Кратковременная и долгосрочная память в психологии: что это такое

Содержание
  1. Характеристика кратковременной памяти
  2. Особенности кратковременного запоминания
  3. Разновидности
  4. Иконическая
  5. Эхоическая
  6. Методика «Изучение непроизвольной и произвольной памяти»
  7. Понятие и особенности зрительной памяти
  8. Эффекты и феномены памяти
  9. Как определить, что память плохая?
  10. кратковременная память
  11. От чего зависит память? (анатомия и физиология ЦНС)
  12. Классификация видов памяти
  13. Сенсорная память
  14. Иконическая память
  15. Эхоическая память
  16. Тактильная память
  17. По содержанию
  18. По временным характеристикам
  19. Кратковременная память
  20. Долговременная память
  21. Ультракратковременная память
  22. По наличию цели
  23. При каких болезнях нарушаются долговременная и кратковременная виды памяти
  24. Развитие у детей
  25. Механизм
  26. Что собой представляет долговременная память?
  27. Немного о генетике
  28. Качества и индивидуальные особенности нашей памяти
  29. Как улучшить память ребенка?
  30. Приемы легкого запоминания
  31. Способность забывать как функция памяти

Характеристика кратковременной памяти

Этот тип памяти является одним из психических процессов, для которого характерно ограниченное хранение информации во времени (не более 30 секунд) и ограниченное сохранение элементов (5-9 единиц). Информация передается на кратковременное хранение через сенсорные ощущения. Важным моментом, способствующим «отбору» материала, является фокусировка внимания человека на определенных объектах.

В то же время в любой момент времени сохраняется только актуальная информация. После того, как эти знания теряют свою актуальность для человека, они обычно забываются или переносятся в долговременную память.

Этот тип памяти особенно чувствителен к внешним воздействиям. Таким образом, при любом отвлечении человек может быстро забыть информацию, которую он хотел запомнить.

У девушки проблемы с памятью

Особенности кратковременного запоминания

Несмотря на то, что кратковременная память хранит данные за относительно короткий промежуток времени, она включает важные процессы обработки полученного материала:

  • кодирование. Чтобы определенный блок информации попал в кратковременную память, он должен иметь прямое значение для человека. Сознательно воспринимается и запоминается только значимая информация, даже если на довольно короткий период. Например, многие не запомнят буквально весь разговор с начальником, а будут воспроизводить только ту его часть, которая имела ценность и значение.
  • депозит. Единственная особенность хранения в памяти — это ограничение объектов, содержащихся в памяти. Итак, кратковременная память у детей способна одновременно хранить не более 5-6 элементов (числа, слова, картинки). У взрослых объем хранимых предметов — 7-9. Однако необходимо учитывать индивидуальные особенности запоминания.

В психологии одной из разновидностей кратковременной памяти является рабочая память. Этот тип предназначен для хранения определенного материала в заранее определенный интервал времени.

Оперативное запоминание во многом определяется задачами, которые в тот или иной момент значимы для человека. Например, рабочая память помогает школьникам запоминать материал для завтрашнего урока, после чего информация может уйти в более длинную память или полностью вытесниться.

Урок в полном зале

Разновидности

Структура сенсорной подсистемы имеет несколько уровней модальных разновидностей. Аналоговый код сенсорного регистра содержит зрительные образы, звуковые и тактильные ощущения. В зависимости от этого, iconic (от слова «icon» — имидж) и ecoic (от слова «eco.

Иконическая

След этого стимула воспроизводится с помощью зрительного анализатора. Происходит портретная фиксация. Уровень хранения варьируется от 0,25 до 0,75 с. Это определяется индивидуальными интересами человека, особенностями, творческими и интеллектуальными способностями, жизненным опытом. Большое значение имеет влияние эмоционального фона на зрительный аспект сенсорного регистра. На высоком уровне обеспечивается эффект обратной маскировки.

Коды изображений мгновенно попадают в структуру мозга. За счет этого регулярно расширяются границы поля зрения. В новой информации, которая появляется, человек видит характеристики предыдущих фактов. У человека есть иллюзия относительно того, что он видит. Функционирование культовой памяти можно легко проверить, проведя карандашом перед глазами. За ним останется туманный след.

Типы памяти
Типы памяти

Эхоическая

След короткого слухового стимула сенсорной памяти характеризуется довольно долгим хранением образа по сравнению со зрительным следом. Полученная акустическая информация может храниться от 1 до 3 секунд. Это свойство позволяет улавливать неразделенные звуки, но воспринимать цельную мелодию.

Сенсорная копия гарантирует интеграцию в изображение последовательно поступающей звуковой информации. Ритм и сила звуков и тембр голоса учитываются для запоминания. Возможность воспроизведения ранее полученной информации зависит от скорости обработки прослушанного материала.

Типы памяти

Методика «Изучение непроизвольной и произвольной памяти»

Для поиска понадобится 2 набора изображений по 10 штук в каждом.
Непроизвольное исследование памяти. Человека просят посмотреть на картинки, каждая из которых отображается в течение 2 секунд после просмотра, их просят запомнить те картинки, которые они видели.
Исследование произвольной памяти. Перед тестом человека просят запомнить изображения. Способ хранения не указан. Они демонстрируют второй набор изображений по 3 секунды каждое, затем просят запомнить их в любой последовательности.
После исследования сравнивается эффективность двух типов памяти.

Память — это свойство нервной системы запоминать, хранить и в нужное время воспроизводить информацию, навыки и способности. Сущность памяти — это способность получать, хранить и воспроизводить жизненный опыт. Следовательно, память является основой обучения, поэтому ее называют когнитивными процессами.
Когда говорят о плохой памяти, имеют в виду, что на одном или нескольких этапах возникают трудности: человеку сложно запоминать данные, информация долго не сохраняется в памяти или вытесняется новыми фактами.
Чаще всего нарушение памяти связано с понижением внимания, переутомлением и спешкой. Это легко исправить с помощью упражнений. Более серьезная проблема — внезапное ухудшение памяти, связанное с болезнью или травмой. В этом случае необходима помощь невролога.

Понятие и особенности зрительной памяти

Зрительная память характеризуется тем, что человек способен запоминать увиденные лица, текст и различные предметы. Если необходимо что-то вспомнить, перед ним возникают какие-то образы, которые формируют наше сознание. Людям, у которых этот тип памяти развит в большей степени, легче усваивать информацию через зрительный контакт с предметом познания.

Особенности этого типа памяти в том, что в процессе запоминания наш мозг трансформирует и преобразует исходные данные. При этом мелкие и неважные детали можно вообще опустить, а что-то более крупное и бросающееся, наоборот, выделяться и преувеличивать. Наше сознание способно представить увиденную информацию в виде диаграмм и рисунков, которые легче сохранить в памяти.

Не у всех людей зрительная память развита одинаково. Кто-то легко опишет увиденный за пару секунд предмет, а другой человек, даже внимательно рассматривая ту или иную вещь, упустит важные моменты, говоря о ней.

Эффекты и феномены памяти

1) Особо выделяется феномен воспоминания: это непроизвольное отсроченное воспроизведение. Воспоминание означает, что воспроизведение сохраненного материала не ухудшается со временем, а, наоборот, улучшается. Это связано с осознанием информации (при неправильном понимании она становится осознанной).
Воспоминания зависят от качества предыдущего образования. Чаще всего это происходит при хранении большого количества материала. Эксперименты показали, что это явление чаще встречается у детей, чем у взрослых.

2) Если испытуемому предлагается серия стимулов для запоминания, а затем предлагается воспроизвести эти стимулы в произвольном порядке, то вероятность воспроизведения первого и последнего стимулов будет больше, чем у стимулов, расположенных в центре ряда. Это явление получило название «эффект первенства и новизны».

3) Блюма Вольфовна Зейгарник, советский психолог, основоположник советской патопсихологии, открыла эффект памяти, названный эффектом Зейгарник.

Объем памяти. Общие черты. Виды, процессы и механизмы

Эффект Зейгарник подразумевает, что незавершенный гештальт — прерванное действие — лучше запоминается.
Если людям предлагается ряд задач и некоторые из них могут быть выполнены, а другие прерываются незавершенными, то оказывается, что испытуемые впоследствии запоминают незавершенных задач почти в два раза больше, чем выполненных на момент прерывания. Это связано с тем, что при получении задания субъекту необходимо его выполнить, что увеличивается в процессе выполнения задания. Эта потребность полностью осознается, когда деятельность завершена, и остается неудовлетворенной, если она не завершена. Благодаря связи между мотивацией и памятью первая влияет на избирательность памяти, сохраняя в ней следы незавершенных задач.

4) В 1885 году немецкий ученый Г. Эббингаус открыл кривую забывания, которая показывает, какую часть чтения человек запоминает в разные промежутки времени.

Объем памяти. Общие черты. Виды, процессы и механизмы

Для экспериментов он придумал списки псевдослов, состоящие из двух согласных и одной гласной (ZAC, BOK, SID). Выучив несколько списков, он проверил, сколько слов из каждого списка будет воспроизведено за 20 минут, 1 час, 7-9 часов, 1, 2, 6 и 31 день.
В первые часы объем усваиваемой информации быстро уменьшается и через 10 часов это только 35% от усвоенного. Кроме того, процесс забывания происходит медленно, и через 6 дней 20% от общего количества первоначально выученных слогов остаются в памяти, то же самое остается через месяц.

Величину, дополняющую количество правильно воспроизведенных слов, Эббингаус назвал индексом забвения и построил знаменитую кривую забвения, которую можно было бы назвать кривой воспроизведения.

Как определить, что память плохая?

тесты используются для определения объема памяти

кратковременная память

для изучения кратковременной зрительной памяти вам понадобится таблица, которую вы можете сделать самостоятельно. Лист бумаги разделен на 12 ячеек (3 ряда по 4 ячейки в каждой), в каждой ячейке записано двузначное число.
человека просят посмотреть на таблицу в течение 10 секунд, а затем записать числа, которые он запомнил. Средний результат 6-7 номеров, недостаточный объем — меньше 5.

проблемы с запоминанием
трудности с запоминанием
сложность усвоения новой информации;
2 проблемы с сохранением информации

3 проблемы с воспроизведением (запоминанием) информации

слово «бегает по языку»
утечки памяти
Основные причины нарушения памяти (причина — механизм развития патологии)
Хроническая усталость. Длительные изнуряющие психические нагрузки приводят к нарушению работы верхней нервной системы, в том числе к ухудшению памяти. Память особенно ухудшается из-за обилия информации, необходимости быстро принимать решения, высокой степени ответственности за них и многозадачности.
Усталость. Часто повторяющиеся и продолжительные стрессовые ситуации крайне негативно сказываются на состоянии памяти и на повышенной нервной деятельности в целом. Особенно страдает сохранение информации
Недостаток сна Ученые доказали, что постоянное недосыпание снижает эффективность мыслительных процессов и памяти на 30%. Больше всего страдает хранение и воспроизведение информации.
Чрезмерное употребление энергетических и стимулирующих напитков — постоянная стимуляция вызывает истощение мозга.
Курение и злоупотребление алкоголем Никотин вызывает сильное сужение кровеносных сосудов в головном мозге, и этот эффект может сохраняться в течение нескольких часов.Потребление алкоголя (более 40 г в день) вызывает интоксикацию нервной системы. Любопытно, что полное прекращение употребления алкоголя (менее 20 г в сутки) также негативно сказывается на состоянии памяти.
При интоксикации организма вредными веществами наиболее негативное влияние на память оказывают алюминий, свинец, медь, марганец, ртуть, эти вещества способны накапливаться в организме, это часто случается у людей, работающих на опасных производствах.
Недоедание. Недостаток белков, незаменимых жирных кислот и химических элементов изменяет ход процессов в головном мозге и ухудшает его работу.
Дефицит витаминов Е и группы В. Эти вещества участвуют в метаболизме кислорода и в синтезе нейромедиаторов, обеспечивающих прохождение импульсов между нервными клетками.
Возрастные изменения связаны со снижением мозговой активности, ухудшением кровообращения в головном мозге. Если не принять профилактических мер, возрастное ухудшение памяти возникает и у здоровых людей после 55 лет.
При беременности и кормлении грудью установлено, что гормон окситоцин отрицательно влияет на память. Тестостерон и эстроген помогают запоминать новую информацию.
Прием некоторых лекарств: антидепрессантов, нейролептиков, болеутоляющих, холинолитиков, барбитуратов, антигистаминных средств. Также при приеме различных групп лекарственных средств их действие может быть кумулятивным.
Церебральная гипоксия кислородная недостаточность нервных клеток связана с отравлением угарным газом, нарушением кровообращения, удушьем и т.д.,
Заболевания внутренних органов:

  • отказ печени
  • почечная недостаточность
  • цирроз печени
  • туберкулез легких
  • гипертоническая болезнь
  • сахарный диабет
  • гипотиреоз
  • патология нервной системы
  • депрессия
  • нарушение мозгового кровообращения, инсульт
  • травма головы
  • нейросифилис
  • инфекционные заболевания менингит, энцефалит
  • болезнь Паркинсона
  • болезнь Альцгеймера
  • эпилепсия
  • рассеянный склероз
  • доброкачественные и злокачественные опухоли головного мозга

От чего зависит память? (анатомия и физиология ЦНС)

За память отвечают различные структуры мозга:

  • для оперативной и кратковременной памяти — медиобазальная система (гиппокамп и прилегающая кора височной доли);
  • для процедурной памяти — миндалины, мозжечка и коры;
  • для долговременной памяти — кора головного мозга.

кроме того, холинергическая, норадренергическая, серотонинергическая и дофаминергическая системы мозга играют важную роль в функционировании памяти. Они представляют собой набор взаимосвязанных нервных клеток, которые секретируют один из нейромедиаторов (гормонов) — ацетилхолин, норадреналин, серотонин или дофамин.
У них много типов памяти, которые работают в гармонии, образуя единую систему.

Мы образно объясняем, как работает память. Представьте себе машину, разбрызгивающую песок на дороге — это информация, которую нужно запомнить. Он путешествует, оставляя след, от одного объекта к другому (это нейроны — клетки мозга). Некоторое время этот след сохраняется: информация хранится в памяти. Но если машина снова не поедет по тому же маршруту, скоро на дороге больше не останется следов. То же и с памятью, если информация не повторяется, не используется, она постепенно заменяется другими раздражителями.
Информация (впечатления, навыки) передается от одной нервной клетки к другой, образуя дополнение. Новая информация распространяется иначе, оставляя новый след.
память включает 4 процесса:

  • печать;
  • сохранение;
  • размножение;
  • забывать.


предоставляются 4 механизмами памяти:

  • образование нервных связей;
  • укрепление нервных связей;
  • возбуждение нервных связей;
  • угнетение нервных связей.

у каждого процесса памяти есть свой механизм. Например: импринтинг информации происходит посредством образования нейронных связей между группой нейронов, процесс импринтинга проходит в две фазы. Во-первых, нервные клетки сохраняют возбуждение, что обеспечивает кратковременную память.
Второй этап запоминания — закрепление возбуждения за счет биохимических изменений в клетках мозга и синапсах (межклеточных образованиях, обеспечивающих передачу нервного импульса между нейронами). Биохимические изменения не образуются мгновенно, поэтому для запоминания информации требуется некоторое время, и запоминание происходит оптимально, если информация повторяется несколько раз. Затем нервное возбуждение повторяет тот же путь. Это обеспечивает значительные биохимические изменения, в результате такая информация хорошо запоминается, надолго сохраняется в памяти и ее легче воспроизводить. Другой важный фактор — насколько новый материал связан с существующими знаниями. Проще говоря, легче вспомнить, с чем мозг уже столкнулся.
хранение информации в памяти возможно благодаря консолидации нервных связей. Согласно недавним исследованиям, информация, относящаяся к рабочей памяти, кодируется как изменения в молекулах РНК (рибонуклеиновой кислоты). Каждая нервная клетка имеет более 1000 измененных РНК. Долговременная память обеспечивается изменениями в молекулах ДНК (дезоксирибонуклеиновой кислоты), расположенных в соответствующих нервных клетках, участвующих в хранении.
воспроизведение информации, когда необходимо вспомнить, что необходимо, осуществляется путем возбуждения тех нейронов, которые запомнили информацию. При этом в мозгу устанавливаются связи с другими семантическими компонентами. Другими словами, чем больше взаимосвязанный материал в мозгу связан с данным фрагментом информации, тем легче его будет запомнить.
Забвение информации соответствует торможению нервных связей, это происходит, когда следы сменяются новыми впечатлениями. Старые данные заменяются более свежей информацией. Oblivion считается защитным механизмом, который предотвращает переутомление мозга.
Вся информация, содержащаяся в памяти, хранится в разных областях коры головного мозга. Например, вербально-логическая информация в основном локализуется в лобных долях. Нейрон или целая сеть нервных клеток могут участвовать в запоминании события. Хорошая память возможна при слаженной работе коры обоих полушарий.
Действия, приводящие к автоматизму (мытье, чистка зубов, закрытие двери), в коре головного мозга не оседают.
Хорошая память возможна при высоком тонусе коры головного мозга. В свою очередь, это зависит от работы подкорковых структур и общего состояния организма, а ретикулярная формация и лимбическая область мозга повышают тонус коры и ориентируют внимание человека, создавая предпосылку для запоминания.

Классификация видов памяти

Классификация типов памяти позволяет структурировать индивидуальные характеристики памяти в соответствии с особенностями ее функционирования. Необходимость использования классификации обусловлена ​​большим разнообразием индивидуальных свойств памяти, что делает невозможным их описание без четкого разделения.

В связи с тем, что на сегодняшний день не существует единой общепринятой классификации типов памяти, она может основываться на оценке:

  • анализаторы, с которыми связаны воспоминания;
  • тип полученной информации (с чем она связана — с эмоциями, движением или абстрактным мышлением);
  • механизм хранения;
  • период времени для хранения информации;
  • физиологические характеристики сохранения полученных данных.

Сенсорная память

Сенсорная память

В каждый момент жизни организма информация органов чувств, полученная рецепторами, поступает в нервную систему. Этот тип памяти называется сенсорной памятью. Хранение этой информации занимает достаточно времени, чтобы ее можно было записать из кратковременной памяти.

Сенсорная память позволяет сохранять информацию после того, как стимул перестал воздействовать на анализаторы. Принято считать, что он отвечает за когнитивный контроль и обеспечивает автоматическую реакцию на внешние раздражители.

Классификация сенсорных типов памяти в зависимости от типа используемого анализатора включает:

  • иконическая память;
  • эхогенная память;
  • тактильная память.

Сенсорная память, независимо от используемых органов чувств, имеет четыре общие черты:

  • его формирование мало зависит от внимания к раздражителю;
  • запоминаемая информация не очень специфична, то есть иконическая память хранит информацию, полученную от органов чувств, эхо-память — от органов слуха и тактильная память — от периферических кожных рецепторов.
  • за счет обилия полученных деталей сенсорная память имеет большое количество деталей;
  • после того, как предыдущий «отпечаток пальца» исчез или был заменен новой информацией, он больше не доступен для воспроизведения, и поэтому мы можем сказать, что продолжительность хранения информации чрезвычайно мала.

Иконическая память

Иконическая память представлена ​​отпечатком органов зрения и является типом сенсорной памяти, с которой началось его исследование. Первые эксперименты по оценке его характеристик относятся к 1740 году, когда немецкий физик и математик Ян Андрей Сегнер положил уголь в корзину, после чего начал крутить ее по кругу, пока не стало казаться, что корзина образовала нерушимый линия. Он подсчитал, что для того, чтобы сделать полный круг, и зритель увидел другую отдельную корзину, потребовалось около 100 мс, что определило продолжительность этого типа памяти.

Иконическая память состоит из двух компонентов:

  • визуальная стойкость (визуальное представление физического изображения — это своего рода снимок того, что видит человек, длительность которого составляет около 150 мс);
  • постоянство информации (более длительный резерв памяти, который представляет собой закодированную версию визуального изображения и считается «необработанными данными», используемыми для обработки мозгом).

Иногда выделяют персистентность нейронов, которая регистрируется на ЭЭГ и фМРТ.

Эхоическая память

Эхо-память

Эхо (Echoic — от англ. Echo — эхо, эхо) — говорит о принадлежности этого типа памяти к источникам, связанным со звуковыми раздражителями. Воспринимаемая таким образом информация передается в виде звуковых волн, воспринимаемых в улитке внутреннего уха, откуда обработанная информация передается в височную долю.

Эхо-память, в отличие от графической памяти, не может сканировать источник данных снова и снова. В связи с этим данные, полученные от органов слуха, хранятся более длительный период времени.

В серии исследований, проведенных зарубежными учеными, были получены данные о том, что в связи с усилением активации нервных структур, отвечающих за эхогенную память, с возрастом повышается уровень владения и обработки информации, получаемой органами слуха.

Следовательно, продолжительность хранения информации составляет возраст:

  • до 2 лет — 500-1000 мс;
  • от 2 до 3 лет — 1-2 секунды;
  • 4 года — более 2 секунд;
  • 6 лет — от 3 до 5 секунд.

Однако у взрослых не наблюдалось увеличения эхогенной памяти, и ее продолжительность также уменьшалась в пожилом возрасте.

Тактильная память

Тактильная память представляет собой тип сенсорной памяти и представляет собой хранение всего набора данных, полученных сенсорными рецепторами, расположенными по всему телу, через которые воспринимается информация о давлении, зуде и боли. Информация от этих рецепторов проходит через афферентные нейроны спинного мозга к постцентральной извилине теменной доли головного мозга, где она обрабатывается.

Доказательства существования тактильной памяти появились относительно недавно. Таким образом, исследование с использованием функциональной МРТ выявило специфические нейроны в префронтальной извилине, функционирующие как представители сенсорной памяти. Тактильная память также играет важную роль в реализации двигательной функции.

По содержанию

В зависимости от типа информации, содержащейся в памяти, принято выделять:

  • образная память (воспринимаемая информация воспроизводится в виде репрезентаций, образов);
  • логико-словесная память (этот вид памяти основан на запоминании мыслей и рассуждений);
  • сенсорная память (информация хранится в виде отпечатка пальца, полученного периферийными анализаторами);
  • эмоциональная память (хранение данных осуществляется в виде чувств).

По временным характеристикам

По временным характеристикам

Наиболее распространенная и известная классификация типов памяти, основанная на длине периода, в течение которого могут быть воспроизведены полученные данные, включает в себя долговременное и краткосрочное распределение памяти.

Кратковременная память

Кратковременная память позволяет хранить небольшой объем данных (часто оцениваемый в 7 +/- два элемента) в течение короткого времени (около 30 секунд), что необходимо для прямого анализа материала.

Однако кратковременную память не следует путать с рабочей (промежуточной) памятью, которая является одной из структур сознания, в которой мозг активно воспроизводит и обрабатывает фиксированную информацию. Проблемы с рабочей памятью влияют на внимание, что проявляется нарушением логического мышления, вычислительных действий, ошибок в языке и действиях.

В ходе многочисленных исследований было обнаружено, что кратковременная память в большинстве случаев позволяет хранить не более 7 объектов, но может быть расширена благодаря механизму группировки за счет логического мышления.

Основная роль кратковременной памяти — хранить данные до тех пор, пока они не будут преобразованы в долговременную память.

Долговременная память

Долговременная память позволяет хранить данные о том или ином событии на долгие годы. Именно благодаря этому типу памяти хранится информация, которую люди ежедневно используют.

Долговременная память, в отличие от кратковременной, практически не имеет ограничений по емкости и продолжительности, что позволяет хранить большие объемы информации в течение длительного периода времени. Это связано с тем, что в его основе лежит постоянное изменение нейронных связей по всему мозгу.

было показано, что кратковременная и долговременная память связаны гиппокампом, структурой мозга, благодаря которой информация передается от одного типа к другому.

Ультракратковременная память

Иногда выделяется очень кратковременная память, которая, по сути, является сенсорной. Его отделение от краткосрочного связано с особенностями хранения данных.

По наличию цели

По наличию цели

В зависимости от того, намеренно ли хранится информация, принято выделять память:

  • произвольный;
  • непроизвольный.

При каких болезнях нарушаются долговременная и кратковременная виды памяти

Типы памяти

Нарушение работы памяти обычно делится на:

  • гипомнезия (состояния, при которых нарушаются типы долговременной и кратковременной памяти);
  • гипермнезия (патологическое обострение памяти);
  • парамнезия (воспоминания сильно искажены).

Гипомнезия обычно вызывается:

  • интоксикация;
  • Травма головы;
  • сосудистые поражения головного мозга.

Причиной гипермнезии, в большинстве случаев, является дисфункция мозга, связанная с приемом определенных психоактивных соединений, парафренический синдром, прогрессирующий паралич.

Парамнезия — частый симптом экзогенных психических расстройств.

Развитие у детей

Всю поступающую к нему информацию дошкольник запоминает механически, не прилагает к этому никаких усилий. В этом его отличие от подростков и взрослых. В детстве ребенок не использует приемы запоминания, которые помогают увеличить объем памяти. По скорости, с которой ребенок разучивает стихи или точно рассказывает услышанную сказку, судят о количестве памяти, данной ему природой.

На протяжении жизни человека долговременная и кратковременная память взаимодействуют друг с другом, и характер этих манипуляций определяет способность:

  • хранить информацию;
  • закрепление знаний;
  • воспроизведение того, что вы помните.

Если ребенок плохо запоминает, такие нарушения психической функции приводят к тому, что он не запоминает рассказ учителя, плохо осваивает школьные предметы и отстает в учебе.

Типы памяти

Поэтому бедные ученики не всегда учатся плохо из-за лени или низкой мотивации. Некоторые из них просто не могут понять предмет, потому что у них проблемы с запоминанием.

Долговременная память: что это такое и как она развивается?
Краткосрочная память
Классификация памяти: долговременная и кратковременная
Сенсорная память
Чем долговременная память отличается от кратковременной памяти
Сенсорная, кратковременная и оперативная память человека.
Типы человеческой памяти
Характеристики кратковременной памяти: какая информация хранится, как ее улучшить
Сенсорная память: что это в психологии? Как долго работает сенсорная подсистема?
Долговременная память: что это такое? сравнение с кратковременной памятью человека в психологии, как развиваться?

Механизм

В то же время повторные эксперименты, съеденные большим количеством специалистов, использующих технику гипноза, достаточно убедительно свидетельствуют в пользу того, что, по сути, в памяти человека содержится практически вся информация, полученная от него в течение его жизни. Под гипнозом человек может вспомнить все, что с ним когда-либо происходило — все, что он видел и слышал, вплоть до мельчайших деталей

Это говорит о том, что архитектура памяти, ее способность структурировать информацию по степени важности, быстро извлекать ее или наоборот — забывать, если необходимо, — это механизм, который скорее фильтрует и защищает наше сознание от огромного количества информация, полученные данные, постоянное наличие которых нам не нужно и, вероятно, не сможем нормально функционировать и мыслить

Неудивительно, что самые приятные и радостные впечатления навсегда сохраняются этим механизмом в зоне немедленной доступности, а неприятные и болезненные воспоминания быстро забываются и обычно переходят в активную фазу только в случае подобных ситуаций и опасности. Вряд ли мы сможем чувствовать себя хоть немного комфортно, постоянно находясь под давлением негативных воспоминаний о переживаниях страданий и невзгод.

Принимая во внимание знание этих нюансов механизмов и архитектуры памяти, современная психология способна сформировать достаточно эффективные методы коррекции и планирования процесса запоминания и усвоения необходимой информации, а также снижения негативного воздействия факторов стресса в воспоминаниях

Поскольку главными критериями надежности и доступности долговременной памяти являются их эмоциональная важность и позитивная перспектива восприятия, теоретически не так сложно построить оптимальную технику, которая оценивает именно те области памяти, которые мы сами намереваемся использовать достичь долгосрочный. Именно поэтому форма обучения игре так актуальна в современной педагогике и обучении, а такие понятия, как «тренировка» или «зубрежка», постепенно уходят в прошлое, хотя не так давно они были основными инструментами обучения и они считались неоспоримым стандартом

На практике естественные природные механизмы запоминания давно используются людьми в какой-то противоположной искусственной форме — в «противофазе», важность которой — один из главных критериев успешного запоминания — создавалась за счет скучности, сверхактивности подавление второго основного критерия: положительный эмоциональный фон, который буквально переворачивает естественный смысл механизма памяти

Что собой представляет долговременная память?

Этот тип памяти считается более надежным хранилищем различной информации. В большинстве случаев в нем хранится информация, имеющая личное значение для человека или находящая эмоциональный отклик в его душе. Объем хранимого материала и время его хранения могут быть совершенно разными для всех людей.

Немного о генетике

Психология выделяет другой тип памяти, который обычно называют долговременной памятью: генетическая память. Он предназначен для хранения информации о наших предках на подсознательном уровне. Ученые считают, что именно генетическая память определяет поведение, характер и даже судьбу человека.

Некоторые специалисты считают, что этот вид запоминания ограничивается возрастом 2-3 года. Однако другие исследователи считают, что генетическая память хранит информацию на протяжении всей жизни человека. Более того, этот «след памяти», хотя и подсознательный, является фундаментальным принципом концепции «долговременной памяти», которая заключается в долговременном хранении ценной информации.

Качества и индивидуальные особенности нашей памяти

Память у каждого человека развивается по-своему. Некоторым не составит труда быстро запомнить достаточно большой объем информации, а другим сложно выучить даже короткое стихотворение.

В психологии различают следующие качества памяти: объем, точность, продолжительность, скорость запоминания и готовность к воспроизведению. Все они в той или иной степени развиты у конкретного человека.

Объем памяти — это способность человека одновременно хранить и удерживать значительный объем информации в своей голове. Согласно научным данным, люди не используют свой мозг на 100%, и наша память тоже задействована не полностью. В наше сознание может войти гораздо больше информации, чем самый современный компьютер, но мало кто осознает свои потенциальные возможности на практике.

Точность памяти позволяет человеку более достоверно воспроизводить усвоенную информацию. Очень часто со временем часть данных может стираться из нашего сознания или искажаться. Точность воспроизведения гарантирует их надежную сохранность в неизменном виде.

Длительность памяти позволяет удерживать необходимую информацию в голове определенное время. Так, например, важно, чтобы студент, выучивший все билеты перед сессией, не забывал их до момента сдачи экзаменов. После этого ему нет смысла хранить информацию в своей памяти.

Скорость хранения также является одной из важнейших характеристик памяти. Он определяется количеством времени, которое требуется на усвоение той или иной информации. Некоторые студенты, например, должны проучиться полный семестр, чтобы успешно пройти сессию. Остальным достаточно один раз прочитать материал перед экзаменом.

Репродуктивная готовность характеризуется способностью человека быстро запоминать необходимую информацию. Для одних это совсем несложно, для других нужно время, чтобы постепенно найти в глубине памяти то, что им нужно.

зрительная память

Как улучшить память ребенка?

Лучше всего запомнился

  • содержательный материал — ребенок понимает, что важно и почему;
  • материал, вызывающий эмоции;
  • регулярно используется, участвует в текущей деятельности;
  • материал, относящийся к тому, что ребенок хорошо знает;
  • образное мышление — представь.
  • факты, которые были внимательно изучены
  • материал, который был воспроизведен, повторить в уме
  • содержательный и структурированный материал
  • сгруппированный материал
  • дошкольное хранилище изображений до 10 изображений, каждое из которых связано последовательно .
  • стихотворение пиктограммы переделано повторить через 2 часа повторить 3 раза перед сном повторить утром.
  • слуховая память говорит 15 предложений — конкретный и абсурдный рассказ.
  • числа являются изображениями 3-значные числа диктуют — рассказы.
  • даты рождения, даты пушкинских событий

что делать

  • определить, какой тип памяти является основным (зрительная, слуховая, моторная, тактильная) вы должны использовать этот тип памяти при сохранении нового материала. Дети с хорошей памятью будут лучше запоминать то, что они читают вслух, дети с двигательной памятью — будут помнить, что он написал, дети с зрительной памятью, легче запомнить то, что они видят, при этом желательно использовать маркер, диаграммы, таблицы детям дошкольного и младшего возраста запомните иллюстрированный материал, хорошо определите, к какому типу он относится.
  • чтобы определить тип основного хранилища, предложите ребенку несколько проходов одинакового размера. Первое следует читать «про себя», второе вслух, третье переписывать, четвертое читать ребенку вы, затем ребенок должен пересказывать отрывки, которые он запоминает лучше всего, такое восприятие более развито в ребенок.
  • тренировать память запоминать пословицы, загадки, катрены, постепенно переходя к более длинным стихам. Результатом тренировки является набор большого количества нейронов для запоминания.
  • расширить кругозор с раннего детства до чтения ребенку также помогут обучающие мультфильмы, игры, телепрограммы. Чем больше информации отложил ребенок в первые годы жизни, тем легче будет ее запомнить в школьные годы.
  • отдых от умственного напряжения, хотя детям взрослым гораздо легче воспринимать информацию, они также страдают от переутомления. Особенно, если это сопровождается стрессом. Это состояние значительно снижает память и влияет на другие когнитивные процессы. Следует учитывать, что память ухудшается на 4-6 уроках, по четвергам и пятницам. Особенно это заметно в последние недели триместра, в такие периоды важно обеспечить малышу полноценный отдых, лучшим вариантом будут активные игры на свежем воздухе.
  • улучшить слаженность работы полушарий головного мозга пальцевой гимнастикой. Упражнение для пальцев
  • больше материала по этой теме. Чем больше ребенок знает о животных, тем легче ему будет запоминать новые факты о них.
  • игра «кулак — палец»
  • игрушки для исследования тактильной памяти с закрытыми глазами.
  • поставьте игрушки на стол, посмотрите 10 секунд, затем возьмите предмет для дошкольников 5-7 лет.
  • словесный счет
  • развивать моторную память.
  • метод ассоциации
  • соединить эмоции –
  • создание изображений помогает запоминать фразы, числа.

Приемы легкого запоминания

  1. запоминать иностранные слова в виде смешных картинок
  2. сохранить список или номер телефона — расположить товары по порядку в магазине по известному пути,
  3. запомнить фамилию человека легче, когда она связана с внешними характеристиками. Кроме того, запоминанию способствует многократное повторение про себя. Тогда обращайтесь к новому знакомому по имени под любым предлогом: «Иван Петрович, как я понимаю» для общения с одноименным знакомым.
  4. текстовые диски, пиктограммы — главное в предложении
  5. Память похожа на мышцу: ее нужно тренировать, пока вы ее тренируете, она становится лучше. В случае, если в использовании памяти нет необходимости, она ослабляется.

Способность забывать как функция памяти

Для многих способность забывать рассматривается как недостаток и даже нарушение памяти, от которого они хотели бы избавиться. На самом деле, мало кому нравится не иметь возможности вспомнить важную информацию в нужное время. Однако на самом деле умение забывать нам крайне необходимо.

Если мы представим на секунду, что человек запоминает абсолютно все в своей голове, и что даже малейшая деталь не ускользает от нашего сознания, насколько перегружена наша память? Также есть много неприятных и пугающих событий, о которых хочется как можно скорее забыть. Наше сознание организовано таким образом, чтобы попытаться стереть из памяти все негативное. Люди стараются помнить только хорошее и меньше думать о плохом.

Способность забывать позволяет человеку сосредоточиться на самом главном и держать в памяти только ту информацию, которая действительно необходима. Благодаря этой функции наша физическая память защищена от перегрузок. Однако не во всех случаях представления людей о необходимой информации совпадают с их выбором нашим мозгом. Такие ситуации доставляют нам проблемы и неудобства, и человек жалуется на плохую память.

Следует помнить, что даже люди с феноменальной памятью обладают способностью забывать ненужную и ненужную информацию. Без этой способности мозг функционировал бы очень медленно, как перегруженный компьютер. В этом случае у человека часто бывают нервные расстройства и всевозможные проблемы с памятью.

Источники

 

  • https://pamyatplus.ru/harakteristika/dolgovremennaya-i-kratkovremennaya.html
  • https://mir-logiki.ru/pamat-sensornaa-kratkovremennaa-i-dolgovremennaa-psihologia/
  • https://www.polismed.com/articles-plokhaja-pamjat.html
  • https://www.syl.ru/article/167785/new_vidyi-pamyati-v-psihologii-dolgovremennaya-i-kratkovremennaya-pamyat
  • https://impsi.ru/general-psychology/pamyat-obshhaya-harakteristika-vidy-protsessy-i-mehanizmy/
  • https://MedAboutMe.ru/zdorove/spravochnik/slovar-medicinskih-terminov/pamyat/

Оцените статью
Блог про заболевания нервной системы