Объем кратковременной памяти: что это такое

Что это такое

Кратковременная память — это кратковременное запоминание информации. Эксперты говорят, что оно ограничено 20-30 секундами. К тому же точное изображение начинает тускнеть уже через 18 секунд, а к 30 пропадает полностью. Забвение в течение определенного периода времени происходит до тех пор, пока нет преднамеренного шифрования и хранения. Если человек ставит перед собой цель что-то запомнить, он переносит эту информацию в следующий, долговременный «план» памяти.

Кратковременная память — это способность сохранять информацию, которую мы получаем из жизненного опыта и которую мы используем для выполнения повседневной и рутинной работы. Например, хозяйка моет посуду, и именно КВП позволяет ей разделить посуду на грязную и чистую (я их уже мыл), выполнять элементарные действия (в воду уже добавила моющее средство, у меня есть сковорода уже замочила и тд).

Человек даже не осознает, насколько важны в его жизни кратковременные воспоминания. Ярким примером их недуга является болезнь Альцгеймера. Люди, которые страдают от этого, выполняют одно и то же действие несколько раз подряд, потому что не помнят, как только что выполнили его.

Поскольку это тип комплекса когнитивных навыков в психологии, эксперты утверждают, что его можно и нужно тренировать и развивать, что позволит вам запоминать больше информации в будущем.


Как работает кратковременная память




Виды краткосрочной памяти

Кратковременная память делится на несколько типов, в зависимости от того, как она кодируется.

Звуковая (аудиальная)

Информация поступает через орган слуха. Чтобы решить эту проблему, недостаточно просто слушать. Важно произносить информацию вслух или молча повторять. В противном случае полученная информация исчезнет через 30 секунд.

Зрительная (визуальная)

Информация поступает через орган зрения. Для того, чтобы перевести изображение из кратковременной памяти в долговременную, необходимо провести фонологическое кодирование — несколько раз сказать то, что человек видит (вслух или про себя), собрать ассоциации с тем, что Sega.

Кинестетическая (тактильная)

Процесс запоминания через тактильные ощущения. Этот тип памяти работает не у всех. Кинестетики должны прикоснуться к вещи, подержать ее в руках, почувствовать тепло или холод, текстуру поверхности, вес, чтобы усвоить и закрепить информацию о ней.

Люди с хорошо развитой слуховой памятью могут легко воспроизводить услышанную информацию. Картинки для встраивания новой информации в память следует видеть в них в виде рисунков, схем, заметок. Практика и эксперименты помогают кинестетикам запоминать информацию.
типы памяти

Процессы памяти

 

1) Запоминание (запечатывание)

Запоминание — это процесс запоминания воспринимаемой информации. Запоминание зависит от свойств, интересов, знаний человека.
Объем материала, степень его однородности и последовательность запоминания влияют на эффективность и стратегию запоминания.

Объем памяти. Общие черты. Виды, процессы и механизмы

Для оценки запоминания, его продуктивности и продолжительности используются две парадигмы: немедленное запоминание и запоминание после многократных (насыщенных) повторений. Поэтому можно говорить о разных сроках хранения: кратковременном, оперативном и долгосрочном.

По степени активности процесса принято различать 2 типа хранения:
а) умышленное (произвольное);
б) непреднамеренное (непроизвольное).

Непроизвольное запоминание — это сохранение в памяти материала, который неоднократно воспринимался без произвольного усилия и является целью запоминания.
Произвольное запоминание — это особая деятельность, запоминание с целью сохранения материала в памяти.

Объем памяти. Общие черты. Виды, процессы и механизмы

При изучении запоминания используются такие особенности материала, как его значимость и бессмысленность. Поскольку продуктивность запоминания зависит от значимости или бессмысленности материала, эти характеристики материала используются при описании мыслительного процесса, говоря о содержательном или механическом запоминании.

Ролевое запоминание — это многократное повторение материала.
Осмысленное запоминание — это привязка материала к прошлому опыту.

2) Экономия

Всю информацию, которая была воспринята, мы не только запоминаем, но и сохраняем.
Сохранение — это более или менее длительное сохранение некоторой информации в памяти.

Объем памяти. Общие черты. Виды, процессы и механизмы

Прочность сохранения обеспечивается, с одной стороны, значимостью заученного материала, а с другой — повторениями, которые должны быть разнообразными по содержанию и форме. Определенное время сохранения опыта делает возможным обучение.

Сила сохранения предотвращает забвение.

3) Воспроизведение (отзыв)

Воспроизведение — это появление в поле сознания образа объекта без повторного восприятия этого объекта.

Объем памяти. Общие черты. Виды, процессы и механизмы

В результате этого процесса информация извлекается из долговременной памяти и передается в ОЗУ. В поле сознания появляются образы и представления о ранее воспринятых объектах.

В зависимости от объема воспроизводимой информации она делится на полную или неполную (частичную.
По степени активности процесса мы различаем произвольное воспроизведение (то есть намеренное; оно может происходить легко или с трудом) и непроизвольное воспроизведение (образы возникают сами по себе, например ассоциации).
В зависимости от величины задержки между сохранением и воспроизведением последнее делится на прямое и отложенное воспроизведение.
В зависимости от характера целей (преднамеренное или непреднамеренное) различают процедуры прямого и косвенного воспроизведения (отзыв и распознавание).

Узнавание — это воспроизведение объекта в условиях его многократного восприятия. Это генетически предшествующее проявление памяти.

Объем памяти. Общие черты. Виды, процессы и механизмы

Признание жизненно важно. Он всегда связывает наш опыт с восприятием окружающих предметов и, следовательно, позволяет нам правильно ориентироваться в окружающей действительности.

Точность и скорость распознавания зависят от знакомства и значимости материала: знакомый материал распознается более точно, а материал, имеющий смысл, быстрее.

Если в процессе воспроизводства возникают трудности, процесс запоминания продолжается.
Воспоминание — это умственные действия, связанные с поиском, восстановлением и извлечением необходимой информации из долговременной памяти. Это связано с необходимостью добровольных усилий.

Объем памяти. Общие черты. Виды, процессы и механизмы

Достижение поставленной цели запоминания чего-либо осуществляется через достижение промежуточных целей, позволяющих решить основную проблему. Кроме того, использование промежуточных ссылок является преднамеренным. Мы намеренно описываем то, что может помочь нам вспомнить, или думать, в каком отношении к этому мы ищем, или оцениваем все, что мы помним, или судим, почему это не подходит.

Ученые определили особенность этих процессов: объем отзыва меньше объема распознавания.
Качество памяти определяется воспроизведением. Успешное воспроизведение — это способность восстанавливать связи в тексте и в тексте.

4) Забыть

Забывчивость — это процесс, характеризующийся постепенным снижением способности запоминать и воспроизводить сохраненный материал. Впервые это явление изучил немецкий психолог Герман Эббингауз.

Объем памяти. Общие черты. Виды, процессы и механизмы

Основными факторами забвения являются время и степень активного использования имеющейся информации (то есть человек забывает то, в чем нет постоянной потребности и потребности).
Избирательность забвения проявляется также в том, что детали забываются быстрее, а общие утверждения и выводы дольше хранятся в памяти.

Забыть беспорядочно. Первые 5 дней после хранения забвение происходит быстрее, чем в последующие 5 дней.
Забывчивость включает в себя потерю способности воспроизводить, а иногда и признание того, что было ранее сохранено. Очень часто неуместное забывается.

Объем памяти. Общие черты. Виды, процессы и механизмы

Забвение может быть частичным или полным.
Частичное забвение — это неспособность воспроизвести информацию, но умение ее распознать (информация кажется знакомой).
Полная забывчивость: материал не только не воспроизводится, но и не распознается.

Кроме того, забвение может быть временным или продолжительным.
Забывание зависит от времени. Он особенно быстро проходит сразу после запоминания, затем замедляется.

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

В эксперименте использовался классический метод измерения объема кратковременной памяти 4. В качестве исследовательского материала использовались девять алфавитов стимулов, состоящих из комбинации трех категорий восприятия: формы, цвета и пространственной ориентации стимулов. Длина трех одномерных алфавитов была одинаковой и составляла четыре. Кроме того, использовались четыре алфавита двумерных стимулов, полученных путем комбинирования параметров цвета и формы, а также формы и ориентации. Комбинации этих параметров в стимулах в двух алфавитах были связаны (т. Е. Параметр одной категории был объединен со строго определенным параметром другой категории), а в двух других они не были связаны (параметры обеих категорий были случайным образом комбинированный). Длина двумерных коррелированных алфавитов равнялась четырем стимулам, длина несвязанных — 16. Наконец, использовались два алфавита трехмерных стимулов, в которых сочетались три параметра: форма, цвет и пространственная ориентация. Длина трехмерного коррелированного алфавита составляла четыре, а несвязанного — 64 стимула.

Стимулы от каждого из алфавитов случайным образом объединялись в ряды разного размера. Объем серии составлял от 4 до 10 стимулов для одномерных алфавитов и от 2 до 10 для многомерных. Серии стимулов в опытах предъявлялись на экране одновременно с постоянной выдержкой 5 с. По окончании выставки испытуемый должен был проиграть сохраненный материал вслух. При воспроизведении необходимо было назвать стимулы в порядке их расположения в ряды.

В процессе обработки полученных данных определялось количество правильно воспроизведенных элементов и объем КП.

Для проведения информационного анализа данных информационная нагрузка была рассчитана для серий разного размера, состоящих из алфавитов разного размера и структуры.

Эффекты и феномены памяти

1) Особо выделяется феномен воспоминания: это непроизвольное отсроченное воспроизведение. Воспоминание означает, что воспроизведение сохраненного материала не ухудшается со временем, а, наоборот, улучшается. Это связано с осознанием информации (при неправильном понимании она становится осознанной).
Воспоминания зависят от качества предыдущего образования. Чаще всего это происходит при хранении большого количества материала. Эксперименты показали, что это явление чаще встречается у детей, чем у взрослых.

2) Если испытуемому предлагается серия стимулов для запоминания, а затем предлагается воспроизвести эти стимулы в произвольном порядке, то вероятность воспроизведения первого и последнего стимулов будет больше, чем у стимулов, расположенных в центре ряда. Это явление получило название «эффект первенства и новизны».

3) Блюма Вольфовна Зейгарник, советский психолог, основоположник советской патопсихологии, открыла эффект памяти, названный эффектом Зейгарник.

Объем памяти. Общие черты. Виды, процессы и механизмы

Эффект Зейгарник подразумевает, что незавершенный гештальт — прерванное действие — лучше запоминается.
Если людям предлагается ряд задач и некоторые из них могут быть выполнены, а другие прерываются незавершенными, то оказывается, что испытуемые впоследствии запоминают незавершенных задач почти в два раза больше, чем выполненных на момент прерывания. Это связано с тем, что при получении задания субъекту необходимо его выполнить, что увеличивается в процессе выполнения задания. Эта потребность полностью осознается, когда деятельность завершена, и остается неудовлетворенной, если она не завершена. Благодаря связи между мотивацией и памятью первая влияет на избирательность памяти, сохраняя в ней следы незавершенных задач.

4) В 1885 году немецкий ученый Г. Эббингаус открыл кривую забывания, которая показывает, какую часть чтения человек запоминает в разные промежутки времени.

Объем памяти. Общие черты. Виды, процессы и механизмы

Для экспериментов он придумал списки псевдослов, состоящие из двух согласных и одной гласной (ZAC, BOK, SID). Выучив несколько списков, он проверил, сколько слов из каждого списка будет воспроизведено за 20 минут, 1 час, 7-9 часов, 1, 2, 6 и 31 день.
В первые часы объем усваиваемой информации быстро уменьшается и через 10 часов это только 35% от усвоенного. Кроме того, процесс забывания происходит медленно, и через 6 дней 20% от общего количества первоначально выученных слогов остаются в памяти, то же самое остается через месяц.

Величину, дополняющую количество правильно воспроизведенных слов, Эббингаус назвал индексом забвения и построил знаменитую кривую забвения, которую можно было бы назвать кривой воспроизведения.

Кратковременная память. Принцип работы

Как следует из названия, воспоминания здесь на короткое время, от нескольких секунд до нескольких дней. Бывает так:

Мозг обрабатывает сигналы, поступающие к нему из различных источников, и хранит их столько времени, сколько необходимо для выполнения любой задачи. Основным механизмом хранения информации на этом этапе является простое повторение. Прекращая повторение, человек, как правило, начинает забывать, что было сохранено, тем самым освобождая место для хранения новых данных, которые ему кажутся более актуальными.

Объем кратковременной памяти тоже невелик. В среднем это 7 + -2 единиц информации — число Миллера, выявленное экспериментально.

Кратковременная память: возможные проблемы и нарушения

Проблемы кратковременной памяти могут быть вызваны патологическими состояниями, при которых полученная информация не сохраняется. Расстройства кратковременной памяти очень распространены, встречаются у каждых 4 жителей планеты.

В большинстве случаев проблемы возникают у пожилых людей, нарушение их памяти носит постоянный или эпизодический характер. Нарушение способности молодых людей удерживать полученную информацию мешает обучению, не позволяет им сосредоточиться на работе.

Кратковременная память: нарушения

Люди с проблемами кратковременной памяти хорошо помнят события из прошлого (то, что произошло несколько лет, десятилетий назад), но не могут ответить на вопрос, что только что произошло.

Следующие состояния становятся причиной проблем с кратковременной памятью:

  • депрессия — при ней нарушается баланс гормонов, нейромедиаторов в головном мозге, из-за этого теряется способность концентрироваться;
  • ишемический инсульт — на фоне нарушается кровоснабжение головного мозга, в органе возникает кислородное голодание;
  • психологическая травма: психика препятствует удержанию болезненной информации, сдвигает ее в бессознательное. Такая реакция связана с явлением, когда человек в состоянии аффекта не может вспомнить произошедшее несколько минут;
  • черепно-мозговая травма ухудшает кратковременную память;
  • вредные привычки (курение, употребление алкоголя, наркотики) улучшают снабжение мозга кислородом.

Проблемы с кратковременной памятью возникают на фоне появления опухолей в головном мозге, а также при болезни Альцгеймера, шизофрении. Причиной забывания о только что произошедших событиях может стать сильное физическое истощение, недосыпание, тяжелые инфекционные процессы (ВИЧ, туберкулез, сифилис).

Заподозрить нарушение можно по отсутствию логики при рассуждении, спутанности мыслей и сознания, отрывочным воспоминаниям. У человека с проблемой ухудшается зрение: перед глазами мелькают мухи, появляются расплывчатые изображения. Встречаются и другие симптомы аномалии:

  • депрессивное состояние, повышенная тревожность;
  • ухудшаются мыслительные и познавательные навыки, процесс восприятия, усвоение навыков;
  • возникает мышечный спазм, нарушается координация движений.

Нарушение кратковременной памяти влияет на качество жизни, значительно снижая его. При первых затруднениях с запоминанием необходимо пройти обследование и при необходимости пройти курс лечения.

причины ухудшения

Диагностика при уменьшении кратковременной емкости хранилища предполагает:

  • определение объема и продолжительности хранения полученной информации;
  • изучение основных процессов памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение.

Чтобы диагностировать каждый из компонентов кратковременной памяти, используйте:

  • метод отгадывания Хинрикса (для изучения длительности);
  • пробы Якобса, Сперлинга, Вучетича / Зинченко;
  • тест Лурия / Леонтьева по пиктограммам Высоцкого (запоминание);
  • метод Эббингауза (консервация);
  • исследуется процесс воспроизведения информации методами заданного стандарта, восстановления, сохранения, последовательного воспроизведения.

Каждый из используемых диагностических методов выполняет валеологическую оценку кратковременной памяти с учетом физиологических факторов. В диагностике учитываются возраст, пол, состояние здоровья на момент обследования и наличие хронических заболеваний. Для получения максимально достоверных результатов тест повторяют несколько раз.

В некоторых случаях нейропсихологического диагноза может быть недостаточно. При подозрении на органическое повреждение головного мозга, при котором нарушена кратковременная память, врачи рекомендуют пройти нейросонографию, МРТ головного мозга и электроэнцефалограмму.

Стадии

Если человек не ставит перед собой цель запомнить какую-то конкретную информацию, активируется кратковременная память, и через 30 секунд он ее забывает. Но, когда необходимо сохранить изображение в течение более длительного периода, хранение проходит через 3 этапа: кодирование, хранение и извлечение. Если вы хотите тренировать CWP, вам нужно знать, как работают все три.

Стадия 1. Кодирование

Чтобы сохранить образ в кратковременной памяти, вы должны сначала сосредоточиться на нем. Все внимание должно быть сосредоточено на том, что вам нужно, а все ненужное, происходящее вокруг вас, отключается и забывается через 30 секунд.

Например, цель — запомнить сумму покупки, которую вы только что совершили в магазине. Через некоторое время вы воспроизведете его, так как вы на нем сосредоточились. Но если вас спросят, какое имя было на значке кассира, поставившего чек, или сколько людей выстроились в очередь за вами, вы вряд ли сможете ответить, потому что вам эта информация не нужна.

Все люди кодируют информацию в KVP по-разному:

  • фонологическое (акустическое) кодирование: запоминать, повторять информацию вслух или молча;
  • визуальный: создается устойчивая ассоциация с видимым изображением, используется редко, так как не многие обладают фотографической памятью.

«План» кратковременной памяти состоит из двух комнат. В психологии их обычно называют хранилищами или буферами. За каждую из них отвечают разные структуры мозга. Первый буфер — акустический, куда пересылается вся информация, которую человек запомнил на слух. Он расположен в левом полушарии. Второй — зрительно-пространственный, хранит записанное с помощью зрения. Он расположен в правом полушарии.

Стадия 2. Хранение

Долговременная память позволяет вспомнить моменты из детства, учебы в школе и институте, некоторые яркие события из прошлого, заученные стихи и формулы, героев из любимых фильмов и актеров, сыгравших их. Похоже, что его память безгранична и содержит огромный объем информации. В КВП ситуация совсем иная.

понятно, что объем информации, хранящейся в кратковременной памяти, минимален. Удивительно то, что это можно выразить математическими параметрами. Джордж Миллер (выдающийся американский психолог) обнаружил, что она определяется формулой «7 ± 2». Согласно его исследованиям, средний человек содержит только 7 элементов за 30 секунд. По разным причинам (индивидуальные особенности, отвлекающие факторы) это число может варьироваться от 5 до 9.

Вы можете сами проверить это правило. Прокрутите любой список (названия, фильмы, товары), переверните на другую сторону и попробуйте воспроизвести его. Вы, наверное, помните от 5 до 9 баллов.

Хранение информации в кратковременной памяти связано с двумя процессами: увеличением и забвением. Если ваша задача — расширять его объем, тренировать, нужно знать, что они из себя представляют.

Расширение

Ваша задача — за короткий промежуток времени запомнить следующую последовательность букв: Sruoyylerecnis. Человек, не знающий английского, воспроизведет от 5 до 9 знаков. Фраза «Искренне» (в переводе «Искренне») может унаследовать всякий, кто ее раньше изучал, из долговременной памяти. Оказывается, он увеличил 14 букв до 2 легко запоминающихся слов. Этот метод необходимо изучить, чтобы применить на практике, «извлекая» из ассоциаций памяти, которые уменьшат объем информации, которая должна быть сохранена.

Забывать

Образы кратковременных воспоминаний быстро забываются по двум причинам: исчезновение и замена новыми. Затухание происходит из-за того, что внимание не было сосредоточено на этой информации. Даже если вы его сразу закодировали (запомнили сумму покупки в магазине), как только вы кому-то сказали или зафиксировали на бумаге, он скоро сам удалится, так как потеряет актуальность. Она может исчезнуть из памяти по другой причине: если вам нужно запоминать эту информацию каждый день, она заменяется новыми фактами. Вы, наверное, помните, сколько потратили вчера или позавчера, но вряд ли сможете воспроизвести цифры недельной давности.

Стадия 3. Воспроизведение

Воспроизведение кратковременных воспоминаний оказывается намного проще, чем воспроизведение долговременных. Ведь в последнем случае их нужно сначала найти, а затем извлечь. А вот хранилище совсем близко: протяни руку и возьми. Однако чем больше элементов находится в буферах, тем медленнее и менее точным будет воспроизведение. Например, если в телефоне 10 цифр, велик риск ошибиться хотя бы в одной из них. Если их всего 7, это увеличивает шансы на более точное запоминание (активируется «волшебная семерка» Миллера).

Тем, кто тренирует КВП, стоит это учитывать. Не нужно пытаться запоминать сразу слишком много вещей. Увеличивать громкость нужно постепенно.

При постоянном повторении (представлении) информации она переносится из кратковременной памяти в долговременную.



Отличие кратковременной памяти от оперативной и долговременной видов памяти

Поскольку кратковременная память тесно связана с выполнением задачи, например, изучением билета на экзамен или запоминанием списка покупок, к которому вам нужно обратиться в ближайшем будущем, она тесно связана с рабочей (рабочей) памятью.

В то же время оперативная память позволяет работать с данными, полученными в кратковременной памяти: она запросит у вас цифры телефонного номера, чтобы вы могли их записать, или напомнит вам, почему вы пошли в другую комнату. — а затем удалите ненужную информацию.

Но почему мы до сих пор помним, что 2 * 2 = 4, что день рождения нашей любимой бабушки в июне или что Архимед кричал «Эврика!»? Дело в том, что эти и подобные факты ушли в долговременную память. Здесь хранятся данные, которые мы повторили достаточно раз, чтобы убедить мозг в их важности и актуальности.

Таким образом, кратковременная память — это золотая середина, которая стоит между типами оперативной и долговременной памяти и «фильтрует» необходимые воспоминания от ненужных, сохраняя первые и стирая вторые.

Рекомендации по улучшению кратковременной памяти

Кратковременную память можно и нужно развивать. Это поможет не только научиться сохранять нужные воспоминания, но и избежать всевозможных нарушений памяти в пожилом возрасте. Есть несколько простых способов изменить гибкость ума и скорость мысли.

  1. Обучение вниманию
  2. Использование мнемоники
  3. Правильное питание и физическая активность

Давайте подробнее рассмотрим каждый из этих советов.

  1. Обучение вниманиюРабочая память и кратковременная память требуют полного вовлечения в текущий процесс. Произвольное внимание, направленное на объект, связанный с запоминанием, помогает лучше запомнить материал и тем самым перенести его в долговременную память. Именно поэтому упражнения, направленные на развитие внимания, благотворно скажутся на памяти.
  2. Использование мнемоникиМнемонические техники рекомендуются тем, у кого ярко выражены проблемы с кратковременной памятью. Они также помогают преобразовывать информацию в долговременную память, что положительно сказывается на скорости и качестве хранения. Эти техники работают следующим образом: незнакомые и / или абстрактные концепции должны быть преобразованы в конкретные и понятные ассоциации изображений. Таким образом, незнакомые данные прочно связываются с уже сохраненными в памяти, а информация исправляется максимально быстро и не забывается.
  3. Правильное питание и физические нагрузки.Правильно с точки зрения потребностей мозга. Известно, что на улучшение памяти — как краткосрочной, так и долгосрочной — положительно влияет употребление определенных продуктов:
    • содержащие витамины группы B (особенно B6, B9, B12): зеленые овощи, белковые продукты, мед.
    • витамины С, Е и бета-каротин. Они содержатся в свежих ягодах и соках.
    • жирные кислоты и омега-3. Их делают из морской рыбы и орехов.

    Следует помнить, что съесть горсть орехов недостаточно, чтобы мгновенно улучшить память. Только систематическое ежедневное употребление необходимых продуктов даст хороший длительный эффект.

    Как работает кратковременная память

    Что касается физической активности, то простые упражнения и упражнения на открытом воздухе обеспечивают мозг кислородом и питательными веществами, что благотворно влияет на его функционирование в целом и способность к запоминанию в частности.

Эксплицитная, имплицитная, рабочая — все это тоже про память

Исследования взаимосвязи между типами памяти привели к более сложным классификациям и моделям. Так, например, долговременная память стала делиться на явную (ее еще называют сознательной) и имплицитную (бессознательную или скрытую).
Явная память

— что мы обычно имеем в виду, когда говорим о запоминании. В свою очередь, оно делится на эпизодическое (воспоминания о собственной жизни человека) и семантическое (память фактов, понятий и явлений) — такое разделение впервые было предложено в 1972 году канадским психологом эстонского происхождения Эндель Тулвинг.


Скрытый

память обычно делится на первичную память и процедурную память. Настройка прайминга или фиксации происходит, когда конкретный стимул влияет на то, как мы воспринимаем стимул, следующий за ним. Например, из-за прайминга феномен неправильного написания текста может показаться особенно забавным (когда что-то не так в песнях) — после изучения нелепой новой версии строки из песни мы также начинаем ее слышать. И наоборот: ранее неразборчивая запись становится понятной, если вы видите расшифровку текста.
Для процедурной памяти отличным примером является моторная память. Ваше тело «само знает», как ездить на велосипеде, водить машину или играть в теннис, точно так же, как музыкант играет знакомую пьесу, не глядя на ноты и не думая о том, каким должен быть следующий такт. Это далеко не единственные модели памяти.
Первоначальные версии были предложены как современниками Миллера, Аткинсоном и Шиффрином, так и последующими поколениями исследователей. Также существует множество других классификаций типов памяти: например, автобиографическая память (что-то среднее между эпизодической и семантической) выделяется в отдельный класс и, помимо кратковременной памяти, иногда говорят о рабочей памяти (хотя некоторые ученые, Например, Коуэн считает, что рабочая память — это довольно небольшой участок долговременной памяти, которым человек оперирует в данный момент).

Виды

В зависимости от того, как именно происходит кодирование в кратковременной памяти, последняя делится на несколько типов.

Слух / слуховой

Запоминание происходит через органы слуха. Здесь важен один момент: недостаточно просто услышать нужную информацию, желательно поговорить с ней вслух или с самим собой. В противном случае изображение (предложение, слово) исчезнет через 30 секунд.

Визуальный / визуальный

Запоминание происходит через органы зрения. Для переноса образа из кратковременной памяти в долговременную можно использовать фонологическое кодирование (несколько раз произнести про себя или вслух то, что на нем изображено) или метод ассоциаций.

Тактильные / кинестетические

Запоминание происходит через прикосновение. Мало у кого есть такая память. Им нужно держать вещь в руках, чтобы записать и сохранить информацию о ней.

Человек с кратковременной звуковой памятью лучше воспроизводит лекционную информацию. Те, у кого это наглядно, чтобы сохранить материал, должны видеть это на доске в виде каких-то диаграмм или ключевых точек. Кинестетика нуждается в практических занятиях: лабораторные работы, эксперименты.

По длительности хранения информации кратковременная память также делится на моментальную (через 15-20 секунд изображение стирается) и оперативную, рабочую (сохранение материала 30 секунд, при этом решается, нужно ли дальнейшее воспроизведение или нет).

Упражнения на развитие кратковременной памяти

Для развития кратковременной памяти необходимо регулярно тренировать ее с помощью специальных упражнений, направленных на укрепление памяти и внимания.

Упражнения на внимание

  • Вербальный счет. Решайте простые математические задачи на скорость в течение 3-5 минут. Это поможет вам научиться быстро запоминать ответы и не отвлекаться.
  • Проверочные испытания Практикуйтесь в поиске определенных букв или символов в поле со знаками, похожими на скорость.
  • Найди отличия Попрактикуйся в поиске отличий между картинками. Это научит вас внимательно относиться к деталям.

Характеристики

  • Объем

Как уже было сказано, оптимальный объем кратковременной памяти для взрослого человека — 7 пунктов. Допускается отклонение менее ± 2 элементов. При этом нужно понимать, что в этом случае больше лучше, чем меньше. Если этот параметр меньше 5, то диагностируются нарушения ЦВК, выявляется их причина, даются рекомендации по устранению (при возможности) и назначается лечение.

  • Фильтрация

Кратковременная память показывает способность человека устранять ненужную информацию, которой полон окружающий мир. Если во время урока вас отвлекут такие моменты, как цвет новой кофточки друга, разговор сидящих сзади, музыка с улицы из открытого окна, учебный материал не усвоится, так как склады усвоятся быть заполненным изображениями совершенно.

  • Долгосрочный перевод

Объем и точность долговременной памяти напрямую зависят от кратковременной памяти. Если информация плохо закодирована и хранится в KVP, она останется такой же деформированной в ДВП и курьер не поймет ее. Этим объясняются постоянные споры на эту тему: «Я точно помню, как это было» — «Нет, все было по-другому». Люди по-разному запоминают одно и то же событие и доверяют их версии.

Нарушения

Следует сразу учитывать проблемы с кратковременной памятью, поскольку они имеют гораздо более серьезные последствия, чем нарушения долговременной памяти. Когда человек не помнит, что произошло 5 лет назад, это простительно. Но когда он забывает, что делал 5 минут назад, это оборачивается катастрофой не только для него самого, но и серьезными невзгодами для окружающих его людей.

Причины

Кратковременная потеря или повреждение памяти может быть вызвана следующими факторами:

  • депрессия нарушает химический и гормональный баланс в структурах мозга, в результате чего теряется способность концентрироваться;
  • ишемический инсульт приводит к нарушению мозгового кровообращения;
  • психическая травма: центральная нервная система блокирует хранение болезненной информации, с этим связано состояние аффекта, когда после тяжелой стрессовой ситуации человек не помнит, что произошло в те несколько минут;
  • травма головы приводит к временному ухудшению КЭП;
  • наркомания, алкоголизм, курение не позволяют мозгу получать необходимое количество кислорода, из-за чего страдают его части, отвечающие за ХВП.

Нарушение также может быть вызвано авитаминозом, бесконтрольным или длительным употреблением сильнодействующих лекарств, бессонницей, проблемами с щитовидной железой, болезнью Альцгеймера, тяжелыми инфекциями (ВИЧ, туберкулез, сифилис) и другими физиологическими факторами.

Симптомы

По каким признакам можно определить проблемы с кратковременной памятью:

  • отсутствие логики в мышлении, спутанность мыслей и совести, прогрессирующее слабоумие;
  • нечеткое зрение: расплывчатые изображения, круги и мухи перед глазами;
  • депрессивное состояние;
  • снижение когнитивных способностей: нарушаются процессы восприятия, обучения и мышления;
  • нарушение координации движений, мышечные спазмы.

Плохая кратковременная память приводит к проблемам с обучением и значительно снижает качество жизни, поэтому ее следует постоянно тренировать и улучшать. Если диагностировано серьезное заболевание, это может лишить человека возможности выполнять рутинную работу и жить такой же жизнью.

Диагностика

Тест кратковременной памяти можно провести несколькими способами:

  • измерение объема;
  • определение продолжительности хранения информации;
  • исследование процессов запоминания, сохранения и воспроизведения.

Каждая из этих сфер имеет свой метод определения.

Объем:

  • классический тест по методу Якобса;
  • измерение индекса КВП по методу Мучника и Смирнова;
  • частичное воспроизведение, метод Сперлинга;
  • перекодирование информации по методу Вучетича и Зинченко;
  • определение недостающего звена по методу Бушке;
  • подпороговое накопление энергии стимула по методике Верджилса и Зинченко.

Продолжительность определяется методом гипотезы Хинрикса.

Процесс хранения:

  • сохранились члены серии Ebbinghaus;
  • уравнивание в запоминании, метод Вурдворта;
  • хорошие отзывы и парные ассоциации, разработанные Мюллером и Пилзекером;
  • ожидание, ожидание воспроизведения сериала;
  • умственный лабиринт Человек;
  • пиктограммы, метод Выготского;
  • двойная стимуляция, разработанная Луриа и Леонтьевым.

Процесс консервации определяется с помощью метода Эббингауза.

Для изучения процесса размножения используются следующие методы:

  • последовательное воспроизведение;
  • заданная норма;
  • реконструкция;
  • спасать.

В рамках каждого из упомянутых методов проводится валеологическая оценка кратковременной памяти, то есть с учетом физиологических факторов: возраста, пола, наличия хронических заболеваний, самочувствия на момент проведения теста. Для получения более точных данных исследования проводятся несколько раз.

Самая известная методика определения объема ЦВД — тест Якобса.

Всего 4 ряда чисел, каждая из которых состоит из 7 строк, начиная с 4 элементов и заканчивая десятой. Они выглядят так:

Набор чисел для проверки КВП с помощью теста Якобса

Тестер считывает каждую цифру с интервалом в 1 секунду после паузы в каждой строке на 2-3 секунды и позволяет испытуемым записать то, что они запомнили. Между подходами допускается отдых 5-6 минут.

В конце теста объем КВП рассчитывается по формуле: ПК (кратковременная память) = A (максимальная длина строки, воспроизводимая без ошибок для каждого набора) + C (количество строк, правильно воспроизведенных и превышающих значение A): 4 (набор чисел).

Полученные результаты позволяют сделать следующие выводы:

Уровень памяти по результатам теста Якобса

 

Оцените статью
Блог про заболевания нервной системы