Основы критического мышления: признаки и развитие

Определение понятия

что такое творческое мышление

Критическое мышление — это способность человека эффективно анализировать поступающую информацию и обоснованно отстаивать свое мнение, понимать позицию партнера по общению, грамотно формулировать выводы, принимать единственно правильное решение на основе исходных данных. Он характеризует человека как активного субъекта образовательной деятельности в образовательном учреждении, а не просто как пассивного получателя сухой информации. Это делает сотрудника действительно ценным активом для компании, так как подразумевает умение рассуждать. В способности человека ясно мыслить сочетать логику и критическое мышление. При отсутствии критического мышления у человека невозможно сформировать элементарные навыки самоанализа и рефлексии. Такой человек не будет учиться на своих ошибках и не вспомнит прошлый опыт в непонятной ситуации.

Исходя из определения, можно сделать вывод, что признаками его наличия у человека являются:

  • умение устанавливать причинно-следственные связи между событиями и эмоциональными реакциями людей;
  • понимать закономерности исторических событий;
  • умение выбирать из множества фактов и тезисов те, которые необходимы для разрешения конкретной ситуации;
  • способность вспомнить личные переживания (как положительные, так и отрицательные) в стрессовой ситуации;
  • терпимость к чужому мнению и чужим жизненным принципам;
  • умение конструктивно принимать критику;
  • умение разумно выражать свои мысли в диалоге;
  • умение замечать противоречия и несоответствия в высказываниях собеседника;
  • последовательность и доброжелательность в разрешении спорных вопросов и конфликтных ситуаций;
  • склонность разрешать конфликты мирным путем;
  • отказ от стереотипных образов действий и стереотипного мышления;
  • самореализация;
  • способность к самоанализу и потребность в постоянном саморазвитии и самосовершенствовании.

Зачем развивать эту способность

умственная деятельность школьника

Способность рационально рассуждать — неотъемлемая часть различных сфер жизни человека в обществе.

  • Образовательная деятельность. Эта особенность мыслительной деятельности помогает школьнику или студенту самостоятельно выбрать научно-методическую литературу, необходимую для написания реферата или диссертации, структурировать текст теоретических первоисточников, выявить причинно-следственные связи явлений и процессов жизнедеятельности окружающая действительность. В ходе лекций, семинаров и практических занятий студенты с развитым основанием критического мышления аргументируют свою точку зрения, принимают активное участие в дискуссиях и являются руководителями групп.

Принципы критичности и осмотрительности требуются в таких науках, как философия, социальные науки, история, политология, социология, психология и педагогика. Чем выше уровень развития умственных способностей студента или студента колледжа, тем выше его оценки.

  • Сфера профессиональной деятельности. Во многих компаниях сотрудники не только должны быть знакомы со стандартными блок-схемами процессов, но и должны уметь принимать нестандартные решения. Это навык, востребованный для таких профессий, как инженер, конструктор-строитель, менеджер, слесарь-ремонтник, врач. Ключевые навыки критического мышления отражены в профессиограммах.

По словам Агапова, критическое мышление — профессионально значимая черта любого лидера, в основе которой лежит умение комплексно видеть проблемы, принимать фатальные решения в условиях недостатка информации.

  • Повседневная жизнь. Каждому из нас предстоит решать проблемы учебы, работы, карьеры, личной жизни и здоровья. Психологи выяснили, что критичность совести помогает людям распознавать ложь в словах собеседника и тактично указывать на них, быть убедительными в жаркой дискуссии, успешно и быстро разрешать семейные конфликты, сохранять взаимопонимание с окружающими.

Специалисты в области психологии считают, что востребованность критического мышления сегодня обусловлена ​​научно-техническим прогрессом. С этим связан постоянно увеличивающийся объем информации, с которой человек сталкивается ежедневно. Современному жителю мегаполиса необходимо уметь «фильтровать» информацию.

Критическое мышление может развить в человеке следующие качества:

  • находчивость и смекалка;
  • скорость реакции;
  • аналитический склад ума;
  • рациональность и согласованность;
  • сбалансированность характера;
  • устойчивость к стрессам и прикосновениям;
  • толерантность и толерантность;
  • самосознание;
  • творческий подход.

Формирование критического склада ума

Человек современного общества постоянно находится под давлением чужого мнения. Один из наиболее эффективных способов развить критическое мышление — начать как можно более критически относиться к информации, распространяемой средствами массовой информации, рекламой, агитаторами и т.д.

Не вся информация, которую получают люди, верна. Вы должны отличить правду от лжи и перестать все верить на слово. Также необходимо думать о перспективах, поэтому все ситуации следует критически оценивать, а план действий разрабатывать максимально тщательно.

Еще один способ развить критическое мышление — развить должную самооценку. Вы всегда должны объективно оценивать себя, понимать возможности своего потенциала и действовать с учетом этого. При этом важно совершенствоваться, читая книги (список литературы мы дадим в конце), ведя здоровый образ жизни, приобретая новые знания и совершенствуя любые навыки.

Помимо прочего, человеческое поведение часто регулируется негласными правилами. Их знание поможет вам принять правильные решения и предпринять эффективные действия. В любой незнакомой ситуации нужно быть начеку и собрать как можно больше информации любого рода.

Как вы, наверное, знаете, люди общаются друг с другом не только вербально, но и невербально. Желательно освоить эту форму общения. Научитесь распознавать скрытые сигналы в поведении людей, сравнивать их с тем, что вам уже известно, и только потом анализировать.

Прежде чем принимать какие-либо решения, еще раз взвесьте все за и против, избегайте поспешных и необоснованных выводов. Будьте устойчивы к внешнему давлению, навязыванию чужого мнения, влиянию рекламы, моды и СМИ. Тщательный анализ всего происходящего — прямой путь к формированию критического менталитета и развитию критического мышления.

На уроках нашего курса мы поговорим об этих и многих других полезных и важных вещах. Вас ждет много интересной и полезной информации. Однако вы можете ознакомиться с тем, что вам нужно узнать сейчас.

Зачем уметь мыслить критически?

Нам везде нужен критический подход. Чтобы не быть голословным, приведем лишь несколько примеров его практического использования:

  • В профессиональной и повседневной жизни критическое мышление помогает думать и работать более точно и точно, быстро определять важное и второстепенное, более эффективно решать проблемы и более тщательно и эффективно справляться с различными задачами.
  • В ходе обучения, наряду с развитием критического мышления, вы разовьете навыки быстрого распознавания тем, быстрого определения ключевых идей в текстах, использования свидетельств и свидетельств экспертов и специалистов и отличия критических и аналитических материалов от других.
  • В личной сфере критическое мышление научит вас быстро анализировать суждения, взгляды, свидетельства и мнения других, грамотно оправдывать свои слова и разумно оспаривать то, с чем вы не согласны, и лучше понимать убеждения, мысли и действия других и ваших.

Человек, умеющий критически мыслить, способен:

Наблюдайте и будьте внимательны к деталям.
Внимательно и сосредоточенно изучите информацию.
Быстро определите самое важное, не тратя внимания на второстепенное.
Отвечайте на ключевые моменты в сообщениях.
Легко обосновывайте свою точку зрения.
Применяйте аналитические навыки в самых разных ситуациях.

Помимо этого, развитие критического мышления также формирует ряд вспомогательных навыков, таких как:

  • Умение правильно общаться.
  • Умение быть убедительным.
  • Умение эффективно интерпретировать.
  • Умение высказывать собственные суждения.
  • Аналитические и критические навыки.
  • Умение принимать эффективные решения.
  • Умение быть рассудительным.
  • Умение рассуждать логически.

Часто бывает, что человек переоценивает свою способность критически понимать то, что он видит, слышит, читает; то, что он встречает в школе или на работе. Более того, многие считают, что знают «больше, чем кто-либо» и могут сказать каждому «сколько». Но когда другие не соглашаются, появляется неуверенность в себе и неспособность обосновать свою позицию. Это вызывает ненужные проблемы и в школе, и на работе, и в банальном общении.

Можно предположить, что вы уже в какой-то степени используете навыки критического мышления (вы различаете хорошее и плохое?). Но по мере того, как вы становитесь старше, получаете образование, новую жизнь и профессиональный опыт, вам обязательно потребуются более высокие навыки. Чем больше навыков вы приобретете, тем больше у вас будет уверенности в решении новых проектов, задач и задач.

Критическое мышление — это интеллектуальная деятельность, и для ее овладения необходим хороший теоретический и практический материал. К ним относится наш курс «Критическое мышление», на уроках которого вы познакомитесь со всеми его основными элементами.

Аспекты способности критически мыслить, которые рассматриваются в нашем курсе, могут успешно применяться в обучении и работе, при подготовке презентаций и написании научных статей, при решении конфликтных ситуаций и повседневных проблем.

Цель курса: углубить принципы и методы критического мышления и научить вас легко ими пользоваться. Основная информация, как и следовало ожидать, будет дана на уроках (их содержание мы коснемся позже), а сейчас мы хотим немного поговорить о практике.

Прежде чем переходить к развитию критического мышления, предлагаем вам разобрать кейс и проверить, насколько этот навык у вас развит сейчас.

О — обоснованные суждения

Третий пункт строго связан с предыдущим критерием. Критическое мышление невозможно без убедительных аргументов. Демонстрируя любую позицию, человек, мыслящий критически, никогда не скажет: «Да, я тебе говорю!», «Поверь мне!», «Я сказал, точка!» Требуя от других логичных и проверенных аргументов, он сам никогда не скатится с безосновательными претензиями.

Он не будет принимать никаких тезисов на веру без адекватных доказательств: установленных фактов, статистических данных, серьезных научных исследований, ссылок на конкретный опыт.

Б — беспристрастный подход

Это означает не подстраивать логику под свои эгоистичные желания, бороться за справедливость, уметь контролировать свои эмоции и спокойно воспринимать реальность. Мыслит как от третьего лица, этакого рефери.

Фото: Тимоти Фадек / Bloomberg
Экономика образования Зарядка души: как развивать эмоциональный интеллект

Пожалуй, это один из самых сложных критериев. Трудно быть беспристрастным, потому что в нашей голове сформировано множество мысленных программ, предложений, убеждений и установок. А наше эго временами эгоистично влияет на мысли и действия. Чтобы этого не произошло, необходимо чаще задавать вопросы: «Говорит ли во мне субъективное отношение?», «Есть ли моя личная заинтересованность в этом решении?» и т.д.

абсолютной беспристрастности добиться невозможно, но к этому нужно стремиться.

Книги по критическому мышлению

В этом разделе дополнительных материалов мы собрали отличные статьи по развитию критического мышления. От них вы узнаете много полезной информации, а ваши знания станут намного глубже. Бесценен опыт других людей: во-первых, он дает уникальную информацию, а во-вторых, избавляет от множества ошибок и заблуждений, тем самым экономя ваше время и силы.

Книги по критическому мышлению:

  • «Психология критического мышления» Д. Халперн
  • «Разум VS Мозг. Разговор на нескольких языках »Р. Бертон
  • «Как лгать, используя статистику» Д. Хаффа
  • «Обман в науке» Б. Голдакра
  • «Кто-то в Интернете ошибается! Научные исследования по спорным вопросам »Казанцева А
  • «Критическое мышление: метод, теория, практика» А. Бутенко, Э. Ходос
  • «Критическое мышление: полный курс уроков» И. Кляйнер
  • «Трактат о критическом уме» Х. Альберт
  • «Думай, пробуй, развивай» Д. Андерсон
  • «Искусство мысли и успехи в учебе, в карьере, в жизни» С. Коттрелл

И прежде чем вы начнете усваивать основной материал, мы хотим, чтобы вы немного отвлеклись и расслабились.

Виды

Характеристики критического мышления изучаются в психологии развития. Знания, тип информации, интеллект, характеристики памяти, логика позволяют выделить следующие типы критического мышления:

  • Слабый тип. Такой тип мышления часто называют псевдоинтеллектуальным. Его можно найти у эгоистов, которые заинтересованы только в собственном благополучии. Эти люди в своих действиях руководствуются корыстными целями.
  • Сильный тип. Пример тому — объективный подход к чему-то изучению.

Сегодня в психологии и педагогике существует только такой подход к выбору типов критического мышления.

Диагностика

С помощью психологических методов можно оценить уровень развития критического мышления. Если по результатам нескольких тестов у человека выявляется низкий уровень развития этого показателя интеллектуальной активности, не отчаивайтесь — эта способность поддается развитию в любом возрасте. Сегодня есть разные способы сформировать критическое мышление. Этот компонент интеллектуального построения личности проходит в своем развитии регулярные стадии.

1. Где может пригодиться критическое мышление?

Повсюду. Это не преувеличение: способность критически мыслить может быть полезна в любой сфере нашей жизни, как детям, так и подросткам и взрослым.

Человек, обладающий критическим мышлением, способен:

  • понимать логические и причинно-следственные связи между различными идеями и концепциями;
  • быстро анализировать мнения окружающих и оценивать их;
  • грамотно оформлять собственные темы и передавать их другим;
  • замечать несоответствия, несоответствия и распространенные ошибки в логике и рассуждениях;
  • отметить важность и актуальность идей в общем контексте;
  • рефлексивно оценивать собственное мнение и убеждения.

2. Как применять критическое мышление?

Есть много способов. Профессор Саманта Агус в видеоуроке TED-Ed предлагает пятиступенчатый подход.

  • Сформулируйте проблему. Например, вам предлагается попробовать диету, обещающую результаты через две недели. Постановка личной цели — похудение, улучшение питания — поможет критически оценить эту информацию и удовлетворить свои потребности.
  • Собирать информацию. Вы можете спросить совета у специалистов. Это поможет оценить все альтернативы.
  • Используйте информацию. Задайте себе ряд критических вопросов: «Чем я руководствуюсь в этой ситуации?», «Думаю ли я, что они говорят мне правду?».
  • Подумайте о последствиях. Допустим, кандидат обещает снизить стоимость бензина на заправках во время предвыборной гонки. Звучит здорово, но как насчет долгосрочного воздействия на окружающую среду? Вы всегда должны думать о влиянии тех или иных решений на будущие события.
  • Изучите другие точки зрения. Это поможет вам увидеть свои варианты, оценить свой выбор и принять обоснованное решение.

Л — логичное изложение

Обычно, когда мы говорим о логике, мы имеем в виду способность разумно, абстрагироваться, анализировать, делать обоснованные выводы и действовать последовательно.

Критическое мышление и логика похожи на сиамских близнецов: невозможно представить человека, который мыслит критически и который не может понять, например, причинно-следственные связи. Однако любая логика бессильна сама по себе. Он восторжествует только при соблюдении других критериев.

Признаки

Какие навыки и умения говорят о наличии критического мышления:

  • наблюдение, детализация;
  • умение интерпретировать, анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, оценивать;
  • логика;
  • метазнание, высокий интеллект, широкая перспектива;
  • точность, ясность и глубина мысли и суждения;
  • творческое воображение, креативность, ценностное отношение, эмоциональность;
  • отражение;
  • коммуникативный;
  • независимость;
  • мобильность;
  • толерантность.

На что способен человек с критическим мышлением:

  • установить причинно-следственные связи;
  • определять важность информации, отфильтровывать второстепенные детали;
  • признавать и уважать другие мнения;
  • оценить;
  • спорить;
  • взять на себя ответственность за свой выбор;
  • выявлять несоответствия и ошибки, сообщать о них открыто, но деликатно;
  • решать проблемы последовательно и системно.

Неудивительно, что сегодня работодатели стремятся получить этих сотрудников. Ведь они умеют работать с информацией, быстро генерируют идеи и умеют решать самые проблемные ситуации. Однако следует учитывать, что они могут достаточно объективно оценивать действия своего начальства (с точки зрения закона, профессионализма, человечности). Так что с ними не всегда будет легко, нужно держать уши открытыми и соответствовать заполненному месту.

Как проходить занятия?

Профессиональное критическое мышление может быть трудным. Если изначально мысль подчинялась другим законам и руководствовалась привычками, перестройка ее на новый лад вызывает отторжение и дискомфорт. Но если есть четкая цель и вы настроены на ее достижение, важно проявить настойчивость и использовать все доступные средства. Наш курс будет одним из самых эффективных среди них.

Мы уже сказали, что представленный материал носит теоретический и практический характер. Значит, есть некоторая информация, которую нужно прочитать, изучить и усвоить — и здесь все предельно просто. И есть определенное количество дельных советов — с ними все немного сложнее. Практические знания должны быть переданы в зону действия как можно скорее, чтобы новые навыки начали формироваться и закрепляться быстрее. Практика — краеугольный камень любого обучения, и о ней нужно всегда помнить.

Вы можете следовать урокам, как хотите, но мы все же рекомендуем следовать существующей последовательности. Лучше выделить 2-3 дня на изучение каждого урока, один из которых будет посвящен чтению, второй — повторению наиболее важных моментов, а третий — практическому применению знаний.

Нельзя не отметить, что третий день — это день первостепенной важности, потому что теория без практики — это просто багаж информации, который не приносит реальной пользы. Действия, даже в тех случаях, когда они не подтверждаются теорией, всегда приводят к результату, даже если не всегда к желаемому. Но у вас есть все необходимое, поэтому можете быть уверены, что результат будет соответствующим.

Также отметим, что обучение критическому мышлению на уроках нашего курса полезно совмещать с использованием вспомогательных материалов, которыми в нашем случае являются книги. Ниже мы предлагаем вашему вниманию небольшой список тематической литературы.

Фазы

этапы критического мышления

Основа обучения критическому мышлению состоит из 3-х этапов:

  1. Фаза вызова. На этом этапе актуализируется имеющийся у человека запас знаний и формируется интерес к теме и предстоящему обсуждению проблем. Для решения задач этого этапа государственные образовательные учреждения и частные школы используют проблемные ситуации, иллюстрации, риторические вопросы и неправильные логические цепочки. Одним из основных условий эффективного обучения в современной педагогике и педагогике является самостоятельная формулировка учащимися целей урока. Критическое мышление проявляется в рассуждениях детей. На этом этапе учитель не оценивает правильность ответов учеников.
  2. Этап понимания информации. На этом этапе учитель организует работу учеников с новым материалом. Для лучшего понимания нового материала рекомендуется сочетать индивидуальный, групповой и парный методы работы. Именно на этом этапе студенты пытаются найти ответы на вопросы, которые их волнуют, чтобы удовлетворить свой познавательный интерес с помощью методов исследовательской работы, логических операций и методов обработки нового материала. Учитель на этом этапе выступает координатором учебного процесса.
  3. Фаза отражения. Здесь и развивается способность анализировать информацию. Ученики размышляют над новым материалом, формируют собственное отношение к тому, что они слышат, читают и видят. Они сравнивают новые факты с уже известными. Если на предыдущем этапе учителю удалось создать оптимальные условия для продуктивной работы, результатом рефлексивного этапа станет преобразование новых знаний в личный опыт учащихся.

Технология развития критического мышления предполагает интенсивную работу мозга. Критическое отношение к любому факту требует интеллектуальной подготовки.

3. Что такое ГЛОБУС?

Чтобы ответить на вопрос «каково это — мыслить критически?» В частности, я разработал систему из шести требований 1.

Чтобы их было легче запомнить, было сформулировано простое сокращение — ГЛОБУС, в котором каждая буква раскрывает определенный аспект концепции.

Уроки критического мышления

Разрабатывая курс обучения критическому мышлению и собирая материал, мы постарались учитывать только самую важную, необходимую и полезную информацию, пригодную для быстрого практического применения. А чтобы облегчить понимание и усвоение, мы адаптировали его для широкого круга людей, включая даже тех, кто впервые слышит о критическом мышлении.

Курс «Развитие критического мышления» включает шесть основных уроков, каждый из которых исследует и усваивает определенные темы. Информация носит теоретический и практический характер. Пошаговое прохождение всех уроков логично и объективно познакомит вас со спецификой и приемами критического мышления. Следовательно, к концу курса вы уже приобретете все необходимые навыки и компетенции.

тематическая литература может использоваться как вспомогательный материал. Но список книги мы предложим чуть позже, а пока вкратце расскажем о каждом из уроков.

Урок 1. Критическое мышление: навыки, умения и компетенции

Обучение критическому мышлению невозможно без развития соответствующих навыков и компетенций. Только так можно рассчитывать на успешное применение способности критически мыслить в профессиональной и повседневной жизни. Как и в случае с любым другим навыком, здесь есть определенная основа, и первый шаг — изучить и овладеть ею.

В первом уроке мы еще раз поговорим о том, что такое критическое мышление, чего оно требует от человека; вот список всего, на что нужно обратить внимание. Также мы поговорим о важности развития способности понимать, изучить преимущества и недостатки, избегать крайностей и дадим другие рекомендации для развития критического мышления и его применения в жизни. В конце урока вы сделаете небольшой тест на свои текущие навыки критического мышления.

Урок 2. Научный метод: учиться и мыслить как ученый

Критическое мышление — один из способов мышления, используемых учеными и исследователями по всему миру. Это указывает на то, что это напрямую связано с применением научного подхода (научного метода). Результатом его мастерства станет гибкость ума, высокий уровень творчества, быстрая генерация идей и творческий подход ко всему, чем бы вы ни занимались.

В начале второго урока вы узнаете, что конкретно связывает критическое мышление и научный подход, вы познакомитесь с определением научного метода и его краткой историей. Вторая часть занятия посвящена типам научных методов и их характеристикам с учетом практических преимуществ использования этого подхода. Но помимо теории вы научитесь применять научный метод в своей жизни: получите более десятка самых эффективных рекомендаций от американского ученого Дэниела Деннета и, конечно же, от команды 4BRAIN.

Урок 3. Аргументация: как рассуждать последовательно и логично

Не всегда легко убедить собеседника или оппонента принять предложенную теорию или идею в споре. Наука, образование, бизнес, политика и обычная повседневная жизнь — везде, где вам нужно уметь обосновать свою позицию и правильно ее интерпретировать. С самого рождения этой способностью никто не обладает, поэтому ее тоже нужно развивать.

Третий урок посвящен всему, что связано с аргументацией: вы узнаете ее определение и поймете, почему это так важно, вы узнаете структуру, правила и критерии оценки аргументов, освоите основные методы аргументации. Мы также поговорим о правилах и техниках успешной аргументации, представим конструкции аргументации, поговорим о тактике аргументации и убедительных аргументах.

Урок 4. Критическое мышление: препятствия

Критическое мышление — это навык, который можно и нужно развивать. Это может сделать каждый, но не все справляются с этой задачей легко и непринужденно. Довольно часто на пути появляются всевозможные преграды и преграды, затрудняющие обучение критическому мышлению. Чтобы преодолевать препятствия, нужно знать их и способы их устранения.

В четвертом уроке мы поговорим об основных препятствиях на пути к критическому мышлению: переоценка способности рассуждать, нежелание критиковать, неправильная критика, отсутствие методов и опыта, влияние эмоций, конформизм, пропаганда, цензура и многое другое. Вы узнаете, что думают о таких препятствиях американские психологи А. Холл и П. Хилл и как их предлагают отечественные исследователи: Б. М. Кедров, А. В. Антонов, В. В. Мухортов, Р. М. Грановская и другие.

Урок 5. Иррациональное мышление

Многие люди склонны признавать, что реальность не всегда можно понять с помощью научных методов. Проще говоря, такие люди привыкли мыслить иррационально, в результате чего совершают множество ошибок в жизни, работе и других сферах, сталкиваются с совершенно ненужными препятствиями и проблемами. Иррациональное мышление — еще одно препятствие для развития критического мышления.

На пятом уроке вы узнаете определение и характеристики иррационального, типологию иррациональных мыслей и их влияние на жизнь и деятельность человека, причины иррационального мышления. Практическая часть урока предлагает эффективные способы борьбы с иррациональным мышлением, а также обсуждает преимущества способности мыслить рационально.

Урок 6. Работа с информацией

Прошлый век был веком промышленности, но 21 век — веком информации, важность которой вы сами прекрасно понимаете. Сегодня любая перспективная, престижная и высокооплачиваемая профессия связана с потоками данных, и развитие критического мышления и формирование навыков работы с информацией чрезвычайно важны для достижения успеха в любой сфере.

Последний урок посвящен работе с информацией. Из него вы узнаете, для чего он нужен (стратегические, тактические и оперативные цели), каковы теоретические и практические основы для поиска информации и работы над ней. Вы научитесь овладевать методами работы с информацией (мозговой штурм, фильтрация, анализ, делать выводы и формулировать) и познакомитесь с правилами и тремя областями хранения информации.

Вы, наверное, заметили, что каждое занятие по-своему интересно и достойно внимания и изучения. Но для того, чтобы информация воспринималась и усваивалась с максимальной эффективностью, обучение критическому мышлению на уроках нашего курса должно быть подчинено определенной системе.

Методы и приёмы

Существует несколько методов обучения критическому мышлению и приемов его развития. Их активно используют учителя в школах, учителя в вузах, тренеры на курсах повышения квалификации, психологи в онлайн-школах.

Мозговой штурм

Чаще всего используется учителями на уроках, но может активно применяться в повседневной жизни. Это целый поток вопросов, ответы на которые неоднозначны. Как вы думаете, он поступил правильно? Что бы вы сделали на его месте? Почему его ждала такая судьба? Возможен ли другой сценарий? Подобным образом можно проанализировать не только характер литературного произведения, но и историческую личность, современную знаменитость и даже поведение соседа по лестнице.

Сравнение

Для начала нужно научиться сравнивать элементарные вещи. Например, купите яблоки разных сортов и проведите мини-поиск, найдя как можно больше причин для их сравнения: размер, вкус, стоимость, мягкость, свежесть, толщина кожуры и так далее. Постепенно деятельность должна усложняться. Имея дело с чем-то более сложным. Например, 2 фильма одного режиссера, но снятые на разных этапах его карьеры. И главное не забывать делать соответствующие выводы.

Метапознание

Это умение увидеть себя со стороны. И не только внешне, а в первую очередь — умение анализировать свои действия и мысли. В идеале — полностью контролировать их, давать отчет о каждом произнесенном слове и действии. Эмоции необходимо подчинить аргументам разума.

Удержание

Умение делать частный вывод из общего, создавая логическую цепочку. Самый простой пример: все металлы пластичны (в общем) → висмут — это металл → значит, висмут тоже пластичен (в частности).

Индукция

Процедура обратного удержания. Однако, если окончательный результат вывода почти всегда на 100% верен, если общая позиция верна, выводы, сделанные во время индукции, могут быть не совсем надежными. Например: последние три мэра нашего города были взятками (частными лицами) → это означает, что все мэры — взятки (спорное заявление).

Анализирует

Мысленная операция, позволяющая разбить любое событие или объект на части, которые могут служить только основой для сравнения. Произошел бунт: делим его на причины, ход процесса и последствия. Кто-то заболел: изучаем провоцирующие факторы, типичную клиническую картину, методы диагностики, методы лечения, возможные осложнения. Покупаем ноутбук — изучаем ассортимент, технические характеристики, дополнительные функции, внешний вид, места выгодной продажи понравившейся модели. В идеале все, что происходит в жизни, нужно тщательно анализировать. Это помогает избежать многих неприятных ситуаций.

Синтез

Операция мышления, противоположная анализу. Возможность собрать разрозненные части в единое целое. Например, проанализировать различные экономические новости и сделать вывод о надвигающемся кризисе, даже если о нем еще никто не говорил открыто в СМИ.

Последовательность

Каждое суждение проходит через 5 обязательных шагов, составляющих метод согласованности: подготовка (повседневная нейробия) → проблема (сбор информации о ней) → альтернативы (анализ ситуации, поиск возможных путей) → выбор окончательного решения → оценка.

Если вы овладеете базовыми приемами критического мышления (анализ, синтез, сравнение), даже самая проблемная ситуация будет решена буквально в кратчайшие сроки!

Г — гибкое мышление

Этот критерий — один из основных. Мир меняется с невероятной скоростью, поэтому, чтобы адаптироваться к любым условиям, мы должны меняться вместе с ним.

Это означает умение «жонглировать» разными вариантами действий, выходящими за рамки привычных рамок. Это умение не только быстро искать новые стратегии, но и пересматривать свои решения, отказываться от старых взглядов, если они оказались ошибочными. Человек с гибким мышлением не видит ситуации однополярно, и даже если у него что-то не получается, он не сдается, ведь всегда есть альтернатива.

Фото: Пресс-служба Московской школы управления СКОЛКОВО
Профессия Экономика образования — Охотник: Карьерный тест профессора Сколково

Несгибаемый человек — заложник своих взглядов и стереотипов. Он бескомпромиссен, категоричен и несговорчив. Только гибкость в мышлении, характере и поведении помогает избежать ненужных конфликтов и стрессов.

Способы развития

Современная психология предлагает огромное количество эффективных способов развития критического мышления. У них нет возрастных ограничений, однако они обычно делятся на детские и взрослые. Этапы развития критического мышления являются последовательными, поэтому задания и упражнения должны соответствовать принципу «от простого к сложному».

Для детей

  • Сравнение (контраст) — ключевой метод обучения детей критическому мышлению. В специально организованных классах педагог-психолог учит детей определять как можно больше причин для классификации разных предметов. Степень сложности заданий на сравнение предметов постоянно растет, они ориентированы на зону ближайшего развития ребенка. Педагогические психологи сначала используют в упражнениях этого типа простые предметы и вещи из повседневной жизни. Постепенно фасилитатор учит детей сравнивать абстрактные понятия. Овладев этими навыками сравнения, дети-подростки получают возможность сравнивать две работы одного автора или два фильма одного и того же режиссера.
  • Я работаю в микрогруппах. Педагог, знающий, насколько важно критическое мышление в современном мире, регулярно организует на уроках работу в микрогруппах для развития у учащихся навыков взаимодействия и совместного поиска решения проблемы.
  • Творчество. Это универсальный метод развития критического мышления и умения нестандартно мыслить, усиливающий эффект положительными эмоциями, возникающими в процессе создания шедевра. Все, что требуется от учителя, — это направлять творческий процесс детей. Психологи советуют не торопиться помогать детям в случае затруднений при изготовлении художественного произведения. Лучше дать им время самостоятельно справиться с трудностями. В этом случае через несколько минут у детей появятся признаки критического мышления.
  • Метод развития критического мышления с помощью вопросов. Чистое критическое мышление развивается в поисках ответов на самые разные вопросы. Когда учитель задает ученикам вопросы, стимулируйте их деятельность, обращайте внимание. Теория развития критического мышления путем постановки вопросов ребенку полностью соответствует требованиям ФГОС.
  • Упражнения по логике, настольные игры, ребусы и ребусы. Такие занятия развивают логику, внимание, наблюдательность, память

Для взрослых

Участие в обсуждениях

  • Участие в дискуссиях и дебатах. Подобные мероприятия учат слушать и правильно интерпретировать заявления оппонентов. В соответствии с правилами проведения этих мероприятий в этом случае вежливое поведение при обсуждении той или иной проблемы называется признаком развитого критического мышления.
  • Мозговой штурм — эффективный метод развития критического мышления. Примером ситуации развития критического мышления с использованием этого метода может быть организация группового обсуждения проблемной проблемы, в котором участники предлагают множество идей и способов ее решения. Все предложения участников сеанса мозгового штурма записываются на доску или ватман, а затем подвергаются подробному анализу.
  • Метапознание. Этот метод стимулирует такие черты критического мышления, как способность видеть себя со стороны, способность размышлять и самокритичность.
  • Шахматная партия. Особенности и правила игры создают условия для формирования критического мышления. Побеждает игрок, который лучше всех устанавливает причинно-следственную связь и способен предсказать ход мыслей оппонента.

У — упорядоченные мысли

Критическое мышление означает мышление упорядоченным, систематическим, последовательным и организованным образом. Для этого нужно навести порядок в своих мыслях. В зрелом и сильном уме не может быть хаоса, беспорядочных, запутанных мыслей: они порождают беспорядочную речь, затем следуют случайные решения, которые в конечном итоге приводят к неорганизованной жизни.

Фото alpinabook.ru
Экономика образования Расширьте возможности вашего разума: четыре ключевых навыка успешной личности

Гармония может рождаться только в порядке. Человек, который мыслит упорядоченно, принимает последовательные решения, систематически оценивает информацию, виртуозно владеет анализом и синтезом. Его сложно спутать или спутать с четкой смысловой линией.

 

Оцените статью
Блог про заболевания нервной системы