- Степени олигофрении
- Отдельные формы олигофрении
- Олигофрения симптомы и признаки
- Олигофрен: симптомы умственной отсталости
- Диагностические критерии
- Другие признаки
- Полезная литература
- Уровни заболевания
- Классификация и стадии развития умственной отсталости (олигофрении)
- По М. С. Певзнер
- Прогноз. Профилактика
- Опасность
- Прогноз и образ жизни
- Причины возникновения слабоумия
- Лечение олигофрении
- Олигофрении с известными причинами
- Определение основных понятий в психологии
- Диагностика
- Почему дети становятся олигофренами
- Как проявляется дебильность?
- Дети с интеллектуальной инвалидностью
- Советы родителям
- Сопровождение специалистами
- Диагностика и возможные ошибки
Степени олигофрении
Это заболевание имеет разную степень. В зависимости от того, насколько сильно проявляются психические дефекты и их степени, различают три типа олигофрении:
Начальная ступень
Первую стадию — слабость — называют патологией легкой степени. При тестировании на IQ, коэффициент интеллекта, пациенты получают от пятидесяти до семидесяти баллов. Такие люди легко справляются, например, с арифметикой: сложение и вычитание, затруднений не вызывают, часто хорошо говорят. При легкой патологии такой ребенок практически неотличим от сверстников с нормальными показателями здоровья.
У них нормальная эмоционально-волевая сфера, способная к нормальным эмоциональным реакциям. Многие обладают хорошей памятью на выполнение механических действий. Концентрация внимания им явно дается непросто, они запоминают кратко, их действия часто бесцельны и импульсивны. Плохое поведение, эмоциональное состояние очень часто негативное, и они не полностью контролируют себя, поэтому у них слабый самоконтроль, что часто вызывает негатив у окружающих их людей.
Вторая фаза
Но такая степень олигофрении, как слабоумие, присуща гораздо большему количеству нарушений. При такой степени олигофрении IQ равен 20-50 баллам, эти люди могут произносить простые предложения и простые языковые шаблоны. Плохой словарный запас, не более трехсот. Некоторые пациенты с трудом ведут элементарный счет и знают несколько букв алфавита. У них частичная механическая память и они склонны к подражанию.
Эмоционально идиоты крайне бедны и однообразны. Они очень застенчивы и обидчивы. Смена обстановки для них дается нелегко, им нужны опекуны. В производственной практике они особо не отличаются и способны выучить самые простые действия, например, мыть посуду, убирать и стирать. В этом случае олигофрения уже заметна окружающим, а пациенты выделяются на фоне сверстников. Физическое развитие слабое, очень заметна задержка.
Третья фаза
Но при следующей степени олигофрении, называемой идиотией, уровень IQ редко превышает 20, способность нормально говорить значительно снижается и ограничивается способностью произносить отдельные слова и звуки. Они не могут заниматься осмысленной деятельностью. Тяжелые психические расстройства и физическое недоразвитие приводят к умственной отсталости, ведь дети первых лет жизни еще мало чем отличаются. Но с годами нарушения стали более очевидными. Нередки аномалии строения органов тела, им недоступны навыки, с которыми легко справятся обычные люди, они практически неспособны к самообслуживанию.
Их эмоции далеки от разнообразия, они выражают только удовлетворение или неудовольствие в форме крика в сочетании с возбужденным поведением. Люди с этим диагнозом подлы и агрессивны, часто их гнев направлен против них самих. Симптомы заболевания зависят от тяжести патологии и ее степени; во время диагностики тщательно и точно оценивается психическая сфера и физическое состояние человека.
Отдельные формы олигофрении
У каждой причины этого недуга свой характер болезни. Сегодня существует 4 формы олигофрении:
— Первый модуль. Наследственный вариант заболевания, вызванный дефектными репродуктивными клетками от матери пораженного ребенка. К этой форме олигофрении относятся пациенты с синдромом Дауна, микроцефалией.
— Вторая форма. Сюда входят типы умственного недоразвития, вызванные внутриутробными факторами: инфекции вирусного, бактериального и паразитарного происхождения.
— Третья форма. Это вариант, когда задержка развития ребенка вызвана родовой травмой, низким уровнем кислорода у плода или удушьем во время родов. Сюда также входят маленькие пациенты, перенесшие энцефалит, менингит или получившие травму головы в возрасте до 3 лет.
— Четвертая и последняя форма — это тип умственного недоразвития, вызванный нарастанием основного врожденного заболевания, например, порока мозга, эндокринных патологий.
Олигофрения симптомы и признаки
Действительно, называть олигофрению болезнью не совсем правильно, ведь на самом деле это патологическое состояние, вызванное различными видами заболеваний. Симптомы олигофрении возникают в сочетании с соматическими проявлениями, а также нарушениями в эмоциональной, моторной и речевой сферах. Некоторые из наиболее частых проявлений этого состояния:
- Задержка физического развития. В зависимости от формы этого заболевания оно может быть практически незаметным или очень тяжелым. Например, взрослый может выглядеть как подросток 15–16 лет.
- Замедление в личном развитии. Чаще всего проявляется в повседневных ситуациях, таких как выбор одежды или покупка продуктов. Такие олигофрены легко поддаются внушению, не умея самостоятельно принимать адекватные решения.
- Ослабленная память. Чаще всего такой человек очень выборочно запоминает числа, имена или числа. Причем делает это совершенно механически.
- Рассеянное внимание. Человек просто не может ни на чем сосредоточиться. Они постоянно отвлекаются.
- Плохой словарный запас и безграмотный язык. При легкой форме заболевания человека даже можно научить осмысленно читать. Если у человека тяжелая форма, максимум, чего можно достичь даже после многих лет тренировок, — это механическое правописание. При этом олигофрен даже не поймет смысла прочитанного.
- Полная умственная отсталость. Отличие от обычной умственной отсталости в том, что она влияет не только на личностные характеристики и интеллект, но и на все другие черты характера человека. Это включает способность воспринимать эмоции, речь, память, мелкую моторику, силу воли, способность думать и концентрироваться.
- Абстрактное расстройство мышления. Этот симптом можно назвать наиболее характерным. Человек, страдающий умственной отсталостью, полностью лишен образного мышления. Он больше основан на конкретной ситуации, типичной для двух-трехлетних детей.
Наиболее яркие и подробные симптомы проявляются только в школьном возрасте. У детей до года олигофрению определить практически невозможно, за исключением самых тяжелых случаев. Что касается младшего возраста, то здесь такие отклонения могут определяться задержкой речи и умственного развития, а также отсутствием интереса к окружающему миру.
Олигофрен: симптомы умственной отсталости
Во-первых, патология проявляется в виде неразвитости не только процесса познания мира, но и личности в целом. Симптомы олигофрении выражаются в недостаточном восприятии, моторике, речи, памяти, интеллекте, внимании, мышлении. Основное положение в структуре поврежденной психики пациента — отсутствие способности абстрактно мыслить и неумение обобщать на
чтобы понять, кто олигофрен, рассмотрим симптомы подробнее.
Речь пациента характеризуется дефицитом словарного запаса, неграмотностью и неправильным написанием предложений. Его внимание ослаблено, но время от времени наблюдается очень хорошее развитие механической памяти со способностью выборочно запоминать (имена, числа, числа, телефонные номера).
Диагностические критерии
Согласно DSM-5 (пятое издание Руководства по диагностике и статистике психических расстройств), умственная отсталость относится к расстройствам нервного развития, которые характеризуются и определяются следующими симптомами:
- Дефицит интеллектуального функционирования. Затруднения с абстрактным мышлением, рассуждением, принятием решений, обучением. Все это должно быть подтверждено соответствующими тестами.
- Отсутствие адаптивного поведения. Несоответствие общепринятым культурным и социальным стандартам, неспособность жить самостоятельно, снижение социальной ответственности, трудности в общении. То есть человек не может общаться и обслуживать себя, ему нужна помощь, где бы он ни находился.
- Человеку сложно выполнять задачи, требующие памяти, внимания, языка, письма, чтения, математического мышления, и он не может приобрести практические навыки.
- Проблемы в социальной сфере. У него нет социальных навыков — общение с людьми, не может заводить друзей и поддерживать отношения. Он не понимает своих чувств и мыслей.
- Практические задачи. Слабая степень обучаемости, неконтролируемость своего поведения, неумение заботиться о себе, безответственность и т.д.
Другие признаки
Вместе с вышеперечисленными критериями можно определить наличие любой стадии РС по следующим критериям.
В начальном периоде развития здоровый ребенок осваивает простые навыки, которые по мере взросления хорошо осваиваются и переходят к более сложным. Адаптивные и интеллектуальные проблемы становятся очевидными по мере развития ребенка. Когда они появляются, они зависят от типа, причины и степени умственной отсталости.
Этапы развития (моторика, речь, социализация) детей с интеллектуальными нарушениями такие же, как и у здоровых детей, но проходят они гораздо медленнее, то есть достигают определенного уровня намного позже. При легкой форме умственной отсталости отставание от сверстников проявляется только в начале обучения в школе (трудности в обучении), а при тяжелой форме — в первые годы жизни.
Как правило, если умственная отсталость передается по наследству (по генам), это сказывается на внешности человека.
У олигофреников чаще встречаются физические, неврологические и другие проблемы со здоровьем. У этих людей также часто бывают нарушения сна, тревожные расстройства и шизофрения. Часто встречаются диабет, ожирение, венерические заболевания и эпилепсия.
Люди с легкими и средними интеллектуальными нарушениями говорят намного хуже, чем их сверстники, поскольку они моложе по возрасту. Чем выше уровень шума, тем хуже речь.
Расстройства поведения, присущие олигофренам, связаны с дискомфортом, который они испытывают при общении, неспособностью донести свои мысли до других, непониманием собственных желаний и потребностей. Кроме того, они страдают от социальной изоляции. Отсюда проявления волнения, беспокойства, нервозности и т.д.
Полезная литература
Лечение и социальная реабилитация больных олигофренией невозможны без полезной литературы. К ним относятся:
- Публикации Рубинштейн С.И. «Психология умственно отсталого школьника» Учебное пособие для студентов учреждений дефектоскопии».
- Издание В.Г. Петрова «Психология школьников с задержкой умственного развития».
- Исаев Д.Н. Издание «Умственная отсталость у детей и подростков».
Есть и другие не менее интересные книги и публикации ученых и докторов наук. Однако именно на них стоит обратить внимание при изучении вопроса о лечении и реабилитации детей с олигофренией.
Уровни заболевания
Олигофрения — это врожденное или раннее приобретенное слабоумие. Выражается в общем недоразвитии психики и в основном влияет на интеллект человека. Термин «умственная отсталость» происходит от двух греческих слов «oligos» (маленький) и «phrēn» (причина), хотя более правильными считаются термины «умственная отсталость» или «умственная отсталость». В повседневной жизни олигофрению у детей часто называют умственной отсталостью, а ребенка с задержкой умственного развития — умственно отсталым.
Олигофрения, как отдельное заболевание, была классифицирована только в начале прошлого века. До этого времени общий собирательный термин «деменция» объединял пациентов с врожденными заболеваниями и приобретенным умственным недоразвитием, например старческим слабоумием.
Степени олигофрении следующие:
- Легко — слабость.
- Умеренно — слабоумный.
- Глубокий идиотизм.
Классификация и стадии развития умственной отсталости (олигофрении)
В МКБ-10 9 умственная отсталость кодируется под записями F70-F79:
- F70.xz Easy UO (IQ 50-69, результаты теста Векслера 60-79);
- F71.xz означает VO (IQ 35-49, результаты теста Векслера 45-59);
- F72.xz UO тяжелая (IQ 20-34, результаты пробы Векслера 30-44);
- F73.xz Deep SV (IQ <20, результаты теста Векслера <30);
- F78.xz Другие формы UO;
- F79.xz Неуточненная форма EE.
«X» относится к дополнительному символу, который указывает на расстройство поведения:
- 0z — нарушение поведения отсутствует или его слабая выраженность;
- 1з — сильно нарушенное поведение;
- 8z — другое расстройство поведения;
- 9z — нет признаков нарушения поведения.
Под буквой z мы подразумеваем этиологическую причину:
- .x1 — UO, вызванный инфекцией или интоксикацией;
- .x2 — ВО, вызванное травмой или гипоксией;
- .x3 — ПК, вызванный фенилкетонурией;
- .x4 — СВ, вызванный хромосомной патологией;
- .x5 — UO, вызванный гипертиреозом;
- .x6 — СВ, вызванный гипотиреозом;
- .x7 — UO от недоношенности;
- .x8 — UO, вызванный другими указанными факторами;
- .x9 — UO по неизвестным причинам.
Умственная отсталость также делится на две формы:
- дифференцированный — если причина возникновения УО установлена (в МКБ-10 это отражается пятым знаком z от .x1 до .x8);
- недифференцированный — если этиология неизвестна (в МКБ-10 — .x9).
Также существует знакомая российскому врачу классификация Э. Крепелина, которая делит ОЕ на три типа:
- Слабость (IQ 50-69). В МКБ-10 это соответствует F70. Ребенок с легкой степенью СВ характеризуется относительно большим словарным запасом, трудностями с абстрактным мышлением, хорошей механической памятью, проблемами с самоконтролем, внушаемостью, несамостоятельностью, безынициативностью. Эти люди обучены, имеют возможность окончить школу, институт и получить профессию.
- Дурачок (IQ 20-35). Соответствует F71-F72. У дураков низкий словарный запас, они не знают грамматики, плохо усваивают новый материал, с трудом овладевают повседневными навыками и нуждаются в постоянной заботе.
- Идиотизм (IQ <20). Соответствует F73. Идиоты не говорят членораздельно и не понимают чужую речь. Реакция на вещи вокруг нас ничем не отличается от реакции ребенка. Голод и другие неприятные и раздражающие ощущения вызывают плач, агрессию, аутоагрессию (желание причинить себе вред). Благополучная среда ведет к спокойствию. Обычно они не могут ходить, просто ползают. Окружающий мир познается по взятию предметов в рот. Эти люди нуждаются в постоянном присмотре и заботе. 3
Существуют и другие классификации умственно отсталых:
- Эзиопатогенетическая классификация М. С. Певзнера:
- простая форма ЭЭ;
- СВ с нейродинамическими расстройствами (с преобладанием возбуждения или торможения);
- УО, сочетающееся с патологией анализаторов;
- ЭЭ с сопутствующим психопатическим поведением;
- ОУ при лобной недостаточности.
- Клинико-физиологическая классификация С.С. Мухиной и Д.Н. Исаевой:
- атоническая форма — характеризуется повышенным отвлечением, неспособностью сосредоточиться, пациенты вялые, апатичные, с недоразвитой мелкой моторикой, обычно не реагируют на речь, часто повторяют простые стереотипные действия;
- дисфорическая форма — характеризуется эмоциональной лабильностью, агрессивностью и аутоагрессией, раздражительностью и нарушениями внимания;
- теневая форма: характерны эмоциональность и коммуникабельность;
- астеническая форма — характеризуется эмоциональной лабильностью, нарушением внимания, суетливостью, пространственной дезориентацией и недоразвитием моторики. 11
По М. С. Певзнер
Традиционный подход к оценке степени тяжести мало что дал как для медицинской, так и для педагогической практики. В результате работы Марии Семеновны Певзнер на основе глубочайшего клинического и психолого-педагогического исследования удалось понять структуру дефекта при олигофрении, составляющей 75% всех типов детских аномалий, и разработать классификацию, учитывающую этиопатогенез и качественную оригинальность аномального развития.
По сути, классификация, предложенная М.С. Певзнером в 1959 г., представляет собой типологию состояний, поскольку имеет прямой доступ к системе лечебных, корректирующих и воспитательных мероприятий с этой категорией аномальных детей.
В частности, М.С. Певзнер выделил три формы дефекта:
- неосложненная умственная отсталость;
- олигофрения, осложненная нарушением нейродинамики, проявляется тремя вариантами дефекта:
- с преобладанием возбуждения над торможением;
- с преобладанием торможения над возбуждением;
- при сильной слабости основных нервных процессов;
- дети-олигофрены с тяжелой недостаточностью лобных долей.
Чуть позже (в 1973 и 1979 годах) М.С.Певзнер завершает свою классификацию. Основываясь на клинических и этиопатогенетических принципах, он выделил пять основных форм:
- просто;
- олигофрения, осложненная нарушением нейродинамики (возбудимая и тормозная);
- умственная отсталость в сочетании с недугами различных анализаторов;
- умственная отсталость при психопатических формах поведения;
- олигофрения с выраженной лобной недостаточностью.
Прогноз. Профилактика
Прогноз благоприятный для людей с легкой МР. Они социализированы, могут пройти специализированное обучение, получить профессию, обладают простыми повседневными навыками, могут помогать по дому и не имеют сопутствующих психотических симптомов.
Прогноз неблагоприятный при умеренной и тяжелой УР. Это связано с постоянной и особой заботой, в которой нуждается пациент, и с частыми случаями сопутствующих психотических патологий.
Профилактическая работа направлена на:
- работа с беременными и ранняя диагностика внутриутробных и хромосомных патологий;
- устранение внешних рисков, которые могут повлиять на развитие плода и малыша (улучшение экологической обстановки, отказ от алкоголя, наркотиков, курения, ограничение контакта с бытовой химией и другое);
- предотвратить развитие осложнений при родах (повысить доступность квалифицированной акушерской помощи, улучшить качество оборудования, повысить квалификацию врачей);
- адекватный уход за детьми для предотвращения инфекционных поражений и соматических заболеваний;
- ранняя диагностика нарушений обмена веществ, гормональных патологий и брожений. 10
Опасность
Олигофрения в фазе идиотизма делает человека инвалидом, нуждающимся в постоянной заботе. В этом случае пациенты могут представлять опасность для окружающих, когда у них развиваются агрессивные состояния.
Прогноз и образ жизни
Прогноз и последующий образ жизни семьи, в которой они узнали об олигофрении, зависят от степени деменции, а также от точности и своевременности диагноза. Как правило, если лечение было выбрано правильно и сразу началось, реабилитация пациентов с легкими заболеваниями позволяет им научиться выполнять простейшие социальные функции. Также есть возможность научиться и начать делать простую работу, живя самостоятельно в обществе. Однако следует понимать, что таким пациентам часто требуется дополнительная поддержка.
При диагностике олигофрении у детей проводится беседа с родителями, обучающие курсы, которые помогают научить ребенка умению осваивать простейшие действия. При этом родители должны понимать, что такому ребенку необходим постоянный эмоциональный контакт. Кроме того, для обучения и воспитания детей с ограниченными интеллектуальными возможностями используется олигофренопедагогика, которая дает ответы на вопросы родителей и помогает им быстрее реабилитироваться.
Родителям рекомендуется:
- Своевременно обращаться за медицинской помощью для диагностики и определения степени прогрессирования олигофрении у ребенка.
- Регулярно общайтесь с ребенком, учите его читать, писать, считать. Обратитесь за помощью к детскому психологу.
- Предоставлять ребенку возможность быть среди сверстников, а не пытаться оградить его от общества.
- Учите ребенка быть независимым.
- Не ждите от ребенка невозможного, поднимая планку на основе результатов здоровых детей.
С помощью таких слияний родители смогут немного адаптировать ребенка к его жизни в обществе.
Причины возникновения слабоумия
Есть несколько факторов, способствующих развитию умственной отсталости. Изучив их, можно понять, кто олигофрен и какие у него возможны патологии.
1. Генетическая предрасположенность. Этот фактор может возникать при болезни Дауна и истинной микроцефалии.
2. Повреждение плода внутри матки во время беременности. Имеется в виду гормональные нарушения, вирусные инфекции, токсоплазмоз, врожденный сифилис.
3. Удушье новорожденного, несовместимость крови плода и матери по иммунологическим причинам. Имеется в виду конфликт резус-факторов, травмы, полученные в родах, травмы головы в раннем детстве, врожденная гидроцефалия, детские инфекции.
Лечение олигофрении
В настоящее время еще не изобретена такая терапевтическая схема, которая могла бы полностью вылечить человека от болезни, поэтому применяется поддерживающая медикаментозная терапия.
Существует двухуровневая классификация видов олигофрении и причин появления, которая используется в домашней медицине:
- семейная или наследственная умственная отсталость;
- эмбриональная олигофрения с поражением плода при беременности;
- развитие олигофрении в связи с различными вредными факторами во время родов и в первые годы после них.
Также существует группа патологий с уже известной этиологией, а именно:
Олигофрении с известными причинами
- генетическая, наследственно-хромосомная, врожденная олигофрения;
- патологии, развившиеся в результате воздействия вредных веществ, микроорганизмов во время внутриутробного развития плода;
- задержка умственного развития из-за тех же вредных веществ или микробов в первые месяцы и годы жизни ребенка.
- олигофрения, развившаяся на фоне негативных явлений в социальной или психологической сфере.
В настоящее время существует большое количество препаратов для коррекции различных видов умственной отсталости. В основном это ноотропы, транквилизаторы и нейролептики, подробнее о которых ниже.
Определение основных понятий в психологии
Что означает олигофрения? Олигофрен — кто это? Фото:
В МКБ-10 олигофрения имеет код F70-79 и означает приобретенное до трех лет или врожденное умственное отставание, вызванное патологией головного мозга, неполным развитием психики или его задержкой, характеризующейся снижением интеллекта, приводящим к полному развитию психики или частичная социальная дезадаптация.
Термин «олигофрения» происходит от древнегреческого слова «ὀλίγος» — маленький и «φρήν» — ум.
Диагностика
Для выявления признаков олигофрении врачи делают:
- Анализ жалоб пациентов. Изучение анамнеза. Получается:
— в каком возрасте начали проявляться симптомы умственного развития;
— как протекала беременность матери;
— если в детстве больной часто простужался;
— какие болезни он болел до трехлетнего возраста;
— как он ел (если голодал). - Обследование у психиатра, во время которого оцениваются интеллектуальные способности пациента с помощью специальных шкал, анкет, во время обычного разговора. При этом врач изучает, насколько развита речь у олигофрена, сможет ли он адаптироваться к новым условиям, как общается с родными и близкими.
- МРТ, КТ головы, позволяющие послойно изучить структуру головного мозга и выявить его повреждения (при наличии).
Почему дети становятся олигофренами
Причина около 80% заболеваний — генетические заболевания.
Классификация факторов, которые могут передаваться по наследству от родителей:
- хромосомные заболевания (трисомия, болезнь Дауна, Шерешевского-Тернера, синдром Кланфельтера);
- аномалии головного мозга (микроцефалия, гидроцефалия);
- нарушение работы эндокринной системы, влияющее на когнитивные функции — гипотиреоз и гипертиреоз (кретинизм);
- энзимопатия, при которой нарушается секреция и / или активность ферментов (галактоземия, фенилкетонурия).
Олигофрен — это также ребенок, развившийся в утробе матери с заболеваниями матери и аномалиями беременности:
- при наличии патологий (нефропатия, анемия, нарушение кровообращения в плаценте, эклампсия, токсикоз второй половины беременности);
- другие заболевания, обостряющиеся во время беременности (проблемы с щитовидной железой, сахарный диабет, заболевания почек и печени, сердечно-сосудистая недостаточность);
- иммунологический конфликт по резус-фактору (что это такое?) между матерью и плодом;
- травмы черепа и головного мозга при родах;
- преждевременные роды;
- удушение новорожденных (что это?);
- некоторые лекарства;
- употребление алкоголя, сигарет и наркотиков;
- инфекционные заболевания матери (гепатит, корь, краснуха, грипп, цитомегаловирусная инфекция);
- другие заболевания (СПИД, токсоплазмоз, сифилис).
После рождения ребенок может приобрести умственную отсталость на срок до 3 лет, если получит травму головы. Или он заболеет энцефалитом, менингитом (что это?).
Как проявляется дебильность?
Как отмечалось выше, существует три степени умственной отсталости. Самый простой из них — слабость. Больные малыши начинают ползать, ходить, а потом уже потом рассказывают о здоровых крохах. У них тоже есть дефекты суставов. Дети постарше, которые по возрасту являются школьниками, никакой литературы не читают, их интересы направлены только на удовлетворение естественных потребностей. Часто люди с ограниченными возможностями проходят обучение в специализированных школах. У таких пациентов нет собственных мыслей, точек зрения, поэтому они постоянно копируют поведение других людей. Однако некоторые из них с задержкой в развитии характеризуются частичным даром, например, прекрасной зрительной или механической памятью, способностью складывать и вычитать комплексные числа в уме. Среди детей, страдающих этой степенью олигофрении, отмечаются апатичные, злобные, упрямые, мстительные, заторможенные люди.
Несмотря на такое конкретное образное мышление, люди с диагнозом «слабость» могут делать простые выводы.
Дети с интеллектуальной инвалидностью
Общество должно терпимо относиться к людям с умственной отсталостью, нужен особый подход и учителя, знающие специфику работы, способные обучить людей с умственными недостатками и помочь им реализовать себя.
Дети с болезнью Альцгеймера нуждаются в поддержке других, особенно родителей, которые должны обеспечить этим детям психологический комфорт, развитие и улучшить качество жизни.
У новорожденных довольно сложно выявить умственную отсталость, особенно ее легкую форму, так как они практически не отличаются от других. Но активность у них нарушена: они начинают поздно держать голову, заикаться, сидеть, ползать.
Но по мере взросления, когда ребенок начинает ходить в детский сад, становится очевидным, что ему трудно придерживаться распорядка дня, общаться со сверстниками и осваивать новые навыки. Например, трехлетний ребенок не может собрать пирамиду самостоятельно, хотя он многократно повторял это с учителем. Одноклассники успели после 1-2 уроков.
Дети-олигофрены не любопытны, не могут долго сидеть на одном месте, но очень быстро устают. У них плохой язык, путают буквы (особенно согласные). Поскольку их слух и фонематический анализ развиты плохо, они неправильно произносят слова и, следовательно, пишут неправильно. Слуховой аппарат и артикуляционный речевой аппарат отстают в развитии — отсюда и спутанная речь.
От этого страдают общая и мелкая моторика, так как центральная нервная система развивается ненормально. Движения ребенка неуверенные и медленные, он беспорядочно манипулирует предметами. Он долго не может определить «основную» руку, непоследовательно двигает обеими.
Трудности с захватом «щипок» и «пинцет» не позволяют ребенку правильно держать карандаш и ручку и научиться писать. Недоразвитие мелкой моторики также мешает самообслуживанию.
Ребенок не может сосредоточиться и что-то вспомнить. Это негативно сказывается на познавательной активности и умственной активности. Ребенок не видит и не слышит, что говорится, из-за дефицита внимания.
Этим детям сложно учиться: они медленно усваивают материал, потому что не запоминают его и не могут воспроизвести полученную информацию. Они не могут применить приобретенный навык или знания после многократных повторений и быстро забыть.
Ребенок не может словесно (вербально) выразить чувства, потому что плохо говорит, но эмоции выражает мимикой, прикосновениями, жестами. Он не умеет сочувствовать. Его воля слаба, потому что он легковерен с любым человеком, его легко воодушевить, а это очень опасно.
Немедленно обратитесь к специалисту (неврологу), если ваш ребенок ведет себя необычно или вы не понимаете, что с ним происходит. У этого есть двоякая польза: в лучшем случае все сомнения в пригодности вашего ребенка будут развеяны, а в худшем (что, впрочем, тоже неплохо) — ранняя диагностика позволит вам немедленно принять меры для решения проблемы. Это позволит лучше социализировать такого ребенка и адаптироваться к жизни.
Врач осмотрит маленького пациента, расспросит родителей о симптомах, когда они появились, о практических и социальных навыках ребенка, адаптивном поведении и т.д. Тест на интеллект нужен, чтобы узнать, сколько ребенок учится, может решать задачи и абстрактно мыслить. IQ ниже 70 может указывать на наличие умственной отсталости и ее уровень.
Советы родителям
Мамы и папы особых детей могут получить следующие советы:
- Конечно, услышать такой диагноз для своего ребенка — страшный удар, вызывающий негативные мысли. Возникает чувство вины, обиды на судьбу, гнев, отчаяние, меланхолию. Но с этим фактом все же придется смириться, и общение с другими родителями, у которых есть похожая проблема, может стать хорошей поддержкой. Также неплохо посетить психолога.
- Нужно четко делиться своими умениями с тем, что невозможно сделать, и, не сдаваясь, искать пути решения проблем и средств.
- Проконсультируйтесь со специалистами. Также желательно собрать как можно больше информации из серьезных источников о задержке умственного развития, о том, как и чем можно помочь ребенку, что именно нужно делать, куда идти. Бесценен опыт общения с ними семей с ребенком-олигофреном.
- Узнайте и используйте государственные и общественные услуги для семей с детьми с ограниченными интеллектуальными возможностями.
- Не думайте об ограничениях, а о способностях вашего ребенка, о том, что он может и что ему нужно, как доставить ему удовольствие. В ваших силах помочь ему стать независимым и как можно больше общаться.
- Ни в коем случае не изолируйте своего ребенка от других людей, ни детей, ни взрослых.
- Несмотря на то, что уровень развития вашего ребенка на определенных этапах ниже, чем у сверстников, общаться с ним нужно не как с ребенком, а по возрасту.
- необходимо регулярно проводить развивающие и обучающие занятия. Целью обучения является социальная адаптация, т.е ребенок должен овладеть языком, письмом и повседневной самостоятельностью.
Не ждите от всех ваших усилий чего-то особенного, какого-то сверхдостижения, радуйтесь малейшему прогрессу. Но и на этом не следует останавливаться. Даже если вы понимаете своего ребенка отдельными словами, этого недостаточно для общения с другими людьми и социальной адаптации. Продолжай, не сдавайся и не потакай детской лени.
Чтобы снизить вероятность рождения умственно отсталого ребенка, беременной женщине следует:
- ЗАПРЕЩАЕТСЯ пить, курить и принимать наркотики;
- принимать фолиевую кислоту;
- регулярно посещать врача;
- придерживайтесь диеты, содержащей фрукты и овощи, цельнозерновые продукты и продукты с низким содержанием насыщенных жиров.
После рождения ребенка:
- обследование ребенка: выявят заболевания, которые могут вызвать умственную отсталость;
- регулярно посещать педиатра;
- делать все назначенные прививки по графику;
- разрешать ему ездить на велосипеде только в шлеме и брать его в машине до необходимого возраста только в автокресле;
- исключить контакт ребенка с бытовой химией и красками на свинцовой основе.
Сопровождение специалистами
Ребенку с умственной отсталостью в детстве необходима всесторонняя поддержка со стороны следующих специалистов:
- детский психолог и психиатр;
- логопед;
- невролог;
- дефектолог.
При наличии других недугов (слепота, глухота, церебральный паралич, расстройства аутистического спектра) к вышеперечисленным специалистам добавляются реабилитолог, офтальмолог, массажист и преподаватель физиотерапии.
Диагностика и возможные ошибки
При диагностике олигофрении изучают развитие у ребенка всех сфер, как и когда сформировались навыки. Специалист уточняет, есть ли у родственников психическое заболевание, страдают ли родители алкоголизмом или наркоманией.
Не менее важна информация о течении беременности. Женщина болела инфекционными заболеваниями, какие препараты использовала, соблюдала сбалансированное питание, были внешние негативные факторы. А также о том, как прошли роды.
При подозрении на олигофрению проводятся лабораторные и инструментальные исследования и анализы. В ситуациях, когда причиной умственной отсталости может быть наследственный фактор, проводится генетический анализ.
Олигофрению обязательно дифференцируют (как дела?) С детской шизофренией (что это?), Которая в последнее время обнаруживается гораздо чаще. Поскольку главный симптом здесь — нарушение интеллекта.
Они также пытаются отличить это от педагогической пренебрежения, когда никто не участвовал в развитии ребенка и был предоставлен самому себе.
Ухудшение познавательных способностей детей может быть следствием тяжелых соматических (не психических) заболеваний. Тело ребенка было слишком слабым, чтобы развивать мышление.
Кроме того, токсины от болезни могут повлиять на мозг. Но после лечения пациент все компенсирует, поэтому олигофрения исключена.