Дивергентное и перекрестное мышление: что это такое в психологии

Определения понятий

Долгое время логика считалась основой мыслительного процесса. Также в переводе с древнегреческого языка логика — это наука о правильном мышлении и способности рассуждать. На сегодняшний день в школах способность логически рассуждать лежит в основе успешного обучения.

Тип мышления, направленный на решение различных задач с помощью четкого алгоритма действий, называется конвергентным.

Именно этот тип мы использовали на уроках алгебры, когда, используя новую усвоенную формулу, искали решение проблемы. Был только один правильный ответ. Проще говоря, конвергентное мышление предполагает поиск единственно правильного решения на основе уже имеющихся данных.

К середине 20 века люди осознали, что логика зачастую бессильна в решении сложных нестандартных задач. Причина в линейности и унификации этого типа мышления. Но такие дилеммы легко решались людьми с творческой жилкой, потерявшимися перед логическими проблемами. Это был другой мыслительный процесс.

Дивергентное мышление — это метод творческого мышления, который включает поиск нескольких правильных решений одной и той же проблемы или проблемы.

Первым, кто начал исследования логического и творческого мышления и назвал их дивергентным и конвергентным, был американский психолог и профессор Джой Пол Гилфорд.

Об основных типах мышления и их характеристиках вы можете прочитать в нашей предыдущей публикации.

Можно ли развить дивергентное мышление, если да — то как это сделать

Люди изначально рождаются с различным мышлением. Воображение, оригинальность и другие качества заложены в природе. Сухие академические подходы, штампы и модели закладываются позже. Этот способ обременен, но у всех по разному. Следовательно, усилия, необходимые для нового подхода, неодинаковы. Для развития дивергентного мышления используются различные техники. Следующие два являются наиболее эффективными:

  1. Ищите нестандартные соединения. За материал взяты два объекта. Похожи, а точнее, не похожи в принципе. Ботинок и корабль, человек и карандаш, другие. Включая самые абсурдные варианты. Далее необходимо найти сходство между выбранными предметами.
  2. Разработка нестандартных приемов использования знакомых предметов. Вы должны взять предмет. Скрепка, ложка, ручка. За минуту вы должны найти как можно больше способов использовать выбранную тему. Помогает развивать творческую сторону.

Есть и другие техники. Например, ищите ассоциации. Алгоритм более-менее такой же. Выбор конкретной темы для размышлений. Ищите ассоциации. С чем связан объект и почему. Чем больше ссылок, тем лучше.

На это простое упражнение нужно тратить около 30-50 минут в день. Если возможно, больше.

Психология предлагает дополнительные способы быстрого развития необходимых навыков. В частности, для решения практических задач необходимо применять как можно больше новых методов. Стремитесь решать их по-разному. На начальном этапе это будет не так просто. По мере накопления опыта расходящееся мышление станет преобладающим и привычным.

Развитие необходимой методической базы возможно в детстве. Но эффективнее проводить занятия в раннем подростковом возрасте. Это позволит сохранить творческий потенциал и не потерять оригинальность умственной деятельности.

Когда вы будете готовы к более длительным тренировкам, вы можете использовать целый комплекс упражнений:

  • Слова

необходимо за минуту составить список слов, оканчивающихся на определенную букву. Можно чередовать, перебирая весь алфавит. Такой анализ на иностранных языках эффективен. Это требует дополнительных ресурсов мозга. По мере продвижения вы можете усложнять задачу. Чтобы слова оканчивались двумя конкретными буквами, имели окончание и т.д.

  • Модификация метода

это семантический анализ слова. Вам нужно восстановить как можно больше из одного. Время снова ограничено.

  • Постановка целей

За основу уже взята конкретная ситуация. Домашний или профессиональный. По желанию. Далее нужно назвать как можно больше методов ее решения. В течении 1-2 минут. Временной интервал необходим для интенсификации интеллектуальной деятельности.

Хорошо помогают неспецифические тесты на уровень интеллекта и другие. Они нацелены на развитие логической составляющей умственных способностей. Однако их также можно использовать для систематической тренировки дивергентного мышления. Но только комплексно.

На вопрос о том, как развить дивергентное мышление, также можно ответить рекомендацией заниматься творчеством. Ну или другие виды, музыка. Важно каждый день уделять учебе какое-то время, не делая длительных перерывов в несколько дней и более.

Вы можете работать над развитием вместе с психологом. По желанию.

Характеристики конвергентного мышления

Большинство людей имеют конвергентное мышление, потому что никто не учит их думать иначе. Вся образовательная система нацелена на развитие именно конвергентного направления. Человека учат решать задачи по четкому пошаговому алгоритму, когда есть ответ на проблему и последовательный ход решения. Успеваемость студента оценивается по скорости, точности и правильности прохождения всех этапов решения.

Такой подход идеален для последовательных людей, но совершенно не подходит для творческих людей. Вот почему есть много случаев, когда опоздавшие ученики, окончив школу и умея решать задачи, не следуя стандартным алгоритмам, становятся настоящими гениями. К таким личностям относятся Альберт Эйнштейн и Уинстон Черчилль. К сожалению, система образования ограничивает творческое мышление, пренебрегая его развитием. Подавляющее большинство тестов интеллекта предназначены для использования только конвергентных (линейных.

Люди с развитым конвергентным мышлением видят только одно, единственно правильное решение проблемы. Их знания и опыт направлены на поиск этого решения. Такие люди среди множества поступающих к ним сведений выбирают ту, которая подтверждает известные факты, и отбрасывают ту, которая опровергает эти факты, даже не пытаясь понять это и найти что-то новое.

Ярким примером проявления конвергентного мышления является известная теория Дарвина о том, что человек произошел от обезьяны. Многие люди согласны с этим и не знают, что Дарвин на самом деле не утверждал, что обезьяна является предком человека. Он только предположил, что у людей и обезьян есть общий предок. Однако большинство людей просто соглашаются с распространенным мнением, даже не утруждая себя изучением собственной теории Дарвина и вникания в ее суть, хотя труд ученого «Происхождение видов» можно найти практически во всех библиотеках. И таких примеров предостаточно.

Дивергентное мышление и психология

При обучении этому типу мышления вас очень часто просят найти дополнительные приложения для очень распространенных тем. Например, зубная щетка, что можно с ней делать, кроме как чистить зубы?

  1. Что-то можно почистить, например, труднодоступные места в ванной между плиткой
  2. Вымойте украшения
  3. Чистые замшевые изделия
  4. Очистите ключи вашего компьютера
  5. Можно красить волосы на голове
  6. Кошка расчесывает усы
  7. Очистите разделочную доску или сотрите карандаш с обоев
  8. Убирать под ногтями после работы на даче
  9. Кофемашину можно чистить
  10. Расчешите волосы с расчески
  11. Его можно красить зубной щеткой
  12. Очистите фильтр фена
  13. Пятна с одежды, особенно жирной, плюшевых игрушек и жалюзи, также можно счистить зубной щеткой
  14. Зубная щетка помогает очистить мелкие детали автомобиля, а щетка удаляет пыль с автомобильных фильтров
  15. Вы также можете чистить велосипедную цепь зубной щеткой
  16. Молодой картофель можно очистить щеткой и удалить чеснок с терки

Не выбрасывайте старую зубную щетку! Сначала будет сложно придумать более одного приложения для одной темы, но этому стоит научиться. Таким образом вы «встряхиваете» свое мышление и заставляете мозг искать другие способы использования объектов.

И левое, и правое полушария мозга участвуют в процессе дивергентного мышления. Когда мы учимся думать таким образом, мы создаем «новые нейронные связи», которые помогают нам связывать несвязанные друг с другом вещи.

В чем разница

Чтобы более ясно показать вам различия между этими двумя типами мышления, я резюмирую характеристики каждого из них.

Конвергентный:

  • в переводе с латыни означает «сходиться”;
  • линейный, однонаправленный;
  • он доверяет себя слову;
  • сосредоточены на поиске единственно правильного решения;
  • использует четкий алгоритм действий;
  • на основе изучения имеющихся готовых данных, а не поиска новых.

Дивергент:

  • в переводе с латыни означает «расходиться”;
  • нелинейный, разнонаправленный, то есть идет в разные стороны от ключевой проблемы;
  • в его основе образ;
  • сосредоточены на поиске большего количества вариантов решения той же проблемы;
  • действует нестандартно, свободно от стереотипов;
  • наделен гибкостью и способностью смотреть на ситуацию с разных точек зрения, воспринимать и генерировать новую информацию.

Следовательно, конвергентное или логическое мышление предполагает сосредоточение человека на основном решении проблемы и поиск единственного ответа. Основано на фактах, аргументах. Если он не находит единственного пути, то приходит к выводу, что проблема неразрешима.

Если логика следует проторенным путем, более коротким и надежным, то это не относится к дивергентному мышлению, поскольку оно открывает новые неизведанные пути. Вот где случайно можно найти что-то необычное и уникальное.

Но можем ли мы сказать, что дивергентное мышление лучше конвергентного мышления или что они исключают друг друга? Очевидно нет. Во-первых, не всегда нужно усложнять и изобретать велосипед. Во-вторых, оба типа легко уживаются в одном человеке. Просто нас 10 лет целенаправленно учат логике и часто приходится самим развивать творческое восприятие.

На заметку! Отождествлять расходящееся и творческое мышление не совсем правильно. Однако творчество выходит далеко за рамки нелинейного мышления. Но без дивергентного метода творческая деятельность невозможна, поскольку именно он лежит в основе творческого процесса.

Методы проверки качества деятельности мозга, степени развитости дивергентного мышления

Таким же образом вы можете проверить уровень развития необходимых навыков. Специализированных тестов нет. Вопрос решают психологи. Когда дело доходит до самотестирования, вам нужно найти отправную точку. То есть делать упражнения какое-то время. Затем, через неделю или более, повторите исследования и как можно скорее проверьте результаты с точки зрения количества и времени. При условии систематических исследований даже в краткосрочной перспективе положительные результаты не заставят себя долго ждать.

Поэтому рекомендуется проводить самодиагностику каждые две недели или месяц. По вашему желанию и усмотрению.

Основные черты дивергентного мышления

В психологии выделяют четыре основных свойства дивергентного мышления:

  1. Беглость. Это означает способность быстро и спонтанно формулировать самые разные идеи для решения практических задач.
  2. Гибкость. Это способность находить неявные скрытые связи между объектами и событиями, одновременно продумывать разные варианты, переключаться с одной области анализа на другую.
  3. Не стандарт. Это позволяет вам взглянуть на знакомые вещи с новой точки зрения и найти нетривиальные решения, которые не приходят в голову другим.
  4. Обработка. Это помогает не только детально обдумать новые идеи, но и найти им практическое применение.

Еще одна особенность дивергентного мышления выделяется в педагогике: способность к самостоятельному обучению и развитию посредством интуитивного ощущения.

Диагностика и оценка

Джой Гилфорд, автор концепции линейного и нелинейного мышления, разработала серию диагностических тестов, которые могут обнаруживать и оценивать уровень расхождения в мышлении человека.

Этот метод оценивает 4 измерения творчества:

  1. Оригинальность.
  2. Спонтанность.
  3. Семантическая гибкость.
  4. Отзывчивая гибкость.

Всего методика Гилфорда содержит 14 тестов с разнообразными задачами. Но из-за своей сложности они не получили большой популярности у психологов.

Более 100 отличных уроков, тестов и тренажеров для развития мозга Приступайте к работе

Позднее эти тесты были усовершенствованы другим американским психологом Элис Пол Торранс. Были рассмотрены критерии оценки и адаптированы к различным возрастным категориям. В результате методы Торранса стали более понятными и превратились в доступный инструмент для раскрытия творческих способностей.

Самый известный оптимизированный тест состоит из 10 простых абстрактных рисунков, которые вам нужно заполнить перед значимыми изображениями и дать им имена. Результаты оцениваются по 4 критериям:

  1. Доработка идеи.
  2. Скорость исполнения.
  3. Оригинальность.
  4. Гибкость.

У Торранса есть и другие техники, например звуковые и словесные. Но имидж-тест нашел больший отклик как у школьных психологов, так и у специалистов по подбору персонала.

Вы можете ознакомиться с тестами на дивергентное мышление и пройти их в нашей отдельной публикации.

Тест на дивергентное мышление

Вы можете проверить, насколько развито ваше дивергентное мышление, с помощью теста альтернативных применений: выберите предмет, например зубочистку, и подумайте о как можно большем количестве различных применений. Например: зубочистка может стать пишущей ручкой, строительным материалом для миниатюрной хижины или чем-то еще.

Чтобы усложнить ситуацию, вы можете ограничить время до 2–3 минут. Этого будет достаточно, главное найти максимальное количество альтернативных вариантов использования выбранной тематики. Основной упор следует сделать на количество идей.

Вот что приходит вам в голову с кирпичом
Вот что приходит вам в голову с кирпичом

Результаты тестирования оцениваются по четырем критериям: беглость, оригинальность, гибкость и качество обработки.

Текучесть — это общее количество уникальных идей. Удалите все дубликаты и посчитайте остальные. Нет конкретных показателей количества идей, к которым нужно стремиться. Если вы пропустили два или три наиболее очевидных варианта, ничего страшного.

Оригинальность определяет, насколько необычны ваши идеи и насколько далеки от стандартного использования предмета.

Чтобы оценить гибкость мышления, объедините все генерируемые идеи по категориям. Возвращаясь к примеру с зубочисткой, идеи «окунуть ее в чернила и написать на бумаге» и «нарисовать на песке» попадают в ту же категорию. Чем больше категорий сформировано, тем выше показатель.

Качество обработки. Оцените, насколько идеи применимы и полезны в жизни.

При оценке результатов используйте десятибалльную шкалу критериев оригинальности и качества обработки.

Идея Оригинальность Качество обработки

Кирпич как опора для двери 6 5
Кирпич как оружие 3 4
Кирпич как строительный материал один 9
Кирпич вместо сковороды под кастрюлю 7 3
Разбейте окно кирпичом 2 7

 

Дивергентное мышление у детей

Такой тип мышления больше характерен для детей. Дети — более несогласные существа:

  • они умеют фантазировать и изобретать
  • более любопытный и непосредственный
  • думать более свободно
  • легко и радостно «воображать»
  • они думают свежо и ищут варианты

Взрослым намного труднее, если человек не усваивает его и не имеет склонностей к такому типу мышления.

Хотя в наше время на работе умение думать «не как все» ценится очень высоко. Новаторство, смекалка, креативность помогут даже самым «убыточным» проектам и могут превратить этот проект в прибыльный. Такой сотрудник более конкурентоспособен и охотнее соглашается на работу в компании. Это как «зажигалка»!

Например, в профессии фармацевта очень важно умение «нестандартно мыслить», придумывать разные варианты лекарственного взаимодействия, противопоказания, пациентов разного возраста и т.д. И не допускать ошибок.

Нас учат в институтах стандартного, линейного мышления, им дают формулы, доказательства. Но жизнь намного сложнее, и иногда для решения проблемы нужно использовать дивергентное мышление. Сейчас нереально думать, что есть только одно решение проблемы.

Дивергентное мышление ребенка

Факторы, которые мешают развить нелинейное мышление

У детей наиболее развито дивергентное мышление. Их умы открыты для всего нового, они не руководствуются догмами и предрассудками, у них богатое воображение и огромное желание учиться и расти.

Впоследствии творчество наших детей «впихивается» в рамки школьной программы и общественного мнения. Мы начинаем замечать, что логика правит балом, а творчество часто не приводит к успеху. Так в нас умирает творец и рождается мыслящая машина.

Но не только образование и общество препятствуют развитию расхождений в нас. Подумайте, какие факторы тормозят скорость и эффективность обучения нелинейному мышлению:

  1. Психотип. Более восприимчивы к творчеству интроверты, меланхолики и представители шизоидной акцентуации. Чем больше этих соответствий, тем легче человеку быть творческим. Холерики и экстраверты, как правило, предпочитают полагаться на логику.
  2. Здоровье. Некоторые психические расстройства личности делают невозможным или затрудняющим развитие дивергентного мышления.
  3. Образование. Все мы родом из детства, все по-разному росли. Если родители обосновывали свои просьбы словами «Сделай это, потому что я сказал», то у ребенка задыхается инициатива и мотивация, что сложно создать в таких условиях.
  4. Близкое окружение. Среди творческих людей, мыслящих одинаково, легче и быстрее раскрыться и развить в себе творческие способности. Противоположная ситуация наблюдается, если окружение не соответствует этому запросу.

Три способа обучения дивергентному мышлению

① Профессиональный коучинг

Обычно, когда человек сталкивается с проблемой, он продумывает несколько решений, используя только свой лучший опыт. Но помимо этого опыта, есть другие варианты, о которых он не слышал. Стереотипы мышления и внутренние ограничения, такие как страх неизвестного, будут мешать.

Поэтому лучше всего учиться у профессионального тренера, который быстро поможет вам «перевернуть» ваше мышление и найти еще больше вариантов, проявить творческий подход к вашей проблеме или задаче. Обратите внимание на Евразийскую школу креативных технологий.

② Синектика творческий метод от Уильяма Гордона

Научиться мыслить новаторски можно также с помощью синептического метода. По сути, это «мозговой штурм», с помощью которого мы учимся нестандартно мыслить и творчески решать наши проблемы.

Автор метода Уильям Гордон сотрудничал с компанией по производству картофельных чипсов в области модификации упаковки. И теперь чипсы Pringles имеют свою уникальную упаковку, а чипсы упакованы компактно (по сравнению с опавшими листьями) и почти никогда не ломаются.

Сам метод основан на связывании не связанных между собой вещей и идей. Как в этом примере, щепки и опавшие листья…

③ Методика «SCAMPER» Боба Эберле

Вы можете научиться дивергентному мышлению и методу «СКАМПЕР». Этот метод основан на шаблоне задания определенных вопросов, который даст ключ к решению вашей проблемы.

Автором этой методики считается Боб Эберли, но ее усовершенствовал американский журналист Алекс Осборн. В слове «СКАМПЕР» каждая буква обозначает какое-то действие. Например, буква «S» означает «Заменить», а буква «А» — «Адаптировать).

В пункте «Замена» нужно найти другое решение проблемы или заменить часть проблемы. Предоставляется полный цикл вопросов по замене.

  • Как и чем заменить комплектующие?
  • Как и на кого заменить участников проекта?
  • можно ли изменить название или направление движения, или части?

В пункте «Адаптация» предлагается доработать решение и заменить его, адаптировать под вашу версию. И вопросы, соответственно, чтобы помочь в этом, даются и другие:

  • Есть ли аналоги и как такое могло быть?
  • Что можно извлечь из этой ситуации?
  • Могу ли я адаптировать идеи других людей к моей ситуации?

Радость питает ваше воображение

Есть такая концепция от известного психолога Дж. Нины Либерман, которая называется «Манифест радости». Оказывается, чтобы мыслить творчески, нужно еще несколько условий, например:

  • Радость
  • Хорошее настроение
  • Оптимизм
  • Хорошие отношения
  • Достаточный отдых
  • Жизнь без стрессов и стрессов
  • Не должно быть тревоги
  • Внутреннее благополучие

Одним словом, человек должен быть в гармонии с самим собой, тогда он генерирует новые идеи и может идти разными путями, точно зная, что даже если он «упадет, то легко встанет» и пойдет другим путем! И все это из-за расходящегося мышления .. об этом говорится в этой статье!

Различия между расходящимся мышлением и конвергентным мышлением

  • направление дивергентного и конвергентного мышления

Дивергентное мышление исследует различные внешние направления, которые могут привести к решению, в то время как конвергентное мышление довольно линейно и внутренне сосредоточено на более сильном решении.

  • новизна дивергентного и конвергентного мышления

Дивергенция фокусируется на уникальных идеях или оригинальных продуктах, в то время как конвергенция исследует использование предыдущих методов.

  • предел расходящегося и конвергентного мышления

Конвергентное мышление пытается найти окончательный ответ. С другой стороны, различные точки зрения можно рассматривать как безграничные.

  • уверенность в дивергентном и конвергентном мышлении

Конвергентное мышление видит фиксированные стороны; что-то черное или белое. Однако расходящиеся представления о мышлении менее жесткие; посмотрите на серые области и менее определенные точки зрения на принятие решений.

  • Эффективность дивергентного и конвергентного мышления

Конвергентное мышление наиболее эффективно при принятии решений, в то время как для понимания возможных вариантов требуется другое мышление.

  • личность расходящегося и конвергентного мышления

Исследования показывают, что люди, открытые для нового опыта и общительные, часто используют другой образ мышления. Это означает, что те, кому комфортнее всего знакомое, а также интроверты, склонны практиковать конвергентное мышление.

  • эмоциональное состояние расходящееся и конвергентное мышление

интересно, что исследование коррелировало дивергентное мышление с положительными эмоциональными состояниями, в то время как конвергентное мышление было связано с отрицательными настроениями. У вас больше шансов генерировать разные идеи, когда вы в хорошем настроении, когда вы становитесь менее критичными и цените разные точки зрения.

  • Значение ответов при дивергентном и конвергентном мышлении

При дивергентном мышлении несколько ответов имеют одинаковую ценность. И наоборот, конвергентное мышление диктует, что должен быть определенный ответ с высочайшим смыслом.

  • путаница в дивергентном и конвергентном мышлении

Дивергентное мышление способствует путанице идей, в то время как конвергентное мышление поощряет сильные и ясные концепции.

  • Принятие риска при дивергентном и конвергентном мышлении

Различные мыслители больше рискуют своими авантюрными идеями, потому что им часто нравится экспериментировать и идти против течения. С другой стороны, сходящиеся мыслители, как правило, более уверены в себе и смотрят в первую очередь на проверенные варианты.

  • Любопытство к дивергентному и конвергентному мышлению

По сравнению со своими сходящимися коллегами, расходящиеся мыслители, как правило, более любопытны, поскольку у них есть ряд вопросов и они думают о широких и глубоких идеях.

  • Активность мозга при дивергентном или конвергентном мышлении

Поскольку дивергентное мышление в первую очередь связано с искусством, оно в первую очередь стимулирует правое полушарие мозга. Что касается конвергентного мышления, то оно обычно связано с логикой, которая обычно вырабатывается в левом полушарии.

  • аргументация в дивергентном и конвергентном мышлении

Дедуктивное рассуждение следует за конвергентным мышлением, потому что логический ответ получается путем исключения других менее надежных данных. И наоборот, дивергентное мышление основано на индуктивном мышлении как идеях, вытекающих из основной предпосылки.

  • Количество против качества в дивергентном и конвергентном мышлении

Дивергентное мышление способствует количественному качеству в том смысле, что его главная цель — генерировать как можно больше идей. И наоборот, конвергентное мышление ставит качество выше количества, поскольку оно предназначено для выявления лучшей идеи.

  • Сроки: дивергентное и конвергентное мышление

Поскольку дивергентное мышление приветствует все потенциальные возможности, процесс часто откладывается на длительные периоды времени. Напротив, конвергентное мышление заканчивается рано, потому что оно рассматривает только то, что воспринимается как очень актуальное.

Принципиальные отличия от линейного или конвергентного метода

Есть несколько ключевых различий между дивергентным мышлением:

  • Нелинейность

При работе с группой объектов и методов этот человек получает группу результатов, каждый из которых удовлетворяет поставленной цели, критериям эффективности, которые были разработаны до начала деятельности. Конвергентный подход предполагает четкий алгоритм достижения конкретной цели. И ничего больше. Приемы такой парадигмы особенно заметны в технической деятельности с творческой составляющей, программировании и т.д. Существует множество способов создания программы, но хороший специалист старается проработать несколько вариантов и выбрать оптимальный с точки зрения затрат машинных ресурсов и конечного результата.

  • Отсутствие четкого набора действий

За основу можно взять алгоритм или человек вырабатывает свой способ достижения цели. Оба варианта имеют право на существование. Все зависит от конкретных занятий и желаемого результата. При этом полагаются на знания, а не на голые эксперименты. Программисты используют за основу методы математики, теорию графов, но не используют модели, они разрабатывают алгоритмы самостоятельно, под конкретные технические нужды. Или повар. Знают технологию обработки продуктов, учитывают их совместимость. Затем они работают по собственному усмотрению, чтобы получить вкус и другие необходимые свойства.

  • Универсальность

Напряжение сил всего мозга (работают и правое, и левое полушария).

  • Оригинальность

Творческая составляющая.

Характеристики парадигмы определяются большей свободой, амплитудой восприятия, чувствительностью субъекта. Необходимые качества придется развивать.

 

Оцените статью
Блог про заболевания нервной системы