- Для чего необходимо развивать системное мышление
- Формирование системного мышления
- Исследование системы
- Видеть системную динамику: Диаграммы причинно-следственных связей
- Видеть Ментальные Модели
- Пример: Динамика “Тише Едешь — Дальше Будешь”
- Как мыслить системно
- С какого возраста следует развивать системное мышление
- приложений
- Что определяет систему?
- Принципы системного мышления
- Приобретение глобального видения
- Распознавание существующих систем и их взаимосвязей
- Распознавание элементов, которые их образуют
- Изучение возможных решений и их последствий
- Диагностика
- Системные границы
- пример
- Способности людей с системным мышлением
Для чего необходимо развивать системное мышление
Системное мышление позволяет человеку оценивать окружающие предметы и явления целостным образом. Это полезно как в повседневной жизни, так и в узкоспециализированных сферах. Системное восприятие помогает спрогнозировать исход событий и быстро достичь желаемой цели. Это часто сравнивают с логическими рассуждениями. Однако без системного подхода логический анализ может привести человека к иллюзии.
Развитие системного мышления предполагает приобретение следующих навыков:
- умение критически оценивать ситуацию;
- способность видеть системную структуру в текущих процессах;
- умение анализировать систему и предвидеть ее дальнейшее развитие;
- выявление основных элементов системы и взаимосвязи между ними;
- развитие способности понимать свою деятельность;
- использование синтеза и анализа в процессе генерации новых идей.
Люди с системным мышлением гибки, они способны включить любую информацию в существующую картину мира. Еще одно преимущество этого типа мышления — сопротивление манипуляциям и провокациям. Это позволяет всегда оставаться холодным и быстро принимать правильные решения.
Зная, как развить системное мышление лидера, человек может продвигаться по карьерной лестнице. Этот инструмент помогает беспристрастно анализировать поведение коллег и прогнозировать результат того или иного алгоритма работы. Люди с системным подходом могут найти нетривиальные способы решения сложных проблем. Менеджеры часто используют этот тип мышления при оценке компетентности персонала. Такой подход к построению команды гарантирует слаженную и эффективную работу компании.
Системное мышление необходимо для работы во многих отраслях, включая машиностроение, логистику, политику, менеджмент и т.д., и помогает решать сложные исследовательские, производственные и жизненные проблемы. Окружающая действительность воспринимается реалистично, без искажений.
Цель развития системного мышления — расширить восприятие реальности. Способность находить причинно-следственные связи между объектами и событиями значительно улучшает качество жизни. Он предоставляет широкие возможности для самореализации и облегчает взаимодействие с окружающими вас людьми.
Формирование системного мышления
Есть люди, у которых есть врожденная способность к системному восприятию реальности на интуитивном уровне, но эту способность также необходимо развивать, чтобы сделать ее более осознанной и организованной. Кроме того, стоит задуматься о формировании систем мышления тем, у кого нет такого дара. Это вполне реально. Системному мышлению, как и логическому мышлению, можно научиться, но также необходимо подходить к этому процессу систематически.
Человеческая психика — очень сложная система, все элементы которой находятся в тесной взаимосвязи. Мышление как высшая форма познания в основном связано с когнитивными процессами, и его развитие зависит от того, насколько они «прокачаны». Системный подход к развитию мышления включает в себя следующие процессы:
- Формирование умения правильно воспринимать окружающий мир с учетом его системной организации. Именно восприятие снабжает наш мозг информацией, с которой затем работает мысль. Поэтому так важен не поверхностный взгляд на мир, а внимательное и подробное наблюдение. Он предполагает проникновение в глубокую суть вещей, восприятие всех нюансов и деталей.
- Развитие памяти, в основном осознанное и целенаправленное хранение информации, которое сопровождается ее анализом и систематизацией. Целостный мир требует систематического подхода к его запоминанию. И предполагает активную работу всех типов памяти: моторно-сенсорной, слуховой и зрительной, вкусовой, обонятельной, тактильной и эмоциональной.
- Память и восприятие невозможны без умения концентрироваться, то есть внимания. Развитие этого мыслительного процесса предполагает также овладение умением быстро менять внимание и увеличивать его объем. Это позволит вам одновременно разбираться в нескольких объектах и их связях, работать над разными проектами, удерживая в голове различные сложные задачи.
- Формирование системного мышления предполагает развитие всех его типов: логическое мышление обеспечивает создание четких схем и алгоритмов решения задач; образный позволяет увидеть проблему в целом; наглядно-действенный необходим для анализа практических действий и прикладного аспекта проблемы; ассоциативное мышление позволит устанавливать связи между различными предметами и явлениями действительности.
Поскольку вся наша реальность носит системный характер, то любое ее познание, не только принятие, но и творческое познание, будет способствовать развитию системного мышления. Творчество и системный подход вообще очень тесно связаны. Креативное мышление специализируется на решении нестандартных задач, и это невозможно без системного подхода с его многомерным восприятием действительности. Любой вид творчества, даже простое незамысловатое мастерство — это повышение уровня согласованности вашего мышления. Ведь творчество предполагает работу воображения по созданию нового образа, комбинируя различные идеи, материалы, приемы. Это самое главное. Любое творчество — это создание упорядоченной системы из хаоса.
Помимо очевидной пользы для развития мышления, воображение и творческие способности являются источниками положительных эмоций. И ничто так не стимулирует развитие, как удовольствие.
Исследование системы
Как только вы начинаете определять границы выбранной вами системы, вы начинаете разбивать ее на составные части. Также как камни распадаются на песчинки. Благодаря грануляции вы начнете погружаться в суть системы, под ее «поверхность», и искать неочевидные части системы.
У вас есть накопление идей или вопросов, которые приведут к более глубокому исследованию. Здесь вы проходите первый этап методологии разрушающего проектирования горнодобывающей промышленности, ландшафтного дизайна и строительства (MLB).
Одна из ключевых концепций здесь — модель айсберга: вам нужно погрузиться глубже под поверхность, чтобы исследовать большую часть ледяной массы.
Видеть системную динамику: Диаграммы причинно-следственных связей
Диаграммы причинно-следственных связей часто используются при изучении LeSS, чтобы увидеть системную динамику того, что происходит при разработке больших систем. Только для этого имеет смысл разобраться в них. Еще полезнее вместе с коллегами нарисовать на доске несколько диаграмм. Смоделируйте для обсуждения. Когда? Например, во время общей ретроспективы LeSS.
Практическая ценность этого совета важнее, чем может показаться на первый взгляд. Очень расплывчато и неэффективно просто «мыслить систематически». Но если вы и четверо ваших коллег приобретете привычку тусоваться за большой доской и рисовать диаграмму причинно-следственных циклов, это будет конкретная и потенциально очень полезная практика, которая связывает «системность» и «систему действий» думали «вместе”.
Следующие ниже примеры могут показаться надуманными, когда вы их прочитаете. Но представьте, что вы и ваши коллеги присутствовали на доске во время создания и что диаграммы появлялись в процессе живого общения. Вот как мы относимся к «мышлению» системно.
Видеть Ментальные Модели
На предыдущих диаграммах причинно-следственных циклов показаны психологические паттерны людей, связанные с причиной и следствием, которые могут быть неправильными. Интересно, что человеческое восприятие причины и следствия зависит как от времени (задержки), так и от качества обратной связи в системе.
Смысл «ментальной модели» — улучшить нашу метакогнитивную способность видеть и подвергать сомнению наши предположения и логические цепочки. Разве мы не идем по ложному пути? Это также включает в себя то, как мы ведем себя по отношению к другим, обсуждая (уточняя информацию, не пытаясь оскорбить мнение других) ментальные модели наших коллег.
Научиться видеть эти ментальные паттерны — это только первый шаг; их изменение — самая сложная часть второго шага. Это искусство выходит за рамки этого введения, хотя успешное внедрение LeSS должно включать изменения в образе мышления и способности понимать мыслительные процессы во многих группах.
Совет о том, как лучше увидеть ментальные модели (убеждения, предположения, цепочки умозаключений и т.д.), Которые сопровождают динамику системы: задавайте наводящие вопросы во время построения модели и запишите ответы. «Давайте поговорим о предположениях, лежащих в основе этой модели. Во что мы верим или предполагаем с точки зрения фактов и влияний, которые привели нас к нашему нынешнему пониманию модели?”
Нарисуйте ответы прямо на доске с шаблоном, например:
Визуализируйте предположения в своей голове .. свои ментальные модели.
Пример: Динамика “Тише Едешь — Дальше Будешь”
Освоив концепции временных решений, задержек, петель положительной обратной связи и ментальных паттернов, очень интересно наблюдать заметное краткосрочное улучшение характеристики, которое является результатом временного решения, сопровождаемого ухудшением через некоторое время та же особенность — динамика «чем тише ехать, тем дальше будешь». Эти динамики распространены на рабочем месте и вызывают недостатки. Так что это заслуживает отдельной иллюстрации.
История Microsoft Word и секретных инструментов разработчика: Классическим примером краткосрочного «улучшения», но длительного ухудшения является история первой версии Microsoft Word для Windows Spolsky04. Он был выпущен на несколько лет позже, чем планировалось изначально. Почему? Потому что менеджеры старались придерживаться графика, который они установили в начале, и призывали разработчиков его придерживаться.
Эта история показывает, почему принятие желаемого за действительное в бережливом производстве считается пустой тратой. В нашем случае принятие желаемого за действительное было выражено (очевидно) в соответствии с графиком, который привел к неправильному представлению или принятию желаемого за действительное, что рейтинги разработчиков — это не рейтинги, а обязательства — распространенное заблуждение, которое способствует деградации систем.
Следующая модель иллюстрирует итоговую динамику того, что происходит, когда менеджеры заставляют людей следовать исходной программе, и почему такой поспешный ответ на проблему медленного прогресса ускорил команду в краткосрочной перспективе, но замедлил ее долгий пробег. Посмотрите динамику программирования давления и скрытых инструментов. А пока давайте намеренно опустим некоторые более глубокие аспекты динамики, которые будут раскрыты и показаны ниже на диаграмме «Более глубокая динамика давления программы и секретных инструментов”.
Динамика цейтнота и секретные инструменты.
В качестве быстрого и легкого решения менеджеры Microsoft убедили, испортили (с потенциальными бонусами) и пригрозили разработчикам Word придерживаться их исходной программы. В результате разработчики периодически прибегали к своему секретному набору инструментов разработчика: многие методы, которые приводят к написанию грязного «хакерского» кода (без тестов, без обзоров, игнорирование известных ошибок, копипаст, плохой дизайн,…) в каждом быстром выпуске новые возможности. Как видите, у разработчиков также есть быстрые решения своих проблем.
Эта тактика, казалось, сработала как по волшебству. Чем сильнее менеджеры давили на разработчиков, тем быстрее раскрывались «функции» за счет использования секретных наборов инструментов, что укрепляло уверенность в том, что давление на разработчиков помогает. Но это обманчивое ускорение имело поздние эффекты и замедлило развитие, что мы увидим позже. Поскольку руководство не сразу увидело значение секретного набора инструментов и поскольку они считали, что менеджерам не нужно часто обращаться к источнику или быть опытными разработчиками, они не извлекли уроки из этой динамики.
В этой модели показано более подробное исследование динамики системы, показывающее, почему разработка замедлилась в долгосрочной перспективе и почему первая версия Word для Windows вышла спустя годы после предполагаемой даты…
Более глубокая динамика программирования давлений и скрытых инструментов.
Конечно, огромное количество грязного кода в конечном итоге замедлило разработку. Что еще хуже, разработчики проигнорировали постоянно растущий список открытых дефектов, вместо этого создавая все больше и больше новых функций. Это привело к тому, что между моментами, когда это произошло, и исправлением дефекта прошло много времени. Это, в свою очередь, значительно увеличило вариабельность и время для исправления дефекта из-за усугубляющего негативного воздействия длительной ошибки (например, обходные пути и сильная связь) и потому, что разработчики вышли из подробного контекста кода, связанного с ошибкой и поэтому восстановление этого контекста заняло много времени — с окружающим его все более грязным и запутанным кодом.
Внимательный читатель также мог заметить несколько петель положительной обратной связи, которые усугубляют цикл деградации; это одна из причин, почему продукт вышел на несколько лет позже, чем ожидалось.
Решение? Принципы бережливого производства таковы: остановись и исправь, иди и посмотри. Во-первых, когда возникают проблемы, вместо того, чтобы пытаться двигаться быстрее, учитель-менеджер побуждает людей замедлиться и помогает им научиться видеть динамику системы и основные причины и устранять их, чтобы улучшить систему развития. Постепенно Toyota — чемпион по бережливому мышлению — стала одной из самых быстрорастущих компаний в своей отрасли. Во-вторых, менеджерам нужно пойти и посмотреть, где происходит настоящая работа, чтобы понять, что происходит. «Место, где происходит настоящая работа» в программировании — это код, а это означает, что первоклассные менеджеры должны быть лучшими разработчиками, которые часто ценят код.
Сотрудники Microsoft никак не отреагировали на ситуацию до самого релиза. Проведя ретроспективу, они разработали политику кода без ошибок, что означает, что первое, что нужно сделать, — это исправить известные дефекты в коде разработки — свести список открытых дефектов к нулю перед началом работы особенность.
Как мыслить системно
Что делает системное мышление полезным для решения реальных проблем, так это способность определять границы системы. Это безмерность, бесконечные возможности, которые сводят вас с ума.
Все взаимосвязано, но все также может определяться функцией или целью. Системная граница дерева может быть определена его корой и многими экосистемными услугами / функциями: для производства кислорода и хранения воды оно динамически связано с экосистемой, от которой оно получает энергию и питательные вещества.
Точно так же мы ограничены своей кожей. Внутри нашего тела мы представляем собой сложный комплекс систем, которые идеально работают, чтобы поддерживать нашу жизнь. В то же время они также связаны с теми же экосистемами, которые поддерживают дерево.
С какого возраста следует развивать системное мышление
Системное мышление может быть врожденным и приобретенным. Люди, у которых его нет, могут развить этот навык самостоятельно. Обладатели врожденного системного мышления имеют возможность его улучшить. Мыслительный процесс напрямую связан с когнитивными функциями, поэтому его можно развивать с раннего возраста.
Формирование системного мышления у дошкольников сопровождается детальным наблюдением за окружающим миром. Он предполагает понимание сути явлений и процессов. Задача родителей и учителей — создать благоприятные условия для формирования системного мышления. Для этого используются разные техники и техники. В детстве они влияют на тактильное, зрительное и слуховое восприятие малыша. Все манипуляции с разработкой основаны на игре.
На этапе формирования словесно-логического сознания необходимо сделать акцент на развитии языка. Чем больше родители разговаривают с ребенком, тем быстрее у него развивается системное мышление. Произнесение вслух всех действий не только расширяет ваш словарный запас, но и учит цельно оценивать мир.
В школьной практике задействованы следующие технологии развития системного мышления:
- Метакогнитивный. Они предполагают развитие системного анализа и критического мышления. В результате обучения у ребенка развиваются аналитические способности, навыки систематизации и умения обобщать.
- Косвенный. В их основе лежит развитие навыков запоминания. В школьной программе косвенные технологии принимают форму обзоров, отчетов, заметок и т.д.
Хотите прокачать свой мозг и эффективно учиться? Приходите на онлайн-курс «Системное мышление».
приложений
Системное мышление можно использовать практически в любой области, поскольку большинство ситуаций, в которых мы участвуем, сложны и имеют различные элементы, которые влияют на них. Однако есть несколько проблем, при которых преимущества этой методологии больше, чем обычно.
Первый — это корпоративный мир. Создание и развитие компании или решение возникающих в ней проблем требует большой способности к анализу и умения находить все факторы, влияющие на ситуацию. Поэтому системное мышление все чаще используется в управлении бизнесом..
С другой стороны, область (особенно прикладной) психологии также получает огромную пользу от системного мышления. Человеческий разум — одна из самых сложных систем в мире, и каждое психологическое явление вызвано множеством взаимосвязанных причин..
Наконец, в мире личного развития также увеличилось использование стратегий, связанных с системным мышлением. Чтобы улучшить ситуацию, в которой оказался человек, часто необходимо прибегать к глубокому анализу причин и решений, связанных с этим..
Что определяет систему?
Системы есть абсолютно везде, любых форм, размеров и размеров — от сложной работы вашего тела до бесконечного пространства — наш мир состоит из взаимосвязанных и взаимозависимых систем.
Чтобы определить систему, она должна быть как динамичной (постоянно развивающейся), так и развивающейся (элементы системы, когда они объединяются, образуют свойство, которое возможно только в синергии). Граница Вселенной может быть одним из исключений, но мы все же можем идентифицировать Солнечную систему по границам созвездия.
Системный мыслитель Дрейпер Кауфман использует аналогию для описания того, что определяет систему в терминах коровы:
«… Разделив корову пополам, вы не получите двух коров поменьше. У вас может быть много гамбургеров, но суть «коровы» — живой системы, способной, среди прочего, превращать травку в молоко — будет утрачена. Это то, что мы имеем в виду, когда говорим, что система работает как «единое целое». Его поведение зависит от всей его структуры, а не только от сложения поведения его различных частей»
Системы определяются их взаимосвязями и их функциональностью или потенциалом.
Во многих случаях, когда вы удаляете часть системы, она перестает работать, например, при снятии колес с автомобиля или удалении жизненно важного органа из тела. Это взаимосвязь, которая заставляет систему работать, и одним из лучших примеров интерактивного системного дизайна является природа: она состоит из множества отдельных частей, которые работают вместе, чтобы создать динамическое целое, которым является планета.
Кауфман подчеркивает, что системы должны быть динамичными. Когда вы выключаете систему, она превращается в безжизненное ничто. Без электричества сотовый телефон превращается в бесполезную груду металла, скрепленную стеклом. Но после подключения к постоянной электросети питание и функциональность будут восстановлены.
Системы состоят из взаимосвязанных частей, которые вместе составляют сложное целое. Подумайте о мозаике — отдельные части могут иметь, а могут и не иметь непосредственного смысла, но когда вы соединяете их вместе, целое становится очевидным результатом кусочков.
Принципы системного мышления
Как мы видели, системное мышление основано на теории систем. В связи с этим его основополагающий принцип — построение универсальной модели, в которой изучаются все элементы, составляющие ситуацию, а также их последствия..
Четырехэтапная методология вытекает из этого принципа и применяется ко всем областям, где применимо системное мышление. Шаги могут немного отличаться в зависимости от темы, о которой вы говорите, но основные шаги всегда одинаковы.
Четыре фундаментальных принципа системного мышления: приобретение глобального видения, признание существующих систем и их взаимосвязей, признание элементов, которые их формируют, и изучение возможных решений и их краткосрочных и долгосрочных последствий..
Приобретение глобального видения
Первый необходимый шаг в применении системного мышления к ситуации — взглянуть на нее в перспективе. Часто более непосредственные последствия сценария не позволяют нам увидеть все.
По этой причине, прежде чем начинать анализировать то же самое, необходимо спросить себя, чего нам не хватает на первый взгляд?.
Для этого существует ряд инструментов, которые помогают нам изучить возможные причины ситуации, а также все элементы, которые могут на нее повлиять.
Таким образом, вы получите новую перспективу и сможете более эффективно анализировать сценарий.
Распознавание существующих систем и их взаимосвязей
Как только мы сможем избежать непосредственных последствий изучаемой ситуации, следующим шагом будет поиск всех систем, которые являются ее частью..
Это может включать как человеческие системы (рабочие группы, семейные отношения…), так и неодушевленные или даже нематериальные элементы..
Так, например, в рабочей проблеме одна из задействованных систем — это сама компания и группы ее сотрудников; но это также, например, компьютерная система, убеждения людей, принадлежащих к компании, или финансовое положение компании..
Прежде чем вы начнете искать конкретные решения проблемы, вам необходимо найти все системы, задействованные в ситуации, и понять, как они влияют друг на друга..
Распознавание элементов, которые их образуют
Выявив все системы, влияющие на ситуацию, следующим шагом будет поиск элементов, составляющих каждую из них. Кроме того, как и в предыдущем абзаце, вам необходимо понять, как они влияют друг на друга, а также какие синергические и возникающие свойства они вызывают.
Например, в бизнес-задаче недостаточно определить, что группа сотрудников компании является одной из систем, влияющих на ситуацию. Вы должны сделать шаг вперед в своем анализе и попытаться понять позиции каждого из них..
Это затрудняет применение системного мышления. Однако это также позволяет гораздо более эффективно применять применяемые решения для улучшения положения каждого из участников..
Изучение возможных решений и их последствий
Наконец, после определения как систем, влияющих на ситуацию, так и элементов, составляющих каждую из них, последним шагом является тот, на котором стоит задача найти решение проблемы, поднятой в начале анализа. Благодаря вышеуказанным шагам намного проще найти альтернативу, которая устраивает все стороны.
Однако на данном этапе не стоит принимать первую идею, которая возникает после анализа. Чтобы избежать проблем в будущем, необходимо определить краткосрочные и долгосрочные последствия каждого из предложенных решений. Только тогда вы сможете выбрать тот, который будет наиболее эффективным для всех вовлеченных сторон.
Диагностика
Опрос проводят специалисты-психологи. Задача довольно сложная, поскольку речь не идет о конкретном навыке или даже о простой их комбинации. Недостаточно иметь определенные знания и навыки. Также необходимо правильно их наносить. Однако есть несколько способов проверить. Хотя как такового теста на системное мышление нет. Это по-прежнему интегративный навык и особый стиль умственной деятельности, основанный на характеристиках развития с течением времени.
Профессиональное мышление как прикладное системное мышление в рамках деятельности психолога не исследуется. Гораздо эффективнее оценивать эффективность такого мышления по результатам работы человека, их качеству и соответствию первоначальным целям.
Какие методы используются для изучения интеллектуальных характеристик человека?
Попробуйте SHL. Для работы используются карточки с описанными на них ситуациями, процессами и явлениями. Задача человека — систематизировать полученные входные данные, поставить цели, добиться результата и сделать определенные выводы. По качеству и скорости деятельности, достижению конечного результата можно говорить о развитии системного мышления. Хотя это не конкретный тест, он предоставляет много данных и считается чрезвычайно информативным.
Второй метод диагностики — работа с текстовым материалом. Задача одного человека — максимально быстро проанализировать текст. Определите основную идею, найдите позицию автора, исследуйте достаточность аргументации того, кто подготовил материал. То есть подготовьте небольшой критический обзор. Время не является ключевым фактором, но оно имеет значение.
Следующий способ — это интерпретация данных. Обычно числовой. Идеальный материал для работы — статистическая информация. Задача состоит в том, чтобы сделать как можно больше достоверных выводов на основе информации, полученной в результате простого анализа.
Также проводится интерпретация этих диаграмм.
Хороший и простой способ поставить диагноз — это тщательное изучение определенного понятия, которое отражает объект или явление. Задача человека — задать максимальное количество вопросов по сути данной темы. Чем больше у вас будет рациональных вопросов, тем лучше. Частный способ работы с этой техникой — это метод Шарагиной. Есть и другие изменения, в том числе упрощенные.
Кроме того, вы можете оценить способность самостоятельно мыслить на определенную тему. Предоставляется тема или высказывание, на основе которых человек должен подготовить эссе. Сложные абстрактные темы подходят для детей и взрослых. Эссе отличается от эссе необходимостью краткости и строгости аргументации с разных позиций.
также возможно предоставление максимальной свободы, самостоятельного развития темы исследования, постановки цели. Но эти приемы занимают гораздо больше времени, поэтому используются относительно редко.
самостоятельно интерпретировать результаты сложно, лучше работать под присмотром психолога.
Системные границы
Когда вы учитесь плавать в бассейне, вы чувствуете себя уверенно и смеете экспериментировать. С другой стороны, океан может быть огромным и опасным. Но то, что вы плаваете в бассейне, не означает, что вы ничего не знаете об океане. Океан часто является конечной целью, к которой вы стремитесь.
Начните с определенной границы системы — бассейна, где вы можете определить границы и научиться не тонуть, прежде чем нырнуть в океан. Каким бы упрощенным он ни был, он поможет развить долгосрочные навыки системного мышления.
Другой инструмент — видеть сквозь линзу. Специалисты по свету могут преобразить живое театральное представление, изменив цветовой фильтр белого света; включаешь красный фильтр — и мрачно и темно; включаю синий фильтр — и он легкий и ангельский.
Вместо цветных фильтров вы пытаетесь использовать другую точку зрения, чтобы по-другому понять мир или явления, которые вы хотите понять.
так мы можем научиться сочувствовать, поскольку это позволяет нам выйти за рамки часто ограничивающего мышления, которое наш разум навязывает нам в целях безопасности.
пример
Одним из классических примеров проблем, возникающих из-за отказа от системного мышления, является People’s Express, очень популярная в 1980-х годах недорогая авиакомпания..
В этот период все большую популярность приобрели авиаперелеты; и эта компания была одной из самых прибыльных.
Рост «Народного экспресса» в основном связан с его невысокой стоимостью. Цены на билеты были намного ниже, чем у других аналогичных компаний, из-за того, как они платили своим сотрудникам. Вместо того, чтобы делать это полностью наличными, рабочие получили часть своей компенсации в виде акций компании..
Эта стратегия отлично работала в течение нескольких лет, поскольку акции компании продолжали расти из-за популярности авиаперелетов. Однако менеджеры не могли предвидеть, что эта система не сработает в долгосрочной перспективе..
Поэтому несколько лет спустя акции компании стагнировали, и поэтому сотрудники компании стали получать все меньше и меньше компенсаций..
Из-за этого их услуги ухудшились, и компания сильно пострадала. В 1987 году практически бесплатно он был приобретен Continental Airlines.
Если бы менеджеры People’s Express использовали системное мышление, они бы осознали, что удовлетворенность своих сотрудников и, следовательно, предоставляемые ими услуги тесно связаны с продолжающимся ростом акций компании..
Следовательно, его стратегия не могла работать вечно; а отсутствие видения у руководителей компании в конечном итоге привело к ее краху.
Способности людей с системным мышлением
Системно мыслящие люди могут добиться успеха в различных сферах бизнеса, потому что их решения будут наиболее эффективными и лучшими. Это связано с целым рядом индивидуальных качеств, среди которых:
- умение оценивать ситуацию в целом, комплексно;
- восприятие объекта (ситуации, проблемы) с разных точек зрения, под разными углами, часто неожиданными;
- возможность замечать все связи между элементами, деталями, частями системы, а также с объектами вне ее;
- умение создавать модели реальности, помогающие обнаруживать причинно-следственные связи и возможные сценарии развития событий;
- умение прогнозировать развитие событий и выбирать оптимальную тактику поведения в каждой ситуации.
Людям с системным мышлением свойственен высокий творческий потенциал. Их креативность поддерживается способностью устанавливать связи-ассоциации между явлениями и событиями, очевидно, не связанными друг с другом. Но это творчество в широком смысле слова, которое делает возможной самореализацию не только в науке и искусстве, но и в других сферах жизни: бизнесе, менеджменте, образовании, политике и так далее
Системное мышление позволяет видеть перспективы развития, отличать правду от лжи. Следовательно, люди с таким типом мышления с меньшей вероятностью станут жертвами обмана и манипуляций.