- Стили родительского воспитания
- Причины непослушания
- Умственная отсталость и ЗПР: в чем разница
- Симптомы кризиса 7 лет у ребенка
- Как сделать, чтобы ребёнок слушался с первого раза?
- Продолжительность
- Как добиться послушания от ребенка?
- Кризис или очередной переходной возраст
- Родительское поведение – пример подражания
- Нехватка внимания
- Ребенок в 6 лет не слушается: советы психолога
- Сказки для детей 9 лет
- Что делать, если ничего не помогает?
- Короткие рассказы для детей 6 лет
- Шесть не равно семи!
- Как справляться: советы родителям от психологов
- Можно ли потакать капризам?
- Как родителю поступать, если ребёнок начинает капризничать?
- Стоит ли родителям до конца стоять на своём?
- Как реагировать на истерику?
- Всегда ли небольшой каприз перерастает в истерику?
- В каком возрасте может возникнуть первый каприз?
- Можно ли на раннем возрастном этапе предугадать темперамент и характер ребенка?
- Ребёнок бьётся головой об стену, бьёт родителей. Как быть?
- Как научить малыша и ребёнка постарше иначе выражать свои эмоции?
- Что рекомендуют для эмоциональных детей?
- Последствия
- Что может спровоцировать капризы и нытьё?
- Существует ли классификация причин?
- Эмоции
- Как правильно нужно действовать, реагируя на непослушание?
- 1. Дать внимание
- 2. Спокойно объяснить
- 3. Контролировать себя
- 4. Хвалить за хорошее поведение
Стили родительского воспитания
Среди родителей часто присутствует авторитарный стиль, присущий как отцам, так и матерям. Родители, воспитывающие детей в таком стиле, просто тренируют их, подавляя волю ребенка. Например, в школе ребенка попросили выучить стих, и он пытается понять его, прежде чем преподавать. Но для таких воспитателей важно, чтобы ребенок не рассуждал, а запоминал стих или таблицу умножения и получал в школе отличную оценку.
Авторитарное воспитание формирует зависимую личность
Но есть и демократические методы воспитания. В этом случае дети также принимают участие в процессе принятия решений. И рассчитывать на количество лет здесь не стоит, независимость можно воспитать в любом возрасте. Есть лишь несколько вещей, которые не подлежат обсуждению.
Если ребенок позволит себе впадать в истерики, он станет неуправляемым
Также существует смешанный стиль обучения, где по настроению родителей все запрещено, поэтому все разрешено. К этому стилю приспосабливаются даже дети, переходя от «пряника» к «кнута”.
Причины непослушания
Шестилетний ребенок не слушается родителей по разным причинам. Вот некоторые из них:
- Дети не понимают, что им говорят или как их преподносят. Они особенно не осознают, почему их родители кричат на них. Ребенок потерян и не знает, что делать, чтобы успокоить родителя. Вызывает непонятные крики из-за неправильно сложенной в шкафу одежды или чего-то подобного.
- Постоянные крики и угрозы создают интуитивную «борьбу» за свободу действий. Младенцы от рождения имеют разный темперамент. Некоторые рождаются меланхоликами и беспрекословно подчиняются не только родственникам, но и хулиганам во дворе, глупому начальнику на работе, сварливому кассиру в магазине и т.д. Другие дети рождаются с сильным лидерским темпераментом и не готовы подавлять врожденное достоинство. Эти дети требуют общения без криков, как и все остальные. Их нужно объяснить, найти компромисс. Поначалу сделать это будет непросто, найти выгодное для всех решение — сложная, но понятная задача. Учиться нужно не только детям, но и родителям.
Основные причины непослушания
- Абсолютное послушание присуще детям со слабой нервной системой. Они не могут самостоятельно справиться с поставленными задачами, поэтому ждут приказов и послушно их выполняют. По мере взросления они начнут искать сильный характер человека, который подскажет, что им делать. Недаром люди делятся на последователей и лидеров. Все начинается с детства.
- Некоторые дети настолько хитры, что делают вид, что подчиняются. Они стараются делать от них все, что хотят, как можно скорее, чтобы вырваться на свободу и заняться своими делами. Они быстро понимают, что хитростью могут обмануть родителей. В зрелом возрасте они постараются свести к минимуму контакт с родителями, так как так и не смогли найти с ним общий язык.
- Дети не слушаются даже тогда, когда родители унижают их, сравнивая с одноклассниками, друзьями или детьми на задворках. Вы можете видеть, как быстро ухудшаются хорошие отношения между братьями и сестрами, когда родители начинают подавать им пример, хваля одного и оскорбляя другого.
Умственная отсталость и ЗПР: в чем разница
Оба состояния очень похожи между собой, так как в обоих случаях наблюдается искажение, нарушение психических функций и несоответствие уровня развития ребенка его возрасту. То есть поведение, эмоции, интеллект находятся в фазе, характерной для более молодого возраста. Однако для установления диагноза специалист обязан провести дифференциальную диагностику. Это очень важно, потому что умственная отсталость и ЙДЗ подлежат разным методам лечения с разными целями.
Чтобы быстро понять разницу между расстройствами, мы представляем их сравнение в виде таблицы:
Тип нарушения
технические характеристики |
ZPR | UO |
Характер | Обратимый | Необратимый |
Тип нарушения | Замедлить темп умственного развития | Недоразвитие ГМ-коры, вызывающее недоразвитие психических функций |
Лестница | Пристрастность — частичная, одни функции развиты лучше, другие хуже | Тотальность: от этого страдают почти все функции |
Первичный дефект | Частичное повреждение базальных структур | Недоразвитие лобно-теменной части ГМ, вызывающее сбой в высшей умственной деятельности |
Как это развивается | Снизу вверх: изначально страдают элементарные процессы психики: внимание, память, эмоции, вызывая дефекты психической деятельности. | Сверху вниз: в первую очередь недоразвитие мышления, которое нарушает все остальные психические функции |
Игра, которая является наиболее важным видом деятельности в детстве, более эмоциональна с CRD, но она довольно скудная, ограниченная и ее образное представление затруднено. Для детей с отложенным пиаром типично застревать в сюжетной игре, не дойдя до ролевой стадии рассказа. Дети с НУ привязываются к игре с объектами.
Следует отметить, что оба нарушения связаны с нарушением интеллектуальной, познавательной, социальной сферы. Но в случае с ПД эти нарушения менее опасны и имеют потенциал для дальнейшего развития при правильных условиях. При задержке умственного развития вероятность прогрессирования умственного развития, к сожалению, отсутствует. Образовавшийся дефект, независимо от степени, стойкий и неизменный.
В отличие от КПК, деменция включает дезинтеграцию личности, полное и грубое нарушение активности с почти полным прекращением функций.
Симптомы кризиса 7 лет у ребенка
В этот период даже самый спокойный и послушный ребенок может превратиться в настоящего домашнего тирана, капризного и раздражительного. Особенности проявления 7-летнего кризиса очень часто заключаются в том, что ребенок:
- не удовлетворяет просьбы, не подчиняется;
- он капризен, упрям;
- выражает протест, недовольство, шутит и грубо;
- не принимает критику, крайне негативно реагирует на комментарии;
- старайтесь выглядеть более взрослыми, старайтесь общаться со старшими детьми, избегайте маленьких;
- умышленно действует вопреки взрослым;
- он обесценивает то, что раньше казалось ему важным;
- подвержен перепадам настроения.
Чтобы диагностировать семилетний приступ, у ребенка должно быть четко видно не менее четырех-пяти признаков. В противном случае речь идет не о периоде кризиса, а о ситуации локального конфликта.
Как сделать, чтобы ребёнок слушался с первого раза?
Убедитесь, что ваш ребенок вас слушает.
Возьмите его за руку или коснитесь его плеча. Сядьте так, чтобы ваше лицо было на уровне лица ребенка. Зрительный контакт.
Скажите, что нужно сделать, и установите временные рамки.
«У вас уйдет десять минут, чтобы закончить?» Или: «Поиграйте еще пять минут и пойдем домой». Если вы резко, без предупреждения вытащите ребенка из песочницы, остановите игру в самом интересном месте, это может вызвать протест. И это понятно. Тебе тоже не нравится, когда тебя отвлекают.
Замени меньшее на большее.
Не говорите своему ребенку, чего НЕ делать. Вместо этого скажите ему, что делать. Например, вместо «перестань кричать» более эффективно сказать «говори мягко».
Проанализируйте, о чем ваше общение.
Вы просто так разговариваете со своим ребенком? Без учебных целей, без требований и обозначений? Вашему сыну или дочери необходимо беспристрастное общение с вами. Рассказывайте друг другу истории своего дня, вместе мечтайте. В доверительных отношениях детям не нужно сопротивляться, защищать свою независимость, мстить или привлекать внимание, даже если оно отрицательное. Учитывайте возраст ребенка. Бесполезно просить годовалого исправить все.
Требований не должно быть слишком много.
Если мать постоянно что-то говорит, требует, спрашивает, указывает, срабатывает защитный механизм. Его речь начинает восприниматься как фон. Значение слов больше не доходит до сознания. Когда потребностей много, это утомляет и самих родителей. Осуществление сложно контролировать. Возникает ощущение, что тащишь карету, которая движется с трудом и со скрипом.
Продолжительность
Кризис начинается не точно, когда ребенку исполняется семь лет. Нельзя приписывать его начало первому школьному дню. На самом деле все намного сложнее.
Подготовка к школе начинается рано, и к концу детского сада уроки становятся более трудными, а воспитатели более требовательными. Ребенок чувствует изменения и нарастает давление, поэтому первые психические предпосылки могут возникнуть в возрасте пяти-шести лет. Однако есть еще одна категория детей, которые начинают осознавать всю тяжесть нового бремени после того, как пойдут в школу.
Каждый входит в состояние кризиса, когда психика дает адекватную реакцию на накопившиеся трудности. Симптомы формируются медленно, и ребенок постепенно берет на себя новую ответственность. Психологи говорят, что этот возрастной кризис длится около 6-9 месяцев. Но продолжительность переходной фазы в росте зависит от индивидуальных особенностей ребенка.
Как добиться послушания от ребенка?
На самом деле вопрос не в том, как заставить ребенка подчиняться, а скорее в том, как наладить с ним контакт, чтобы не было ссор, криков и недопонимания. В случае установления контакта просьбы о помощи по дому, прилежной учебе и тому подобное будут услышаны и даны ответы. Вы должны понимать, что шестилетний ребенок уже не то же самое, что двухлетний или трехлетний. Если в 2 года его психика еще была нестабильной, он часто не знал, чего хочет. Из-за голода даже маленькие дети очень темпераментны.
Особенности дошкольного возраста 6-7 лет
Но к 6 годам это уже сформировавшиеся маленькие личности, у которых есть свой внутренний мир, какое-то мышление и восприятие окружающей среды. У ребенка есть свое мнение, и если оно ошибочное, то с ним можно поспорить без криков, угроз и применения силы. Возможно, первое время родители не будут услышаны, но если проявить терпение, показать свой случай на примере, повторить несколько раз, но твердым и уверенным тоном, то у вас обязательно все получится.
Некоторые дети замыкаются на себе в 6-7 лет
Стоит учесть основные моменты, которые помогут добиться ребенку послушания:
- необходимо наладить доверительные отношения в семье. Дети не глупы, особенно в 6 лет, поэтому мы им объясняем, что, как, почему. Устранение гнева из общения, даже если это непросто. Если мама или папа в плохом настроении, устали или истощены на работе, то можно сказать ребенку, что сейчас нет настроения и есть риск выйти из себя, рассердиться, отложить на время беседу и обучение ваше здоровье станет лучше, но не медлите с этим.
- Личные просьбы не должны быть требовательными. Представьте, что вас о чем-то просят. Такое отношение раздражает и бесит не только детей, но и взрослых. Поэтому спросите вежливо. Если это не помогает, то, не доводя до крика, добавьте твердости голосу и физическому контакту: возьмите ребенка за руки, пристально смотрите в глаза и полностью обратите внимание на свои слова. Все это должно происходить по-хорошему, а не в форме угрозы или ультиматума.
- Не забывай похвалы. Пусть будут вещи, которые должен делать каждый человек, личные обязанности и тому подобное. Но семейные отношения были лучше, если бы отцу говорили спасибо за то, что вы встаете на работу каждое утро, если бы маме говорили спасибо за уборку, готовку и присмотр за семьей, а детей благодарили за их помощь, послушание и добро. Образование.
- Ребенку нужно сказать, что бывают чрезвычайные ситуации, когда недопустимы ссоры. Приведите несколько примеров. Чтобы научить ребенка слушаться, покажите это своим примером, потому что дети смотрят на своих родителей и учатся у них.
Ребенку нужно объяснять, когда нельзя капризничать
Кризис или очередной переходной возраст
Все вышеперечисленные советы работают в обычной повседневной жизни, но у людей разного возраста бывают припадки, когда им очень тяжело, им требуется помощь. Чаще всего судороги возникают в детском возрасте. В 6 лет наступает кризис, когда ребенок категорически непослушен. Это не означает, что все дети проходят через этот кризис. Иногда это может длиться всего несколько дней, иногда — месяцами. Чем правильнее родители отнесутся к бунту ребенка, тем быстрее удастся пережить кризис. Необходимо научиться справляться с кризисами и выходить из них в столь раннем возрасте ребенка, ведь в подростковом возрасте это сделать будет намного сложнее. Дети развиваются не постепенно, а семимильными шагами. Ему трудно перегруппироваться из вчерашнего ребенка в сегодняшнего зрелого всезнайку.
Проявления 6-летнего кризиса
Совет: умение сопротивляться слову родителей — признак сильного темперамента, способности к самообороне, но этим трудно увлечься, когда ребенок протестует абсолютно против всего.
Задача родителей в некоторых вопросах — поддержать отказ ребенка, искать альтернативу, если по каким-то причинам невозможно договориться, но не потакать «бунту» каждого ребенка. Если ребенку предоставлена полная самостоятельность, как того требует, то есть дать ему доступ к холодильнику, не стирать его одежду, не убирать за ним в комнате, не покупать ему сладостей, дать ему возможность погрузитесь в повседневную жизнь взрослых, тогда он быстро устанет и все вернется на свои места. Ваш сын или дочь не умеют читать мысли, поэтому им нужно выражать то, что вы их слышите, но они не могут делать то, что хотят, по таким-то причинам.
Причины кризиса у 6-летних
Этот возраст в жизни ребенка связан с окончанием детского сада и поступлением в школу. Затем молочные зубы заменяются постоянными. Этот период для детей тяжелый. Появляются новые ценности и навыки, кардинально меняется мир вокруг нас.
Родительское поведение – пример подражания
С самого рождения, когда дети учатся говорить, слушая своих родителей, они повторяют их слова. Со временем словарный запас пополняется, мозг активно развивается, и малыш начинает составлять целые предложения. Но детская речь — это отдельная тема.
В первую очередь шестилетний мальчик наблюдает за поведением отца и матери. Наблюдайте за отношениями родителей, вспоминайте их эмоции в каждой жизненной ситуации. Все это отлажено в памяти крохи. Конечно, он не будет повторять все ваше поведение. Ведь каждый человек, даже маленький ребенок, — это прежде всего индивидуальная личность с определенным характером. Если в вашей семье более одного ребенка, каждый из них будет вести себя по-своему.
Родители — единственные люди, которые могут помочь адаптироваться в совершенно чужом мире. Хотя мозг малыша еще не полностью развит, он копирует жесты, поведение и манеры опекунов. Мать и отец — образцы для подражания.
Если вы воспитываете ребенка криком и насилием, его словарный запас усваивается только на треть от предписанного количества. На этом этапе он способен ассимилировать поведение родителя. Происходит запоминание жестов, интонации и громкости родительского голоса. Кроха так внимательно за всем этим наблюдает, чтобы потом все выбросить. Ребенок считает, что раз родители это делают, значит, он должен это делать.
лучше показать ребенку, как вести себя в той или иной ситуации, как себя вести, как общаться с людьми.
Нехватка внимания
Любое изменение в жизни детей оставляет след в их душах. Возможно, в семье появился новый член семьи, родители много работают и так далее. Дети даже в 6 лет нуждаются во внимании. Не так сильно, как в детстве, но тем не менее. Попытки привлечь внимание приводят к непослушанию, крику и вспышкам гнева.
Большое новообразование в 6 лет
Совет: Чтобы решить эту проблему, нужно каждые два часа выделять минимум 15 минут на то, чтобы приласкать малыша, поиграть с ним, о чем-то поговорить.
Независимо от того, насколько заняты родители, можно выделить несколько минут, когда ребенок в хорошем или нормальном настроении. И неважно, сколько лет вашему ребенку. Дети, которые знают, что их любят, не устраивают истерик, становятся эмоционально более устойчивыми и послушными.
Ребенок в 6 лет не слушается: советы психолога
Рассмотрим эти рекомендации на примере сложных семейных ситуаций.
Николай, 40 лет, Курск
В семье 2 детей, старшему 6,5 года, младшей дочери 1,4 года. Мы с женой не понимаем, что случилось с нашим сыном. Он уже кажется взрослым, но ведет себя как маленький: капризен, рвется, груб и спорит. Уговоры и наказание не работают. Чего нам не хватало в воспитании ребенка? Мы не хотим повторять то же самое с дочерью.
Ситуация такого рода вполне стандартна. Несомненно, 6-летний ребенок в какой-то мере уже взрослый: он может сам себя обслуживать, помогать маме и папе, заботиться о сестре. Но не забывайте, что каким бы взрослым ни казался ребенок, ему нужна родительская любовь, поддержка, похвала, ободрение, его сравнения. Конечно, вам нужно лучше заботиться о младшем ребенке, и все это занимает много времени, но лучше выделить 10-20 минут, чтобы поговорить с вашим ребенком, чем потратить час на то, чтобы все исправить с ним. Объясните старшему ребенку, что вам сложно, потому что его сестра еще маленькая и вам нужна его помощь. Поверьте, в вашей семье больше не будет места истерикам и истерикам.
Светлана, 31, Магнитогорск.
Сыну 6 лет, растет без отца. Я хочу воспитать его настоящим мужчиной, поэтому многое контролирую и запрещаю. Не думаю, что это плохо, потому что настоящий мужчина — это, прежде всего, дисциплинированный человек. А добиться дисциплины без запретов невозможно. Но я не понимаю, что случилось с моим сыном, он грубил мне уже 3 месяца, рычит, он не в настроении уже несколько дней. Я его не узнаю. Что делать? Почему это происходит?
Конечно, нужны запреты, но вы забыли еще один важный момент — у ребенка есть свобода. Возможно, в 2 года такая система заработала, но ребенок уже повзрослел, у него есть своя точка зрения, которая, судя по всему, не совпадает с вашей. Жалко, но в таком стиле обучения вы не сможете воспитать настоящего мужчину. Представьте себя в его ситуации, все запрещено, все способы сделать что-то по-другому закрыты, желанию проявить инициативу не помогает мама. Нет поддержки, понимания или одобрения. Что ему остается делать в этой ситуации? Только восстать против такого режима образования. Если родитель не переосмыслит свои действия по отношению к ребенку, это может очень негативно отразиться на его будущем.
Сказки для детей 9 лет
Что делать, если ничего не помогает?
Дети не меньше взрослых желают теплых и гармоничных отношений с родителями. Даже если кажется, что выйти из порочного круга взаимного недовольства и претензий уже невозможно, это не так. Никогда не поздно. Если вы думаете об изменениях, это уже первый шаг к лучшему. Есть много техник и техник для укрепления отношений. Они учат честно говорить о своих чувствах, внимательно слушать ребенка, принимать себя и окружающих во всей полноте своих чувств. Казалось бы, примените все это, и ребенок не только с первого раза начнет слушаться, но и вы научитесь чувствовать ребенка. Почему так много людей по-прежнему считают воспитание детей тяжелым бременем?
Во-первых, вы индивидуальны. У каждой семьи есть препятствие. Прежде чем применять методы, вам необходимо понять, какое поведение вами движет. Сложно противостоять ему слепо, не осознавая этого в себе. Когда вы начнете меняться, реакция вашего ребенка изменится.
Во-вторых, каждый ребенок индивидуален. Некоторым родителям достаточно научиться использовать «Я-сообщения» при общении с ним и, как по волшебству, между ними установятся доверительные отношения. Другие перепробовали все, и ничего, абсолютно ничего не помогает.
В этом случае лучше не терять время и обратиться к специалисту. Детский психолог поможет вам взглянуть на ситуацию со стороны, разобраться в том, что не так и над чем нужно работать, и не допустить ошибок.
Да, неосторожное использование воспитательных мер может нанести вред. Например, ребенок страдает от неуверенности в вашей любви. Не слушается, закатывает истерику, не хочет удовлетворять даже самые простые просьбы. Установите лимиты, запросите, следуйте. И тем самым вы еще больше отдаляете его от себя. Где-то объятия помогают, где-то тяжесть. Детский психолог поможет вам понять, что вообще не нужно в тех или иных ситуациях — он вместе с вами ищет то, что подходит вашей семье.
Короткие рассказы для детей 6 лет
Шесть не равно семи!
Если пятилетний план и шестилетний план достаточно похожи, то есть ощутимая разница между шестилетним и семилетним планами. В возрасте семи лет ребенок начинает осознавать себя. Если вы спросите шестилетнего ребенка: «Кто ты?» — ответит: «Отлично», а семилетний мальчик скажет: «Маленький», потому что в семилетнем возрасте ребенок начинает понимать свое место в мире. Шестилетний ребенок играет в игры, в которых он уже взрослый для себя: настоящий врач или пожарный. Шестилетний уверен в себе, умеет комментировать, быть своего рода наставником: «Мама, папа, ты должен это делать!»
Однако в то же время, хотя он чувствует себя взрослым, он не осознает ответственности за свои действия. Подотчетность — это очень высокий уровень рефлексии, который возникает только в подростковом возрасте. Но хотя наш безответственный шестилетний ребенок считает себя великим и мудрым, его родители по-прежнему остаются для него огромным авторитетом. Так что, если он не подчиняется, то вовсе не потому, что он их не считает.
Поскольку родители так много значат для шестилетнего ребенка, ему важно чувствовать их поддержку. А если этой поддержки нет… Например, родители соглашаются с недовольной соседкой у входа и ругают ребенка перед ней. Для него это настоящее предательство, он становится тревожным и снова начинает испытывать привязанность непослушанием.
Дети до семи лет очень разные из-за незрелости мозга, могут по-разному вести себя. А сложное или легкое поведение зависит не столько от образования, сколько от особенностей нервной системы. При стабильной нервной системе ребенок будет спокойным и условно «послушным», и наоборот: при легко возбудимой системе он будет «перегружен» любыми новыми впечатлениями. Также важна способность нервной системы подавлять и переключаться.
Как справляться: советы родителям от психологов
родителям важно понимать, что критический период — это нормально и продлится недолго. Однако ситуация не должна развиваться. Студент не может самостоятельно адаптироваться к новой ситуации, а негативный опыт травмирует психику, вызывает неврозы, делает его неуверенным и лишает друзей.
Чтобы помочь ребенку преодолеть кризис 7-летнего детства, родителям следует придерживаться основных рекомендаций психолога:
- говорите дружелюбно, без давления, упрека;
- критиковать не человека, а действия;
- мотивировать отказ и комментарии;
- научить обсуждать проблемы, анализировать причины и последствия ситуации;
- разбирать эмоциональные составляющие ситуаций;
- обсудить прошедший день, поинтересоваться действиями учителя, одноклассников, а также узнать мнение ребенка о произошедшем;
- составить четкий график, в котором будет время для выполнения домашних заданий, помощи родителям по дому, хобби, а также обязательно для любимого отдыха детей и игр;
- поддерживать связь с учителем, реагировать на любые трудности и проблемы в школьной жизни.
Кризисное консультирование также включает ряд действий, которых родители могут захотеть избежать. Из этого не следует:
- повысь свой голос;
- физически наказать;
- сравнить с другими;
- критиковать в присутствии других;
- относиться к ребенку как к собственности;
- критиковать действия учителя;
- нарушать правила, которые необходимо неукоснительно соблюдать;
- беспокоиться о незначительных комментариях учителей или низких оценках;
- он игнорирует рост и продолжает обращаться с ребенком как с крошкой.
Если состояние дочери или сына вызывает чрезмерное беспокойство и поведение становится неконтролируемым, родители могут не справиться с кризисом самостоятельно. В этом случае можно обратиться к психологу. Специалист подскажет родителям, что делать, поможет ребенку адаптироваться и облегчит переход к школьной жизни.
Можно ли потакать капризам?
Как родителю поступать, если ребёнок начинает капризничать?
Рассмотрим другой пример: маленький ребенок говорит, что не хочет идти домой, но хочет прогуляться. А что делать: делать то, что хочет ребенок, или благосклонно относиться к вашему решению? Уже есть универсальные правила для такой ситуации. Взрослый несет ответственность за распорядок дня, выполнение моментов режима, количество просмотренных коробок и тому подобное. Ребенок не может это контролировать. Что делать? Заранее предупредите ребенка: «Уходим через пять минут», «Это последняя серия. Давайте через пять минут выключим мультики».
важно не отменять серьезный запрет из-за эмоциональной реакции ребенка, иначе у ребенка разовьется привычка слезами реагировать на ваши ограничения. А если ребенок старше 4 лет лежит на полу и начинает кричать, то это уже говорит об ошибках в воспитании или неврологических особенностях, и пора обратиться за консультацией к психологу и неврологу.
В жизни ребенка должно быть минимальное количество запретов. Запрещается только то, что действительно вредно для него или вредит другим.
Стоит ли родителям до конца стоять на своём?
с ребенком до трех лет договориться практически невозможно. Дети ситуативны. У ребенка есть сильнейшее сиюминутное «желание». Поэтому, если вы уверены, что ваш бан правильный, не отменяйте его, даже если ребенок кричит и топает ногами.
Включите родительский макияж, когда вы можете переключить внимание ребенка на другие занятия: уложить медведя в постель, позвать ребенка в разговор и обсудить мультфильм.
Как реагировать на истерику?
Самое правильное — временно прекратить общение с ребенком. Но если малыш гонится за вами, хватая за ногу, не отходите, а дайте ему возможность успокоиться. После — помилуй его, обними его, скажи, что любишь его и очень рад, что он перестал кричать.
Если вы едете в место, где требуется хорошее поведение со стороны ребенка, заранее подумайте, что вам в этом поможет (книги и игрушки, интересные для ребенка вещи, перекус, умение иногда вставать и пр улица).
Всегда ли небольшой каприз перерастает в истерику?
На этот вопрос нет универсального ответа. Скорее нет, то есть не все истерики перерастут в истерику. Иногда нытье — это обычный способ общения со взрослыми, но ваш ребенок не так уж сильно расстроен. Более того, по мере взросления дети понимают, где можно, а где нельзя просить и капризничать.
В каком возрасте может возникнуть первый каприз?
важно понимать, что если малыш плачет и кричит до года, то это не истерики. Это значит, что что-то пошло не так, ребенку неудобно и важно откликнуться на его потребность. Через год и до 6-7 лет у ребенка развивается способность к саморегулированию, то есть он учится понимать и сдерживать свои эмоции. Особенно часто истерики случаются у детей, которые еще не могут говорить — они не могут выразить свои желания и боли словами.
Можно ли на раннем возрастном этапе предугадать темперамент и характер ребенка?
Темперамент — врожденная черта. Ребенку можно только научиться контролировать свое поведение. Причем характер формируется на основе темперамента, он связан с условиями воспитания, быта, закономерностями поведения в семье. Можно делать какие-то прогнозы, но это очень большой процесс.
Ребёнок бьётся головой об стену, бьёт родителей. Как быть?
Самая большая неприятность для ребенка — незнание. Как бы ни было больно слышать, как ваш ребенок бьет головой, не сдавайтесь. По возможности отвлеките его интересным заданием. Но ни в коем случае не сосредотачивайтесь на его поведении. Если переключатель не работает, подождите.
А если ребенок качается на вас, возьмите вас за руку и громко скажите: «Я понимаю, что вы злитесь, но вы не можете никого победить». Ни в коем случае не сдерживайтесь, иначе такое поведение укоренится в ребенке.
Как научить малыша и ребёнка постарше иначе выражать свои эмоции?
Во-первых, громко расскажите о его и ее эмоциях, как положительных, так и отрицательных. Во-вторых, важно быть для ребенка примером сдержанного и конструктивного поведения. В-третьих, в развитии эмоционального интеллекта 3-4-летним детям помогают игры плюшевыми игрушками при разыгрывании разных сцен: например, поссорились медведь и заяц, заяц дерется, ему говорят: «Не драться!» Плюшевый мишка все понимает и прощает кролику за его реакцию, а кролик перестает драться. Не стоит делать из этого поучительные выводы: «Значит, вы так себя ведете». Психика ребенка очень легко подбирает паттерны, играющие с ними, но это имеет кумулятивный эффект. Так что наберитесь терпения, настроитесь позитивно и малыш обязательно научится.
Что рекомендуют для эмоциональных детей?
Постарайтесь завести дома какую-нибудь жесткую подушку и скажите ребенку, что вы можете на него накричать, бросьте его, когда злитесь. Можно научить ребенка в те моменты, когда он злится, топает ногами, кричит, гудит. Ваша задача — показать ребенку, что сердиться, плакать и протестовать — это нормально. И ты не можешь никого обидеть. Плохо, когда ребенка заставляют терпеть, не позволять плакать и чувствовать свои эмоции.
Последствия
Если родители помогут преодолеть кризисный период, ребенок успешно преодолеет большой прорыв, сформирует новые правильные психические реакции, приобретет социальные навыки и роли. Это поможет ему:
- формировать ответственное отношение к обучению, правильное понимание и восприятие учебного процесса;
- приобрести новые эмоциональные навыки;
- осознать свое место в обществе, занять желаемую роль среди одноклассников;
- найти новые увлечения и интересы.
Если родители подавляют проявления социального развития и усложняют ситуацию неправильным поведением, конфликтами или проблемами в семье, это может нанести серьезный ущерб психике ребенка. Ребенок может:
- теряют интерес к учебе;
- слишком резкое отношение к любой критике;
- недооценивать самооценку;
- развивать в себе комплексы;
- проявлять агрессию, жестокость;
- замкнуться в себе, не пройти адаптацию в школьном коллективе;
- терять веру в родителей, терять с ними тесный контакт.
важно помнить, что кризис — это модель, открывающая новые перспективы роста и развития. Основная задача взрослых — помочь ребенку справиться с сложной ситуацией, проявить чуткость, терпение и внимание. Только так новоиспеченный ученик сможет преодолеть все трудности и сделать важный скачок в умственном росте.
Что может спровоцировать капризы и нытьё?
Существует ли классификация причин?
Вот ситуация на примере детской песочницы. Другой ребенок подходит к ребенку и берет лопатку. Реакция может быть самой разной: один будет кричать, плакать, прятаться за мамой, а другой всем своим видом покажет, что не очень хочет, и начнет играть с чем-то другим. Так что это исключительно индивидуальные реакции и провести единую классификацию невозможно. Каждый родитель может определить причины своего ребенка, и это не факт, что они угадают. Потому что бурные эмоциональные реакции возникают по целому ряду причин, а не потому, что ребенка беспокоит что-то конкретное. Ребенок устал, хочет поспать, пока ему не разрешили заняться чем-то интересным — он начинает плакать и капризничать. И в другом настроении спокойно может отреагировать на бан.
Представьте: вы приходите в поликлинику, перед кабинетом очередь, а ребенок не хочет тихонько сидеть в углу и «лепить человечков из желудей». Он хочет бежать. И в этом случае нельзя ограничивать физические нагрузки ребенка, потому что это может спровоцировать истерику. Вставайте и двигайтесь вместе с ребенком.
Эмоции
Эмоции у детей до 6 лет еще выражаются спонтанно. Показывают в момент какой-то аварии. Например, ребенок почувствовал, что родитель вел себя несправедливо, ребенок будет обижен. Он начнет громко кричать. По сравнению со взрослыми, дети — очень эмоциональные личности. Когда их переполняют эмоции, они не могут контролировать себя. На сознательном уровне, как хотелось бы, дети не могут доминировать над чувствами. Однако не все взрослые могут контролировать эмоции. Он просто притворяется и держит все при себе.
Когда вы наказываете ребенка за то, что он отрицает, случаются плохие вещи.
Ребенок еще агрессивнее реагирует на негативные эмоции. Крохой может овладеть не только эмоция обиды, но и злость, ненависть. Он начнет думать, что он вам не нужен.
Вспомните себя ребенком. Ты не послушался, родители тебя наказали, но ты снова наступил на те же грабли. Наказание за негативные эмоции не отучит ребенка топтаться, обижаться и плакать. Это его обычная реакция на событие.
Если от злости и криков поставить ребенка в угол, желаемый результат послушания рассыплется на тысячу кусочков. Помните, что агрессия порождает еще больше гнева. Только вы способны отогнать у ребенка негативные эмоции, не генерируя их.
Как правильно нужно действовать, реагируя на непослушание?
1. Дать внимание
Если ребенку что-то нужно, например, купить игрушку, для него важна не покупка, как мы уже выяснили, а внимание. Можно что-то предложить взамен: заняться чем-нибудь руками, провести время вместе. Ведь истерия — это еще и попытка привлечь внимание, что, как правило, отлично работает.
Если ребенок капризничает от усталости, он должен вести себя так, как если бы ему было меньше шести лет: смотреть друг другу в глаза, сесть к нему на колени, напоить его из соломинки, предложить «подышать, успокоиться» . Сам ребенок этого сделать не может, он маленький. Если он устал, наша задача — изменить, успокоить его, вывести из ситуации, когда нервная система получает слишком сильное раздражение.
2. Спокойно объяснить
Как ему объяснить, почему это все-таки стоит делать, а не иначе?
В первую очередь важно найти контакт с ребенком, быть с ним на одном уровне. В конце концов, он не услышит крика матери из кухни: «Убери игрушки сейчас же!» Вы можете предложить ему воображаемый выбор: «Ты принесешь игрушки в эту машину или в эту?»
Во-вторых, правил должно быть немного, они должны быть аргументированы и четко сформулированы. Например: перед переходом улицы обязательно нужно останавливаться и осматриваться, иначе вас сбьет машина и поранится.
Если мы по-прежнему говорим о наказании, то единственное эффективное наказание будет заключаться в том, чтобы позволить ребенку справиться с последствиями своего поведения. Если он разорвет свою игрушку в истерике, не ждите, что его сразу купят такую же новую. Если, вопреки запрету, он залез в лужу и намочил ноги, дайте ему немного погулять мокрыми ногами (если, конечно, вы понимаете, что в этом случае это безопасно для его здоровья).
Нет необходимости напрямую противоречить ребенку, руководствуясь клише и стереотипами, но нужно с ним контактировать, искать решения, например, через игру, которую очень любят шестилетние дети.
3. Контролировать себя
Способность родителя контролировать себя очень важна. Если он чувствует, что не может сдерживаться, то ему следует просто указать на свои эмоции: «Я очень зол» — и отложить обсуждение на потом. Это как с кислородными масками в самолете: важно, чтобы родитель был в стабильном и безопасном состоянии, чтобы иметь возможность помочь своему ребенку.
4. Хвалить за хорошее поведение
важно поддерживать хорошие отношения с ребенком, например, хвалить его за хорошее поведение. Итак, мы говорим ему почти прямо: «Сделай это». Это похоже на тренировку, но в определенных ситуациях без тренировки не обойтись, потому что мозг ребенка еще недостаточно сформирован.