- Что это такое
- Самотрансценденция
- Смысловые системы Франкла
- История создания
- Раб инстинкта, властолюбец или кормчий корабля Судьбы
- Концепции
- Коротко о происхождении логотерапии
- Дерефлексия
- Показания
- Виктор Эмиль Франкл: создатель логотерапии
- Библиография
- Основные принципы
- Основные положения
- Основания логотерапии
- Свобода воли
- Воля к смыслу
- Смысл жизни
- Парадоксальная интенция
- Экзистенциальный вакуум
- Основные понятия
- Жизнь как череда уникальных возможностей для каждого
- Достоинства и недостатки
- Виктор Франкл
- Методы и техники
- Логоанализ
- Парадоксальная интенция
- Дерефлексия
- Способы
- Применение на практике
- При работе с детьми
- При работе с подростками
- Могут ли страдания привести к счастью
- Теория неврозов
- Зависимость
- Власть и контроль
Что это такое
Логотерапия — направление экзистенциальной психотерапии, основанное на поиске смысла своего существования, которое должно стать мощной жизненной мотивацией. В середине 20 века оно было оформлено как самостоятельное учение. Австрийский психиатр Виктор Франкл. Смысл в том, чтобы направить свой внутренний взор на внешний мир, отвлечься от собственных страданий и осознать свою нужду, прежде всего, в других, а не в себе. Отсюда и название: «логос» в переводе с греческого — «значение».
Согласно этой концепции, все проблемы начинаются в тот момент, когда человек сосредотачивается на своем опыте. Сосредоточившись на них, он надувает каждую мелочь до универсальных размеров и делает себя несчастным, копая себя. Выход — абстрагироваться от них, посмотреть на себя со стороны и увидеть, что все далеко не так уж плохо, а рядом есть люди, которым во много раз хуже и которым нужна помощь и поддержка.
Такой подход к решению личных проблем помогает отчаявшимся людям, потерявшим смысл жизни и склонным к суициду. Среди всех областей психиатрии логопедия считается одним из самых эффективных методов предотвращения самоубийств. Он также эффективен при лечении фобий и обсессивно-компульсивного расстройства.
Логотерапия в психологии помогает людям, которые считают свое существование мрачным и бесцельным застоем. Апатия, депрессия, синдром хронической усталости, безразличие — вот лишь некоторые из проблем, которые он может решить.
Самотрансценденция
Поиск смысла жизни не лишен надежды. Его можно найти, но для этого необходимо «выйти за пределы себя» 2. Чем чаще человек выходит из своих проблем, пытается объективно взглянуть на них и на окружающую действительность, тем больше у него шансов найти сам смысл. Это явление называется «самопревосхождение», это главное условие качественной жизни.
необходимо отойти от пассивной позиции жертвы обстоятельств, дать себе волю, жить активно. Творческая деятельность лежит в основе этой деятельности. Чем больше полезных действий, направленных на позитивное изменение окружающей действительности, предпринимает человек, тем быстрее он это осознает. В какой-то момент ответ на вопрос о цели станет очевиден.
Дело в том, чтобы помочь. В желании сделать жестокий мир немного лучше, пусть даже в рамках нашего окружения. Смысл в творчестве, создании красоты, продолжении рода и самосовершенствовании. У каждого свой смысл жизни, он уникален и иногда может быть непонятен другим.
Смысловые системы Франкла
В процессе своего развития человечество сформировало несколько семантических систем, на которых ориентируется логопедия. Франкл выделил три семантических отношения ценности:
- творчество;
- переживания;
- связь.
Ценности творчества включают то, что создает личность и дает ее миру. Эти творения всегда вызывают множество эмоций и придают смысл определенным категориям людей. Окружающий мир ценит переживания, они перерастают в переживания и становятся частью личности, они сливаются с ней. Ценность отношений — самая спорная ценность. Ведь он выражается не только в личных отношениях, но и в позиции по отношению к собственной судьбе и общению с окружающим миром.
Особое внимание психиатр уделял сознанию. Методы логопедии Франкла поместили его в особый психический орган, который является неотъемлемой частью существования человека. Сознание функционирует как некая система, координаты которой стремятся найти общий смысл, можно сказать универсальный. Он направляет человека и координирует его действия вне зависимости от оценки личности и общества.
История создания
Основоположник логотерапии Виктор Франкл (1905–1997) — человек удивительной судьбы. Австрийский психиатр, невролог, психолог. Трудно сосчитать, сколько людей за свою жизнь он спас от самоубийства и сколько продолжает избавляться от этих мыслей сейчас, благодаря его учению.
Изначально его увлекли идеи Зигмунда Фрейда, но вскоре он не только отвернулся от них, но и противопоставил своему направлению психоанализ. Перед войной в течение 10 лет он реализовывал свою программу поддержки студентов. За это время не было отмечено ни одного случая самоубийства среди тех, с кем он работал, хотя раньше это не было редкостью.
Все изменилось с приходом к власти нацистов. Виктору запретили заниматься медициной из-за его еврейского происхождения. В 1942 году он был депортирован с женой и родителями в концлагерь Терезиенстад. Именно там логопедия Франкла оформилась в самостоятельное русло.
Виктор заметил, что все заключенные в лагере были разделены на две группы. Некоторые были в депрессии, глубоко несчастны, постоянно испытывали боль и часто покончили с собой, то бросились на колючую проволоку препятствий, а затем отказались от еды. Другие, несмотря на точно такие же условия, старались терпеливо переносить все невзгоды, ели молча, так же тихо работали и никогда не жаловались.
Франкл начал тайно работать с заключенными, вести беседы. Он пришел к выводу, что первая группа заключенных не имела смысла существования, а вторая пыталась выжить с какой-то целью. Некоторые сделали это, потому что их родственники ждали снаружи. Второй — потому что хотели закончить незаконченный роман. Третьи были запрещены религией. У каждого была своя мотивация.
На основании сделанных наблюдений и выводов Виктор Франкл начал спасать тех, кто больше не мог выносить тяготы концлагеря. Поговорил с ними, уговорил, помог найти смысл жизни.
В 1944 году его перевели в лагерь Дахау, где ему не разрешили тренироваться и общаться с другими заключенными. В том же году он потерял всех своих близких: его жена и мать погибли, отец умер от болезни.
В 1945 году был освобожден. Буквально сразу из-под его пера вышла книга «Скажи жизни ДА» о его пребывании в концлагере, получившая мировую известность.
Около 25 лет Франкл возглавлял неврологическую клинику в Вене, затем преподавал в Венском университете и читал лекции в Гарварде, когда снова женился. Ее дочь стала известным детским психологом. Он ездил с семинарами во многие страны, в том числе в Россию. Его книги переведены более чем на 20 языков. Он был благодарен тысячам пациентов, которых спас от депрессии и суицидальных мыслей.
Раб инстинкта, властолюбец или кормчий корабля Судьбы
Достоинство традиционного психоанализа состоит в том, что он смог выделить и структурировать детерминированную природу определенных психических процессов. Но, рассматривая психологический феномен человека только как продукт его инстинктов, психоанализ был вынужден признать предопределенность человеческой жизни как окончательную и бесспорную истину. И не только признать, но и сделать вывод, что наши психологические реакции — не что иное, как результат работы этих структурированных и предсказуемых инстинктивных механизмов.
Основная опасность психоаналитической концепции Зигмунда Фрейда, отводящей человеку пассивную роль раба инстинктов, состоит в том, что это рано или поздно неизбежно приведет к фатализму. Вот почему, замечает Франкл, абсолютное большинство невротических пациентов объединяет слепая вера в «дамоклов меч судьбы». Он категорически отвергает концепцию Фрейда о категорической классификации генов как сексуальных извращенцев, цитируя себя: «Иногда сигара может оставаться обычной сигарой и ничем иным».
Согласившись с Фрейдом в том, что жизненный путь человека в целом предопределен, Виктор Франкл в то же время делает важную оговорку: наши инстинкты — это не что иное, как предложения по выбору того или иного поведения и окончательное решение о том, что делать с этими советами все, что нам осталось. Это наше «я» свободно формирует наше отношение к происходящему. И от того, в какой эмоциональный оттенок будет окрашено это событие, напрямую зависит, превратится ли наша жизнь в бессмысленную бесконечную борьбу и пытки или будет наполнена смыслом и яркими переживаниями даже на фоне трагических для нас событий.
Франкл уверен, что человек — это предмет желания: «я хочу», а не слепая игрушка судьбы. И именно этот алгоритм принятия решений, по его словам, работает всегда, независимо от того, к чему нас подталкивает сумма бессознательных импульсов в данный момент. Таким образом, эго вечно противостоит инстинктам, отражающим устремления бессознательного эго. В то же время, нуждаясь в их энергии, наше эго никогда не увлекается ими пассивно.
Воля к смыслу в понимании Франкла противоположна как адлеровской концепции борьбы человека за самоутверждение, превосходство и власть, которая компенсирует комплекс неполноценности, так и принципу стремления к удовольствию — квинтэссенции фрейдистского психоанализа. Концепция поиска смысла Виктора Франкла — это фундаментальный «мотиватор» человека, который подталкивает его не искать утешения, а значительно двигаться к цели, которую человек считает достойной себя.
«Парусный спорт не означает бросить корабль на ветер. Напротив, опытный рулевой, используя паруса и ветер, сможет не только направить корабль в нужном направлении, но и обеспечить максимальную скорость », — любил повторять Франкл.
Концепции
За концептуальную основу своего направления Франкл взял идеи экзистенциализма, а именно:
- учения Сократа, Аристотеля и Эпикура, которые помогли людям понять себя через осознание сути окружающего мира;
- философия Кьеркегора, Ницше, Хайдеггера, Сартра, Камю: жизнь — это череда конфликтов и страданий, ведущих к переосмыслению ценностей и развитию личности;
- феноменология Гуссерля: страдание очищает человека;
- непосредственно экзистенциализм Ясперса и Бинсвангера: цель — понять и изменить жизнь с полной ответственностью за выбор ценностей;
- анализ Dasein Медарда Босса: жизнь — это настоящий момент без оглядки на прошлое.
Эти идеи в сочетании с огромным опытом, полученным в этой области, послужили основой для логопедии. В отечественной психологии идеи этого направления представлены слабо, несмотря на то, что Франкл посещал Россию с лекциями и семинарами.
Виктор Франкл
Смысловая сфера развития личности частично раскрывается в произведениях Выготского, Рубинштейна, Леонтьева, Петренко, Артемьевой. Исследования по смыслообразованию проводили Знаков, Асмолов, Агафонов, Чудновский, Карпова. Сегодня менеджмент активно развивается. В частности, в Санкт-Петербурге действует Центр Виктора Франкла, сотрудники которого воплощают его идеи в жизнь.
Это направление гораздо более развито в Европе. Франкл оставил студентов, которые теперь официально представляют иностранные концепции логопедии. Это Александр Баттиани, профессор Венского университета Австрийской академии наук, курирующий работу Центра Франкла в Санкт-Петербурге. Помимо психотерапевтов Альфрида Лэнгла и Джеймса Крамбота, доктор философии Элизабет Лукас и доктор Элеонора Франкл (вторая жена Виктора).
Коротко о происхождении логотерапии
История логотерапевтического подхода восходит к 1930-м годам. Впервые основы логотерапии были представлены в 1938 году вышеупомянутым Виктором Франклом, который разработал их на основе индивидуальной психологии Альфреда Адлера и психоанализа Зигмунда Фрейда.
Сегодня логотерапия, которую часто называют «третьей школой психотерапии в Вене», представляет собой эмпирический и международно признанный психотерапевтический подход.
Дерефлексия
Эта методика хорошо работает в тех случаях, когда повышенный уровень самоконтроля и внимания не позволяет пациенту получить желаемое. Чаще всего это связано с различными интимными проблемами, такими как мужская импотенция и женская аноргазмия, не имеющие под собой физической основы. С помощью дерефлексии пациент отвлекается от себя и полностью переключается на своего партнера. В результате исчезает проблема оправдания ожиданий и повышения самоконтроля.
Показания
- Кризис жизни;
- семейные проблемы;
- депрессивное или стрессовое состояние;
- беспричинное беспокойство, панические атаки;
- пристрастия различного характера: алкогольные, наркотические, азартные;
- обсессивно-компульсивное расстройство;
- фобии;
- проблемы со сном;
- сексуальная дисфункция;
- жизненные ситуации, связанные с неизлечимыми заболеваниями, смертью близкого человека;
- недовольство собой, скука, апатия, равнодушие, разочарование.
Виктор Эмиль Франкл: создатель логотерапии
Франкл — довольно известная фигура в психотерапии. Он был талантливым неврологом, психиатром и психологом. Вся жизнь этого человека была посвящена науке, а в последние годы его ум был полностью занят логопедом.
Франкл родился в Вене в начале 20 века. Он очень рано проявил интерес к психиатрии и специализировался на депрессии и самоубийстве. Перед Второй мировой войной Франкл возглавлял крупный медицинский центр по предотвращению самоубийств в Вене. Уже тогда он начал отклоняться от мировоззрения Фрейда и Адлера, которые оказали на него большое влияние в начале его карьеры.
В 1942 году вся семья Франкл оказалась в концентрационном лагере из-за своих еврейских корней. Здесь он провел три года своей жизни и потерял почти всех своих родственников, кроме сестры. Но именно в эти годы зародилась и начала экспериментировать логотерапия. Франкл был членом тайного общества, которое давало заключенным психологические консультации. Он работал с ранними состояниями шока, суицидными наклонностями, истериками и людьми, страдающими эпилепсией. Эта помощь спасла много жизней и поддержала самого Франкла, который чувствовал себя нужным и нужным.
В послевоенные годы жизнь психиатра сложилась более чем удачно. Он женился повторно, он делал то, что любил. За несколько лет психотерапия пережила значительный скачок в развитии, и именно Франкл послужил движущей силой. Он изложил основные концепции логопедии в нескольких научных книгах и успешно применил их на практике. Талантливый врач умер двадцать лет назад в возрасте девяноста двух лет.
Библиография
- Франкл, Victor Beacon Press, Бостон, Массачусетс, 2006. ISBN 978-0-8070-1427-1
- Франкл, Виктор (12 октября 1986 г.). Доктор и душа: от психотерапии к логопеду
… Random House Digital, Inc. ISBN 978-0-394-74317-2. Проверено 17 мая 2012 года. - Франкл, Виктор Саймон и Шустер, Нью-Йорк, 1967. ISBN 0-671-20056-9
- Франкл, Виктор Нью-Американская библиотека, Нью-Йорк, 1988 ISBN 0-452-01034-9
- Франкл, Виктор Саймон и Шустер, Нью-Йорк, 2011 ISBN 978-1-4516-6438-6
- Франкл, Виктор Бруннер-Рутледж, Лондон-Нью-Йорк, 2004. ISBN 0-415-95029-5
- Франкл, Автобиография Виктора, Основные книги, Кембридж, Массачусетс, 2000. ISBN 978-0-7382-0355-3 .
- Франкл, Издательство Виктора Персея, Нью-Йорк, 1997; ISBN 978-0-7382-0354-6 .
Основные принципы
Согласно логотерапии, человеческая жизнь обретает смысл только в трех случаях.
1. Активность, творчество, творчество
Когда человек реализует свой потенциал, он хочет оставить след или просто бесплатно помогать другим. Будьте активными. Получается мотивация: закончить фильм, получить профессиональный рост, спасти как можно больше бездомных животных и т.д.
Достигнув цели, он ставит новую и начинает все сначала. Это внимание к внешнему миру не оставляет места для преувеличения своих проблем. Со временем они разрешаются сами, когда в этом возникает необходимость.
2. Новый опыт, новые ощущения, новые знания
То же самое и с людьми, которые постоянно обогащаются чем-то новым. Они хотят прочитать как можно больше книг, посетить как можно больше мест, заняться экстремальными видами спорта. Сюда также входят любовь, дружба, семья, когда чья-то жизнь становится важнее вашей.
С одной стороны, это делается для удовлетворения личных потребностей, но способы реализации все еще находятся за пределами человека и направлены на окружающий его мир. Это не позволяет зацикливаться на своих внутренних конфликтах и противоречиях.
3. Страдание — это процесс переосмысления
Если человеку не даны первые два пути обретения смысла жизни, только в этом случае логопед позволяет обратиться внутрь себя. Необходимо взглянуть на личные проблемы со стороны и подвергнуть их логическому анализу. Есть ли смысл в ваших собственных страданиях? Куда они приведут? Ответы на эти вопросы становятся началом переосмысления жизненных ценностей.
Основные положения
Чтобы понять, что такое логотерапия, достаточно вернуться к ее основным положениям.
Ключевые идеи:
1. Воля к смыслу. Виктор Франкл считает это даже без других составляющих достаточной мотивацией для человека. Преследование цели приводит к умственному стрессу вместо равновесия, но эта деятельность является ключом к благополучию. Живя без смысла или цели в жизни, человек испытывает разочарование, которое может привести к самоуничтожению. Всем нужна мотивация.
2. Смысл жизни. Франкл, согласно логотерапии, видит это исключительно в процессе движения, а не в изобретениях и изобретениях. Каждый имеет свое предназначение и совершенно разный, в зависимости от внешних условий.
Принципы клиентоориентированной терапии Роджерса
Человек всегда получает то, с чем способен справиться, а источником задач является сама жизнь. Логотерапия считает, что, идя к смыслу, ответственный и духовно развитый человек может улучшить себя и окружающий мир, применяя знание смысла ситуации и предпринимая соответствующие действия. При этом смысл жизни постоянно меняется, ведь жизненные ситуации не прекращаются.
3. Свободная воля. Свобода воли основана на свободе человека и возможности самоопределения. Это позволяет вам контролировать себя и устранять симптомы для нормальной жизни. Свобода заключается в духовной целостности и способности организовывать жизнь вокруг себя. Свобода воли — это опыт. Ключевой вопрос о том, насколько истинна свобода воли, — насколько истинен опыт.
Даже в своих произведениях Виктор Франкл заявляет, что полностью лишить человека свободы невозможно. Центр личности остается даже при тяжелом психическом заболевании. Задача логопеда — найти здоровую сторону личности и установить с ней контакт, сделать все, чтобы человек понял, что у него есть и на что он способен.
Виды психотерапии
В обществе существуют нормы и правила ценностей и семантики, которые сложились в процессе эволюции. Такое отношение тоже может иметь смысл. Их можно разделить на три основные группы:
- Ценности творчества.
- Ценности опыта.
- Ценности отношений.
Ценности творчества включают в себя то, что создано для мира; опыт — полученный опыт; отношения — это установленная судьба, на которую нельзя повлиять.
По определению Виктора Франкла, основные концепции логотерапии также включают сознание. Он говорит о нем как об «органе бытия», считая его главной составляющей личности. Сознание, как считает ученый, направляет человека в попытках обрести смысл.
Основания логотерапии
Виктор Франкл имел собственное профессиональное кредо, смысл которого заключался в том, что человека нельзя сводить к своей болезни или симптомам. В своей работе «Человек в поисках смысла» ученый представляет свое кредо на примере работы с психически больными людьми.
Следовательно, он сказал, что никакие мыслимые обстоятельства не могут ограничить человека быть лишенным свободы на 100%. Исходя из этого, даже небольшая часть свободы остается за человеком, вне зависимости от ограничений, созданных неврозом или психозом. Даже самый тяжелый психоз не может затронуть самое сокровенное ядро личности.
Для логотерапевта человек всегда является «чем-то большим» и всегда преследует цель найти точки соприкосновения с той частью кишечника клиента, которая «не затронута болезнью», и будет пытаться помочь ему реализовать свои навыки и Ресурсы.
В основе логотерапевтического подхода лежат три философско-психологических компонента:
- Свободная воля
- Воля смысла
- Смысл жизни
Что имеется в виду под этим:
Свобода воли
Логотерапия утверждает, что человек лишь частично обусловлен и имеет как первоначальную свободу принимать решения, так и способность занимать любую позицию в отношении психологических, биологических и социальных условий. Под свободой здесь понимается пространство, в котором человек может формировать свою жизнь в рамках определенных возможностей.
Свобода исходит из области духовности, которая преобладает над физическим и ментальным. Как духовные существа, люди не только реагируют на раздражители, но также обладают определенной независимостью и, следовательно, способностью строить свою собственную жизнь.
Свобода воли важна в психотерапии и позволяет людям действовать независимо, даже если их беспокоит духовное или физическое заболевание. Благодаря этому ресурсу люди могут справиться с симптомами болезней и восстановить способность к самоопределению и контролю над жизнью.
Воля к смыслу
Человек не только свободен, но и свободен для достижения конкретных целей. Поиск смысла — главная движущая сила. Если человек не может осознать свои собственные значения, его будет беспокоить чувство пустоты и бессмысленности. Он также может начать беспокоиться о депрессии, зависимости, агрессии, психосоматических расстройствах и невротических расстройствах.
С помощью логопеда люди могут понять и нейтрализовать факторы, мешающие им добиваться значимых целей в своей жизни. Логопедия развивает у людей чувствительность, которая позволяет им воспринимать возможности смысла, но нужно понимать, что ее не следует использовать как средство постановки целей. Логотерапевт действует в логопедическом процессе только как сопровождающий клиент, который помогает ему осознать возможности смысла, которые последний должен открыть для себя.
Смысл жизни
Основная идея логотерапии — представление о том, что смысл — это объективная реальность. Логотерапия постулирует, что задача человека — создать лучшее «я» из «исходного материала», а также создать лучший мир вокруг себя, через осознание своей свободы и ответственности, а также через признание и осознание смысла всех событий, которые происходят.
Особое внимание следует также уделять тому факту, что потенциал смысла, который является объективным по своей природе, относится к конкретным ситуациям и людям и, следовательно, находится в постоянном процессе трансформации.
Исходя из этого, человек, прибегнувший к логопеду, получает неоценимую поддержку в поисках максимальной гибкости и открытости, которые могут помочь ему придать своей повседневной жизни максимально возможный смысл.
Парадоксальная интенция
Этот метод зарекомендовал себя в борьбе со страхами и неврозами. Для них характерно введение больного в замкнутый круг. Пациент боится определенных ситуаций и пытается их избегать, но эта деятельность, в свою очередь, порождает беспокойство и новые страхи. В результате невроз усиливается, и болезнь начинает прогрессировать и переходить на новый уровень.
Парадоксальное намерение погружает человека в проблему и дает ему возможность столкнуться со своими страхами. Это прерывает цикл, что, в свою очередь, избавляет пациента от тревожных и невротических симптомов. Сам человек меняет свое отношение к ситуации и, как следствие, стереотипы поведения.
Экзистенциальный вакуум
Франкл писал: «Каждая эпоха порождает особый невроз, а значит, и потребность в особом методе психотерапии. Во времена Фрейда сексуальная неудовлетворенность считалась причиной всех проблем, но теперь нас беспокоит другая проблема: разочарование в жизни. Если во времена Адлера типичный пациент страдал комплексом неполноценности, то сегодня пациенты жалуются в основном на чувство внутренней пустоты, которое возникает из чувства абсолютной бессмыслицы жизни. Это то, что я называю экзистенциальной пустотой »1, с. 5.
По мнению ученого, поколение второй половины ХХ века состоит из людей, у которых есть все. Они сыты, им не нужно думать о выживании. Физически жизнь стала проще, однако это упрощение дало возможность задавать вопросы, ответы на которые иногда приходится искать в течение всей жизни.
Поиск смысла — это не отклонение от нормы, напротив, это естественная потребность человека. По наблюдениям Франкла, 80% алкоголиков и 100% наркоманов попадают в пучину пристрастия к страданию, что порождает неспособность найти смысл жизни. В умах наркоманов царит хаос. Образовавшаяся пустота наполняется иллюзией самодостаточности и удовлетворенности. Если человек не получает реального удовлетворения от жизни, пристрастие к химическим веществам неизбежно. Проблемы не решаются, они растут как снежный ком, но иллюзорное понимание реальности, искаженное под воздействием химикатов, заставляет человека не замечать и делать вид, что все в порядке.
Качество жизни человека, которого «поглотила» экзистенциальная пустота, падает в геометрической прогрессии. Некоторые из тревожных звонков — это общая депрессия, апатия, нежелание вести активную и творческую жизнь.
Франкл ввел понятие «невроз выходного дня». По словам ученого, именно в выходной день человек чаще всего думает о смерти, топит внутреннюю пустоту с помощью средств, полученных извне (алкоголь, психотропные вещества). Если в будние дни мысли заняты работой, то в выходные «страдания от бессмысленности жизни» проявляют себя во всей красе. Кстати, Франкл отмечает, что выходной — это время, когда люди чаще всего думают о смерти и самоубийстве.
Основные понятия
Суть логопедии
Свобода воли — это способность делать выбор, не ограниченный обстоятельствами.
Воля к смыслу — основная мотивация человека. И вовсе не физическое удовольствие, согласно идеям Фрейда.
Смысл жизни — это конечная цель существования человека как биологического вида и как личности, ключевое понятие в логотерапии для формирования духовно-нравственного образа человека.
Сложные случаи
Разочарование — это когда человек сомневается в выборе и расстановке приоритетов (согласно логопеду, это не психическое заболевание).
Экзистенциальная пустота — потеря смысла жизни, апатия, безразличие, часто наступает после разочарования.
Ноогенный невроз — следствие экзистенциального вакуума. Клинический диагноз. Становится причиной депрессии, наркомании, алкоголизма, неконтролируемой агрессии, навязчивых суицидальных мыслей.
Методология
Анализ логотипов (инвентаризация) — объективный взгляд со стороны на все стороны своей личности.
Парадоксальное намерение — это противоречивая попытка сделать то, чего больше всего боятся.
Дерифлексия — переключение внимания с себя на окружающий мир.
Жизнь как череда уникальных возможностей для каждого
Ценности могут быть ситуативными и вечными. Возможность задействовать ситуативную ценность уникальна для каждого момента. Повседневная жизнь позволяет придавать ситуативные ценности окружающему миру, наполнять смыслом само ваше существо. Упустить эти возможности — значит упустить главное.
Вечные ценности невозможны без ситуативных. Они реализуются, когда приходит понимание своей миссии. Часто это происходит через страдания.
Логопедия призвана научить пациентов уважать каждый момент своей жизни. Вот почему Франкл решительно выступал против эвтаназии и самоубийства. По его словам, судьба — не шутка. Ученый на 3. Следовательно, врач не имеет морального права брать на себя функции судьбы. Вывод об безвыходности ситуации всегда субъективен, даже если аргументирован вполне объективными фактами.
Достоинства и недостатки
Профессионалы:
- эффективность при лечении депрессии, обсессивно-компульсивного расстройства, фобий, зависимостей и суицидных наклонностей;
- гуманистическая ориентация (на внешний мир, а не на себя);
- моральный аспект (нивелирована сексуальная составляющая фрейдистского психоанализа);
- углубленное изучение концепции, начиная с античных философов;
- не просто философия и эмпирическое мышление, а способ действительно спасти жизни;
- долгосрочный результат: часто избавляет от фобии на всю жизнь.
Недостатки:
- не помогает в тяжелых клинических случаях расстройства личности;
- несколько профессиональных центров и логопедов;
- подразумевает тщательную работу пациента над собой;
- в некоторых случаях требуется длительное лечение (до 1,5 лет).
Виктор Франкл
Виктор Эмиль Франкл родился в Вене 26 марта 1905 года. Он пережил четыре концлагеря, включая Освенцим. С раннего возраста он проявлял интерес к изучению медицины и естественных наук. Он также очень критически относился к редукционистским позициям.
Его призвание пришло очень рано, и его поиск смысла начался задолго до Холокоста. Во время Холокоста он работал над своей самой известной книгой «Человек в поисках смысла».
Виктор Франкл был убежден, что уникальность нас делает человеческий дух. Сведение жизни и человеческой природы к «ничто», как это делали многие философы и психиатры того времени, было не самым подходящим взглядом на жизнь.
К 19 годам у него уже были развиты две основные идеи:
- Прежде всего, мы должны ответить на вопрос, который ставит жизнь о смысле нашей жизни, поскольку мы несем ответственность за свое существование.
- Во-вторых: окончательный смысл находится за пределами нашего понимания и останется там. Это то, во что мы должны верить, чтобы это понять.
Опыт Франкла в концентрационных лагерях показал ему, что люди могут найти смысл. Смысл в любых жизненных обстоятельствах, даже самых нелепых и болезненных.
Методы и техники
В логопеде есть 3 основных метода работы с пациентами.
Логоанализ
Автор методики — один из учеников Франкла, американский психотерапевт Джеймс Крамбо. Сам он называл это инвентаризацией.
Метод логического анализа жизни человека, детальный анализ его ценностей на полках, обучение смотреть на себя со стороны. Используемые методы:
- расширить поле сознательного знания;
- стимулировать творчество.
Логопед шаг за шагом расскажет пациенту, как действовать дальше. Полученные результаты обсуждаются совместно. Полный курс лечения — 1,5 года.
Парадоксальная интенция
Автор методики — сам Виктор Франкл. Используется для лечения фобий и обсессивно-компульсивного расстройства.
Техника предполагает сознательное желание хотеть того, чего человек боится (в случае фобий). Примеры:
- при бромгидрофобии (боязни потоотделения) — старайтесь с каждым разом потеть еще сильнее, чем раньше, установите новый рекорд;
- при хинофобии (боязнь собак) — заведомо завести питомца;
- при талассофобии (боязнь моря) — собираетесь отдыхать на морском курорте.
С помощью парадоксального намерения можно вылечить практически любую фобию. Известны реальные случаи выздоровления после недели активного применения методики.
Дерефлексия
Автор методики — Виктор Франкл.
Он состоит в том, чтобы полностью отключиться от своих переживаний, забыть о них, направить всю свою энергию во внешний мир. Он используется при лечении нарциссизма, депрессии, неврозов и даже сексуальной дисфункции. Человек учится постепенно отодвигать то, что его беспокоит, на задний план, заменяя это чужими мыслями.
Например, если самооценка завышена, пациенту предлагается найти работу волонтером, заняться благотворительной деятельностью.
При депрессии организуется групповая терапия, при которой логопед действует только как проводник, а не лидер: пациенты должны решать проблемы других, но не свои собственные.
При сексуальной дисфункции предлагается сосредоточиться на партнере, а не на собственном дискомфорте и фиаско.
Какие именно логопедические методы применить в том или ином случае, специалист решает индивидуально.
Способы
Намерение. Умышленно пациент пытается делать то, что вызывает у него страх. Например, пациент, страдающий паническими атаками, перестает бороться с паническими атаками. Врач работает не столько с проявлениями болезни, сколько с положением пациента по отношению к неврозам и другим недугам. Дерефлексия. Часто используется для решения интимных проблем
Он отвлекает пациента от симптомов и происходящего с ним, переводя внимание на партнера. Это снижает потребность в действиях и приводит к исцелению. Logo Analysis Создан для изучения жизненных ценностей и приоритетов пациента.
Эти методы лечения эффективны и помогают пациенту снова ощутить радость жизни.
Логопед с помощью упражнений помогает увидеть, что мешает человеку достичь поставленных целей. Пациент становится внимательнее, но при этом ставит цели и идет к ним.
Применение на практике
При работе с детьми
Логопедия вполне применима в раннем возрасте, начиная с детского сада. Специалисты работают с замкнутыми, апатичными, ничем не интересующимися детьми, а также с теми, кто пережил смерть одного из родителей. В зависимости от ситуации используются разные методы.
- Вербализация переживаний
Маленькие дети не могут глубоко думать и смотреть наружу. Поэтому анализ логотипа строится иначе: через игрушки или вымышленный персонаж из сказок. Специалист рассказывает ребенку историю, максимально похожую на его собственную, которая случилась бы со слоном (например). Затем строится диалог о том, что чувствует слоненок, как ему следует себя вести и чем ему можно помочь.
- Бесплатные словесные ассоциации
Диагностический метод, используемый в логопедии и позволяющий понять, как строятся отношения ребенка с родителями, опекунами и другими детьми.
При работе с проблемными детьми логопеды также активно используют различные художественные приемы — рисование, лепку, сказочную терапию.
При работе с подростками
Многие психотерапевты считают, что логопедия — одно из самых эффективных средств лечения суицидных наклонностей подростков. Девиантное поведение — результат разложения нравственных идеалов в обществе. Поэтому здесь активно используется дерефлексия, направленная на формирование ориентации на смысл жизни, собственные ценности.
Помощь в понимании смысла жизни полезна для психического здоровья. После курса лечения подростки начинают понимать, насколько вредны и разрушительны алкоголь и наркотики. Они пытаются сознательно выбирать свои моральные идеалы, не оглядываясь на существующих кумиров.
Недавно было создано новое подразделение, которое называлось «ЛогоАрт-терапия». Его цель — помочь подросткам найти себя в этой жизни, реализовать свой творческий потенциал.
Могут ли страдания привести к счастью
Франкл утверждал, что даже очевидная боль может быть полезной. В своих статьях он ссылался на истории клиентов.
История, которую он любил рассказывать, началась с совершенно незначительного визита. Старец пожаловался, что даже через два года после смерти жены он не может смириться с потерей. Франкл не останавливался на очевидных истинах, таких как те, которые нужны вам, чтобы найти в себе силы жить.
Фото Анастасии Шураевой: Pexels
Он дождался, пока мужчина закончит излить свою душу, и задал только один вопрос: «Как бы почувствовала себя ваша жена, если бы вы умерли на ее месте?» Мужчина ответил, что, конечно, она будет безутешна и будет много страдать. Тогда Франкл сказал: «В таком случае вы спасли ее от этих страданий, потому что вы живы. Теперь ты должен заплатить за это своей болью ». Мужчина поблагодарил его, пожал ему руку и ушел.
Франкл не спас его от страданий, чужие чувства не в его власти. Но это помогло ему увидеть смысл своей боли, чтобы он мог легче ее переносить. Это можно сравнить с тяжелыми родами. Где цель страданий — рождение прекрасного любимого ребенка.
Философию Франкла можно резюмировать следующим образом: жизнь дает смысл, и это не всегда то же самое, что найти счастье. У человека есть все ресурсы, чтобы понять это для себя.
Теория неврозов
Теория неврозов Карен Хорни — одна из самых известных теорий в этой области психологии. Хорни считал, что межличностные отношения создают базовую тревогу, а невроз — это своего рода защитный механизм, позволяющий справиться с этим. Психолог разделил невротические потребности на три большие группы, в отношении которых выделяются три типа невротической личности: беспомощная, агрессивная и отстраненная.
Уравновешенная и адаптируемая личность успешно использует все три линии поведения. Человек становится невротиком, если один из них доминирует.
Зависимость
Невроз такого рода заставляет человека постоянно искать помощи и одобрения других, подтверждения от других людей своей праведности; только тогда это становится ценным и значимым. Таким людям нужно нравиться другим, чувствовать их симпатию, в результате чего они часто становятся излишне навязчивыми и эмоционально зависимыми.
Власть и контроль
В погоне за высокой самооценкой люди пытаются уменьшить чувство тревоги, навязывая свою власть и пытаясь строго контролировать тех, кто их окружает. Люди с такими потребностями кажутся другим грубыми, эгоистичными, властолюбивыми и одержимыми идеей контроля. Хорни утверждал, что человек проецирует свою враждебность на других в мыслительном процессе, который психолог назвал экстернализацией, и таким образом оправдывает собственное агрессивное поведение.