педиатрии этот период называется предречевым. Когда ребенок с помощью органов чувств получает информацию об окружающем мире, также появляется мотивация для первых слов. Поэтому задача родителей — развить у ребенка зрительный, слуховой и тактильный анализатор.

Глаза крохи должны постоянно наблюдать интересные разноцветные предметы вокруг. Например, это предмет мебели в детской кроватке с вращающимися животными, погремушками и другими игрушками различной конструкции. Помимо созерцания, ребенок обязательно должен коснуться этих вещей перьями.

Развитие его слухового, зрительного и тактильного анализатора поможет приблизить первые слова малыша

Но гораздо более важная составляющая успеха — постоянное общение с ребенком. И мы не говорим о привычной многим рыбьей косточке, словесном преклонении перед красотой своего малыша. Наблюдения должны быть осмысленными: когда мама говорит, она как можно подробнее рассказывает обо всех своих действиях (например, «мама кашу готовит», «какая красивая запеканка», «какая вкусная каша», «теперь ты будешь ешь кашу »и т д.).) При этом предложения не должны быть« сухими »: нужно говорить полными предложениями, использовать несколько прилагательных, глаголов.

Некоторых мам смущает, что это будет «театр с одним актером», потому что ребенок еще не может ответить. Другие с удовольствием разговаривают своим животом даже во время беременности.

Простые условия, которые помогут малышу младше годика впоследствии заговорить быстро и с удовольствием

Возможны следующие варианты связи:

  1. Расскажите ребенку о своих ближайших планах («Сейчас погладим твои майки, пойдем гулять»).
  2. Задайте девочке вопросы и ответьте ей самой («Какие тапочки вы хотите надеть на прогулку? Наверное, такие, теперь будем их носить»).
  3. Ближе к году уже можно попрактиковаться в простейших словесных играх (на вопрос еще отвечает сам взрослый):
  4. Игра звукоподражания. Мать спрашивает ребенка: «Как котенок плачет?» (собака, лягушка, осел и тд). Тогда она отвечает сама, причем максимально весело и эмоционально. Наверняка малыш в ответ рассмеется и рано или поздно начнет издавать характерные звуки;
  5. Игра «Где предмет?» Мать спрашивает ребенка, где что-то находится, и снова отвечает на его вопрос (например, «где бутылка — вот она»).
      мама называет разные слова, и когда она говорит о чем-то съедобном, мы громко восклицаем «Я!» и делает вид, что кусает ребенка. После многих таких игр, возможно, он сам ответит «Я!»;

Самое главное — постоянное общение с ребенком, и неважно, что пока он не может устно ответить матери

Важный момент общения — изначально говорить ребенку правильные формы слов, не искажая их, необязательно все называть уменьшительными именами («волосы», «штаны», кроваточка и т.д.). Кроме того, нужно стараться не приучать малыша к соске, ведь это мешает нормально развиваться суставному аппарату.

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок говорил быстрее, отучите его от соски

Обязательно (буквально с рождения) читать ребенку детские книжки, показывая большие красочные картинки. Конечно, сначала ребенок не поймет смысла текста, но услышит голос любимого человека и живую образную речь.

Книги можно и нужно читать практически с рождения

также полезно петь песни, например, колыбельные, рассказывать простые детские стишки. Если мама не умеет петь, на помощь придут купленные диски.

Уже в детстве следует массировать кроху рук, пальцев. Это стимулирует мелкую моторику, которая напрямую связана с языковым развитием. Ближе к году можно предложить игры с мукой, манкой — обмакните туда игрушку и предложите ребенку найти ее.

Для развития речи с раннего возраста необходимо стимулировать мелкую моторику — массировать пальцы и руки ребенка

В результате таких систематических упражнений, вероятно, через полгода малыш произнесет свои первые простые слова («мама», «давай» и т.д.).

Комментирование
Уроки с логопедом

Что должен говорить трёхлетий малыш

Если в 3 года ребенок не разговаривает, это обстоятельство настораживает и тех родителей, которые проигнорировали такую ​​задержку в раннем возрасте.

Норма речевого развития детей в 3 года:

  • активный словарный запас (слов, используемых ребенком) варьируется от 250 до 1000;
  • он знает и сообщает, сколько ему лет, мужчина он или женщина, свое имя, фамилию;
  • начинает изменять, иногда с ошибками, слова в предложениях по полу, падежам и числам;
  • предложения, произносимые трехлетним ребенком, состоят не менее чем из трех слов;
  • ребенок может выполнять инструкции в несколько этапов: «положить машинку в шкаф», «поставить конструктор на стол», «положить книги на тумбочку»;
  • в речи появилось большое количество прилагательных, местоимений, наречий;
  • понимает, что такое «один» и «много», пытается посчитать предметы;
  • некоторые дети говорят о том, что они видят или делают, когда играют или делают что-то сами;
  • с интересом слушает доступные ему литературные произведения, рассматривает картинки в детских книгах, вспоминает понравившиеся ему стихи и сказки и с удовольствием рассказывает их близким людям.

Анализируя речь ребенка, нужно помнить, что все дети развиваются индивидуально и чем старше они становятся, тем шире спектр навыков, которые отличает одного ребенка от другого. Однако, когда уровень речевого развития детей существенно отличается от речи сверстников, необходимо провести диагностику с участием квалифицированных специалистов и понять, в чем причины этой задержки.



Ребенок в 3, 3,5 года не разговаривает — что делать: Комаровский

В конце статьи вы можете прочитать видеоурок от Школы доктора Комаровского, который отвечает на основные вопросы родителей о задержке речевого развития ребенка.

Занятия в 1–1,5 года: осваиваем слоги

Когда дело касается малыша через год, мама может использовать те же методы, только усложняя их. В этом возрасте ребенок обычно уже вербально реагирует на диалог: пусть сначала это будут только отдельные слоги, нужно стимулировать их повторять до тех пор, пока не появятся целые слова.

Однако здесь важно не переборщить, чтобы ребенок не стал упрямым.

Все более важным становится чтение книг и обсуждение иллюстраций. Мама активно задает ребенку вопросы о содержании образов и выстраивает их так, чтобы в ответах были не только существительные («кто это?»), Но и прилагательные, глаголы («какого цвета банан?», «Что такое?» это? Машина едет? »). В речи ребенка вводятся противопоставления: «этот цветок маленький, а этот большой».

Чтобы стимулировать речь ребенка, необязательно реагировать на его жестовый язык или мимику (например, ребенок просит выпить и при этом складывает губы трубочкой). Маме приходится делать вид, что она не понимает, чего хочет ее сын. При этом необязательно доводить кроху до слез, а помогать ему в важных вопросах.

необходимо побудить ребенка словесно обозначить то, что он хочет, сознательно не понимая его жестов

В то же время в детской речи не следует поощрять упрощения, например, «бибика» вместо «авто» или «лепешка» вместо «котлета».

Вы можете привести конкретные примеры игр и упражнений для определенного возраста:

  1. На смену пальцевому массажу приходит увлекательная пальчиковая гимнастика (в Интернете можно найти огромное количество вариантов на любую тематику).
  2. К играм с манкой, мукой добавляются манипуляции с мелкими предметами (обязательно под присмотром взрослого), катание карандашей, мячей, мячей и т.д. На столе. В полтора года уже можно предлагать ребенку пластилин, пластиковую пасту и т.д.В полтора года уже можно предлагать ребенку пластилин — лепка отлично развивает мелкую моторику
  3. Игра в слова «Исправь ошибку». Мама произносит фразу или фразу из известной ребенку сказки и намеренно путает слова (например, «курица положила яичко, но не простое, а синее» или утка говорит «мяу-мяу»).
  4. «Волшебный мешок». Взрослый предлагает ребенку взять игрушечных животных из непрозрачного мешка и дать им имя.
  5. «Как это выглядит.» Ребенку предлагается озвучить различные предметы из окружающего мира, например: «Как капает дождь?» или «как твои ноги топают?» Сначала отвечайте просто слогами («ка»), затем звукоподражательными словами («кап»). Позже появятся более сложные слова («что делает дождь — капает»).
  6. С годовалым малышом уже можно заниматься суставной гимнастикой, и не обязательно изнурять ее каждый день одними и теми же упражнениями, а менять их. Например, подойдут следующие варианты: задуть свечу (настоящую или воображаемую), подуть в игрушечную трубку, на ватной палочке в ладони, слизать воображаемое варенье на губах, показать хоботный язык слона (губы растянуть трубочкой).Совместные упражнения для маленького ребенка должны быть веселыми и увлекательными
  7. Тренировка в игровой форме гласных звуков: показать, как ребенок плачет («ай-ай»), как мы удивлены («ой-ой-ой»), как летит самолет («оо-оо-оо»).

В этом возрасте важно защитить ребенка от телевизора, по сравнению с которым живой человеческий язык отходит на второй план. Специальные мультфильмы, развивающие речь, можно показывать ребенку старшего возраста (3 года).

Психологические проблемы, психологические проблемы
Этапы языкового развития ребенка
Первое слово

Возрастные особенности

Обучение языковым навыкам проходит в несколько этапов, поэтому родители должны знать, какими языковыми навыками должен обладать ребенок в определенном возрасте, чтобы в случае возникновения проблем вовремя обратиться к специалисту.

Этапы речевого развития:

  • Первый год жизни — в 1,5 месяца малыш издает гласные звуки («а», «у», «с»). В это время происходит формирование интонационной системы. В полгода малыш начинает заикаться и даже произносить некоторые слоги («ма», «ба», «дя»), а в 12 месяцев он уже пытается произносить элементарные слова. Функция понимания речи формируется именно в этот период, после чего начинается процесс восстановления словарного запаса. Кстати, ребенок первым делом говорит не «мама», как многие думают, а «давай». По статистике это характерно для 60% детей.
  • Второй год — в этот период ребенок начинает хорошо понимать речь взрослых. Внимательно слушайте, что ему говорят другие, и попробуйте повторить несколько слов после них. Ребенок уже говорит, но только на своем языке. Эти слова непонятны взрослым, но со временем родители учатся узнавать своеобразный язык ребенка. Вы можете научить ребенка говорить в 1,5 года, повторяя одни и те же слова много раз, а ближе к 2 годам ребенок сможет произносить отдельные предложения («мама, давай», «я хочу ням-ням», и т д ул).
  • Третий год — в этом возрасте наблюдается заметный прогресс в развитии речевых навыков. Ребенок начинает строить предложения и может вести содержательный диалог. В этот период нужно стараться как можно больше читать ребенка, петь с ним песни и постоянно общаться.



Что способствует развитию речи

Чтобы узнать это, родителям следует изучить различные учебники и методики. Вы можете сделать это сами или поговорить со специалистами. В том случае, если самостоятельная работа не дает результатов, стоит обратиться к логопедам. Вы можете выбрать для малыша специальные упражнения, делать это можно даже в двухлетнем возрасте. В любом случае нужно общаться с ребенком, разговаривать с ним, а также расширять сферу общения. Попробуйте познакомить ребенка с новыми людьми, побудите его связаться с ними, объясните ему, что ему нечего бояться.

В разговоре с ребенком на третьем году жизни необходимо использовать новые слова для увеличения его словарного запаса. Любой успех нужно праздновать с вашей стороны, нужно хвалить и подбадривать кроху. Что касается словарного запаса, то он должен постепенно увеличиваться, необходимо учить отдельные слова вместе с ребенком. Чтение сказок также помогает увеличить словарный запас. Не забывайте при чтении обращать внимание на интонацию и выражение. Тогда ребенок будет помнить, как правильно говорить.

В четыре года вы сможете разучивать детские стишки, это позволит вам научиться произносить шипящие и свистящие звуки. Не стесняйтесь и не ленитесь поправлять ребенка, если он неправильно произносит слова. Если вы внимательно относитесь к детской речи, ребенок будет думать о том, что вам нужно, чтобы приложить усилие, чтобы говорить правильно. Вы можете собрать разнообразные развивающие языковые игры для детей 3-4 лет. Если вы решили поиграть, то при улучшении речи нужно постараться поговорить с малышом по-разному: громко, мягко, быстро, медленно.

Учим ребенка говорить

Многих родителей беспокоит, в каком возрасте нужно учить детей говорить. Обязательно ли учить двух трехлетних? Необязательно специально учить ребенка говорить, заставлять запоминать слова.

  • Обучайте ребенка, пока он играет; в возрасте одного года можно использовать различные методы мотивации речи. Вы можете, например, рассказать малышу обо всем, что видите на прогулке. Всегда нужно спрашивать, как прошел день, что было интересного в детском саду, что увидел нового.
  • Говорите правильно и четко своими словами. Активно говорите, общаясь с малышом.
  • Хвалите ребенка за любые попытки произнести новые звуки или слова.
  • Аккуратно поправьте ребенка, если он неправильно произносит слова и звучит, но не ругайте.
  • Научите ребенка формулировать описания предметов и явлений: что это такое? или кто это? какой цвет? что с куклой? как можно назвать куклу?
  • Поощряйте вашего ребенка общаться с другими детьми. Чаще посещайте детские площадки, мероприятия, дни рождения.
  • Читайте детские стишки, стихи, детские загадки, прекрасно воспринимаются детьми, при этом их произношение способствует развитию речи.
  • Пусть ребенок поиграет с мелкими деталями, это могут быть крупа, песок и пластилин.
  • Ознакомьтесь с презентациями и учебными пособиями по развитию мелкой моторики. Ведь он напрямую влияет на формирование речи.

Игры для развития речи у детей

Есть много обучающих игр, в которых ребенок будет говорить быстрее. Предлагаю вам ознакомиться с некоторыми из этих игр и реализовать их.

Шнуровка

Развитие моторики напрямую связано с той частью мозга, которая отвечает за речь. Ребенку необходимо давать различные задания на мелкую моторику. Одна из таких игр — шнуровка. Сейчас в продаже много вариантов различных подключений. Есть яблоко, в которое ползет «червяк», есть девушки или животные, которым нужно «пришить» одежду и т.д.

Шнуровку можно сделать дома с помощью имеющихся инструментов. Для этого понадобится цветной картон, разноцветные шнурки, перфоратор. Проделайте дыроколом в картоне несколько отверстий. Покажите ребенку, как можно протянуть шнурки через отверстие. Сначала можно проделать всего пару отверстий и постепенно усложнять задачу и проделывать отверстия в виде простого рисунка. Помогите ребенку сшить эту картинку шнурками. Ребенку очень понравится то, что он сам смог сделать такую ​​красотку.

как научить ребенка говорить

Также играйте в другие игры, в которых вам нужно работать с маленькими пальцами. Например, готовя ужин, смешайте в миске красную и белую фасоль. Позвольте ребенку заняться сортировкой. Также можно спрятать маленькие игрушки в миску с хлопьями, и ребенок должен их найти. Найдите игрушку и спросите: что это? Если ребенок не может ответить, поговорите с самим собой, а затем попросите ребенка повторить.

Дайте ребенку две чашки, пока он принимает ванну, и дайте ему налить воду.

Нанизывание бус — тоже отличное упражнение. Для самых маленьких это могут быть большие детали с большими отверстиями. В два года уже можно дарить нанизанные на леску бусинки. Просто нужно следить за тем, чтобы малыш не тянул мелкие детали во рту и в носу.

У ребенка должны быть развивающие игрушки: классники, строители, пирамидки, кубики, пазлы.

Зарядка для язычка

Вы занимаетесь спортом с детьми? Язык тоже нуждается в разогреве. Артикуляционная гимнастика подготовит вашего ребенка к языковым навыкам. Занятия с логопедом всегда начинаются с лингвистической разминки. Есть много разных упражнений, но не все они рассчитаны на детей младше 3 лет. С детьми можно делать несложные упражнения с этим стихотворением:

  • Язычок собирался погулять. (Открыть рот, высунуть язык).
  • Умылся (провел кончиком языка по верхним зубам)
  • Причесалась (несколько раз вытаскиваю язык и прячу)
  • Я оглянулся на прохожих (облизать губы)
  • Поверните направо, поверните налево (поверните язык вправо, затем влево)
  • Вниз упал, на розовый, (положи язык, затем поднимись)
  • Один раз — и спрятала в рот! (скрой свой язык)

Сначала вы произносите первую строчку и показываете, что делает язык. Ребенок повторяет за вами. И так далее, делайте все упражнения. Дети очень любят обезьян. Вы получите удовольствие и с пользой проведете время. Эти поэтические разминки актуальны всегда. Хотя бы для обычной гимнастики, хоть для сустава.

Имитация звуков животных и предметов

Обычно одним из первых слов детей является имитация звуков животных. Если ваш ребенок все еще ничего не говорит, эта игра будет очень кстати. Распечатайте разные изображения или просто возьмите книгу с большими рисунками. Например, покажите ребенку корову и спросите: «Что корова говорит?» Не отвечайте сразу сами, не выключайте у ребенка позывы к разговору, дайте ему подумать. Если ребенок все еще не может ответить, скажите «му-у-у-у». И он будет повторять это при любой возможности.

При разговоре с ребенком смотрите ему в глаза. Ему нужно видеть, КАК вы говорите.

как научить ребенка говорить

Таким образом, вы можете показывать не только животных, но и различные предметы. Например, как звучит барабан? Или какой звук издает машина, летит, как капающая вода? Звукоподражание — важный этап в формировании языка.

Картины из кусочков бумаги

Как я уже сказал, необходимо развивать мелкую моторику пальцев. Один из вариантов — научить ребенка рвать бумагу на мелкие кусочки. Чтобы процесс был еще интереснее, нарисуйте на белом листе простую картинку (дом, дерево, солнышко, собаку и так далее). Цветную бумагу придется «раскрасить» этот дизайн. То есть разорвите желтую бумагу на мелкие кусочки и приклейте их к солнышку, синие кусочки к облаку и так далее.

как научить ребенка говорить

Если ребенок маленький и не может разорвать бумагу на мелкие кусочки, покажите, как держать лист, какими движениями его рвать. Склеивание мелких деталей также требует определенных навыков, нужно взять пальцем этот небольшой листок бумаги и приклеить в нужном месте. Младенцы очень любят эти аппликации, это увлекательный творческий процесс и еще один повод пообщаться с мамой, а также узнать новые цвета.

Лепка, рисование

Здесь все ясно. Рисунок помогает ребенку научиться координировать свои движения. Научите ребенка правильно держать карандаш в руке; в 2 года ребенок уже может это делать. Купите трафареты, чтобы рисовать ребенка, чтобы он быстро познакомился с различными фигурами, животными и т.д. К тому же рисование по контуру — отличное развивающее занятие.

Для детей купите мягкий пластилин, из которого очень легко вылепить любую фигурку. Научите ребенка катать шарик, колбасу, лепить кубик. А из этих деталей уже можно вылепить человечка или зверька.

как научить ребенка говорить

Все дети любят вырезать из песка пасхальные сладости. И это нужно делать в обязательном порядке. Зимой можно купить кинетический песок для дома. Из него легко вылепить любую фигуру с помощью слепков. Этот песок бывает цветным и приятным на ощупь.

Пальчиковая гимнастика

Самым простым упражнением для пальцев является знаменитая «Сорока-ворона», с помощью которой варили кашу и кормили детей. Вы также можете использовать другие стихи, делая разные движения пальцами. Ребенок смотрит на вас и пытается повторить. Если у него проблемы со скрещиванием пальцев, помогите ему.

как научить ребенка говорить

как научить ребенка говорить

как научить ребенка говорить

Фотоальбом

Распечатайте разные фотографии малыша в разное время его жизни: как он себя чувствует, как спит, как играет, как ходит. Вы также можете включить в этот альбом фотографии мамы и папы для некоторых занятий. Посмотрите эти фото и прокомментируйте: Аня ест, Аня играет, Мама чистит зубы, Папа читает книгу и так далее. Когда ребенок научится говорить о своих близких, ему будет легче перейти на рассказ о действиях других людей (тётя держит собаку, дядя бежит).

Когда бить тревогу

К двум годам вы должны уметь составлять простые предложения (2–4 слова), использовать не менее 50, а лучше 100 слов. Слова также можно рассматривать как звукоподражания, например, «bb» вместо «machine».

Примите меры, если ваш ребенок:

  • не пытается учить новые слова;
  • используйте менее 20 слов;
  • он даже не составляет предложений из двух слов;
  • не знает названия предметов вокруг себя, частей тела и т д.;
  • он не может указывать на известные ему объекты или выносить то, что находится за пределами его поля зрения.

Рассмотрим другие факторы.

Отлучать ли от груди и соски

распространено мнение, что нужно до 2 лет отучать ребенка от грудного вскармливания, иначе он, скорее всего, будет поздно говорить. На самом деле для этого утверждения нет достаточных оснований. Грудное вскармливание определяет структуру прикуса и лица. Специалисты уверены, что младенцы, находящиеся на грудном вскармливании длительное время (до 2 лет и более), лучше воспроизводят звуки, реже имеют нарушения речи и, если они возникают, легко корректируются.

Плохо развивается речь и у тех, кто не расстается с соской (соской), особенно если соски не специальные ортодонтические, а обычные. Отчасти это так. Манекен погружает ребенка в трансоподобное состояние, не слушает взрослых, не особо интересуется происходящим вокруг — поэтому когнитивные процессы замедляются. К тому же, если во время плача закрыть рот малыша соской, он не высвобождает эмоции, что может негативно повлиять на психическое состояние и, в будущем, на формирование разговорных навыков.

Однако в обоих случаях особых поводов для беспокойства нет. Просто нужно помнить, что в меру все нормально. Исследования Всемирной организации здравоохранения показывают, что независимо от того, как их кормят, дети растут идеально развитыми физически, личностно и интеллектуально.

13 способов научить ребенка говорить в 1,5, 2-3 года

Речевой негативизм

Старайтесь не просить ребенка слишком часто что-то сказать или повторить за вами. В противном случае у вас может невольно развиться привычка отказываться говорить: ребенок будет упрямым, явно или скрытно, но не будет отвечать на вашу просьбу или отвечать устно. Эта привычка называется языковым негативизмом.

У сына или дочери может быть все в порядке со слухом, но нет желания повторять слова, но очевидным является отказ отвечать на вопросы, указательный палец, когда он что-то просит, только удовлетворение потребностей. Нельзя не любить независимость, но если ребенок отказывается комментировать свои действия, будьте осторожны: это означает, что коммуникативная способность не сформирована и имеется негативизм языка. И если вы столкнулись с этим явлением, не ругайте ребенка и тем более не наказывайте.

13 способов научить ребенка говорить в 1,5, 2-3 года

Ребёнок не говорит в 3–4 года: стимулирующие упражнения

Молчаливые дети одинаково встречаются в трех и даже четырехлетнем возрасте (конечно, гораздо реже, чем в двухлетнем). Здесь ребенка необходимо показать специалисту (ЛОР, невролог, психолог, логопед), а если со здоровьем все в порядке, то родители занимаются стимуляцией речи.

интересно, что есть такая гипотеза: дети сегодня слишком умны, понимают, что не могут говорить, как взрослые, и накапливают пассивный словарный запас.

Основные рекомендации для родителей следующие:

  1. Постоянный диалог в ребенке. Даже если он не может полностью ответить, вам нужно заставить его выразить мысли. Например, перед прогулкой нужно спросить ребенка, какие игрушки он хочет взять с собой. Также игрушки должны быть подальше, чтобы ребенок не указал на них жестом. В разговоре с сыном или дочерью нужно задавать вопросы, не предполагающие односложного ответа.
  2. Постоянное общение со сверстниками. Ребенку, который говорит тихо, особенно полезно посещать детский сад, потому что дома родители его прекрасно понимают, а в коллективе, когда он сталкивается с непониманием со стороны окружающих детей, ребенок с большей вероятностью заговорит.Дети детского сада сидят за столом с книгами
    Молчаливый ребенок должен быть в детском коллективе чаще — ведь его там жестами не поймут, как дома, а значит, есть стимул говорить быстрее
  3. Расширяйте ваш кругозор. Это посещение новых мест, взрослые комментируют увиденное.
  4. Ассоциативная игра. Дома или на прогулке мать при взгляде на ребенка представляет предмет и описывает знаки, например: «Я вижу большой белый металл… (машину)». Ребенок должен назвать объект.
  5. Продолжайте читать книги (малыш знакомится с новыми словами, понятиями), уроки артикуляционной и пальцевой гимнастики.

Ребенку 3-4 лет могут быть предложены следующие каламбуры:

  1. «Ступени». Для каждого шага ребенок называет слово на определенную тему: животные, овощи, фрукты, птицы, съедобные, круглые, летающие, плавающие и т.д.Девушка поднимается по импровизированной лестнице из книг
    Вы можете придумать игру «Шаги», когда на каждом шаге ребенок будет называть слово на определенную тему
  2. «Третье колесо». Взрослый называет четыре слова, ребенок должен выбрать и назвать ненужное (например, тарелка, чашка, ложка, чай или кот, собака, мышь, ворона).
  3. «Телефон». Мать предлагает ребенку поговорить с игрушечным телефоном: ребенок любит чувствовать себя взрослым и с радостью поддержит игру, отвечая на вопросы взрослого.Девушка разговаривает по игрушечному телефону, который держит мама
    Можно пригласить молчаливого ребенка поговорить по телефону — это его увлечет
  4. Ролевая игра. Куклу или плюшевого мишку нужно научить произносить звук, затем слог и, наконец, целое слово.

Таким образом, в игровой форме стимулируется речь. Не нужно зацикливаться на обучении («сейчас научимся говорить») — ребенок просто выполняет увлекательные задания и незаметно произносит новые слова.

Занимаемся с двухлетним малышом: учим слова, строим фразы и короткие предложения

Если следовать ранее упомянутым рекомендациям, то к двум годам ребенок уже будет достаточно хорошо говорить (сам может строить предложения из 3-4 слов). Но у каждого ребенка свой ритм развития, и иногда встречаются молчаливые дети, которые в указанном возрасте практически не говорят (мало или на своем «детском» языке), но при этом хорошо понимают все сказанное.

В двухлетнем возрасте есть несколько молчаливых детей, которые все хорошо понимают, но почти не говорят

Отсутствие речи в этом случае связано не с какой-либо патологией, а просто с замкнутостью развития ребенка. Есть ребята, которые долго накапливают информацию, а потом сразу начинают говорить целыми предложениями. Может сыграть роль наследственный фактор (мама или папа тоже поздно разговаривали), или ребенок просто ленив, а родители не предпринимают никаких особых действий.

Чтобы что-то изменить, взрослые должны следовать этим рекомендациям:

  1. Поговорите с ребенком как можно больше и полными предложениями.
  2. Постоянно читаю книги и говорю о них.
  3. Продемонстрируйте изображения на самые разные темы (овощи, фрукты, животные, автомобили, птицы и т.д.) и назовите изображенный объект вместе.Двухлетнему молчаливому человеку нужно показывать разные тематические изображения и рассказывать о них
  4. Предлагайте упражнения и игры на развитие мелкой моторики, в том числе лепку из пластилина, специального теста и рисование пальчиковыми красками.
  5. Играйте в театре пальцами (персонажи кладут ребенку на пальцы), разыгрывают стихи с помощью пальчиковой гимнастики.Хорошее средство для стимуляции мелкой моторики — пальчиковый театр
  6. Чаще предлагайте ребенку общаться со старшими детьми или сверстниками, которые уже хорошо говорят.
  7. Эмоционально расскажите ребенку ритмичные и простые стихи (например, А. Барто).
  8. Организуйте сценические пьесы, в которых персонажи (куклы, предметы повседневного обихода, продукты и т.д.) иолжны разговаривать.

Возможные проблемы, требующие обращения к специалисту

Как известно, каждый ребенок развивается в своем собственном темпе. Между тем, есть некоторые средние нормы речевого образования, которыми могут руководствоваться родители:

  1. 3-6 месяцев. Ребенок проверяет в действии свой артикуляционный аппарат, «играет» звуками (гудение, гудение).
  2. 1 год. Появляются первые слова («мама», «папа», «давай» и т.д. — обычно до 10 слов).
  3. 2 года. Кроха строит простые предложения из 3-4 слов. Активный словарный запас составляет 150-300 слов.
  4. 3 года. Ребенок говорит много, общими предложениями (по 4-5 слов), читает стихи по памяти. Активный словарный запас: 400-800 слов.
  5. 4 года. Активный словарный запас — 1300-2000 слов. В речи используются все части речи.
  6. 5 лет. Активный словарный запас достигает 5000 слов, новые слова запоминаются быстро. Связная речь хорошо развита.

Сегодня многие дети начинают говорить о своих сверстниках намного позже, 20 лет назад. В основном это связано с социальными факторами: современные дети с раннего возраста много времени проводят перед телевизором и вскоре начинают привыкать к гаджетам, сами взрослые постоянно заняты и не поощряют речевую активность ребенка. Однако в некоторых случаях значительное отставание от этих норм может быть связано с довольно серьезными физиологическими или психическими причинами:

  1. Проблемы во время беременности: гипоксия плода, инфекции, перенесенные женщиной, стрессы, резус-конфликт между матерью и плодом.
  2. Родовая травма: деформация черепа во время родов, запутывание пуповины и др.
  3. Врожденные проблемы со слухом у ребенка.
  4. Врожденные аномалии строения речевого аппарата.
  5. Тяжелые инфекционные заболевания, перенесенные в детстве (менингит, энцефалит, гнойный отит и др.).
  6. Неблагоприятные социальные условия, педагогическая халатность. Есть еще один вариант: чрезмерная опека (когда ожидается желание каждого ребенка, чтобы ему просто не нужно было разговаривать), излишняя плавность (ребенок не пытается улучшить свою речь).

Недостаточное развитие речи может быть связано с проблемами во время беременности и родов, например, ребенок рождается с перекрученной пуповиной

Родители всегда должны очень внимательно относиться к своему ребенку, чтобы заподозрить возможные отклонения и обратиться к специалисту (неврологу, отоларингологу, психологу и т.д.). Например, если ребенок не реагирует на звуки, у него могут быть проблемы со слухом. В этом случае он вряд ли заговорит за себя, потому что просто не слышит звуков окружающего мира. Другой вариант: если взрослый ребенок не отзывается на свое имя, на обращенные к нему слова, не смотрит взрослому в глаза, предпочитает одиночество, возможно, у него аутизм. Это психическое расстройство, при котором человек избегает социальных контактов с внешним миром.

Видео: какие проблемы могут негативно влиять на развитие речи, сигналы, которые должны насторожить

Важные советы по развитию речи

Так как же научить ребенка говорить? Все советы, о которых пойдет речь ниже, помогут родителям научить детей говорить. Эти рекомендации поддержаны ведущими логопедами, которые постоянно работают с детьми и видели результаты этой работы.

Родители должны постоянно следить за тем, что говорят и как говорят их дети. Это поможет вам на ранней стадии выявить дефекты и поработать над ними. Правильная речь у детей — залог хорошего развития мышления.

Это значит, что эти дети будут лучше учиться, усвоить большой объем информации, и в будущем им будет легко общаться с людьми.

Многие советы в этой статье актуальны, если вы хотите научить ребенка говорить в возрасте 2 лет.

Пополнить детский словарный запас можно следующими действиями:

  1. Создайте с ребенком игру, в которой объект будет показан, его имя будет произноситься, его действие будет объяснено и для чего оно предназначено.
  2. В этой игре родители должны соблюдать четкую последовательность:
    • произнести название предмета;
    • внимательно рассмотрите его с ребенком;
    • назначить отдельные части предмета;
    • научите ребенка с этим справляться и покажите, какие действия он может выполнять;
    • дайте детям время внимательно посмотреть на объект и поиграть с ним.

К концу третьего года жизни младенцы уже имеют словарный запас около 1000 слов. Каждый развивается в разных условиях, от этого зависит количество слов, которые знает ребенок. Поэтому детям необходимо общаться с большим количеством людей, проявлять инициативу и стремиться познавать окружающий мир. В дальнейшем это поможет быстро научить ребенка правильно писать.

Возможно, вам также поможет использование 2-3-летних обрезанных картинок, о которых мы говорили ранее.

 

Признаки задержки развития речи

Причиной готовности родителей должны быть не только ошибки, допущенные ребенком в согласовании и изменении слов, в произношении звуков. В этом возрасте речь — основное средство общения детей и близких. Если ребенок не пытается обращаться к своим родителям и другим членам семьи, если он выражает свои просьбы мимикой или жестами, стоит внимательно оценить его языковые навыки.

Признаки неблагополучия, если трехлетний ребенок плохо говорит:

  • имеет ограниченную лексику, состоящую в основном из существительных, реже глаголов, звукоподражания, заикания.
  • его разговоры похожи на речь иностранца, которого мало кто понимает.
  • при произнесении звуков наблюдается большое количество замен, искажений звуков. Например, вместо звука k, звук t говорит (это кошка), когда он говорит, его язык между зубами;
  • ребенок говорит предложениями, состоящими из 1-2 слов, очень неохотно повторяет слова или предложения за взрослыми или не делает этого вообще.
  • он не может удовлетворить простую просьбу, он не отвечает на свое имя, он не знает, сколько ему лет;

Если причина задержки речи детей — проблемы со слухом, ребенок может не реагировать на адресованные ему слова, пока не увидит лицо говорящего. При патологии слуха необходимо как можно быстрее начать коррекцию слуха, чтобы наверстать упущенное на формирование речи детей. Речь этих детей при правильно организованном обучении через полтора года практически не отличается от речи их сверстников.

Когда ребенок молчит или плохо говорит в трехлетнем возрасте, это может быть симптомом различных недугов. Для начала следует обратиться на обследование к отоларингологу и невропатологу, получить консультацию логопеда, дефектолога и психолога. Если ребенок не разговаривает 3 года, это не лень или необразованность. У него могут быть следующие проблемы с языковым развитием:

  • моторный или сенсорный аллиа;
  • задержка времени выступления;
  • недоразвитие общего языка (ОЯР).

Каждая из этих патологий, несмотря на наличие схожих симптомов, требует своего корректирующего подхода. Своевременно выявленная проблема позволит подобрать индивидуальный план занятий с логопедом, психологом, педагогом-дефектологом.

Причины недоразвития детской речи могут быть следующие:

  • хромосомные патологии, врожденные заболевания;
  • наследование, когда в семье на протяжении нескольких поколений наблюдается позднее начало речи;
  • патология беременности и родов;
  • педагогическая запущенность — это бывает не только в асоциальных семьях, где детям не уделяется внимания, но и где они безумно влюблены и стараются удовлетворить все его прихоти и желания;
  • заболевания и травмы головного мозга в раннем возрасте.

Наиболее серьезные последствия — поражение головного мозга при внутриутробном развитии, при родах и на первом году жизни.

 

Оцените статью
Блог про заболевания нервной системы