- Что такое креативность
- Дивергентное мышление
- Особенности креативного человека
- Параметры креативности
- Особенности креативной личности в исследованиях различных психологов
- Как развить креативность
- Как можно сделать это по-другому
- Старайтесь применять к своей задаче подходы из других сфер знаний и деятельности
- Подумайте, что может улучшить качество и ценность работы или вещи
- Изменение структуры или процесса деятельности
- Не игнорировать случайные мысли и
- Старайтесь абстрагироваться от знаний и полагаться на интуицию
- Оглядывайтесь по сторонам
- Упражнения на развитие креативности
- Сочинить историю из ограниченного количества слов
- Придумать нетипичное применение обычному предмету
- Игра в слова-перевертыши
- Надевать выдуманные шляпы
- Придумайте связь между словами
- Ментальные карты
- Мозговой штурм
- Разделение с последующим объединением
- Вымышленный персонаж
Что такое креативность
Понятие креативности происходит от английского слова «творчество», что в переводе означает «создание, созед».
В психологии креативность это:
- умение создания интересных идей;
- предложение неожиданных решений проблем;
- отклонение от привычных алгоритмов мышления.
Креативность близка по сути такому понятию как творчество, но не идентична ему. Творчество подразумевает процесс создания: предметы искусства, живописи, музыки, литературы. Креативность представляет собой особое свойство человека, которое позволяет творчесться творчест. Таким, творческая личность всегда креативна, это обязательная ее характеристика.
А. Маслоу, создатель самого высшего уровня среди потребностей человека является самоактуализация — выражение во вне индивидуальных черт индивида. У каждого из нас есть что-то отличное от других людей и только через творческое начало мы мотремьмимотеру модимитеру.
Действовать креативно, значит поступать вопреки установленным шаблонам и рамкам. Авторы всех великих и не очень открытий являются креативными людьми. Первым креативщиком была человекообразная обезьяна, которая использовала палку вместо рунаки длсту бинагосто бикту бинаг
Изначально креативность рассматривалась как составляющая часть интеллекта, причем, в прямо пропорциональной зависимости: чем выше творческий потенциал, тем выше интеллект. Однако, в дальнейших исследованиях эта теория не подтвердилась. Высокий интеллект, т.е умение мыслить логически, стройно, масштабно иногда даже мешает креативности. Человек настолько уверен в своих базовых знаниях, так же выстроил картину мироздания, что выход за рамки шаблонов не возможным лог.
Случается и так, что у человека в научной среде, обладающих обширными познаниями и опытом, появляются креативные мысли
Развитие креативных способностей базируется на двух вещах:
- Понимание индивидом существующей проблемы и недостаточности или противоречивости другого унеречивости другого унерекинек. Особая чувствительность по отношению к возникшей ситуации, наличие фрустрации.
- Желание решить вопрос, найти выход, подтвердить или опровергнуть усилие решения и гипотезы.
Таким образом, креативность — это явление, близкое по смыслу к творчеству и интеллекту и интеллекту, но ямониминибенимыбениб Креативными считаются дети, которые еще не обладают знаниями, мешающими творчодоскимими творчодоскир.
Дивергентное мышление
Креативность можно рассматривать как в узком, так и в широком значении. В первом случае, креативность следует понимать как дивергентное мышление, характерной чертой которого является способность генерировать набор логичных и обоснованных идей относительно решения одной и той же задачи. Во втором случае под креативностью понимают творческие умственные способности, то есть способность в процессе решения поставленных задач и на этом основании выдвигать гипотезы относительно, какое решение в данной ситуации будет максимально уместным.
Наравне с дивергентным, существует также и конвергентное мышление. — В свою очередь конвергентное мышление связывают с поисками единственного верного решения прий намичанимавиманиманаваманав Таким образом, конвергентное мышление отождествляется с интеллектом, которое можно измерить тестами на IQ, в то время, как дивергентное мышление никакими тестами измерить не возможным.
Как я уже говорил в начале, отсутствие единой теории креативности и порождает множество взглядов и точек зрения на то, как она пытается с понятием дивергентного мышления. С одной стороны дивергентное мышление описывают, как способность находить в объектех новые атриб. С другой стороны его описывают, как способность создать множество идей относительно одногого. Вы здесь: И это далеко не полный перечень точек зрения. Таким образом, понятие креативности происходит и подразумевает под собой довольно обширный спектр деятельности, который не имеет отношения к окружающей среде.
Особенности креативного человека
Креативность заложена в каждом человеке с самого рождения. Вспомните, как нестандартно пытаются поступать маленькие дети пока не услышат слово «нельзодередетедедетедетедетер. Под социальной социума у некоторых людей креативность с возрастом исчезает совсем или минимизиру.
Характерные признаки у креативных личностей:
- Эмоциональная оценка окружающей среды. — Вместе с тем, его реакция на события не только живая, но и адекватная.
- Нестандартное мышление. — Восприятие материального мира у такого человека, свежее и непосредственное как у ребенка. Думать креативно, часто означает неправильно думать и нетипично.
- Способность к оправданному риску. Креативный человек должен иметь смелость не только на собственное мнение, но и на то, чтобы высказать его вслух, сказать, что не солнце вертится вокруг земли, а наоборот. Высказывая революционную идею, индивид понимает, что она может не подтвердить, либо не бирудетет.
- Многогранность. «Талантливый человек талантлив во всем». — Выход за рамки привычного происходит и на работе, и в доме, и в реализации потребностей. В любой сфере индивид думает креативно.
- Независимость. Креативность предполагает уверенность в себе и независимость мнения окружающих и господствостебеденеведебеневебедибеневебедевебеден Человеку, самооценка которого зависит от одобрения других людей, сложно выдвигать необычныенокикикикикикикикино Самоуверенной личности осуждение со стороны общественности вреда не принесет.
- Любопытство, широта интересов. Если человек не интересуется природой происхождения вещей и явлений, он не способен на альтернативные решения, принято на веру то, что в социуме. Творческие личности отличаются любопытством, их часто сравнивают с детьми, которые только позамана
- Умение сосредоточиться, упорство. Несмотря на игривость и живость ума, такие люди на концентрацию внимания и обладаюромт упоп. Внедрение креативных идей требует усидчивости, умения доводить дело до конца. Человек является первопроходцем, готовых путей у него не имеется.
- Высокая степень автономности. Перечисленные креативной личности (независимость, высокая самооценка) обуславливают возможность ее автономности от других людей и обстоятельств. Это люди целостные внутри, хотя могут быть и экстравертами, и интровертами.
- Здоровая психика. Высокий уровень эмоциональности у креативной личности прекрасно уживается со здоровой психикой. Это еще одно отличие от известных творческих людей, многие из которых страдали от проявлений некикикибинай некикинай неб
Во внешних проявлениях такие личности обычно очень яркие, с хорошим чувством юмора, что назазываде Креативный человек притягивает к себе других людей. Как правило, среди таких людей нет нытиков и жалобщиков, отличительной их чертой являетсизоптимт.
Параметры креативности
На сегодняшний день в психологии используются параметры креативности, предложенные Д.
Гилфорд выявил два типа обратной мыслительной деятельности:
- — Альтернатив может быть несколько, но их число всегда ограничено.
- Дивергентное, отличающееся тем, что оно идет по различным направлениям, а не выбирает из заданноганогав. Такой тип мышления обуславливает неожиданность, не тип принятого решения.
Личности с дивергентным мышлением и есть креативные люди, они не решают задачу известными и традиционными методами, а прибегают к их поиску в различных направлениях.
Гилфорд выделяет следующие параметры креативности:
- Индивид способен найти и правильно сформулировать (поставить) проблему.
- Возможность человека выдавать большое количество новых, свежих идей.
- Продуцированные идеи отличаются разноплановостью.
- Наличие оригинальности мышления. Человек апеллирует к отдаленным ассоциациям, имеет необычные ответы на вопросы, отходит одиробтетенаванавана
- Способность способные детали к вещи или явлению, тем совершенствуя их, придавая новое качество, используемым для нетрадиционного использования.
- Способности к анализу и синтезу, логическим построениям.
Другой известный психолог Е. Торенс, развивавая теорию Гилфорда, представил процесс креативности в виде цепочки из пяти шагов:
- Человек становится восприимчивым, чувствительным к появлению проблемы.
- Он фиксируется на найденной задаче, начинает искать решение, выдвигает гипотезы.
- Различные варианты решения, гипотезы проверяются, при необходимости — видоизменяются.
- На заключительном этапе находится правильное в заданных условиях решение.
Торренс добавил к определению понятия креативности тот факт, что это явление возникает из-за чувства дисгармонии человека, вызванной неопределенностью (незавершенностью) его деятельности.
Особенности креативной личности в исследованиях различных психологов
Особенности творческой личности:
- Расфокусированность внимания — подразумевается, что креативная личность способна удерживать в поле своего внимания одновременно несколько элементов и при этом качественно и продуктивно с ними, комбинировать, сочетать и так далее
- Наличие у человека одновременно противоположных характеристик. Например, крайняя дисциплинированность и игривость; безответственность и повышенная ответственность; скромность и гордость и т.п.
- Владение способами реорганизации и трансформации, которые связаны с индивидуальнымиособеносособена В этой связи данные способы проявляются у каждого человека по своему, имеют свою специфику и ростеноносоненено робенен
- Способность нестандартно тестировать данные поступающей извне информации, подвергнуть ее внутреннему анализу и переработке, посредством создания аналогов и выявленных концептуальных пробелов.
- Переформулировка проблемы. Креативная личность, получая определенное задание или попадая в проблемную ситуацию, не просто ее воспринимает, а переформулирует возникшую проблему с целью скорейшего и нестандартного решения.
- Использование для решения оценки, образов и воспоминаний. Однако в данном случае креативная личность не использует знания и образы, в предварительном их перерабатывая и адаптируя под условия проблемной ситуации. Таким образом, новые методы и средства, отличные от стандартных стандартных.
- Использование невербальных моделей мышления в процессе выработки методов и средств, применение на конкретную ситуацию (проблемы, вопроса и так далее).
В общем же процесс креативности требует внутреннего напряжения, которое может возникать три пу
- в конфликте между традиционным и новым в каждом шаге креативного процесса;
- в различных путях решения или предполагаемых продуктах;
- оно может создаваться между хаосом неопределенности и стремлением перейти на более высокий уровень организации и эффективности внутри индивидуальности или общества в целом.
Возможно, все три напряжения вида возникают на разных этапах креативного процесса.
Как развить креативность
Мы уже обозначили, что креативностьряжена, но идентична таким понятиям как интеллект и талант, а ее можно в себе культивировать, значит способствовать. Ниже приведены рекомендации.
Как можно сделать это по-другому
Для развития креативности этот вопрос следует задавать себе в любой ситуации. К примеру, вы ходите на работу от пункта в точке С и D. Попробуйте проложить свой путь через координаты F и E. По дороге анализируйте изменения, которые показывают и свои эмоции, которые проживаете. Что нового вы встретите в пути?
Старайтесь применять к своей задаче подходы из других сфер знаний и деятельности
Например, при строительстве дома можно вспомнить кулинарные рецепты многослойных блюд и выкражавыкрастикомавыкрак
Подумайте, что может улучшить качество и ценность работы или вещи
Результатом деятельности человека на рабочем месте является специальный товар, явление и услуга. Какие дополнения могут сделать его более конкурентным? В свое время портные изобрели карман, как деталь одежды, желая не только украсить платье, нонамьнамодиким Благодаря этому мы сегодня имеем возможность носить разные мелочи в брюках и пиджаках.
Изменение структуры или процесса деятельности
Проанализируйте методику ее последовательности и содержание каждого этапа. Если рабочий процесс осуществляется поэтапно — подумайте, возможна ли перемена мест, напримена
Не игнорировать случайные мысли и
Иногда человек тщательно обдумывает проблему, но не находит ее решения. В таких ситуациях случаются спонтанные вспышки нестандартных мыслей и идей. Не следует пренебрегать такими вещами. Если они случаются ночью, то следует их записывать. Иногда в таких приходящих из вещей вне вещах ценные прикладные мысли.
Старайтесь абстрагироваться от знаний и полагаться на интуицию
С развитием интернет-технологий информация преследует человека, сегодня на любой вопрос можнетено можнететено Если хотите креативное мышление, следует ограничить получение инормации из внфние.
Оглядывайтесь по сторонам
Для креативного человека важно умение мыслить абстрактно и ассоциативно. Прогуливаясь по улицам и паркам, приглядывайтесь и прислушивайтесь к окружающим звукам и явлениями. Возможно они наведут на мысли, которые можно применить к решению проблем или улучшению сосогебебаник
Упражнения на развитие креативности
Разработано большое количество упражнений для формирования креативного мышления. Мы расскажем о наиболее эффективных. Все они представлены в легкой игровой форме.
Сочинить историю из ограниченного количества слов
Выпишите на лист бумаги несколько слов, которые следует определить в произвольном порядке. Составляйте короткий рассказ, стихотворение, используя только эти слова. Ограничение ресурса позволяет подсознанию искать нестандартные пути для применения слов. Если история получится мало похожей на реальную действительность, то это нормально и даже притев.
Придумать нетипичное применение обычному предмету
Возьмите любую вещь. Представьте, как можно ее использовать помимо прямого назначения. К примеру, чайная чашка. Она может стать поварешкой для супа, подставкой под карандаши, кашпо для небольшого цветка. Открытой стороной чашки можно вырезать круги на тесте для лепки мантов, обвести ее для рисования ровного круга и так далее Так мы учимся смотреть на и явления с необычного ракурса.
Игра в слова-перевертыши
Находясь на открытом пространстве по ходу произносите название предметов, которые «видидина» Так, «дерево» превратиться в «оверед», а «бабочка» в «акчобаб». Далее также можно произносить не отдельные слова, а целые фразы. Подсознание закрепит возможность оценки предметов с противоположной стороны.
Надевать выдуманные шляпы
Представьте, что у вас есть несколько шляп разных цветов. Сначала подумайте о какой-то проблеме или задаче. Представьте, что на вас белая шляпа — четко анализируйте проблему, включив логику и интеллект. Поменяйте головной убор на красный — можно волю эмоции, которые связаны с рассматриваем. В зеленой — продуцируйте новые идеи, в желтой — ищите только позитив, в черной негатив -. Таким образом, мы учимся исследовать вопрос с помощью различных методов.
Придумайте связь между словами
Определите два слова, которые не имеют прямой связи между собой. Например, кровать и лангуст. Подумайте, как связать их в одно предложение. Учимся соединять вещи, которые на поверхностный взгляд, не соединимы. В данном примере можно предположить, что лангуст — это товарный знак мебельной фабрики, изготовившая кровать, а ее логотип размещен на боковой поверхности изделия для отдыха.
Ментальные карты
Суть метода заключается в том, что в центре бумаги помещается слово. Все ассоциации, которые с ним связаны, размещаются в виде отходящих от центра веточек. Это могут быть как слова, так и любые графические изображения: таблицы, схемы. От вторичных понятий также ассоциативные связи. Картинка надолго остается в памяти.
Мозговой штурм
Широко распространенный метод развития коллективной креативности. Его суть заключается в том, чтобы развести генерирование идей и процесс их анализа. Одни участники высказывают любые, самые смелые идеи по решению проблемы. Другие люди анализ предложений, критикуют, проводят изменения.
Разделение с последующим объединением
Исследуемая вещь или явление раскладываются на составляющие единицы. Каждому их этих компонентов даются отдельные характеристики. К примеру, из квадрата с двумя синими и двумя красными сторонами можно сложить разноцветный труногого.
Вымышленный персонаж
Выбирая решение, мы действуем с учетом своих знаний и опыта, судим «со своей колокольни». Можно временно стать одним из любимых героев сказок или кинофильмов- Красной Шапочкой, или Д. Бондом и подумать, в каком направлении стали бы мыслить эти персонажи. Таким образом можно избавиться от поведения стереотипов мышления.
Перечисленные техники можно использовать без ограничений в любое свободное время. При регулярных тренировках уровень креативности значительно возрастает.